Мастер-класс «Зимняя сказка»
«Зимняя сказка»
Мастер класс для педагогов дополнительного образования художественной направленности
Цель: Познакомить с нетрадиционными техниками рисования кляксографией и монотипией, показать их выразительные возможности.
Задачи:
- способствовать в ознакомлении способов нестандартного рисования;
- обеспечить процесс дорисовывания деталей объектов, для придания им законченности и сходства с реальными образами;
- содействовать в воспитании интереса к творческой деятельности.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения: групповая.
Оборудование и материалы: иллюстрации, образцы выполненных ранее рисунков; бумага формат А-5; акварель; кисть; баночка с водой; трубочка; простой карандаш
Развёрнутое описание мастер-класса:
1. Организационный момент. (2 мин.)
2. Вводная беседа. (12 мин.)
3. Практическая часть. (26 мин.)
4. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия. Выставка работ (5 мин.)
Ход мастер-класса
1. Организационная часть.
Приветствие. Проверка готовности материалов к мастер-классу. Техника безопасности с инструментами.
2. Вводная беседа.
Сегодня я вас познакомлю с двумя техниками нетрадиционного рисования: монотипия и кляксография. Монотипия, что это такое. Монотипия переводится как «Monos» - один; «Tipos» - отпечаток. Это графическая техника печати с одним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которого состоит в том, что его совершенно невозможно повторить. Впервые применил технику монотипии в XVII столетии итальянский гравер и художник Джованни Кастильоне. Его работы смутно напоминали монотипии художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом. Наиболее яркими представителями этого направления являются такие мастера, как Эдгар Дега и Уильям Блейк. При Нанесении монотипии лучше всего использовать глянцевую или очень гладкую бумагу. Краски можно использовать любые: акварель, гуашь, акрил. И, естественно, потом можно дорисовать работу кисточкой, ручкой, карандашом или, например, можно объединить две техники и применить кляксографию. Кляксография – это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг. В последние годы кляксография набирает небывалую популярность. Благодаря данной технике рисования, у ребенка усиленно развивается творческое воображение.
Использовать эти техники можно для разных целей.
Для создания декоративных фонов (в открытках, например).
Для упражнений на развитие фантазии.
Для создания художественных произведений.
А кляксографию можно использовать и для арт-терапии – вытаскивания образов проблемы из подсознания и преобразования их.
Казалось бы, что полезного может почерпнуть малыш из обычной кляксы. На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного. Кстати, этой нетрадиционной техникой рисования зачастую увлекаются и взрослые.
Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ.
Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду изобразительного искусства и самим вспомнить детское время. Способ абсолютно не сложный, но очень увлекательный, развивающий не только навыки и способности к рисованию, но и фантазию, смекалку, усидчивость.
При помощи кляксы и потока воздуха появляются необычные силуэты, которые потом художники превращают в разнообразные растения, деревья разных видов, кустарники, в сказочные персонажи и многое другое.
Знаменитые художники Эрик Булатов и Олег Васильев использовали этот метод рисования в своих работах. (образцы иллюстраций)
Кляксография и монотипия – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Создавая работу невозможно точно предугадать каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье, силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Делая работы и рассматривая их, даже 3-летний ребёнок может видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похоже? », «Кого она тебе напоминает? » - такие вопросы развивают мышление и воображение.
Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо получается изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки кустарники, травинки).
3. Практическая часть.
Сегодня мы с вами попробуем создать работу «Зимняя сказка» с помощью этих техник. Приступаем к работе. Сначала будем делать монотипию с помощью стекла и гуашевых красок. Стекло обязательно должно быть обработано фацетом и детям в руки его давать нежелательно, во избежание травм. Можно стекло заменить целлофановым пакетом или простой бумагой, сложенной пополам. Тогда изображение получиться отраженное, как в зеркале. Таким способом можно делать бабочек и т.д.
Сначала с помощью монотипии изготавливаем несколько работ. Потом выбираем понравившуюся и с помощью крупной кисти ставим кляксу на листе. Далее трубочкой раздуваем краску в разных направлениях. Полученный рисунок можно дорисовать.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Предложить нарисовать смайлики.
Благодарю всех за внимание.
Использованная литература: