Урок на тему «Мягкий знак на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
Цели:
Предметные: формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий:
регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения, воспитывать уважения к родному языку;
познавательные: через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных; преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов;
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи, развитие культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно, воспитание внимательного отношения друг к другу, желания помочь товарищу.
Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2.автор: Рамзаева Т.Г., карточки с заданием, , тетрадь, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
Мотивация. Картина Федора Решетникова «Опять двойка».
- Посмотрите внимательно на картину, на лица изображенных людей. Какие чувства они испытывают? Откуда пришел мальчик? Он расстроен? А его мама? Как вы думаете, из- за чего они так расстроились? (Наверное, он получил двойку) Правильно, картина так и называется , «Опять двойка». Почему автор назвал ее так? Почему этот мальчик так часто получает двойки? Что бы вы ему посоветовали? А зачем я ее показываю вам в начале урока? Вам не пригодились бы эти советы?
Актуализация опорных знаний
Каллиграфическая минутка ь щь шь жь пальто друзья мышь воробьи мальчик . Что общего у этих слов? ( в этих словах пишется ь)
Кластер « Все о ь» Ребята, вспомните, какую работу может выполнять мягкий знак? (ь – показатель мягкости и разделительный ь). Одна часть кластера осталась, значит , что мы сегодня узнаем? (новую роль мягкого знака)
Пробное действие. Прочитайте слова. Что у этих слов общего ( им. Сущ, в ед. ч.). Распределите слова в 3 столбика.
Друзья, коньки, пальто, ружье, семья, декабрь , угольки, соловьи, мышь, дрожь, молодежь, польза. Как распределили? Какие слова записали в первый столбик ?( друзья, ружье, семья, соловьи) . Во второй?( коньки, пальто, декабрь, польза) А в третьем?( мышь, дрожь, молодежь) Какую роль выполняет ь в словах первого столбика? А второго? А в третьем столбике для чего нужен мягкий знак? ( Предположения детей) На какие звуки эти слова заканчиваются? (шипящие) Догадались, какая сегодня тема урока? Давайте откроем учебник и прочитаем ее.
Работа по теме:
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.. Картинный диктант : карандаш, овощ, камыш, шалаш . Написали ли вы в этих словах ь ? Почему?
Построение выхода из ситуации. Что общего у этих слов? А у слов в 3 столбике? Сделайте вывод. Давайте сверимся с правилом, правильный ли мы сделали вывод.
Ответ на вопрос Почемучки.
Первичное закрепление. Упр. 464. Назовите ,на какие звуки оканчиваются эти слова? В форме какого числа стоят эти существительные? Запишите их в 2 столбика. Проверим по эталону.
Наблюдение над ролью мягкого знака. Упр. 467 – На что указывает ь в словах? ( что они ж.р) Вернемся к кластеру. С какой новой ролью мягкого знака познакомились?
Самостоятельная работа. Выполняется упр. 468. Взаимопроверка.
Групповая работа . 2 группы получают свое задание.
1 –я группа Подберите к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначьте их род.
Неправда – ____________, граница – ____________, соревнование – ____________ , трепет – ______________ , ерунда – _________ , команда – ____________ , сила – __________, призыв – ______________, здоровяк - ______________.
2 - я группа . Данные слова объедините в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце.
Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.
Проверка работы групп. 1 я группа. Что вы должны были сделать? Что такое синонимы? Слова какого рода вы написали с мягким знаком? Аналогично 2 –я группа.
Рефлексия.
Подведем итоги урока. С какой новой ролью мягкого знака мы познакомились? А с какой новой орфограммой ? На конце существительных какого рода , после букв обозначающих шипящие звуки, вы напишете мягкий знак.?
Мы урок начали с картины. Закончить я его хочу тоже картиной. Взгляните на нее. Догадались, как она называется? Что помогало мальчику получить эту пятерку? А вам помогло? Оцените свою работу на уроке.