Классный час на тему «Деловое общение»

8
0
Материал опубликован 3 April 2016

Классный час «Деловое общение»

Цели и задачи:

  • Познакомить студентов понятием «деловое общение» и его видами
  • Формировать умение студентов участвовать в дискуссиях и спорах
  • Формировать умение у студентов строить структуру самопрезентации
  • Отрабатывать навык эффективного участия в решении спорных вопросов
  • Развивать умение работать в группе.
  • Воспитывать у студентов терпимость, ответственность, доброжелательность, коммуникативные способности.

Тип: комбинированный.

Методы проведения : беседа, объяснение, показ презентации, групповая работа студентов, самостоятельная работа учащихся, решение ситуационных задач

Оборудование:  план-урока, мультимедиа, раздаточный материал для студентов

План :

Деловое общение и его виды.

Вербальные и невербальные средства делового общения.

Коммуникативная культура в деловом общении.

Самопрезентация в деловом общении

Ход урока:

Организационный этап (5 – 7 минут)

Здравствуйте уважаемые студенты! Прошу присаживайтесь. Доброе утро, уважаемые коллеги.

Тема занятия «Деловое общение и его виды ». Наша с Вами совместная цель сегодня – обобщить свои теоретические знания в области делового общения, рассмотреть деловое общение как коммуникационный процесс и практически представить навыки делового общения в своей самопрезентации.
 

Мотивация учебной деятельности.

В жизни каждый человек большую часть времени проводит в деловой среде: в школе, на производстве, в учреждениях, общественных местах и т. п.

А сколько сборов, собраний, всевозможных заседаний, деловых встреч в жизни каждого из нас!

Надеюсь, что сегодняшний урок даст ответы на эти и другие интересующие вас вопросы по теме «Деловое общение».

 

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Деловое общение – вид общения, при котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и кон­кретные задачи, которые требуют своего решения.

Функции делового общения:

  • организация совместной деятельности;
  • формирование и развитие межличностных отношений;
  • познание людьми друг друга;
  • информативная, коммуникативная, воспитательная, нравственно-психолгическая и др.

 

Первое впечатление: не всегда верно, но всегда устойчиво

Как вы думаете: за какое время один человек составляет свое первое впечатление о другом? В течение первых 60 – 90 секунд в нашем подсознании создается образ человека. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.

Задание 1

Произнесите фразу с разными интонациями.

1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно,

гневно)

2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением,

с гневом).

3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с

осуждением).

4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять

бестактность просьбы).

5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).

6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко,

безразлично).

7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно,

таинственно).

8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно,

неуверенно, решительно).

9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком,

доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

 

Задание 2

Важно, что самопрезентация происходит всегда, независимо от того, насколько вы себе ее представляет и как к ней относитесь.

Например, два оратора собираются выступить на конференции. Впишите, какие качества демонстрируют выступающие.

Оратор 1

Оратор 2

Надевает лучший дорогой деловой

костюм, белую рубашку, модный

галстук

Демонстрирует

_________________________________

_________________________________

Надевает джинсы и старый свитер

Демонстрирует

________________________________

________________________________

 

Задание 3

Работа в группе по 4-6 участников. Группа помогает каждому найти

ответы на следующие вопросы:

1. В чем особенности вашего имиджа? Насколько он приемлем в деловом мире?

2. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш имидж способствовал успеху в

деловом мире:

а) как улучшить внешнее впечатление;

б) какие деловые качества нужно приобрести, какие усовершенствовать, от

каких недостатков характера необходимо избавиться.

 

2. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

Приветственная речь;

Торговая речь (реклама);

Информационная речь;

Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

Дискуссия;

Совещание (собрание);

Пресс-конференция.

Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию деловое общение может быть разделено на:

Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

Когнитивное - обмен знаниями;

Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Жесты и их значение

Давайте посмотрим, как эмоциональное состояние человека отражается в его позах и жестах. Напоминаю, что анализировать их следует в совокупности, в контексте и в свете культурных традиций.

Открытые жесты

Открытые жесты - свидетельство психологической открытости, желания общения и продуктивных контактов. Проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног.

Руки:

1. Открытые ладони - честность, откровенность;

2. Ладонь, повернутая вверх - просящий жест, с такой позицией легче всего добиться выполнения просьбы, так как она не демонстрирует давления со стороны того, кто просит;

3. Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол), - властность. Со стороны того, кто использует подобную позицию, ощущается психологическое давление;

4. Руки сжаты в кулаки - агрессивное состояние.

Большой палец спрятан вовнутрь - боязнь или страх сделать что-либо такое, что вызовет критическую оценку.

Рукопожатия:

1. Ладонь, повернутая вверх - готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается;

2. Ладонь, повернутая вниз - стремление к доминированию, попытка взять под контроль ситуацию;

3. Ладонь ребром вниз - позиция равенства.

Ноги:

1. Носок ноги -показатель заинтересованности - своим направлением указывает на того, в ком человек заинтересован или кого находит привлекательным;

2. Широко расставлены ноги в позиции стоя - агрессия, в том числе и сексуальная;

3. Широко расставлены ноги в позиции сидя - уверенность, внутренняя расслабленность, демонстрация сексуальности.

Закрытые жесты

Закрытые жесты говорят о психологической закрытости, желании изолироваться, уйти от ситуации. Проявляются в виде скрещенных рук и ног.

Руки:

1. Руки, перекрещенные на груди - попытка спрятаться, отгородится от ситуации, негативная реакция;

2. Скрещенные на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями - усиленный жест скрещенных рук. Враждебное отношение. Возможность психической атаки. Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья - негативно-подавленное отношение к ситуации;

3. Скрещенные руки с позицией больших пальцев, вертикально направленных вверх,- чувство защиты (перекрещенные руки), уверенность (демонстрация больших пальцев);

4. Одна рука перехватывает другую руку, вертикально идущую вдоль тела в области предплечья, локтя или плеча: более легкая форма перекрещенных рук - говорит о контролируемом напряжении;

5. Руки свободно опущены, но одна как бы пожимает другую - попытка сохранить эмоциональное спокойствие;

6. Одной рукой человек делает жест, будто поправляет пуговицу на рукаве другой руки, браслет часов, манжет или прическу - скрытая нервозность;

7. Человек двумя руками держит предмет в руках:

сумочку, карандаш, блокнот, букет цветов, чашечку с чаем или кофе - попытка скрыть внутреннее напряжение, нервозность;

8. Переплетенные пальцы, сцепленные руки - негативное отношение;

9. Пирамида (ладони направлены друг к другу, кончики пальцев смыкаются) - уверенность, уверенное отношение к чему-либо.

Руки за спиной:

1. Одна обхватывает другую в области ладони - самоуверенность, властность, чувство превосходства;

2. Одна рука обхватывает запястье другой - попытка самоконтроля;

3. Одна рука перехватывает верхнюю зону предплечья другой руки - попытка самоконтроля, но выраженная сильнее, чем в предыдущем случае;

4. Выставлен большой палец наружу - демонстрация агрессивности, силы, напора, чувства превосходства;

5. Руки в карманах, большие пальцы снаружи - уверенность, самомнение, атакующий жест. У женщин - агрессия, доминирующий характер;

6. Большие пальцы, торчащие из задних карманов,- доминирующий характер.

Ноги:

1. Перекрещивание ног (нога за ногу) - защита, тенденция к замкнутости. В целом, жест интерпретируется в зависимости от конкретной ситуации. Например, при чтении долгой и нудной лекции студенты устают, и некоторые из них скрещивают ноги;

2. Перекрещенные руки и перекрещенные ноги - неодобрение, неприятие, усиленная защита;

3. Перекрещенные ноги и сплетенные пальцы на коленях - сосредоточение, замкнутость;

4. Перекрещенные лодыжки - зашита, напряжение, негативное отношение, нервозность, страх.

3. Коммуникативная культура в деловом общении:

Коммуникативная культура - это знания, умения, навы­ки в области организации взаимодействия людей в деловой сфере, позволяющие устанавли­вать психологический контакт с деловыми партнерами, доби­ваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих таких личностных качеств, как  эмпатия, конкретность, инициативность, открытость  и др.

Нравственные требования к общению связаны с признанием ценности каждой личности и включают в себя:

Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод веж­ливости – грубость, в результате которой работники те­ряют в производительности труда в среднем около 17%.

Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных.

Тактичность - чувство меры, границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, ува­жение вкусов других людей. Антиподами скром­ности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность выполнения данных обещаний и взятых обязательств. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.

Предупредительность - это стремление первым оказать лю­безность, избавить другого человека от неудобств и неприятнос­тей.

Особенности личности позволяет говорить об уникаль­ности индивидуальной коммуникативной культуры и способности к ее развитию в про­цессе социально-психологического обучения.

 

Задание 4:

Составить социально-психологический и мораль­но-этический портрет современного идеального учителя физической культуры

(какими качествами он должен обладать, чтобы преуспеть в деловом общении с учениками , коллегами, родителями):

(НАПРИМЕР: социально-психологический и мораль­но-этический портрет  предпринимателя )

1. Инициативность и способность вести поиск.

2. . Упорство и настойчивость.

3.  Готовность к риску.

4.  Ориентация на эффективность и качество.

5.  Вовлеченность в рабочие контакты.

6.  Целеустремленность.

7.  Стремление быть информированным.

8.  Умение систематически планировать и наблюдать

9.  Способность устанавливать связи и убеждать.

10. Уверенность в своих силах и независимость.

 

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Определение

Самопрезентация – это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.

Самопрезентация – это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.

Виды самопрезентации

1. «Природная самопрезентация» свойственна всем людям, приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ. Все это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Это природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания. Недостаток: человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации, т. е. индивидуум не выбирает, положительной ли будет его природная самопрезентация или же она будет носить негативный характер (бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя).

2. «Искусственная самопрезентация», главная цель которой – завоевание лояльности со стороны группы людей, значимой для «презентуемого». Иными словами, чтобы завоевать расположение важных для нас людей (и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас), мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией».

Внешность оратора

1. Одежда – своеобразная визитная карточка оратора.

Психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией.

3. Одежда при общении с людьми выполняет три функции: презентационную, регуляторную, информационную.

В одежде наиболее информативно:

Цена. Восприятие цены складывается из трех факторов – качество одежды, дефицитность, модность.

Силуэт. Чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих. Такому силуэту соответствует одежда делового стиля.

Цвет. В российской традиции ахроматические цвета (черный, белый, серый) поднимают статус. Подходят также «цвета экологии» – цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков растений и др.

Деловой этикет оратора

Деловой этикет – инструмент самопрезентации, построения отношений с аудиторией. Хорошие деловые манеры оратора проявляются в следующем:

Обращение со временем: начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя.

Четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале, а также четкое соблюдение регламента

Специально отведенное время для ответов на вопросы.

Умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей – показатель мастерства и общей культуры оратора.

Комплименты аудитории – часть этикетной культуры. Например, вначале выступления можно сказать: «Я рад, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как вы», «Выступать перед вами – большая честь для меня» и т. п.

Речь оратора: стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. С разными целевыми группами необходимо говорить «на разных языках» (каждая из них требует адаптации речи к своей специфике, например, аудитория, состоящая из топ-менеджеров, студентов, пенсионеров). Однако в любой аудитории одобряется правильный литературный язык. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора и буквально выдает происхождение оратора и историю его жизни.

Специфика речи оратора

Продумывайте свою речь, избавьтесь от жаргонизмов, слов- паразитов и сленга, от профессиональных терминов.

Постарайтесь убрать из своей речи отрицательные слова и высказывания. Ваш образ должен содержать только позитив.

Алгоритм самопрезентации

1. Анализ потенциальной аудитории, на которую направлен процесс самопрезентации.

2. Выстраивание, основываясь на первом этапе, стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом самопрезентации и временным промежутком ее реализации.

3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.

4. Реализация «природной самопрезентации» вне контекста «искусственной». Помните, что Вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия, с этим связанные. И в Ваших руках возможность корректировать, изменять Вас же самих, если, конечно, Вы видите смысл в «искусственной самопрезентации».

Самопрезентация на собеседовании

Собеседование – это наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества. Собеседование – более гибкая форма проверки работника, чем, например, анкетирование или тестирование. Необходимо использовать эту гибкость с пользой для себя.

Один из лучших способов снизить волнение – хорошо подготовиться к собеседованию. Узнайте о компании, в которую собираетесь устраиваться. Проведите пару тренировочных занятий с друзьями. Пусть они сыграют роль злобных и хищных работодателей.

Очень многие кандидаты забывают старую истину, что лучший экспромт – это заранее подготовленный экспромт. Список вопросов, наиболее часто задаваемых на собеседовании, не так велик. Совсем не трудно заранее подготовить ответы на них, чтобы во время интервью чувствовать себя спокойно и уверенно.

Язык тела

При подготовке к интервью проанализировать особенности своего поведения:

 Как Вы используете свою улыбку?

 Стоите (или сидите) ли Вы прямо?

 Есть ли у Вас зрительный контакт с собеседником?

 Не выглядите ли Вы нервным?

 Как Вы используете свои руки?

 Как Вы входите в комнату?

 Является ли Ваше рукопожатие сильным и деловым?

 Стоите ли Вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?

 Дотрагиваетесь ли Вы к человеку, когда говорите с ним?

Положительные сигналы

 Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.

 Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего.

 Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы.

 Когда Вы слушаете, у Вас «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед.

 Используете «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую-то мысль своим коллегам.

 Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.

Отрицательные сигналы

 Ерзаете на стуле.

 Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном.

 Чертите бессмысленные линии.

 Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом.

 Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза).

 Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.

 Сидите с безучастным видом, ворчите или скептически ухмыляетесь.

 

Домашнее задание «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ »

Цель:  научиться преодолевать страх перед выступлением, самовыражаться, заинтересовать своей неповторимой личностью.

Задание Составьте и произнесите РЕЧЬ «Я».

Тема её – вы сами. 

Подсказка .

Ваше выступление – это ваша визитная карточка. Цель её – познакомить с собой, представить себя, заинтриговать собой, по возможности обаять аудиторию. Найдите для такого хорошо знакомого вам предмета разговора, как информация о себе, своём характере, увлечениях, достоинствах и недостатках, неожиданный приём, ассоциацию, чтобы не только сообщить свои анкетные данные, но и наиболее искренне и полно представить свой внутренний мир. Итак, «заговори, чтобы я тебя познал», понял и заинтересовался тобой. (Русская пословица: конь узнается по езде, а человек по разговору).

На подготовку двух-, трёхминутной речи потратьте не более 10 минут. Вы впервые получили задание сочинить свое собственное выступление. И здесь и в дальнейшем, произнося тренировочные речи, руководствуйтесь следующим советом: написанный текст держите перед собой, лишь изредка заглядывая в него. Избегайте механического чтения. Внимание и сосредоточенность помогут вам удержать в памяти и воспроизвести написанное вами близко к тексту. Особенно важно не терять связь со слушателями, публично мыслить и активно выполнять свою действенную задачу.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое самопрезентация?

2. Каковы виды самопрезентации?

3. Какую информацию можно узнать по внешности оратора?

4. Что подразумевает деловой этикет оратора?

5. Что такое невербальная коммуникация в деловом общении?

6. Каковы правила самопрезентации на собеседовании?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.