Знакомство с правописанием мягкого знака в конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих звуков

1
0
Материал опубликован 9 October 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Биробиджана»

 

Конспект урока русского языка в 3 классе,

 

учитель Ракутько Г. В.

Тема: « Знакомство с правописанием мягкого знака в конце имен существительных (в начальной форме) после  букв шипящих звуков».

Продолжительность урока – 45 минут

Тип урока: урок первичного формирования новых знаний.

Место в теме: первый урок.

 

Цель урока: создать условия для организации совместной деятельности обучающихся с целью знакомства с новым орфографическим правилом написания мягкого знака на конце имён существительных после букв шипящих звуков ( в начальной форме).

 

Задачи:

Сформировать первичное представление у обучающихся о новом орфографическом правиле написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих ( в начальной форме).

Через сравнение и классификацию слов искать и выделять необходимую информацию, делать обобщение.

Формирование способности к оценке собственного речевого поведения;

 

 

Формирование универсальных учебных действий

 

Познавательные: 

П1 Формирование первичного представления о написании мягкого знака на конце имён существительных после шипящих в начальной форме;

П2. Проводить сравнение и классификацию слов;

П3. Делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

Коммуникативные:

К1. Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

К2. Понимать цель и тему речевого высказывания;

К3. Поддерживать общение с помощью вопросов, жестов, мимики;

Регулятивные:

Р1.Принимать и сохранять учебно-познавательную задачу до окончательного её решения;

Р2. Планировать в сотрудничестве с учителем свои действия в соответствии с решаемой задачей;

Личностные:

Л1. Осознание языка как основного средства между людьми;

Л2. Способность к оценке собственного речевого поведения.

 

Средства обучения

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы.  3 класс.  В 2-х ч. Ч. 2. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. – 128 с. - (УМК  Гармония)

Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка. Рабочая тетрадь. 3 класс, 2006 (УМК Гармония)

Словарь грамматических трудностей «Какого рода и числа слово?»;

Карточки для работы детей в группе;

Карточки для работы детей в парах;

Презентация к уроку.

Карточки с названием темы урока и решаемых задач на уроке.

 

Методы обучения

 

п/п

Современные образовательные технологии и методики

Цель использования технологий и методик

Результат использования технологий и методик

1.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.

 

Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности , в результате чего и происходит творческое овладение и развитие мыслительных способностей.

 

Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности.

2.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические

Создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоре для самостоятельного учения и систематизации изученного

При помощи слов, наглядности учатся применять полученные знания на практике.

3.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. (Работа с учебником, словарём)

 

Формирование умения находить главное в процессе работы, а не запоминать всю информацию.

Находят главное в процессе работы, не запоминают всю информацию.

4.

Здоровьесберегающие

Формирование навыков здорового образа жизни

Повышение мотивации учащихся к ЗОЖ

Положительная динамика влияния занятий спортом на вредные привычки

 

5.

Компьютерные технологии

 

Использование мультимедиа технологии в учебном процессе предполагает и допускает более полное, более глубокое управление непосредственно самим учебным процессом

Применение компьютерных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес к уроку.

 

 

 

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

 

Планируемые результаты

Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании мягкого знака на конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих звуков.

Метапредметные:

Познавательные:

 ученик получит возможность учиться добывать информацию; создавать модель для решения орфографической задачи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

 ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Регулятивные:

 ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Личностные:

 ученик получит возможность для формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых орфографических задач.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

- Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

- Сегодня на уроке мы продолжим познавать тайны нашего родного русского языка. Чтобы открыть еще одну его тайну вы постарайтесь быть внимательными и дружными. При работе в группах помогайте друг другу.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно передайте пожелание удачи

 

 

-Постараюсь все понять,

Буду грамотно писать.

Проверка готовности  рабочего места к уроку.

 

Создание положительного эмоционального настроя в классе: учащиеся желают друг другу удачи.

К 3

Л 2

2. Этап  мотивации и  целеполагания.

 

 

- Какое задание вы должны были выполнить дома? (слайд)

На полях тетради сделайте анализ своей домашней работы.

 

-Чем похожи эти слова?

- Чем различны?

- Сформулируйте тему урока. О каких словах сегодня будем говорить?

- Какая учебная задача стоит перед нами?

- Для решения этой задачи продолжим сравнивать слова и определим, в каких случаях пишется ь, в каких – не пишется.

-Прочитайте задание в тпо на стр. 28 упр. № 503

- Какую учебную задачу нужно решить?

 

 

 

- Сделать разбор слов речь, грач, как частей речи.

На полях тетради на шкале анализируют свою выполненную домашнюю работу.

- Существительные с шипящими на конце

- Слово речь на конце с ь, а слово грач – без ь

-Правописание имён существительных с шипящей на конце.

-Научиться писать имена существительные на конце с шипящей.

 

 

 

 

-Найти изменения в словах первого и второго столбиков.

П 2

П 3

Р 2

Л 1

Л 2

3. Обобщение полученных знаний по таблице (слайд)

-Достройте схему и расскажите её.

-Прочитайте важные сообщения в учебнике на стр. 64

 

 

 

На конце имён существительных женского рода после шипящих пишется ь, на конце имён существительных мужского рода после шипящих ь не пишется.

П 3

К 3

4. Физминутка.

 

Выполняют под музыкальное сопровождение упражнения

 

Актуализация полученных знаний

Работа в группах

 

 

- Назовите правила работы в группах.

- Распределите слова в группы по работе ь

1 группа: ь-показатель мягкости

2 группа: ь – разделительный

3 группа: ь- показатель неопределённой формы глагола

4 группа: ь- показатель женского рода имени существительного

Проверка работы в группах

 

 

Работают в группах

Слова на карточках: пальто, шьют, беречь, письмо, стричь, соловьи, помочь, печь, письмо, вьюга, сечь, стулья, мышь, угольки, сушь, дочь, тишь, пьёт, льют, вьёт, коньки, листья, муравьи, мебельный

 

 

 

1 группа: пальто, письмо, коньки, мебельный, угольки

2 группа: шьют, соловьи, вьюга, пьёт, льют, вьёт, листья, муравьи, стулья.

3 группа: беречь, стричь, помочь, сечь.

4 группа: печь, сушь, дочь, мышь, тишь.

 

К 1

П 2

Р 2

Л 2

6. Закрепление нового материала

Работа в парах.

 

.

- Назовите правила работы в парах

1 ряд: (каждой паре задания на карточках)

Выпишите из орфографического словаря имена существительные на конце с шипящей.

2 ряд: запишите правильно слова: дичь, глушь, прыщ, калач. Не знаешь род имени существительного, обращайся к «Словарю трудностей» на стр. 110 учебника;

3 ряд: Соедините начало и конец пословиц.

Луна и ноч…

чем сладкая лож…

И год хорош,

сутки проч…

День и ноч…

хорошо и слушат…

Хорошую реч…

что мать и доч…

Лучше горькая правда,

когда уродилась рож…

 

 

 

 

Читает каждая пара задание на карточках и выполняет

П 2

Р 1

Л 2

7. Проверка работы в парах (слайд)

 

- Проверим, как вы справились с предложенными заданиями?

-Оцените свою работу на шкале, начерченной на карточках.

 

По готовности дети парой поднимают руки и объясняют, как они справились с предложенным им заданием. Отвечают, какую они решили учебную задачу. На карточках оценивают свою работу.

П 1

К 3

Л 1

Р 1

8. Самостоятельная работа.

 

-Образуйте от данных слов имена существительные с мягким знаком после шипящих на конце.

Вещица –

Брошка-

Ночной-

Ржаной-

Калачи-

Выполнение задания самостоятельно.

Взаимопроверка

П 2

П 3

Р 1

Л 2

9. Подведение итогов урока.

 

 

- О каком секрете мягкого знака узнали на уроке?

 

- Как применять этот секрет на письме?

 

 

- Узнали о правописании ь на конце имён существительных после шипящих.

- ь пишется на конце имён существительных женского рода

- ь не пишется на конце имён существительных мужского рода

П 3

Р 1

К 2

Л 1

10. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание ( упр. 509)

Записывают домашнее задание в дневник.

 

9. Рефлексия.

 

 

-Отгадайте загадку.

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерна.

 

- Назовите имя существительное с шипящей на конце.

- Как напишем слово ночь?

 

 

-Чтобы наука не была ночью, тьмой, а свет освещал нашу дорогу, давайте возьмем звезды, которые лежат у вас в конвертах. Уходя с урока, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёную, самую яркую.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтую.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красную.

- Я тоже дам анализ вашей работы на уроке (слайд)

 

 

 

 

- Ночь, звёзды (лебедь чёрный – ночь, чудо-зёрна – звёзды)

- ночь

 

- Слово ночь пишется на конце с ь, так как это имя существительное женского рода.

 

 

 

 

 

 

 

Оценивая свою работу на уроке, достают из конвертов соответствующую по цвету звезду и прикрепляют магнитом к доске.

 

 

 

Читают запись на слайде «Молодцы! Спасибо за урок!»

Л 2

П 1

П 3

Р 1

Л 2

К 3

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации