Программа дополнительного образования «Деловое общение» (10–11 классы)
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»
«Рассмотрено» протокол № ____ от ___ мая 2016 г. заседания ШМО учителей русского языка и литературы |
«Утверждено» приказ № ___ от __ сентября 2016 г |
||
Руководитель ШМО |
Директор школы |
||
Кадочникова С. В.. |
Костюкевич Е.Ф. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа
Учитель Лобинская Светлана Сергеевна
Уровень: основное общее образование
Класс: 10, 11
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Разработана на основе: Культура общения. Примерное планирование. 1-11 классы. Сост. И.А. Стернин. Изд. II, переработ, Воронеж, 2000
Учебник: Стернин И.А. Деловое общение. Учебное пособие для старшеклассников и студентов. – Воронеж, Родная речь. – 2009., 184 с.
г. Салехард
2016
Пояснительная записка
(обоснование)
«Деловое общение» - это дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа, (далее - программа), социально-педагогической направленности, которая ориентирована на совершенствование, приобретение новых знаний, умений и навыков по предметной области «Деловое общение» обучающимися, проявившими высокую учебную мотивацию по предмету «Деловое общение», а также педагогическую поддержку наиболее одаренных детей и подростков/нуждающихся в адаптации в новых социально- культурно условиях.
Цель реализации программы в системе дополнительного образования школы
- удовлетворение потребности в расширении кругозора и получении/развитии компетенций, позволяющих осваивать сверхстандартное содержание образования по предметной области «Деловое общение», всестороннее совершенствование способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность, формирование готовности каждого к плодотворной научной, трудовой и другим видам деятельности;
Задачи реализации программы в системе дополнительного образования:
- стимулирование к систематическим занятиям коммуникативной/исследовательской деятельностью в режиме достижения максимально возможного для конкретной личности интеллектуального уровня;
- формирование культуры научной организации труда, подготовка к обучению в учреждениях профессионального образования
- организация свободного времени и содержательного досуга наиболее одарённых детей.
Цель реализации программы:
- формирование у учащихся 10-11 классов в области культуры делового общения;
- повышение общей культуры гуманитарной образованности учащихся, с развитием их коммуникативных способностей и психологической готовности эффективно взаимодействовать с партнёром по общению;
- вооружение учащихся основами психологических знаний о культуре речевого общения в целом и культуре делового общения, в частности
Актуальность разработки программы диктуется следующими обстоятельствами:
- необходимостью создания условий для психолого- педагогического сопровождения одарённых детей и гарантированного достижения ими высоких результатов учебной подготовки, в т.ч. и на сверхстандартном уровне, созданию необходимых условий для обучающихся, мотивированных на достижение высоких результатов, в т.ч. на сверхстандартном уровне.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в создании условий для удовлетворения потребностей детей, имеющих высокую учебную мотивацию и высокий уровень способностей для систематических занятий по предмету на сверхстандартном уровне. Также педагогическая целесообразность программы объясняется необходимостью развития мотивационного фактора к систематическим занятиям исследовательской/технической/изобретательской деятельностью, посредством выступлений на различных интеллектуальных мероприятиях.
Психолого- педагогическими предпосылками разработки данной программы являются основные положения концепции развивающего обучения, развиваемые в трудах Д.Б.Эльконина, В.В Давыдова, П.Я.Гальперина. Цель развивающего обучения в различных теоретических подходах понималась по-разному: целостность и максимальная эффективность обучения (Л.В.Занков), развитие теоретического мышления (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), формирование субъекта учебной деятельности, направленного на самоизменение и самосовершенствование (В.В.Репкин), развитие творческого потенциала личности (Е.Л.Яковлева).
Признание во всех них активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия учащегося с педагогом и ровесниками. Обучение более не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа педагога и учащихся в ходе овладения знаниями, умениями (в т.ч. двигательными) и решения проблем. Со времен Л.С.Выготского, сформулировавшего и обосновавшего положение о том, что «обучение ведет за собой развитие», в отечественной психологии и педагогике в качестве нормативно-желаемого образца всегда признавалось развивающее обучение..
Реализация программы предполагает создание через взаимосвязь содержания с организационно – методическими особенностями следующих психолого-педагогических условий:
1) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с обучающимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления интеллектуального развития и совершенствования);
3) построение образовательной деятельности на основе эвристического метода обучения и учитывающего социальную ситуацию развития обучающегося;
5) поддержка инициативы и самостоятельности обучающихся в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора обучающимися видов проявления интеллектуальной активности (формы и виды олимпиад, конференций. конкурсов);
7) защита от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. В т.ч в форме включения в состав групп и детей и родителей одновременно.
Нормативные основания разработки и реализации данной программы включают в себя:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)";
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изменениями и дополнениями 2016 года
- ст. 10, 12, п.5 ст.23, 75, 84 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 14 до 18 лет (с делением на учебные группы по возрастному и мотивационному критерию), возраст взрослых, участвующих в реализации данной программы, - от 18 лет.
Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) – 1 год с выделением 1 и 2 полугодий для коррекции содержания с целью учёта индивидуальных потребностей.;
Формы и режим занятий:
Формы занятий:
-занятия в малых группах;
- индивидуальные занятия, в т.ч. в дистанционной форме
- деятельность в режиме мозгового штурма/конкурса;
Режим занятий:
Программа в связи с ее ориентацией на индивидуальную работу может быть реализована не только на базе школы, но и в дистанционной форме, с обязательным использованием цифровых/электронных образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на реализацию в объёме, заявленном в годовом календарном графике для каждой параллели классов (60 часов), включая время школьных каникул.
В случае необходимости учебное время может быть объединено, но не более 2 академических часов в неделю.
Программа имеет ознакомительный уровень
Таблица комплектования групп
Этапы реализации программы |
Максимальная наполняемость групп (чел.) |
продолжительность академического часа (п.10.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 ;
в мин |
Продолжительность одного занятия СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с "СанПиН (в мин) |
Максимальное количество часов в неделю (в академ. час) |
Годовой объем учебно- тренировочной работы (час/год) |
1 год обучения |
|||||
дети от 14 до 18 лет |
|
40 |
45 мин. |
2 |
60/60 |
Ожидаемые результаты реализации программы и основные показатели оценки уровня освоения программы:
Ожидаемые результаты реализации программы |
Основные показатели оценки результатов |
Мотивированность на продолжение занятий |
Уровень сохранности контингента на следующем году обучения н менее чем 100% |
Активность участия в мероприятиях по профилю программы (в соответствии с содержанием программы): |
Не менее 100% за полугодие |
- участие в конкурсах, предметных олимпиадах и т.п. по промежуточным результатам освоения программы |
|
- участие в защите проектов по содержанию программы |
|
- наличие победителей и призёров конкурсов/иных мероприятий по содержанию программы : - школьного уровня - городского уровня -регионального уровня - федерального уровня |
На бесплатной основе и коммерческих Не менее 30% |
Программные требования к знаниям, умениям и навыкам
на весь период реализации программы
Компоненты системы содержания |
Характеристика демонстрируемых знаний, умений, навыков/компетенций, способов ориентирования в системе содержания |
личностных: |
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; |
метапредметных: |
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее -ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. предметных: развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования; обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. |
По итогам реализации программы обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:
применять основы психологии общения;
использовать виды и уровни общения, основные закономерности общения;
учитывать особенности делового конструктивного общения; вербального и невербального;
использовать особенности техники слушания;
анализировать психологических ситуаций конструктивного и деструктивного поведения людей во время делового общения;
развивать и совершенствовать коммуникативные навыки разрешение конфликтных ситуаций;
контролировать своего самочувствия, владение своим эмоциональным состоянием.
Способы проверки уровня освоения программы.
- участие в конкурсах, предметных олимпиадах и иных мероприятиях для одарённых детей
Содержание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Учебный план
(ознакомительный уровень: 60 часов)
№ |
Название тем, разделов |
Количество часов по видам занятий |
Формы текущего и промежуточного контроля |
|||
1 полугодие |
2 полугодие |
1 полугодие |
2 полугодие |
|||
|
ВВЕДЕНИЕ |
2 |
Тренинг |
|||
|
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ |
11 |
Тренинг |
|||
|
Структура общения. |
Тренинг |
||||
|
РАЗДЕЛ 2. ВОСПРИЯТИЕ И ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА |
17 |
Тренинг |
|||
|
Виды социальных взаимодействий. |
Тренинг |
||||
|
РАЗДЕЛ 3.ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ |
15 |
Тренинг |
|||
|
Правила ведения беседы. |
Тренинг |
||||
|
Структура конфликта |
Тренинг |
||||
|
РАЗДЕЛ 4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И РАБОТА С ГРУППОЙ |
12 |
Тренинг |
|||
|
Переговоры как форма делового общения. |
Тренинг |
||||
|
Конференция как совещание представителей научных, коммерческих, общественных и других организаций с целью обсуждения каких-либо вопросов. |
Тренинг |
||||
|
Определение видов деловых писем. |
Тренинг |
||||
|
РАЗДЕЛ 5. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СТРАНАХ МИРА |
3 |
Тренинг |
|||
|
Историческое формирование норм нравственности. |
Тренинг |
||||
Итого: |
30 |
30 |
Тренинг |
Краткое описание учебных тем
(теория и практика)
№ |
Раздел/Тема |
Количество часов |
Содержание |
||
1п/г |
2 п/г |
||||
ВВЕДЕНИЕ |
|||||
|
Введение |
1 |
Предмет курса, основные понятия и определения. Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Цели общения. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Методы исследования общения. |
||
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ |
|||||
|
Тема 1.1. Законы, правила и приемы общения |
1 |
Понятие развлекательного и делового общения Законы, правила и приемы общения |
||
|
Тема 1.2. Общение как форма взаимодействия. |
1 |
Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, Речь как составной элемент общей культуры. Культура речи, ее функции. Виды общения. Уровни общения.понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния. |
||
|
Тема 1.3. Законы общения |
1 |
Дать понятие о законах: зеркального развития общения, зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий, возрастающего нетерпения слушателя. Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций |
||
|
Тема 1.3. Законы общения |
1 |
Дать понятие о законах: падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера, первичного отторжения новой идеи, закон ритма общения, Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций |
||
|
Тема 1.3. Законы общения |
1 |
Дать понятие о законах: речевого самовоздействи, отторжения публичной критики, доверия к простым словам. Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций |
||
|
Тема 1.3. Законы общения |
1 |
Дать понятие о законах: притяжения критики, коммуникативных замечаний, ускорения распространения негативной информации, Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций |
||
|
Тема 1.3. Законы общения |
1 |
Дать понятие о законах: искажения информации при ее передаче, детального обсуждения мелочей Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций |
||
|
Тема 1.3. Законы общения |
1 |
Дать понятие о законах: речевого поглощения эмоций, эмоционального подавления логики Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций |
||
|
Тема 1.3. Общение как форма взаимодействия. |
1 |
Вербальное общение. Невербальное общение. Принципы делового этикета. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Просмотр фрагмента из кинофильма Э.Рязанова «Служебный роман» дискуссия. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Определение видов общения (выполнение решения задач). |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Тестирование: темперамент, характер. |
||
РАЗДЕЛ 2. ВОСПРИЯТИЕ И ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА |
|||||
|
Тема 2.1. Виды социальных взаимодействий. |
1 |
Ролевое взаимодействие. Возникновение психологических барьеров при взаимодействии. |
||
|
Тема 2.1. Виды социальных взаимодействий. |
1 |
Виды взаимодействия. Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы». |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Типы социальных ролей (выполнение решения задач). |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Определение стиля взаимодействия. Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения». |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Характеристика способов овладения культурой общения. Ценности общения. Этические принципы общения. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. Этические принципы общения |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Определение собственного стиля делового общения (тест). |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Дискуссия на основе просмотра видеоматериала. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Формирование имиджа человека. Факторы, влияющие на формирование имиджа. Этапы формирования собственного имиджа. Внешний вид делового человека. Стиль мышления и манера поведения. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Внешний вид. Деловой стиль в одежде для женщин и мужчин. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Визитная карточка – важное средство, облегчающее деловое общение. Оформление визитной карточки. Рекомендации по обмену визитными карточками. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Разработать визитную карточку. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Деловая (хозяйственная) этика – один из стержневых элементов культуры цивилизованного предпринимательства |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Деловой этикет и толерантность. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Требования, предъявляемые к телефонному разговору. Компетентность, тактичность, доброжелательность, владение приемами ведения беседы, стремление оперативно и эффективно решить проблему –основа успешного проведения делового телефонного разговора. Основные элементы композиции разговора по телефону. Звонки по домашнему телефону деловым партнерам. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Диктофон, видеоаппаратура, радио, телевидение. Роль internet в современном деловом общении. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Подготовиться к деловой беседе по телефону (ответы на вопросы). |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Оформить бланк делового разговора по телефону. Оформить бланк телефонограммы. |
||
РАЗДЕЛ 3.ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ |
|||||
|
Тема 3.1. Правила ведения беседы. |
1 |
Этика поведения. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Тема 3.2. Речевое воздействие |
1 |
Понятие речевого воздействия, эффективное речевое воздействие. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Тема 3.2. Речевое воздействие |
1 |
Коммуникативная позиция говорящего Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Тема 3.3. Правила ведения беседы. |
1 |
Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Тема 3.4. Принципы и правила бесконфликтного общения |
1 |
Знакомство с основными принципами бесконфликтного общения: терпимости, благоприятной самоподачи, минимизации негативной информации, Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Тема 3.5. Спор |
1 |
Понятие спора. Ведение спора. Вопросы и ответы. Аргументация. |
||
|
Тема 3.6. Конфликт |
1 |
Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Структура конфликта: а) объект конфликтной ситуации б) цели, субъективные мотивы его участников в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками; г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта. Применение навыков компетентного общения при трудоустройстве. Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Выполнение тестовых заданий: «Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)» |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Анализ поведения в конфликтной ситуации (выполнения решения психологических задач). |
||
|
Тема 3.7. Манипуляция |
1 |
Как распознать манипуляцию? Как противостоять манипуляции? Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Тема 3.8. Деловое общение. |
1 |
Понятие, виды и приемы делового общения. Деловой стиль. Деловое слушание Техники налаживания контакта. Техники активного слушания. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Активные методы повышение коммуникативной компетентности. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
РАЗДЕЛ 4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И РАБОТА С ГРУППОЙ |
1 |
||||
|
Тема 4.1. Переговоры как форма делового общения. |
1 |
Подготовка, ведение, завершение деловых переговоров и анализ их итогов. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Ролевая игра: отработка навыков проведения интервью. Для работы предлагается свободная тема, например, изучение удовлетворенности политикой администрации техникума |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Деловая игра «Выбор руководителя». Микрогруппам предлагается для изучения характеристики деловых и личных качеств 4-х специалистов, претендующих на должность начальник отдела Задание: 1) методом мозгового штурма выделить необходимые и достаточные требования к должности «Начальник отдела», 2) методом дискуссии отобрать из числа имеющихся кандидатов наиболее подходящего на данную должность. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Посмотреть производственную ситуацию "Деловое совещание" (видеофрагмент). 1. Дать оценку проведения делового совещания директором. 2. Результат решения заданий оформить отчетом. Разработать критерии эффективности делового совещания. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Подготовка, ведение, завершение деловых переговоров и анализ их итогов. Подготовка рабочих и итоговых документов. Учет дополнительных факторов общения: внешний вид, возрастные особенности поведения, статус, выполняемая роль и групповая принадлежность. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Построение публичного выступления продолжительностью 3-5 минут по теме «Моя будущая специальность», «Мой техникум», «Моя страна – Россия», «Город в котором я живу» Построение структуры выступления по заданной теме (индивидуальная работа). Подготовка начала и завершения речи по заданной теме (индивидуальная работа). Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Тема 4.1. Конференция как совещание представителей научных, коммерческих, общественных и других организаций с целью обсуждения каких-либо вопросов. |
1 |
Правила презентации. Прием – собрание приглашенных лиц (официальных) в честь кого-нибудь или чего-нибудь. Правила присутствия на официальном приеме. Практическое занятие. Защита презентации по теме «Предоставление услуг по ремонту автомобилей». Организация встречи официальных лиц с представителями прессы, радио и телевидения. Пресс-конференция. Сопоставление точек зрения собеседников по крупным и актуальным вопросам. Дискуссия. Представление перед заинтересованной аудиторией новой или модифицированной продукции, услуги, идеи в сочетании с представлением ее созидателей. |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Защита презентации по теме «Предоставление услуг по ремонту автомобилей». |
||
|
Тема 4.2. Определение видов деловых писем. |
1 |
Коммерческие и функциональные письма. Учет особенностей и основные правила оформления деловых писем. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Тема 4.2. Определение видов деловых писем. |
1 |
Письмо-предложение. Рекламные письма. Информационное письмо. Письма-извещения и письма-уведомления. Сопроводительное письмо. Письма-рекламации или письма-претензии. Письмо с предложением о сотрудничестве. Требования к бумаге и конверту. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Тема 4.2. Определение видов деловых писем. |
1 |
Электронная почта. Основные понятия, на которых построена система электронной почты. Компьютер в общении. Электронная переписка. Правила деловой переписки при составлении электронных писем. Преимущество электронной почты по сравнению с традиционной. Разработка плана проведения телеконференции. Составление образцов деловой документации. Работа с электронной почтой. Создание электронного ящика, отправка деловой корреспонденции. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
РАЗДЕЛ 5. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СТРАНАХ МИРА |
|||||
|
Тема 5.1. Историческое формирование норм нравственности. |
1 |
Учет особенностей общения представителей различных наций. Историческое формирование норм нравственности. Религиозное воздействие на развитие национального самосознания и самоопределения. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Тема 5.2. Историческое формирование норм нравственности. |
1 |
Культурные ценности разных стран. Особенности национального характера, изучение культурных ценностей разных стран, необходимость повышения общекультурного уровня. Наиболее распространенные точки зрения за рубежом о правилах поведения. Правила поведения за рубежом. Необходимость знания национальных законов и традиций, местных нравов и обычаев. Вежливость иностранного гостя – в уважении страны и культуры народа. Сравнительный анализ норм общения. Европейские нормы общения. Особенности общения в США и Канаде. Элементы китайской, японской, корейской культур общения. Арабские нормы общения. Тренинг по закреплению изученного материала на практике |
||
|
Практическое занятие. |
1 |
Зачёт. Решение тестовых заданий. |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Организационно-методические условия реализации программы.
Принципы и подходы к методической основе образовательного процесса.
При разработке и описании требований к методической основе образовательного процесса рекомендуется руководствоваться следующими принципами и подходами:
а) Направленность на максимально возможные достижения в индивидуальном приросте показателей освоения программы реализуется поэтапном усложнении способов деятельности по освоению программы.
б) Программно-целевой подход выражается в прогнозировании уровня подготовленности (интеллектуальной, коммуникационной, информационной и т.д. ),
в) Индивидуализация форм обучения.
Образовательный процесс должен строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного обучающегося, его пола, возраста, функционального состояния.
Организационно-методические подходы к оценке результатов освоения программы.
Аналитико-диагностический блок дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы включает в себя:
- текущий контроль в форме
Психологической диагностики обучаемости (способности к достижению результатов)
- промежуточная аттестация в форме
защиты реферата – 2 раза в год: сентябрь- октябрь и апрель- май;
Ежемесячный мониторинг оценки результативности освоения программы
Ф.И.О., |
Достижения (кол-во/вид) |
||||||||||||
Сент. |
Всего 3 кв |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Всего 4 кв. |
Янв. |
Февр. |
Март. |
Всего 1 кв. |
Апр. |
Май |
Всего 2 кв. |
|
Описание материально-технического обеспечения Программы.
Технические устройства:
№ |
Технические устройства |
Описание |
Кол-во единиц в наличии (условные обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (1 экз); К – комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса); Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся |
|
Проектор |
1 экз |
|
|
Интерактивная доска |
1 экз |
|
|
Компьютер |
1 экз |
|
|
Колонки |
1 экз |
Учебно- методическое обеспечение реализации программы.
Для обучающегося:
№ n/n |
Название |
Кол-во |
|
Деловое общение : учеб.пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – Москва, Дашков и К, 2007. -527, [1]с.; |
1 |
|
Деловое общение : учеб.пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. -2-е изд. -Москва : Дашков и К, 2008. -527, [1]с; |
1 |
|
Деловой этикет ; Деловое общение : учеб.пособие для студентов вузов / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. -Москва : ЮНИТИ, 2008. -429, [2]с; |
1 |
|
Мальханова, Инна Анатольевна. Деловое общение : учебное пособие для студентов вузов / И. А. Мальханова. -6-е изд., испр. и доп. -Москва : Мир : Академический Проект, 2008. -243, [1] с. |
1 |
|
Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия»,2010 |
1 |
|
Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения - М. Издательский центр «Академия»,2013 |
1 |
|
Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М. Издательский центр«Академия»,2010 |
1 |
Электронные ресурсы:
Адрес сайта |
http://www.studentlibrary.ru http://www.knigafund.ru http://www.book.ru Тестовые материалы размещены в сети Интернет на сайтах: www.astcentre.ru; www.fepo.ru; http://www.hi-edu.ru. Справочные материалы размещены в сети Интернет: portal@gramota.ru; http://slovari.ru; http://dictionaries/ExplanatoryRR.asp;http:// slovari.gramota.ru. |
Для учителя:
№ n/n |
Название |
Кол-во |
|
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Наука,2009. |
1 |
|
Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ,2008. |
1 |
|
Гришина Н.В. Психология конфликта. –СПб.: Питер,2008. |
1 |
|
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 222004. |
1 |
|
Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко,2011. |
1 |
|
Кричевский Р.Л., Дубовская Е М. Социальная психология малой группы.–М.:АспектПресс,2001. |
1 |
|
Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов н /Д.: Феникс,2001. |
1 |
|
Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС,2009. |
1 |
|
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология, СПб.: Речь,2002. |
1 |
|
Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. – СПб.: Ювента, 2000. |
1 |
|
Стернин И.А. Деловое общение – Воронеж, Родная речь, 2009. – 184 с. |
1 |
|
Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие навыков делового общения. – Ярославль : Академия развития, 2005. – 144 с. |
1 |
|
Эффективное деловое общение. Антология. – М.: Альпина бизнес букс, 2009 |
1 |