Мастер-класс: «Зимняя сказка. Дед Мороз и Снегурочка — главные герои новогодних сказок»
Мастер- класс: «Зимняя сказка. Дед Мороз и Снегурочка - главные герои новогодних сказок»
Автор: Серова Татьяна Львовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Вологды.
Класс-1-4.
Тема мастер- класса – Виды художественной деятельности. Лепка.
Объект труда: Дед Мороз и Снегурочка.
Цель и ожидаемый результат: совершенствование обучающимися приемов лепки из глины (скатывание, раскатывание, вдавливание), развитие дизайнерских способностей.
Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают привить детям любовь к родному краю (Земля вологодская: Великий Устюг- Родина деда Мороза), учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Они формируют у ребёнка эстетическое восприятие мира, воспитывают художественный вкус, передают детям представления народа о красоте и добре. В этом заключается актуальность мастер-класса «Зимняя сказка. Дед Мороз и Снегурочка - главные персонажи новогодних сказок.
Изготавливая внешний продукт своими руками, ребёнок меняется изнутри, приобщается к истокам русской культуры, своего родного края - Вологодской области.
Говорят, под Новый год, что ни пожелается.
Всё всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Живет Дедушка Мороз в своей вотчине неподалёку от Великого Устюга, в сосновом бору на берегу реки Сухоны. Круглый год он со своими помощниками радушно встречает гостей. Приезжает к нему и его внучка Снегурочка.
Задачи:
Обучающие:
– обучить композиционной и скульптурной грамоте;
– обучить различным приёмам, способам и техникам лепки из глины;
– познакомить обучающихся с керамическими промыслом и традициями искусства керамического ремесла Вологодской области.
- Развивающие:
– развивать образно-логическое и пространственное мышление, а также способность к анализу и эстетической оценке окружающего мира, творческие способности;
– развивать фантазию, ассоциативное и абстрактное видение и умение выразить свой замысел с помощью эскиза, рисунка;
– Воспитывающие:
– воспитывать уважительное отношение к народным традициям;
– формировать стремление к самостоятельному творческому труду;
– прививать любовь к ручному труду.
Продолжительность: 1—4 ч.
Предметные области: филология, технология, искусство.
Материалы, инструменты:
глина,
акриловые краски,
пластиковая дощечка для лепки,
стеки,
файл или пакет,
губка для снимания неровностей и шероховатостей с поверхности глины,
керамический пластиковый ножик,
2. стеклянных сосуда, форма которых напоминает форму шубы Деда Мороза и Снегурочки.
стакан воды.
Этапы работы.
1.Подготовить рабочее место и глину к работе.
2. Сначала скатываем из глиняного теста два ровных шара для фигуры Деда Мороза и Снегурочки. И подготовим формы и пакеты для отминки шуб персонажей зимней сказки.
3. Далее начинается процесс формования шубок будущих сказочных героев: заправляем пакет или файл в стеклянные формы и помещаем туда заготовки будущих шубок Деда Мороза и Снегурочки. Смачиваем водой большой палец и формируем внутри стеклянных сосудов нужные формы из глины методом надавливания и равномерного распределения глины.
4. Затем, аккуратными движениями достаем получившиеся в результате формования фигуры и оправляем их поверхности, сглаживая отпечатки файла, шероховатости и неровности с помощью губки.
5. После этого необходимо приёмом «щипания» сформировать из глины форму ровной чашечки, завершив окончательное формирование шуб Деда Мороза и Снегурочки.
6. следующий этап: это формирование ножек Снегурочки
. Для этого необходимо скатать небольшую колбаску, согнуть её пополам и каждую половинку изогнуть в виде буквы «г». Затем прикрепляем получившиеся ножки к колокольчику шубки Снегурочки.
7. Следующим этапом формирование рук Снегурочки, для этого нужно скатать два шарика и раскатать их, равномерно надавливая на один край в две морковки.
8. Затем с помощью стека с зубчатым краем выполняем тиснение по глине и обозначаем на каждом рукаве границу меха шубы и рукавички Снегурочки.
9. Следующим этапом работы является изготовление воротника и помпонов на шубе. Нам понадобиться скатать длинную тонкую колбаску и слегка приплюснуть её. Получившийся воротник выкладываем и примазываем к шубе.
10. Затем идет прием «лепки из целого куска» формируем шею (маленький шарик), голову (шарик побольше), шапку Снегурочки (тоже шарик, вокруг которого выкладываем тонкой колбаской мех).
11. На следующем этапе можно организовать с детьми маленький «мозговой штурм» на тему: как можно быстро, аккуратно и красиво вылепить сразу волосы Снегурочки? Итогом мозгового штурма будет ознакомление ребят с техникой лепки волос мастерами с. Дымково. Косичку лепим из тонкой колбаски, сложив её вдвое, осуществляем приём «закручивания» одной колбаски вокруг другой.
Можно предложить детям ещё один вариант изготовления волос Снегурочки: выдавливание через сито.
12. Следующим этапом является изготовление глазок и носика Снегурочки путем скатывания маленьких шариков и крепление шапки к голове Снегурочки.
13. Аналогично, с помощью тех же самых приёмов рлепки из глины поэтапно формируется фигурка Деда Мороза.
31.30.29. 28.
27.26.25.24.
23. 22. 21. 20.
19. 18.17.16.
15. 14.13.12.11 10.9.8.7.6.5.4.3.2.1.
Последними этапами будут:
Высушить изделие и провести обжиг.
Далее необходимо расписать изделие акриловыми красками. Здесь стоит дать детям возможность пофантазировать и украсить наряды полюбившихся новогодних героев зимними узорами по мотивам народных игрушек, следуя за своей фантазией. Такая работа может послужить отличным подарком на Новогодние праздники для друзей, родных и близких. С Новым годом!!!
Ефимова Алла Ивановна
Цыганок Елена Викторовна
Ватолина Светлана Анатольевна