МОУ ДОД «Центр детского творчества №1»
ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
(Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования)
Выполнила:
Педагог доп.обр.
Н.И. Крюкова
г.о. Саранск 2015
Внеклассное занятие по теме
«Жизнь дана на добрые дела! »
Задачи занятия
формировать нравственные качества;
развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.
Оборудование
Пословицы о доброте; слова, написанные в «сердечках»; цветок Доброты; цветы.
Ход занятия
Руководитель. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Ученик 1.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Руководитель. О каком качестве пойдет речь?
Дети. О доброте.
Руководитель. Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта. Добро. Что же это такое? Прочитаем высказывания великих людей.
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.
(Л. Толстой)
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.
(В. Розов)
И так, доброта – это отзывчивость, доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим. Как теплый луч солнца способен согреть каждого человека, так и доброта и любовь людская бесценны и дороги. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Руководитель. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?
Дети называют пословицы и поговорки, подготовленные заранее.
Спеши делать добро.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Добро век не забудется.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит
От добра – добра не ищут.
Доброе сердце лучше богатства.
Доброе слово – половина счастья.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Доброе слово и кошке приятно.
Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не ищи красоты – ищи доброты.
Доброе дело дороже богатства.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Доброта, милосердие, радость и переживание за других, создают основу человеческого счастья.
Дети читают стихи про «добро»
1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты —
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2. Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты — культурный человек,
Мировой мальчишка!
4. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это — просто красота,
Только так и нужно!
6. Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
Назовут хорошим.
Руководитель. А теперь давайте поиграем
Я начинаю говорить, а вы кончайте
Слова волшебные мне называйте.
Руководитель: Растает даже ледяная глыба от слова теплого… .
Дети: Спасибо.
Руководитель: Зазеленеет старый пень, когда услышит…
Дети: Добрый день.
Руководитель: Если больше есть не в силах, скажем маме мы…
Дети: Спасибо.
Руководитель: Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…
Дети: Здравствуйте!
Руководитель: Когда нас бронят за шалости, мы говорим…
Дети: Простите, пожалуйста!
Руководитель. А как много добрых слов образовано от этого слова – добро!
На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ. Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова:
Доброжелательный, добродетельный, добродушный,
добросовестный, добросердечный, добропорядочный,
добронравный, добро, доброта, добродетель.
Руководитель. Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?
Дети Сказка В. Катаева «Цветик-семицвётик».
Руководитель. Кому и как помогла девочка в этой сказке?
Дети отвечают.
Руководитель. А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Учитель выслушивает ответы детей) .
Руководитель. Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время? (Дети отвечают).
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно.
В любую минуту, всегда.
Руководитель. Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить, его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2.
Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Воспитатель. Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?
Дети. В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.
Воспитатель. Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
Дети. Нет.
Руководитель. Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло?
Дети. В сказках.
Руководитель. Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло. (Дети перечисляют сказки) .
Руководитель. Антон Павлович Чехов обратился к вам, молодому поколению, с такими словами: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро! »
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Давайте вернемся к нашему цветку Доброты. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
Дети выходят на сцену с цветками, которые они приготовили заранее.
В центре цветков написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома.
Дети прикрепляют свои цветы рядом с цвётком Доброты.
Руководитель. Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарное уважение, нежность, скромность.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!