Программа дополнительного образования «Деловое общение» (10–11 классы)

3
0
Материал опубликован 3 October 2016 в группе

Департамент образования Администрации МО г. Салехард

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»

«Рассмотрено»

протокол № ____ от ___ мая 2016 г.

заседания ШМО учителей

русского языка и литературы

«Утверждено»

приказ № ­­­___ от __ сентября 2016 г

Руководитель ШМО

Директор школы

Кадочникова С. В..

Костюкевич Е.Ф.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа

Учитель Лобинская Светлана Сергеевна

Уровень: основное общее образование

Класс: 10, 11

Срок реализации: 2016-2017 учебный год

Разработана на основе: Культура общения. Примерное планирование. 1-11 классы. Сост. И.А. Стернин. Изд. II, переработ, Воронеж, 2000

Учебник: Стернин И.А. Деловое общение. Учебное пособие для старшеклассников и студентов. – Воронеж, Родная речь. – 2009., 184 с.

г. Салехард

2016

Пояснительная записка

(обоснование)

«Деловое общение» - это дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа, (далее - программа), социально-педагогической направленности, которая ориентирована на совершенствование, приобретение новых знаний, умений и навыков по предметной области «Деловое общение» обучающимися, проявившими высокую учебную мотивацию по предмету «Деловое общение», а также педагогическую поддержку наиболее одаренных детей и подростков/нуждающихся в адаптации в новых социально- культурно условиях.

Цель реализации программы в системе дополнительного образования школы

- удовлетворение потребности в расширении кругозора и получении/развитии компетенций, позволяющих осваивать сверхстандартное содержание образования по предметной области «Деловое общение», всестороннее совершенствование способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность, формирование готовности каждого к плодотворной научной, трудовой и другим видам деятельности;

Задачи реализации программы в системе дополнительного образования:

- стимулирование к систематическим занятиям коммуникативной/исследовательской деятельностью в режиме достижения максимально возможного для конкретной личности интеллектуального уровня;

- формирование культуры научной организации труда, подготовка к обучению в учреждениях профессионального образования

- организация свободного времени и содержательного досуга наиболее одарённых детей.

Цель реализации программы:

  • формирование у учащихся 10-11 классов в области культуры делового общения;
  • повышение общей культуры гуманитарной образованности учащихся, с развитием их коммуникативных способностей и психологической готовности эффективно взаимодействовать с партнёром по общению;
  • вооружение учащихся основами психологических знаний о культуре речевого общения в целом и культуре делового общения, в частности

Актуальность разработки программы диктуется следующими обстоятельствами:

- необходимостью создания условий для психолого- педагогического сопровождения одарённых детей и гарантированного достижения ими высоких результатов учебной подготовки, в т.ч. и на сверхстандартном уровне, созданию необходимых условий для обучающихся, мотивированных на достижение высоких результатов, в т.ч. на сверхстандартном уровне.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в создании условий для удовлетворения потребностей детей, имеющих высокую учебную мотивацию и высокий уровень способностей для систематических занятий по предмету на сверхстандартном уровне. Также педагогическая целесообразность программы объясняется необходимостью развития мотивационного фактора к систематическим занятиям исследовательской/технической/изобретательской деятельностью, посредством выступлений на различных интеллектуальных мероприятиях.

Психолого- педагогическими предпосылками разработки данной программы являются основные положения концепции развивающего обучения, развиваемые в трудах Д.Б.Эльконина, В.В Давыдова, П.Я.Гальперина. Цель развивающего обучения в различных теоретических подходах понималась по-разному: целостность и максимальная эффективность обучения (Л.В.Занков), развитие теоретического мышления (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), формирование субъекта учебной деятельности, направленного на самоизменение и самосовершенствование (В.В.Репкин), развитие творческого потенциала личности (Е.Л.Яковлева).

Признание во всех них активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия учащегося с педагогом и ровесниками. Обучение более не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа педагога и учащихся в ходе овладения знаниями, умениями (в т.ч. двигательными) и решения проблем. Со времен Л.С.Выготского, сформулировавшего и обосновавшего положение о том, что «обучение ведет за собой развитие», в отечественной психологии и педагогике в качестве нормативно-желаемого образца всегда признавалось развивающее обучение..

Реализация программы предполагает создание через взаимосвязь содержания с организационно – методическими особенностями следующих психолого-педагогических условий:

1) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с обучающимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления интеллектуального развития и совершенствования);

3) построение образовательной деятельности на основе эвристического метода обучения и учитывающего социальную ситуацию развития обучающегося;

5) поддержка инициативы и самостоятельности обучающихся в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора обучающимися видов проявления интеллектуальной активности (формы и виды олимпиад, конференций. конкурсов);

7) защита от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. В т.ч в форме включения в состав групп и детей и родителей одновременно.

Нормативные основания разработки и реализации данной программы включают в себя:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)";

- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изменениями и дополнениями 2016 года

- ст. 10, 12, п.5 ст.23, 75, 84 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 14 до 18 лет (с делением на учебные группы по возрастному и мотивационному критерию), возраст взрослых, участвующих в реализации данной программы, - от 18 лет.

Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) – 1 год с выделением 1 и 2 полугодий для коррекции содержания с целью учёта индивидуальных потребностей.;

Формы и режим занятий:

Формы занятий:

-занятия в малых группах;

- индивидуальные занятия, в т.ч. в дистанционной форме

- деятельность в режиме мозгового штурма/конкурса;

Режим занятий:

Программа в связи с ее ориентацией на индивидуальную работу может быть реализована не только на базе школы, но и в дистанционной форме, с обязательным использованием цифровых/электронных образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на реализацию в объёме, заявленном в годовом календарном графике для каждой параллели классов (60 часов), включая время школьных каникул.

В случае необходимости учебное время может быть объединено, но не более 2 академических часов в неделю.

Программа имеет ознакомительный уровень

Таблица комплектования групп

Этапы реализации программы

Максимальная наполняемость групп

(чел.)

продолжительность академического часа

(п.10.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 ;

 

в мин

Продолжительность

одного занятия

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

(вместе с "СанПиН

(в мин)

Максимальное количество часов в неделю

(в академ. час)

Годовой объем

учебно-

тренировочной

работы

(час/год)

1 год обучения

дети от 14 до 18 лет

 

40

45 мин.

2

60/60

 

Ожидаемые результаты реализации программы и основные показатели оценки уровня освоения программы:

Ожидаемые результаты реализации программы

Основные показатели оценки результатов

Мотивированность на продолжение занятий

Уровень сохранности контингента на следующем году обучения н менее чем 100%

Активность участия в мероприятиях по профилю программы (в соответствии с содержанием программы):

Не менее 100% за полугодие

- участие в конкурсах, предметных олимпиадах и т.п. по промежуточным результатам освоения программы

 

- участие в защите проектов по содержанию программы

 

- наличие победителей и призёров конкурсов/иных мероприятий по содержанию программы :

- школьного уровня

- городского уровня

-регионального уровня

- федерального уровня

На бесплатной основе и коммерческих

Не менее 30%

Программные требования к знаниям, умениям и навыкам
на весь период реализации программы

Компоненты системы содержания

Характеристика демонстрируемых знаний, умений, навыков/компетенций, способов ориентирования в системе содержания

личностных:

гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

осознанный выбор профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

метапредметных:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее -ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

предметных:

развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

По итогам реализации программы обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:

применять основы психологии общения;

использовать виды и уровни общения, основные закономерности общения;

учитывать особенности делового конструктивного общения; вербального и невербального;

использовать особенности техники слушания;

анализировать психологических ситуаций конструктивного и деструктивного поведения людей во время делового общения;

развивать и совершенствовать коммуникативные навыки разрешение конфликтных ситуаций;

контролировать своего самочувствия, владение своим эмоциональным состоянием.

Способы проверки уровня освоения программы.

- участие в конкурсах, предметных олимпиадах и иных мероприятиях для одарённых детей

 

Содержание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Учебный план

(ознакомительный уровень: 60 часов)

Название тем, разделов

Количество часов по видам занятий

Формы текущего и промежуточного контроля

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

 

ВВЕДЕНИЕ

2

 

Тренинг

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

11

 

Тренинг

 

Структура общения.

   

Тренинг

 

РАЗДЕЛ 2. ВОСПРИЯТИЕ И ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

17

 

Тренинг

 

Виды социальных взаимодействий.

   

Тренинг

 

РАЗДЕЛ 3.ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

 

15

Тренинг

 

Правила ведения беседы.

   

Тренинг

 

Структура конфликта

   

Тренинг

 

РАЗДЕЛ 4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И РАБОТА С ГРУППОЙ

 

12

Тренинг

 

Переговоры как форма делового общения.

   

Тренинг

 

Конференция как совещание представителей научных, коммерческих, общественных и других организаций с целью обсуждения каких-либо вопросов.

   

Тренинг

 

Определение видов деловых писем.

   

Тренинг

 

РАЗДЕЛ 5. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СТРАНАХ МИРА

 

3

Тренинг

 

Историческое формирование норм нравственности.

   

Тренинг

 

Итого:

30

30

Тренинг

 

Краткое описание учебных тем

(теория и практика)

Раздел/Тема

Количество часов

Содержание

 

1п/г

2 п/г

 
 

ВВЕДЕНИЕ

     

 

Введение

1

 

Предмет курса, основные понятия и определения. Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Цели общения. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга.

 

Практическое занятие.

1

 

Методы исследования общения.

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

     

 

Тема 1.1. Законы, правила и приемы общения

1

 

Понятие развлекательного и делового общения Законы, правила и приемы общения

 

Тема 1.2. Общение как форма взаимодействия.

1

 

Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, Речь как составной элемент общей культуры. Культура речи, ее функции. Виды общения. Уровни общения.понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния.

 

Тема 1.3. Законы общения

1

 

Дать понятие о законах: зеркального развития общения, зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий, возрастающего нетерпения слушателя. Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций

 

Тема 1.3. Законы общения

1

 

Дать понятие о законах: падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера, первичного отторжения новой идеи, закон ритма общения, Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций

 

Тема 1.3. Законы общения

1

 

Дать понятие о законах: речевого самовоздействи, отторжения публичной критики, доверия к простым словам. Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций

 

Тема 1.3. Законы общения

1

 

Дать понятие о законах: притяжения критики, коммуникативных замечаний, ускорения распространения негативной информации, Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций

 

Тема 1.3. Законы общения

1

 

Дать понятие о законах: искажения информации при ее передаче, детального обсуждения мелочей Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций

 

Тема 1.3. Законы общения

1

 

Дать понятие о законах: речевого поглощения эмоций, эмоционального подавления логики Доказательство работы законов на практике, анализ предложенных ситуаций

 

Тема 1.3. Общение как форма взаимодействия.

1

 

Вербальное общение. Невербальное общение. Принципы делового этикета.

 

Практическое занятие.

1

 

Просмотр фрагмента из кинофильма Э.Рязанова «Служебный роман» дискуссия.

 

Практическое занятие.

1

 

Определение видов общения (выполнение решения задач).

 

Практическое занятие.

1

 

Тестирование: темперамент, характер.

 

РАЗДЕЛ 2. ВОСПРИЯТИЕ И ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

     

 

Тема 2.1. Виды социальных взаимодействий.

1

 

Ролевое взаимодействие. Возникновение психологических барьеров при взаимодействии.

 

Тема 2.1. Виды социальных взаимодействий.

1

 

Виды взаимодействия. Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы».

 

Практическое занятие.

1

 

Типы социальных ролей (выполнение решения задач).

 

Практическое занятие.

1

 

Определение стиля взаимодействия. Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения».

 

Практическое занятие.

1

 

Характеристика способов овладения культурой общения. Ценности общения. Этические принципы общения.

 

Практическое занятие.

1

 

Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. Этические принципы общения

 

Практическое занятие.

1

 

Определение собственного стиля делового общения (тест).

 

Практическое занятие.

1

 

Дискуссия на основе просмотра видеоматериала.

 

Практическое занятие.

1

 

Формирование имиджа человека. Факторы, влияющие на формирование имиджа. Этапы формирования собственного имиджа. Внешний вид делового человека. Стиль мышления и манера поведения.

 

Практическое занятие.

1

 

Внешний вид. Деловой стиль в одежде для женщин и мужчин.

 

Практическое занятие.

1

 

Визитная карточка – важное средство, облегчающее деловое общение. Оформление визитной карточки. Рекомендации по обмену визитными карточками.

 

Практическое занятие.

1

 

Разработать визитную карточку.

 

Практическое занятие.

1

 

Деловая (хозяйственная) этика – один из стержневых элементов культуры цивилизованного предпринимательства

 

Практическое занятие.

1

 

Деловой этикет и толерантность.

 

Практическое занятие.

1

 

Требования, предъявляемые к телефонному разговору. Компетентность, тактичность, доброжелательность, владение приемами ведения беседы, стремление оперативно и эффективно решить проблему –основа успешного проведения делового телефонного разговора. Основные элементы композиции разговора по телефону. Звонки по домашнему телефону деловым партнерам.

 

Практическое занятие.

1

 

Диктофон, видеоаппаратура, радио, телевидение. Роль internet в современном деловом общении.

 

Практическое занятие.

1

 

Подготовиться к деловой беседе по телефону (ответы на вопросы).

 

Практическое занятие.

1

 

Оформить бланк делового разговора по телефону. Оформить бланк телефонограммы.

 

РАЗДЕЛ 3.ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

     

 

Тема 3.1. Правила ведения беседы.

 

1

Этика поведения. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Тема 3.2. Речевое воздействие

 

1

Понятие речевого воздействия, эффективное речевое воздействие. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Тема 3.2. Речевое воздействие

 

1

Коммуникативная позиция говорящего Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Тема 3.3. Правила ведения беседы.

 

1

Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Тема 3.4. Принципы и правила бесконфликтного общения

 

1

Знакомство с основными принципами бесконфликтного общения: терпимости, благоприятной самоподачи, минимизации негативной информации, Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Тема 3.5. Спор

 

1

Понятие спора. Ведение спора. Вопросы и ответы. Аргументация.

 

Тема 3.6. Конфликт

 

1

Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Практическое занятие.

 

1

Структура конфликта:

а) объект конфликтной ситуации б) цели, субъективные мотивы его участников в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками; г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта. Применение навыков компетентного общения при трудоустройстве. Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении.

 

Практическое занятие.

 

1

Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Практическое занятие.

 

1

Выполнение тестовых заданий: «Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)»

 

Практическое занятие.

 

1

Анализ поведения в конфликтной ситуации (выполнения решения психологических задач).

 

Тема 3.7. Манипуляция

 

1

Как распознать манипуляцию? Как противостоять манипуляции? Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Тема 3.8. Деловое общение.

 

1

Понятие, виды и приемы делового общения. Деловой стиль. Деловое слушание Техники налаживания контакта.

Техники активного слушания.

 

Практическое занятие.

 

1

Активные методы повышение коммуникативной компетентности. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

РАЗДЕЛ 4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И РАБОТА С ГРУППОЙ

 

1

 

 

Тема 4.1. Переговоры как форма делового общения.

 

1

Подготовка, ведение, завершение деловых переговоров и анализ их итогов. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Практическое занятие.

 

1

Ролевая игра: отработка навыков проведения интервью. Для работы предлагается свободная тема, например, изучение удовлетворенности политикой администрации техникума

 

Практическое занятие.

 

1

Деловая игра «Выбор руководителя». Микрогруппам предлагается для изучения характеристики деловых и личных качеств 4-х специалистов, претендующих на должность начальник отдела Задание: 1) методом мозгового штурма выделить необходимые и достаточные требования к должности «Начальник отдела», 2) методом дискуссии отобрать из числа имеющихся кандидатов наиболее подходящего на данную должность.

 

Практическое занятие.

 

1

Посмотреть производственную ситуацию "Деловое совещание" (видеофрагмент). 1. Дать оценку проведения делового совещания директором. 2. Результат решения заданий оформить отчетом. Разработать критерии эффективности делового совещания.

 

Практическое занятие.

 

1

Подготовка, ведение, завершение деловых переговоров и анализ их итогов. Подготовка рабочих и итоговых документов. Учет дополнительных факторов общения: внешний вид, возрастные особенности поведения, статус, выполняемая роль и групповая принадлежность. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Практическое занятие.

 

1

Построение публичного выступления продолжительностью 3-5 минут по теме «Моя будущая специальность», «Мой техникум», «Моя страна – Россия», «Город в котором я живу» Построение структуры выступления по заданной теме (индивидуальная работа). Подготовка начала и завершения речи по заданной теме (индивидуальная работа). Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Тема 4.1. Конференция как совещание представителей научных, коммерческих, общественных и других организаций с целью обсуждения каких-либо вопросов.

 

1

Правила презентации. Прием – собрание приглашенных лиц (официальных) в честь кого-нибудь или чего-нибудь. Правила присутствия на официальном приеме. Практическое занятие. Защита презентации по теме «Предоставление услуг по ремонту автомобилей».

Организация встречи официальных лиц с представителями прессы, радио и телевидения. Пресс-конференция. Сопоставление точек зрения собеседников по крупным и актуальным вопросам. Дискуссия. Представление перед заинтересованной аудиторией новой или модифицированной продукции, услуги, идеи в сочетании с представлением ее созидателей.

 

Практическое занятие.

 

1

Защита презентации по теме «Предоставление услуг по ремонту автомобилей».

 

Тема 4.2. Определение видов деловых писем.

 

1

Коммерческие и функциональные письма. Учет особенностей и основные правила оформления деловых писем. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Тема 4.2. Определение видов деловых писем.

 

1

Письмо-предложение. Рекламные письма. Информационное письмо. Письма-извещения и письма-уведомления. Сопроводительное письмо. Письма-рекламации или письма-претензии. Письмо с предложением о сотрудничестве. Требования к бумаге и конверту. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Тема 4.2. Определение видов деловых писем.

 

1

Электронная почта. Основные понятия, на которых построена система электронной почты. Компьютер в общении. Электронная переписка. Правила деловой переписки при составлении электронных писем. Преимущество электронной почты по сравнению с традиционной. Разработка плана проведения телеконференции. Составление образцов деловой документации. Работа с электронной почтой. Создание электронного ящика, отправка деловой корреспонденции. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

РАЗДЕЛ 5. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СТРАНАХ МИРА

     

 

Тема 5.1. Историческое формирование норм нравственности.

 

1

Учет особенностей общения представителей различных наций. Историческое формирование норм нравственности. Религиозное воздействие на развитие национального самосознания и самоопределения. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Тема 5.2. Историческое формирование норм нравственности.

 

1

Культурные ценности разных стран. Особенности национального характера, изучение культурных ценностей разных стран, необходимость повышения общекультурного уровня. Наиболее распространенные точки зрения за рубежом о правилах поведения. Правила поведения за рубежом. Необходимость знания национальных законов и традиций, местных нравов и обычаев. Вежливость иностранного гостя – в уважении страны и культуры народа. Сравнительный анализ норм общения. Европейские нормы общения. Особенности общения в США и Канаде. Элементы китайской, японской, корейской культур общения. Арабские нормы общения. Тренинг по закреплению изученного материала на практике

 

Практическое занятие.

 

1

Зачёт. Решение тестовых заданий.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Организационно-методические условия реализации программы.

Принципы и подходы к методической основе образовательного процесса.

При разработке и описании требований к методической основе образовательного процесса рекомендуется руководствоваться следующими принципами и подходами:

а) Направленность на максимально возможные достижения в индивидуальном приросте показателей освоения программы реализуется поэтапном усложнении способов деятельности по освоению программы.

б) Программно-целевой подход выражается в прогнозировании уровня подготовленности (интеллектуальной, коммуникационной, информационной и т.д. ),

в) Индивидуализация форм обучения.

Образовательный процесс должен строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного обучающегося, его пола, возраста, функционального состояния.

Организационно-методические подходы к оценке результатов освоения программы.

Аналитико-диагностический блок дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы включает в себя:

- текущий контроль в форме

Психологической диагностики обучаемости (способности к достижению результатов)

- промежуточная аттестация в форме

защиты реферата – 2 раза в год: сентябрь- октябрь и апрель- май;

 

Ежемесячный мониторинг оценки результативности освоения программы

Ф.И.О.,
 

Достижения (кол-во/вид)

Сент.
 

Всего

3 кв

Окт.
 

Нояб.
 

Дек.
 

Всего 4 кв.

Янв.
 

Февр.
 

Март.
 

Всего 1 кв.

Апр.
 

Май
 

Всего 2 кв.

                           
 

 

Описание материально-технического обеспечения Программы.

Технические устройства:

Технические устройства

Описание

Кол-во единиц в наличии (условные обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (1 экз); К – комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса); Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся

 

Проектор

 

1 экз

 

Интерактивная доска

 

1 экз

 

Компьютер

 

1 экз

 

Колонки

 

1 экз


 

Учебно- методическое обеспечение реализации программы.

Для обучающегося:

n/n

Название

Кол-во

 

Деловое общение : учеб.пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – Москва, Дашков и К, 2007. -527, [1]с.;

1

 

Деловое общение : учеб.пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. -2-е изд. -Москва : Дашков и К, 2008. -527, [1]с;

1

 

Деловой этикет ; Деловое общение : учеб.пособие для студентов вузов / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. -Москва : ЮНИТИ, 2008. -429, [2]с;

1

 

Мальханова, Инна Анатольевна. Деловое общение : учебное пособие для студентов вузов / И. А. Мальханова. -6-е изд., испр. и доп. -Москва : Мир : Академический Проект, 2008. -243, [1] с.

1

 

Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия»,2010

1

 

Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения - М. Издательский центр «Академия»,2013

1

 

Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М. Издательский центр«Академия»,2010

1

Электронные ресурсы:

Адрес сайта

http://www.studentlibrary.ru

http://www.knigafund.ru

http://www.book.ru

Тестовые материалы размещены в сети Интернет на сайтах: www.astcentre.ru; www.fepo.ru; http://www.hi-edu.ru.

Справочные материалы размещены в сети Интернет: portal@gramota.ru; http://slovari.ru; http://dictionaries/ExplanatoryRR.asp;http:// slovari.gramota.ru.

Для учителя:

n/n

Название

Кол-во

 

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Наука,2009.

1

 

Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ,2008.

1

 

Гришина Н.В. Психология конфликта. –СПб.: Питер,2008.

1

 

Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 222004.

1

 

Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко,2011.

1

 

Кричевский Р.Л., Дубовская Е М. Социальная психология малой группы.–М.:АспектПресс,2001.

1

 

Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов н /Д.: Феникс,2001.

1

 

Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС,2009.

1

 

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология, СПб.: Речь,2002.

1

 

Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. – СПб.: Ювента, 2000.

1

 

Стернин И.А. Деловое общение – Воронеж, Родная речь, 2009. – 184 с.

1

 

Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие навыков делового общения. – Ярославль : Академия развития, 2005. – 144 с.

1

 

Эффективное деловое общение. Антология. – М.: Альпина бизнес букс, 2009

1

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации