Урок русского языка в 4 классе «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
Приложение 30
Конспект урока по русскому языку в 4 классе учителя ГОУ РК «РЦО»
структурного подразделения
«Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в РК»
Чудиновских Валентины Александровны
Тема урока: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Форма проведения: Урок с применением дистанционных образовательных технологий для ребёнка-инвалида, находящегося на индивидуальном обучении.
Цель урока: Актуализация знаний об имени существительном. Ознакомление с новой ролью ь – показатель женского рода имён существительных.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с правилом написания имён существительных м.р. и ж.р. с шипящей на конце, формировать умение видеть орфограмму в словах и применять правило написания.
Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умозаключения; развивать речь и орфографическую зоркость.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, содействовать воспитанию культуры общения по Skype, способность к самооценке.
Место проведения урока: ГОУ РК «РЦО» структурное подразделение «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми.
Продолжительность урока: 45 минут. 78
Материально-техническое обеспечение урока: Компьютер с OC Windows, Mac OS c набором специального оборудования и предусмотренных программ и приложений, презентация, у обучающегося на бумажном носителе распечатаны тексты.
Тип урока: Урок проходит через сеть Интернет посредством Skype , в режиме on-line.
Методическое и дидактическое обеспечение урока: Электронное образовательное пространство в оболочке Moodle, его информационные образовательные ресурсы по курсу «Русский язык, 4 класс», http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=368, «Русский язык от Татьяны Рик. Курс второй», http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=559, мультимедийная презентация в формате Power Point по теме урока «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».
Этап урока, его цель, методы и способы достижения данной цели |
||
1. Организационный Цель: подготовка учащегося к работе, обеспечение мотивации к учебно-познавательной деятельности. Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ученик готов к уроку: лежат необходимые принадлежности, открыты ресурсы; ученик сосредоточен и настроен на работу. Методы: словесные (беседа), наглядно-иллюстративные. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечания |
-Здравствуй, ты готов к уроку? - Как ты себя чувствуешь? - Какое у тебя настроение? -Я желаю, чтобы наш урок прошёл плодотворно, и ты открыл для себя новые знания. Учитель предоставляет общий доступ к экрану, демонстрирует слайды. -Урок начну с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости». -Как понимаешь её? (Каждый день узнаём что-то новое.) - Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, когда нужно, достаём их и используем. -Сегодня нам пригодятся знания об имени существительном. -С каким настроением примемся за работу? -Улыбнёмся друг другу и путь за новыми знаниями. |
Обучающийся должен войти в Skype, включить видеосвязь, заранее войти в i-class. Обучающийся свободно высказывается. |
Слайд 1. «Каждый день прибавляет частицу мудрости». |
2. Подготовка к усвоению нового материала, актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса. Цель: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках; постановка проблемного вопроса. Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ученик называет роль мягкого знака в словах, формулирует проблемный вопрос. Методы: словесные (беседа), наглядные (наблюдение), практические, методы проблемного обучения. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечания |
1)Словарно-орфографическая работа. -Работа со словами для запоминания поможет настроиться на урок. -Открой программу, напечатай число и подготовься писать словарные слова. -Запиши только несклоняемые имена существительные. Обозначь орфограмму красным цветом. Бассейн, пальто, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро. 2) Повторение изученного материала. -Прочитай столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах? 1. профиль, пальмовый, брать 2. ателье, серьёзный, судья 3. беречь, стеречь, испечь (Мягкий знак указывает на мягкость согласного, является разделительным знаком, выполняет грамматическую функцию.) -На что указывает ь в словах третьего столбика? (На неопределённую форму глагола. -Только ли в глаголах ь указывает на грамматический признак? 3) Постановка проблемы. -Прочитай предложения. 1. Кот разлил на скатерть тушь. 2. К конкурсу Михаил разучивает туш. Обозначь орфограммы, сгруппируй их (в корне, в приставке, орфограмма-пробел). Узнаем лексическое значение слов туш и тушь, выйди по ссылке и прочитаем значение этих слов. Подбери синоним к каждому слову. -Сравни написание этих слов. -Дай характеристику звуку [ш]. -Какова же роль ь в написании слова тушь? -Прочитай название параграфа. -Назови ключевые слова (ь, шипящие, существительные, на конце слова). -Назовите шипящие согласные. (ч, щ, ш, ж) -Прочитай слова на слайде: Душ, ночь, ложь, сторож, дочь, муж, мышь, рожь, тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, пустошь, ключ. -Что общего? -В чём различие? -Какой вопрос возникает? 3) Определение темы и цели урока. -Назови тему и цель урока. |
Обучающийся открывает программу NeoOffise, создаёт текстовый документ. Ученик печатает словарные слова: Пальто, шоссе, пианино, радио, метро. Ученик выполняет самопроверку на слайде 2. Ученик задание выполняет на бумажном носителе. Ученик выходит по ссылке в электронный образовательный ресурс, словарь С.И.Ожегова. -Туш - короткое музыкальное торжественное приветствие. Тушь – краска для черчения, рисования, письма. (Свободные высказывания) -Согласный, твёрдый, глухой. «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных». -Это имена существительные. - В одних словах есть буква ь, а в других – нет. -Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других не пишется? -Ответить на вопрос, в каких случаях пишется ь после шипящих на конце имён существительных, а в каких – не пишется. |
Слайд 2. Пальто, шоссе, пианино, радио, метро. Слайд 3. 1. профиль, пальмовый, брать 2. ателье, серьёзный, судья 3. беречь, стеречь, испечь Слайд 4. 1. Кот разлил на скатерть тушь. 2. К конкурсу Михаил разучивает туш. Слайд 5. Душ, ночь, ложь, сторож, дочь, муж, мышь, рожь, тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, пустошь, ключ. |
3. Изучение нового материала. Цель: ознакомление с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. Критерии: если цель достигнута, ученик пользуется этим правилом по алгоритму. Методы: словесные (беседа), наблюдение, объяснительно-иллюстративные, практические. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечания |
-Прочитайте ещё раз слова. На какие две группы можно их разделить? Какую надпись можно сделать над каждым столбиком? -Какую закономерность ты заметил? -Попробуй сформулировать правило самостоятельно. -Как ты обозначишь эту орфограмму? -Сделай вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных? -Это твоя гипотеза, верна ли она? Зайдём в образовательные ресурсы, в i-class, на курс “Русский язык, 4 класс», урок 11. Прочитай правило «Помощь тётушки Совы». |
-Слова с ь на конце и слова без ь на конце. Ученик в тетради записывает слова в два столбика. (Свободные высказывания ученика.) -ночь (ж.р.), камыш (м.р.) -После шипящих на конце слова в именах существительных женского рода мягкий знак пишется, а в именах существительных мужского рода не пишется. |
Слайд 5. |
4. Физминутка. Цель: снять утомление у ребёнка, ослабить напряжение глаз и тела, обеспечить работоспособность учащегося. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечания |
-Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, Вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывёте, Теперь в саду яблоки спелые рвёте. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза и снова за дело! |
Ученик выполняет движения и проговаривает текст. |
|
5. Закрепление знаний. Цель: обеспечение усвоения новых знаний, отработка умений на практике. Критерии: если цель достигнута, ученик пользуется этим правилом по алгоритму и успешно выполняет задания. Методы: практические (тренировочные упражнения). |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечания |
-Откроем образовательный ресурс «Русский язык от Татьяны Рик. Курс второй». Задание к уроку 16. Два домика. -Прочитай задание. -Самостоятельно распредели слова в два домика. Меч?, скрипач?, ветош?, молодёж?, паж?, ёрш?, чиж?, рож?, лож?, муж?, печ?, кирпич?, плеш?, экипаж?, мяч?, товарищ?, реч?, овощ?, мощ?, луч?, плащ?, лещ?, палач?, помощ?. Задание к уроку 16. Тест «Лучи-луч». -Выполни тест: 1) Напиши имена существительные в единственном числе, устно определи их род: лучи-…, речи-…, камыши-…, товарищи-…, вещи-…; 2) Подбери к данным словам однокоренные слова с шипящим на конце. Запиши их в «окошко»: плащевой -…, ночной -…, мышиный -…, помощник -… ; |
-Ученик заходит на курс «Русский язык от Татьяны Рик. Курс второй». Задание к уроку 16. Два домика. -У нас два домика. В одном живут существительные женского рода 3 склонения. И с ними – мягкий знак! Во втором – существительные мужского рода, 2 склонения. Они без всякого мягкого знака. Но, кажется, наши слова заблудились! Отведи, пожалуйста, слова в их домики. Придумай 4 предложения с этими словами. (Ученик выполняет задание с комментированием и сохраняет в образовательных ресурсах.) (Ученик выполняет тест самостоятельно по заданию.) |
|
6. Подведение итогов. Рефлексия. Цель: анализ и оценка успешности деятельности и определение перспектив последующей работы. Критерии достижения цели: осознание нового материала, умение пользоваться полученными знаниями и применять их на практике. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечания |
-Оцени свою работу на уроке: -Я научился… -Я узнал… -Мне было интересно… -У меня вызвало затруднение… -Хочу сказать спасибо… |
(Ученик даёт оценку своей работе по алгоритму.) |
|
7. Объяснение домашнего задания. Оценивание. Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Критерии достижения цели: правильное выполнение домашнего задания. Методы: словесные, интерактивные. |
||
-Домашнее задание на курсе “Русский язык, 4 класс», урок 11 «Угадай слова, записанные в транскрипции». -Я думаю, что ты успешно справишься с этим заданием. Удачи! -А теперь при помощи смайликов на слайде оцени своё настроение и работу на уроке. |
Ученик выбирает подходящий смайлик |
Слайд 6. |
Литература и Интернет-ресурсы:
В.П. Канакина. В.Г. Горецкий Русский язык, 4 класс. М.: Просвещение , 2013 г.- 160 с.
Русский язык от Татьяны Рик. Курс второй, 2010 г. - 80 с.
http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=368
http://m.rcoedu.ru/course/view.php?id=140