Исследовательская работа «Жизнь и быт староверов Тонкинского района»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тонкинская средняя школа»
«Жизнь и быт староверов
Тонкинского района»
Проектно- исследовательская работа
Выполнила
ученица 2 а класса
Фанта Екатерина
Руководитель
учитель начальных классов
Серова Н.М.
Тонкино
2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть……………………………………………………………5
1. Кто такие староверы?.………………………………………………………..5
2. Жизнь и быт староверов в прошлом………………………………………...5
2.1. Дома………………………………………………………….……….5
2.2.Внутреннее убранство изб……………………………………………..5
2.3.Одежда староверов……………………………………………... …..6
3. Изменилась ли жизнь староверов в современном мире?…….……………..7
3.1. Быт современных староверов………………………………………7
3.2. Отношение к Богу………………………………………………….7
Практическая часть……………………………………………………………9
1. Опрос одноклассников…………………………………………………..9
2. Поиск информации в справочниках, сети интернет……………………9
3. Посещение Тонкинского краеведческого музея ……………………...9
4. Беседа с бабушкой о жизни староверов………………………………...9
Выводы и заключения………………………………………………………...10
Используемая литература…………………………………………………….11
Приложение……………………………………………………………………12
Введение
Однажды у бабушки я увидела необычную одежду: длинный сарафан, красивый пояс, короткую сорочку с длинными рукавами. Мне стало интересно, что это за одежда, и, кто её носил. Я стала спрашивать у бабушки. Она мне пояснила, что так одевались раньше женщины- староверки, а сейчас в этой одежде они ходят молиться. Мне стало интересно, кто такие староверы, я о них никогда не слышала. Ведь это мои предки. Каждый человек должен знать свои корни, свою родословную. Об этом мы говорили на уроках окружающего мира и даже составляли своё родословное древо.
Мои родители родились в Тонкинском районе. Мама в селе Бердники, а папа в деревне Мартяхино. Населяли эти деревни староверы. Это очень глубоко верующие люди, со своими укладами и обычаями. И по сей день живут в этих местах люди, которые чтят традиции староверов, передают их из поколения в поколение. Мои бабушки и дедушки все были староверами и мне очень интересно было слушать о их жизни. Тем, что я узнала, хочу поделиться с вами.
Перед началом работы над проектом, я поинтересовалась у одноклассников, знают ли они кто такие староверы и где, как они живут. Большинство ребят на этот вопрос не ответили, они даже не слышали этого слова. Лишь те, в чьих семьях исповедуют старую веру, знали о них.
Целью моего исследования стало изучение быта, обычаев и традиций староверов, которые живут на территории с. Бердники и д. Мартяхино
Задачи:
1.Узнать, кто такие староверы и как они появились на территории Тонкинского района;
2. Изучить быт, занятия, традиции и обычаи старообрядцев;
3. Изучить семейные и музейные документы, фотографии.
В работе использованы следующие методы:
1. Информационный.
- Работа с энциклопедией, сайтами, в библиотеке
2. Анализ литературных источников, архивных и семейных документов, фотографий.
3. Поисковый.
- Сбор, систематизация и обобщение накопленной информации в виде поисковой работы.
Объект исследования: староверческие семьи, проживающие на территории Тонкинского района.
Предмет исследования: традиции, обряды, обычаи староверов.
Гипотеза: Я считаю, что жизнь, быт, традиции, обычаи староверов мало изменились.
Теоретическая часть
1. Кто такие староверы?
Прежде, чем начать свою работу, я в энциклопедии, справочниках, толковых словарях я узнала, кто такие староверы.
1) Староверы - одно из названий сторонников старообрядчества.
2) Староверы - общее название последователей христианства после церковной реформы. Их также называют старообрядцами. Они выступали против нововведений, за сохранение старых обрядов.
Однако, старообрядцами называли тех христиан, у которых были церкви и церковные служители, а тех, у которых не было попов (их ещё называли «беспоповцы», а к таким и относятся мои предки) называли староверами.
После введения в церковной службе новых правил многие христиане были не довольны этим и их начали преследовать. Вот тогда они и уходили из больших городов в леса, селились по берегам меленьких лесных речушек. Так вот староверы оказались в нашем районе. Первыми жителями с. Бердники и д. Мартяхино были христиане, которые исповедуют старую веру. Живут они здесь до сих пор.
2. Жизнь и быт староверов в прошлом
С целью изучения быта, жизни староверов мы с мамой отправились в Тонкинский музей. Здесь я узнала следующее.
2.1. Дома
Жизнь староверов была нелёгкой. Основным видом транспорта были лошади, асфальтных дорог не было, зимой коней запрягали в сани,а летом в телегу. Избы строили из деревянных бревен, крыши крыли тесом или дранкой(елкой щепой). На окнах домов были ставни (створки) их закрывали на ночь. Также окна домов украшали наличники. У всех домов они были с разными узорами. (Приложение 1)
2.2.Внутреннее убранство изб
Внутри избы тоже выглядели не так как сейчас. Стены в домах нечем не обшивали, не красили и не оклеивали. Полы тоже не красили. В переднем, красном, как он назывался, углу располагался иконостас. Это такой шкафчик с одной, двумя полочками, без дверок. Закрывали его вышитыми занавесками. В нем хранились самые дорогие для староверов вещи : иконы. На них молились Рано утром, перед каждым приемом пищи и после и вечером перед сном все, кто жил в доме от мала до велика.
По стенам дома располагались широкие лавки, стульев в избах не было, кроватей сначала тоже. Спали на лавках, полатях или на русской печи. Стол ставили около лавок в углу под иконостасом. Много места в избах староверов занимала печь. Она имела огромное значенье для людей. Печь была источником тепла, в ней готовили пищу.
Маленьких детей качали в колыбели или зыбке . К потолку приделывали большое металлическое кольцо, в него вставляли толстую палку- очеп и к нему и на него приделывали зыбку, на дно клали матрац набитый соломой, пеленку, сверху завешивали пеленкой или вышитой простыней.
Полы застилали половиками, которые сами хозяйки ткали дома на станках.
2.3.Одежда староверов
Одевались староверы своеобразно. Обязательно все должны были носить пояс. Мужчины надевали брюки, рубашку- косоворотку, в брюки ее не заправляли, а подвязывались поясом. В холодное время года мужчины носили кафтаны или тулупы. Женщины носили длинные одежды. Вниз одевалась короткая сорочка с длинным рукавом . На рукавах часто была вышивка. А сверху сарафан, он назывался подрясник, повязывался поясом. На голову надевали платок. Еще женщины носила фартуки, их называли запон. Когда было холодно, надевали пуховые платки и душегрейки.
В будние дни и в дни поста одевались не броско, в темные одежды, в праздники яркие цветные вещи. В похороны или дни поминовения женщины надевали черные подрясники и платки.
3.Изменилась ли жизнь староверов в современном мире?
Мне стало интересно, изменилась ли жизнь, быт современных христиан. Я стала расспрашивать об этом бабушку. Вот что она мне рассказала.
3.1. Быт современных староверов
Время и жизнь не стоит на месте. Люди многому научились. Сейчас дома в деревнях начали обшивать снаружи тесом, красить, но и предметы старины не забывают.Они безусловно выглядят красившее и современнее. В домах появились кровати. Женщины, как могли, украшали свое жилье. Очень много было в домах вышитых изделий. Вышивали на подушках, покрывалах, кроме привычного для нас постельного белья, на кровати стелили подзоры , связанные или вышитые. Подушки накрывали накидушками. Столы тоже накрывали красивыми скатертями.
3.2.Отношение к Богу
Староверы очень сильно верят в Бога. Это в их жизни самое главное. В каждом доме есть иконы, я видела у бабушки старинные деревянные и бронзовые иконы, большие толстые божественные книги. Они очень тяжелые, у них очень толстые корки из тонкого дерева, покрытого кожей, старенькие потертые странички, металлические застежки. Написаны они старинным, не понятным мне языком. Первые буквы на каждой странице написаны красным цветом и украшены узором, остальное написано черными чернилами.
Староверы молятся не только дома, у них есть специальные молитвенные дома. Впереди такого дома находится алтарь, на котором стоят иконы и лежат книги. В момент моления или как они говорят, во время панихиды около каждой иконы зажигается по свече. За тем, чтобы они не гасли, смотрит один из молящихся, убирает сгоревшие и поджигает новые. У каждого молящегося есть в руках лестовка, а кланяются они в специально сшитые из разноцветных лоскутков «подрушники».
Староверы раньше очень строго относились к постам, их соблюдали и взрослые, и дети, и старики. Хотя сейчас это не так. В основном соблюдают старые традиции пожилые люди. В дни поста они много молятся, им не разрешается справлять праздники, гулять свадьбы.
Молятся в основном старые люди, но в большие христианские праздники в «молебны» ( так называют их староверы) приходит много молодых людей, родители часто крестят своих детей в старую веру. Меня тоже крестили в старую веру. Значит, вера продолжает жить.
Практическая часть
1. Опрос одноклассников
Перед началом работы над проектом, я поинтересовалась у одноклассников, знают ли они, кто такие староверы и где, как они живут. Большинство ребят на этот вопрос не ответили, они даже не слышали этого слова. Лишь те, в чьих семьях исповедуют старую веру, знали о них.
2.Поиск информации в справочниках, сети интернет
Чтобы узнать, кто такие староверы, мне пришлось поискать информацию в справочниках, сети интернет. Мне в этом помогала моя мама и старший брат Кирилл. К сожалению, информации о староверах Нижегородской области и Тонкинского района очень мало. В основном, мы нашли сведения об этом в Интернете.
3.Посещение Тонкинского краеведческого музея
С целью изучения быта, жизни староверов мы с мамой отправились в Тонкинский музей. В музее я смогла увидеть вещи, предметы которые окружали наших предков в древности. Я смогла рассмотреть старинную одежду, увидела мебель, предметы быта, ткацкий станок, на котором наши прабабушки изготовляли различные ткани и половики. Даже посидела за старинным столом с большим самоваром, представила, как раньше за таким столом собиралась вся семья и все пили чай из трав и ягод. (Приложение 2)
4.Беседа с бабушкой о жизни современных староверов
Чтобы узнать о жизни современных староверов, я поехала в гости к бабушке и подробно распросила её об этом. Бабушка рассказала мне, как живут староверы сейчас. Показала мне иконы, старинные книги, лестовку, подручники. И даже по моей просьбе надела старинную одежду. А ещё маме удалось сфотографировать староверов в молитвенном доме, хотя этого делать нельзя. Но маме всё-таки разрешили это сделать. (Приложение 3)
Выводы и заключения
В ходе работы я овладела различными способами поиска информации: работала с литературой и в сети Интернет, посещала музей, рассматривала фотографии, старинные книги, предметы и расспрашивала людей, которые знали информацию о староверах. Проанализировав всё, что узнала, я пришла к выводу, что моя гипотеза о том, что жизнь и быт, традиции и обычаи староверов мало изменились, частично подтвердилась. Я поняла, что люди чтят старые традиции, продолжают крестить детей в старую веру, молодые люди посещают молебные дома во время больших христианских праздников, а это значит, что старая вера жива. Хотя быт и жизнь староверов сильно изменились.
Я считаю, что моя работа, имеет большую ценность для меня, для моей семьи. Ведь каждый человек должен знать историю своей семьи, кем были его предки. Но она интересна не только мне, но и ребятам из нашего класса. Ведь первыми жителями посёлка Тонкино тоже были староверы. Наверное, каждому интересно знать историю свое малой родины. Когда я немного подрасту, я обязательно узнаю об этом подробнее.
Используемая литература
1.Сайт администрации Тонкинского муниципального района
2. Старообрядчество в Нижегородской области -Материал из Википедии
3. Фотографии из семейного архива
Дементьева Ирина Михайловна
Серова Надежда Матвеевна
Хохлова Нина Борисовна
Серова Надежда Матвеевна