12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Краморова Елена Александровна66

Урок 11 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а

Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [а]; учить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух; воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

II. Введение в тему урока.

Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)

Обратите внимание на форму открытого рта.

А вы заметили, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.

Отгадайте загадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус!

И зовут его… (арбуз).

Произнесите первый звук в слове «арбуз».

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак.)

Произнесите второй звук в слове «мак».

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

Произнесите последний звук в слове «рябина».

III. Объявление темы и постановка целей урока.

Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.

IV. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.

Постройте схему слова.

«Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.

«Прочитайте» слово Ааанюта так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

Назовите первый звук в слове.

Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.

«Прочитайте» слово Аньньюта так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.

Назовите второй звук.

Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.

«Прочитайте» слово Анюююта так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.

Назовите третий звук.

Объясните, какой это звук и как его обозначить.

«Прочитайте» слово Анюттта так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.

Назовите четвертый звук.

Объясните, как его нужно обозначить.

Назовите мягкую пару звука [т].

Выделите голосом последний звук в слове.

Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.

Объясните, как его нужно обозначить.

Прочитайте все слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)

Сколько в слове звуков?

Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)

Какие они по счету? (Первый и пятый.)

После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твердого согласного.)

Запомните правило: после твердых согласных звук [а] записывается буквой а.

Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.)

Буква А – заглавная – пишется только в начале предложения или слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.

Какие вы знаете слова на букву А? (Ответы детей.)

Аналогично проводится работа с другими словами.

Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.

2. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатной буквы А, а.

Из каких элементов состоят буквы?

БУКВА НА ДОРОГЕ

А – автобус. Четко, кратко.

Здесь – и выход, и посадка. А. Шuбаев

Всем известно, буква Абуква очень славная.

Да к тому же буква А в алфавите главная.

Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка,

Палка так и палка так, и в середине палочка.

Э. Успенский

3. Составление предложений с данными словами.

4. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и на конце слова (по схемам). Работа по учебнику.

Назовите слова, которые начинаются со звука [а].

Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.

Назовите слова, в которых звук [а] находится на конце слова.

Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.

Определите, в каком слове спряталось слово «кран». (Экран.)

Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)

Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце ( правом столбце, на верхней строке, средней строке, нижней строке).

Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)

5. Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».

Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части, и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.)

Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а.

Какой буквой обозначается звук [а] после твердых согласных? (Буквой а.)

Звукобуквенный анализ названий картинок.

Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)

Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.

Как правильно назвать первую картинку – шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены как три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)

Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того как дадим звуковую характеристику звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем нужную букву.

Обозначьте звук [а] буквой, вписав ее в нужные клеточки.

После какого звука стоит звук [а]? (После твердого согласного.)

Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твердого согласного. (После твердых согласных звук [а] записывается буквой а.)

6. Разгадывание кроссворда.

Назовите слова со звуком [а].

Что нарисовано на картинке? (Арфа.)

Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)

Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…)

Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].

На каком месте в слове находится звук [а]?

Покажите с помощью фишек качественную характеристику звуку.

Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.

Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.

Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].

V. Итог урока. Игра на внимание.

Учитель читает стихотворение С. Маршака.

Вот мраморная арка

Ведет в аллею парка.

Идет аллея до ворот,

А у ворот автобус ждет…

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

Антоновку и апельсин,

Арбуз и ананас.

Вот абрикос, а вот айва…

Какие вкусные слова –

И все на букву… («А»).

Назовите слова на букву а.

Что нового узнали на уроке?

 Урок 17
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ
А, а

Цели: учить писать заглавную и строчную буквы А, а; познакомить с использованием на письме заглавной буквы; развивать моторику, фонематический слух; воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы. 

Ребятам объявляется,

Что поезд отправляется,

Немедля отправляется

От станции Москва

До первой буквы – А.

С. Маршак

II. Актуализация опорных знаний.

На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А. Что вы про неё узнали?

Буква А, буква А

Алфавита голова. В. Степанов

Подумайте, какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться красиво писать буквы. (Ответы детей.)

Буква А не хочет, чтобы мы путешествовали на поезде. Как вы это объясните? (В слове «поезд» нет ни звука [а], ни буквы а.)

Нам предлагается другой транспорт. Вот его буквенная схема:

У кого есть варианты?

Если дети не отгадают слово сразу, можно отгадывать его по буквам, обыгрывая слова-ответы:

1. Дерево с душистыми цветами. (акАция. Назовите третий звук и букву.)

2. Летний месяц. Вгуст, второй звук.)

3. Магазин, в котором продают лекарства. (апТека, третий звук и его твёрдая пара.)

4. Южный фрукт. (абрикОс, последний гласный звук.)

5. Драгоценный камень. (алМаз, третий звук.)

6. Короткий смешной рассказ. (анекдОт, последний гласный звук.)

7. Большая океаническая птица. (альБатрос, первый согласный твёрдый звук.)

8. Объявление о спектакле. (афИша, гласный звук, но не [а].)

9. Крупная хищная морская рыба. (акуЛа, второй согласный звук и его мягкая пара.)

10. Спортсмен-горовосходитель. (алЬпинист, что делает звук [л’] мягким.)

На чём же отправимся в путь? (На автомобиле.)

III. Сообщение темы урока.

С буквой А вы не шутите,

У неё серьёзный вид.

Эта буква, вы учтите,

Открывает алфавит!

Т. Синицына

Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать заглавную и строчную букву.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа в прописи.

Рассмотрите образец заглавной буквы А. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы А. (Буква А состоит из трех элементов. Первый элемент начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать от той точки, что и первый. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины рабочей строки. 

Пишем третий элемент – горизонтальную черту.)

Я тетрадочку открою и как надо положу. 

Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Напишите элементы заглавной буквы А в воздухе.

Обведите элементы заглавной буквы А по пунктирным линиям. Напишите самостоятельно.

Сравните образец и написанные вами буквы. Что не получилось? Что надо сделать по-другому?

Напишите строчку заглавных букв А, стараясь, чтобы они были похожи на образец. (Выполнение задания.)

Зачем нужна заглавная буква А? (Имена людей пишутся с большой буквы.)

Кстати, имена есть не только у людей. Названия городов, рек тоже пишутся с большой буквы.

Давайте выйдем из автомобиля.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках, а потом на пяточках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся – ежик сладко потянулся.

2. Работа в прописи. Строчная буква а.

Звукобуквенный анализ слова «Ангара», построение схемы.

Замените гласные звуки буквами. Что заметили? (В слове Ангара три буквы а, первая заглавная, остальные строчные.)

Рассмотрите образец строчной буквы а. Между какими линиями рабочей строки она располагается? Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

Расскажите о направлении движения руки при написании буквы а.

(Буква состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением внизу. Начинаем писать букву а чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляя чуть вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо до начала письма. Затем пишем второй элемент – наклонную палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

Письмо строчной буквы а в воздухе.

Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.

Письмо по пунктирным линиям строчной буквы а.

Допишите строчку самостоятельно. Сравните с образцом. Что надо сделать, чтобы буквы получились ещё красивее?

Восстановите недописанные элементы строчной буквы а.

3. Работа по теме урока.

Много слов на букву А:

Ананас, арбуз, автобус

И простое слово ах,

Абажур и аэробус.

Т. Синицына

Какие ещё слова на букву А вы можете назвать?

Как работает А в середине слова? Рассмотрите схемы под рисунками. Какой звук объединяет эти слова? Какой буквой он обозначается? Почему? (Перед звуком а стоит твёрдый согласный звук.)

Впишите букву а в слова. Какую букву – строчную или заглавную – вы использовали? Почему?

Самостоятельное выполнение работы.

Заглавная буква А тоже приготовила вам задание. Надо придумать предложения к данным картинкам и записать их. Напоминаю, что начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак.

Задание выполняется на свободной строчке прописи.

V. Итог урока.

Буква А довольна вашей работой. А вы?

Что получилось? Над чем надо ещё поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А?

Да, но вернемся домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.