Урок русского языка в 4 классе «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

0
0
Материал опубликован 17 March 2017 в группе

Приложение 30

Конспект урока по русскому языку в 4 классе учителя ГОУ РК «РЦО»

структурного подразделения

«Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в РК»

Чудиновских Валентины Александровны

Тема урока: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Форма проведения: Урок с применением дистанционных образовательных технологий для ребёнка-инвалида, находящегося на индивидуальном обучении.

Цель урока: Актуализация знаний об имени существительном. Ознакомление с новой ролью ь – показатель женского рода имён существительных.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с правилом написания имён существительных м.р. и ж.р. с шипящей на конце, формировать умение видеть орфограмму в словах и применять правило написания.

Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умозаключения; развивать речь и орфографическую зоркость.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, содействовать воспитанию культуры общения по Skype, способность к самооценке.

Место проведения урока: ГОУ РК «РЦО» структурное подразделение «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми.

Продолжительность урока: 45 минут. 78

Материально-техническое обеспечение урока: Компьютер с OC Windows, Mac OS c набором специального оборудования и предусмотренных программ и приложений, презентация, у обучающегося на бумажном носителе распечатаны тексты.

Тип урока: Урок проходит через сеть Интернет посредством Skype , в режиме on-line.

Методическое и дидактическое обеспечение урока: Электронное образовательное пространство в оболочке Moodle, его информационные образовательные ресурсы по курсу «Русский язык, 4 класс», http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=368, «Русский язык от Татьяны Рик. Курс второй», http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=559, мультимедийная презентация в формате Power Point по теме урока «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».

Этап урока, его цель, методы и способы достижения данной цели

1. Организационный

Цель: подготовка учащегося к работе, обеспечение мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ученик готов к уроку: лежат необходимые принадлежности, открыты ресурсы; ученик сосредоточен и настроен на работу.

Методы: словесные (беседа), наглядно-иллюстративные.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечания

-Здравствуй, ты готов к уроку?

- Как ты себя чувствуешь?

- Какое у тебя настроение?

-Я желаю, чтобы наш урок прошёл плодотворно, и ты открыл для себя новые знания.

Учитель предоставляет общий доступ к экрану, демонстрирует слайды.

-Урок начну с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости».

-Как понимаешь её?

(Каждый день узнаём что-то новое.)

- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, когда нужно, достаём их и используем.

-Сегодня нам пригодятся знания об имени существительном.

-С каким настроением примемся за работу?

-Улыбнёмся друг другу и путь за новыми знаниями.

Обучающийся должен войти в Skype, включить видеосвязь, заранее войти в i-class.

Обучающийся свободно высказывается.

Слайд 1.

«Каждый день прибавляет частицу мудрости».

2. Подготовка к усвоению нового материала, актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

Цель: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках; постановка проблемного вопроса.

Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ученик называет роль мягкого знака в словах, формулирует проблемный вопрос.

Методы: словесные (беседа), наглядные (наблюдение), практические, методы проблемного обучения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечания

1)Словарно-орфографическая работа.

-Работа со словами для запоминания поможет настроиться на урок.

-Открой программу, напечатай число и подготовься писать словарные слова.

-Запиши только несклоняемые имена существительные. Обозначь орфограмму красным цветом.

Бассейн, пальто, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро.

2) Повторение изученного материала.

-Прочитай столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах?

1. профиль, пальмовый, брать

2. ателье, серьёзный, судья

3. беречь, стеречь, испечь

(Мягкий знак указывает на мягкость согласного, является разделительным знаком, выполняет грамматическую функцию.)

-На что указывает ь в словах третьего столбика? (На неопределённую форму глагола.

-Только ли в глаголах ь указывает на грамматический признак?

3) Постановка проблемы.

-Прочитай предложения.

1. Кот разлил на скатерть тушь.

2. К конкурсу Михаил разучивает туш.

Обозначь орфограммы, сгруппируй их (в корне, в приставке, орфограмма-пробел).

Узнаем лексическое значение слов туш и тушь, выйди по ссылке и прочитаем значение этих слов.

Подбери синоним к каждому слову.

-Сравни написание этих слов.

-Дай характеристику звуку [ш].

-Какова же роль ь в написании слова тушь?

-Прочитай название параграфа.

-Назови ключевые слова (ь, шипящие, существительные, на конце слова).

-Назовите шипящие согласные.

(ч, щ, ш, ж)

-Прочитай слова на слайде:

Душ, ночь, ложь, сторож, дочь, муж, мышь, рожь, тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, пустошь, ключ.

-Что общего?

-В чём различие?

-Какой вопрос возникает?

3) Определение темы и цели урока.

-Назови тему и цель урока.

Обучающийся открывает программу NeoOffise, создаёт текстовый документ.

Ученик печатает словарные слова: Пальто, шоссе, пианино, радио, метро.

Ученик выполняет самопроверку на слайде 2.

Ученик задание выполняет на бумажном носителе.

Ученик выходит по ссылке в электронный образовательный ресурс, словарь С.И.Ожегова.

-Туш - короткое музыкальное торжественное приветствие.

Тушь – краска для черчения, рисования, письма.

(Свободные высказывания)

-Согласный, твёрдый, глухой.

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».

-Это имена существительные.

- В одних словах есть буква ь, а в других – нет.

-Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других не пишется?

-Ответить на вопрос, в каких случаях пишется ь после шипящих на конце имён существительных, а в каких – не пишется.

Слайд 2.

Пальто, шоссе, пианино, радио, метро.

Слайд 3.

1. профиль, пальмовый, брать

2. ателье, серьёзный, судья

3. беречь, стеречь, испечь

Слайд 4.

1. Кот разлил на скатерть тушь.

2. К конкурсу Михаил разучивает туш.

Слайд 5.

Душ, ночь, ложь, сторож, дочь, муж, мышь, рожь, тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, пустошь, ключ.

3. Изучение нового материала.

Цель: ознакомление с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Критерии: если цель достигнута, ученик пользуется этим правилом по алгоритму.

Методы: словесные (беседа), наблюдение, объяснительно-иллюстративные, практические.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечания

-Прочитайте ещё раз слова. На какие две группы можно их разделить?

Какую надпись можно сделать над каждым столбиком?

-Какую закономерность ты заметил?

-Попробуй сформулировать правило самостоятельно.

-Как ты обозначишь эту орфограмму?

-Сделай вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных?

-Это твоя гипотеза, верна ли она?

Зайдём в образовательные ресурсы, в i-class, на курс “Русский язык, 4 класс», урок 11. Прочитай правило «Помощь тётушки Совы».

-Слова с ь на конце и слова без ь на конце.

Ученик в тетради записывает слова в два столбика.

(Свободные высказывания ученика.)

-ночь (ж.р.), камыш (м.р.)

-После шипящих на конце слова в именах существительных женского рода мягкий знак пишется, а в именах существительных мужского рода не пишется.

Слайд 5.

4. Физминутка.

Цель: снять утомление у ребёнка, ослабить напряжение глаз и тела, обеспечить работоспособность учащегося.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечания

-Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы,

Вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывёте,

Теперь в саду яблоки спелые рвёте.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза и снова за дело!

Ученик выполняет движения и проговаривает текст.

 

5. Закрепление знаний.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний, отработка умений на практике.

Критерии: если цель достигнута, ученик пользуется этим правилом по алгоритму и успешно выполняет задания.

Методы: практические (тренировочные упражнения).

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечания

-Откроем образовательный ресурс «Русский язык от Татьяны Рик. Курс второй». Задание к уроку 16. Два домика.

-Прочитай задание.

-Самостоятельно распредели слова в два домика.

Меч?, скрипач?, ветош?, молодёж?, паж?, ёрш?, чиж?, рож?, лож?, муж?, печ?, кирпич?, плеш?, экипаж?, мяч?, товарищ?, реч?, овощ?, мощ?, луч?, плащ?, лещ?, палач?, помощ?.

Задание к уроку 16. Тест «Лучи-луч».

-Выполни тест:

1) Напиши имена существительные в единственном числе, устно определи их род: лучи-…, речи-…, камыши-…, товарищи-…, вещи-…;

2) Подбери к данным словам однокоренные слова с шипящим на конце. Запиши их в «окошко»: плащевой -…, ночной -…, мышиный -…, помощник -… ;

-Ученик заходит на курс «Русский язык от Татьяны Рик. Курс второй». Задание к уроку 16. Два домика.

-У нас два домика. В одном живут существительные женского рода 3 склонения. И с ними – мягкий знак! Во втором – существительные мужского рода, 2 склонения. Они без всякого мягкого знака. Но, кажется, наши слова заблудились! Отведи, пожалуйста, слова в их домики. Придумай 4 предложения с этими словами.

(Ученик выполняет задание с комментированием и сохраняет в образовательных ресурсах.)

(Ученик выполняет тест самостоятельно по заданию.)

 

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: анализ и оценка успешности деятельности и определение перспектив последующей работы.

Критерии достижения цели: осознание нового материала, умение пользоваться полученными знаниями и применять их на практике.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечания

-Оцени свою работу на уроке:

-Я научился…

-Я узнал…

-Мне было интересно…

-У меня вызвало затруднение…

-Хочу сказать спасибо…

(Ученик даёт оценку своей работе по алгоритму.)

 

7. Объяснение домашнего задания. Оценивание.

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Критерии достижения цели: правильное выполнение домашнего задания.

Методы: словесные, интерактивные.

-Домашнее задание на курсе “Русский язык, 4 класс», урок 11 «Угадай слова, записанные в транскрипции».

-Я думаю, что ты успешно справишься с этим заданием. Удачи!

-А теперь при помощи смайликов на слайде оцени своё настроение и работу на уроке.

Ученик выбирает подходящий смайлик

Слайд 6.

Литература и Интернет-ресурсы:

В.П. Канакина. В.Г. Горецкий Русский язык, 4 класс. М.: Просвещение , 2013 г.- 160 с.

 Русский язык от Татьяны Рик. Курс второй, 2010 г. - 80 с.

http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=368

http://m.rcoedu.ru/course/view.php?id=140

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации