12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садыхова Татьяна Викторовна269
В 2001году окончила Суражское педагогическое училище по специальности преподавание в начальных классах.В 2005 году окончила Брянский государственный педагогический университет имени академика И.Г. Петровского. Педагогический стаж работы -10 лет.
Россия, Московская обл., Балашиха

Урок русского языка 3 класс

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

Цель: Познакомить с новой ролью Ь - показатель женского рода имён существительных; формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

УУД:

Предметные:

выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

Метапредметные:

а) познавательные УУД:

развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

формировать умение работать в парах, группах;

развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

формировать умения выполнять свои действия по образцу;

Личностные:

формирование умения адекватно оценивать свою работу;

воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2018 год; рабочая тетрадь, карточки с заданиями для исследовательской работы в группах; презентация, электронное приложение к учебнику; таблицы «Шипящие звуки», «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»; алгоритм рассуждения; компьютерное сопровождение урока.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

Мобилизующий этап

Я хочу сказать вам: «Здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго!

Я спешу сказать: «Благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового!

Я спешу сказать вам радости,

Удач, успехов и везения!-

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения!»

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и друг друга. Садитесь.

На уроке вас ожидает много интересных заданий, мы будем исследователями новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация знаний.

1.Повторение изученного об имени существительном.

-Ребята, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).

Опираясь на схему , составьте рассказ об имени существительном.

Слайд №2,№3

2. Повторим род имён существительных. Словарная работа. Работа в группах.

Игра «Группы слов». Дети распределяют имена существительные в 3 корзины в зависимости от рода. Вставляют пропущенные орфограммы. Проверяем.

Слайд №4,5

Ж.р – тетрадь, кровать; М.Р.- медведь, компьютер; С.Р.- воскресенье, счастье.

3. Запись даты в тетради.

4. Чистописание. Повторение шипящих звуков.

- Послушайте стихотворение и подумайте, группа каких согласных звуков встречается чаще других (читаю, выделяя голосом шипящие звуки).

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу, 
На "отлично" напишу.

Слайд №6

Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж] . - Охарактеризуйте эти звуки

(Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются. Таблица «Шипящие звуки» вывешивается на доску).

Ч – [ Ч᾽] Щ –[ Щ᾽] Ж – [ Ж ] Ш - [ Ш ]

- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.

На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

Ученики записывают буквы и сочетания с данными буквами.

Слайд №7

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

1. Актуализация знаний. Анализ пословиц. Определение назначения ь.

- Прочитайте пословицы.

Слайд №8

Ученье - луч света, а неученье - тьма.

Хорошую речь хорошо и слушать. 

- Объясните смысл пословиц. Что общего в этих пословицах?

(Об учебе. В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).

(Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают одну из них (по выбору) в тетрадь.) Назовите слова с ь знаком.

- Что обозначает буква "ь знак"в словах ученье, неученье? (разделяет согласный и гласный);

А в словах: тьма, слушать (смягчает согласный);

Слайд №9

Так какова же роль мягкого знака в словах: 

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Слайд №10

- В какую группу вы отнесёте слово речь? Почему?

- Для чего в нем пишется ь знак?

Наблюдение над словом.

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком?

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Это какая-то новая работа ь знака.

Слайд №11,№12

Вывод: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

Слайд №13

3. Постановка проблемы учащимися.

- Какая возникла проблема?

(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется ь знак).

- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?

Слайд  №14

4. Определение целей урока.

- Давайте сформулируем цель нашего урока?

Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой

Темой «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» Слайд 1.

IV. Работа по теме урока.

1. Открытие детьми нового знания. Работа в группах.

- Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм.

Слайд №15

Задание для девочек:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода.

Задание для мальчиков:

 

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.

Каждая группа выполняет задание в тетрадях. Делаем вывод.

Итак, когда же пишется ь после шипящих?

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма. Слайд №16

- Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).

Есть ь знак после шипящего - ж. р.

Нет ь знака после шипящего - м. р.

2. Работа с учебником с. 31(правило).

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник?

(Читаем правило, делаем вывод. На доску вывешивается таблица «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»).

3. Физкультминутка. ( говорю)

Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.

Электронная физминутка для глаз.

Слайд 17

4. Первичное закрепление.

а) Составление алгоритма действий при написании существительных с орфограммой «ь после шипящих».

-Что нужно знать, чтобы правильно определить, нужно ли писать ь после шипящих на конце имён существительных? Слайд 18

б) Работа у доски. Упр. 55 с.32.2 ученика работают у доски. Задание : подобрать к каждому имени существительному антоним, записать слова парами, объяснить орфограмму. Оценить уч.-ся.

Вывод: мягкий знак на конце имён существительных после шипящих - это орфограмма.

в) Самостоятельная работа. Упр.57 с.33

Записать словосочетания, объяснить орфограмму. 2 человека работают у доски: один выписывает одушевлённые существительные, второй - неодушевлённые существительные, вставляют, где нужно, мягкий знак на конце. 1группа –одушевлённые, 2группа –неодушевлённые

Слабым учащимся выдаётся памятка- алгоритм.

 

Памятка

1.Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч?


 

Нет Да


 

2. Это существительное в н. ф.?


 

Нет Да


 

3.Определяю род


 

М.род Ж.род

(он) (она)

не пишу Ь пишу Ь

Самопроверка.

V. Закрепление изученного на уроке.

1.Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить орфограмму.

Отгадавший комментирует написание.

1. Гляжу я в окошко –

Ходит чёрная кошка,

Всех усыпляет,

Тишину приглашает. (ночь)

2. Маленький шарик

Под лавкой шарит. (мышь)

3. Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча. (печь)

4. Маленькое, сдобное, 
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем, 
Разделю ребятам всем. (калач)

5. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:

- У меня есть отец и мать, а я им не сын.

(дочь)

2.Творческая работа.

Составить предложение, используя слова - отгадки: мышь, дочь, калач, печь, ночь.Разберите по частям речи и членам предложения

3. Проверка выполнения творческого задания.

VII. Задание на дом.

Правило с. 31 Упр.56 с.33или сочинить сказку о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных (по выбору). Слад 19

РЕЗЕРВ – задание № 53, 54 с.26 в рабочей тетради (комментируют по цепочке).

IX. Рефлексия. Сочинение синквейна.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Оно составляется по определённым правилам.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Мягкий знак.

Хитрый, опасный.

Смягчает, разделяет, указывает на род.

Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.

Орфограмма.

 VШ. Обобщение и систематизация знаний и умений. Итоги урока.

- Какова была тема и цель нашего урока?

(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)

- Достигли ли мы этой цели?

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке. Слайд №20

- Что понравилось?

Слайд № 21

Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь.
Если род мужской у слова - 
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач.

-На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу. Слайд 22


Презентация к уроку "Правописание мягкого знака после шипящ"
PPT / 12.36 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.