Знакомство с правописанием мягкого знака в конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих звуков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Биробиджана»
Конспект урока русского языка в 3 классе,
учитель Ракутько Г. В.
Тема: « Знакомство с правописанием мягкого знака в конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих звуков».
Продолжительность урока – 45 минут
Тип урока: урок первичного формирования новых знаний.
Место в теме: первый урок.
Цель урока: создать условия для организации совместной деятельности обучающихся с целью знакомства с новым орфографическим правилом написания мягкого знака на конце имён существительных после букв шипящих звуков ( в начальной форме).
Задачи:
Сформировать первичное представление у обучающихся о новом орфографическом правиле написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих ( в начальной форме).
Через сравнение и классификацию слов искать и выделять необходимую информацию, делать обобщение.
Формирование способности к оценке собственного речевого поведения;
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные:
П1 Формирование первичного представления о написании мягкого знака на конце имён существительных после шипящих в начальной форме;
П2. Проводить сравнение и классификацию слов;
П3. Делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
Коммуникативные:
К1. Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
К2. Понимать цель и тему речевого высказывания;
К3. Поддерживать общение с помощью вопросов, жестов, мимики;
Регулятивные:
Р1.Принимать и сохранять учебно-познавательную задачу до окончательного её решения;
Р2. Планировать в сотрудничестве с учителем свои действия в соответствии с решаемой задачей;
Личностные:
Л1. Осознание языка как основного средства между людьми;
Л2. Способность к оценке собственного речевого поведения.
Средства обучения
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. 3 класс. В 2-х ч. Ч. 2. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. – 128 с. - (УМК Гармония)
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка. Рабочая тетрадь. 3 класс, 2006 (УМК Гармония)
Словарь грамматических трудностей «Какого рода и числа слово?»;
Карточки для работы детей в группе;
Карточки для работы детей в парах;
Презентация к уроку.
Карточки с названием темы урока и решаемых задач на уроке.
Методы обучения
№ п/п |
Современные образовательные технологии и методики |
Цель использования технологий и методик |
Результат использования технологий и методик |
1. |
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.
|
Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности , в результате чего и происходит творческое овладение и развитие мыслительных способностей.
|
Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. |
2. |
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические |
Создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоре для самостоятельного учения и систематизации изученного |
При помощи слов, наглядности учатся применять полученные знания на практике. |
3. |
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. (Работа с учебником, словарём)
|
Формирование умения находить главное в процессе работы, а не запоминать всю информацию. |
Находят главное в процессе работы, не запоминают всю информацию. |
4. |
Здоровьесберегающие |
Формирование навыков здорового образа жизни |
Повышение мотивации учащихся к ЗОЖ Положительная динамика влияния занятий спортом на вредные привычки
|
5. |
Компьютерные технологии
|
Использование мультимедиа технологии в учебном процессе предполагает и допускает более полное, более глубокое управление непосредственно самим учебным процессом |
Применение компьютерных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес к уроку.
|
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты
Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании мягкого знака на конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих звуков.
Метапредметные:
Познавательные:
ученик получит возможность учиться добывать информацию; создавать модель для решения орфографической задачи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
Коммуникативные:
ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Регулятивные:
ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Личностные:
ученик получит возможность для формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых орфографических задач.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||
1. Организационный момент. Организация проверки рабочего места учащихся. Создание положительного эмоционального настроя в классе. |
- Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. - Сегодня на уроке мы продолжим познавать тайны нашего родного русского языка. Чтобы открыть еще одну его тайну вы постарайтесь быть внимательными и дружными. При работе в группах помогайте друг другу. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно передайте пожелание удачи
|
-Постараюсь все понять, Буду грамотно писать. Проверка готовности рабочего места к уроку.
Создание положительного эмоционального настроя в классе: учащиеся желают друг другу удачи. |
К 3 Л 2 |
||||||||||
2. Этап мотивации и целеполагания.
|
- Какое задание вы должны были выполнить дома? (слайд) На полях тетради сделайте анализ своей домашней работы.
-Чем похожи эти слова? - Чем различны? - Сформулируйте тему урока. О каких словах сегодня будем говорить? - Какая учебная задача стоит перед нами? - Для решения этой задачи продолжим сравнивать слова и определим, в каких случаях пишется ь, в каких – не пишется. -Прочитайте задание в тпо на стр. 28 упр. № 503 - Какую учебную задачу нужно решить?
|
- Сделать разбор слов речь, грач, как частей речи. На полях тетради на шкале анализируют свою выполненную домашнюю работу. - Существительные с шипящими на конце - Слово речь на конце с ь, а слово грач – без ь -Правописание имён существительных с шипящей на конце. -Научиться писать имена существительные на конце с шипящей.
-Найти изменения в словах первого и второго столбиков. |
П 2 П 3 Р 2 Л 1 Л 2 |
||||||||||
3. Обобщение полученных знаний по таблице (слайд) |
-Достройте схему и расскажите её. -Прочитайте важные сообщения в учебнике на стр. 64
|
На конце имён существительных женского рода после шипящих пишется ь, на конце имён существительных мужского рода после шипящих ь не пишется. |
П 3 К 3 |
||||||||||
4. Физминутка. |
|
Выполняют под музыкальное сопровождение упражнения |
|
||||||||||
Актуализация полученных знаний Работа в группах
|
- Назовите правила работы в группах. - Распределите слова в группы по работе ь 1 группа: ь-показатель мягкости 2 группа: ь – разделительный 3 группа: ь- показатель неопределённой формы глагола 4 группа: ь- показатель женского рода имени существительного Проверка работы в группах |
Работают в группах Слова на карточках: пальто, шьют, беречь, письмо, стричь, соловьи, помочь, печь, письмо, вьюга, сечь, стулья, мышь, угольки, сушь, дочь, тишь, пьёт, льют, вьёт, коньки, листья, муравьи, мебельный
1 группа: пальто, письмо, коньки, мебельный, угольки 2 группа: шьют, соловьи, вьюга, пьёт, льют, вьёт, листья, муравьи, стулья. 3 группа: беречь, стричь, помочь, сечь. 4 группа: печь, сушь, дочь, мышь, тишь.
|
К 1 П 2 Р 2 Л 2 |
||||||||||
6. Закрепление нового материала Работа в парах.
|
. - Назовите правила работы в парах 1 ряд: (каждой паре задания на карточках) Выпишите из орфографического словаря имена существительные на конце с шипящей. 2 ряд: запишите правильно слова: дичь, глушь, прыщ, калач. Не знаешь род имени существительного, обращайся к «Словарю трудностей» на стр. 110 учебника; 3 ряд: Соедините начало и конец пословиц.
|
Читает каждая пара задание на карточках и выполняет |
П 2 Р 1 Л 2 |
||||||||||
7. Проверка работы в парах (слайд)
|
- Проверим, как вы справились с предложенными заданиями? -Оцените свою работу на шкале, начерченной на карточках.
|
По готовности дети парой поднимают руки и объясняют, как они справились с предложенным им заданием. Отвечают, какую они решили учебную задачу. На карточках оценивают свою работу. |
П 1 К 3 Л 1 Р 1 |
||||||||||
8. Самостоятельная работа.
|
-Образуйте от данных слов имена существительные с мягким знаком после шипящих на конце. Вещица – Брошка- Ночной- Ржаной- Калачи- |
Выполнение задания самостоятельно. Взаимопроверка |
П 2 П 3 Р 1 Л 2 |
||||||||||
9. Подведение итогов урока.
|
- О каком секрете мягкого знака узнали на уроке?
- Как применять этот секрет на письме?
|
- Узнали о правописании ь на конце имён существительных после шипящих. - ь пишется на конце имён существительных женского рода - ь не пишется на конце имён существительных мужского рода |
П 3 Р 1 К 2 Л 1 |
||||||||||
10. Домашнее задание. |
- Откройте дневники и запишите домашнее задание ( упр. 509) |
Записывают домашнее задание в дневник. |
|
||||||||||
9. Рефлексия.
|
-Отгадайте загадку. По небу лебедь черный Рассыпал чудо-зерна.
- Назовите имя существительное с шипящей на конце. - Как напишем слово ночь?
-Чтобы наука не была ночью, тьмой, а свет освещал нашу дорогу, давайте возьмем звезды, которые лежат у вас в конвертах. Уходя с урока, прикрепите соответствующую звездочку к доске: Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёную, самую яркую. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтую. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красную. - Я тоже дам анализ вашей работы на уроке (слайд)
|
- Ночь, звёзды (лебедь чёрный – ночь, чудо-зёрна – звёзды) - ночь
- Слово ночь пишется на конце с ь, так как это имя существительное женского рода.
Оценивая свою работу на уроке, достают из конвертов соответствующую по цвету звезду и прикрепляют магнитом к доске.
Читают запись на слайде «Молодцы! Спасибо за урок!» |
Л 2 П 1 П 3 Р 1 Л 2 К 3 |