«Домашние птицы» (итоговое занятие)

2
0
Материал опубликован 30 December 2015

Тема: «Домашние  птицы»  (итоговое  занятие).

Цель:

  • Коррекционно-образовательная:  уточнение, закрепление  предметного  словаря  по лексической  теме (названия взрослых птиц и их детёнышей) ; закрепление  навыка согласования числительного  и  существительного; совершенствование навыков слогового анализа  слов  и  составления  схемы  предложения из 5-6 слов  со включением предлога;
  • Коррекционно-развивающая: расширение  объёма  внимания;    развитие слухового  внимания;    развитие  логического мышления;
  • Коррекционно-воспитательная: умение  сосредоточенно выполнять задания  на занятии; воспитание умения радоваться за успехи товарища; воспитание умения работать в коллективе;

Оборудование:

Демонстрационный:          предметные  картинки  с  взрослыми  птицами  и  их птенцами (Курица – петух – цыплята,  гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята,  индюк – индюшка – индюшата);

Раздаточный: предметная картинка со взрослой птицей (мама или папа) или птенцом;    картинка с цифрой (от1 до 10);   разноцветные полоски из плотного картона, для составления схемы предложения;

Ход  занятия.

I.  Вступительная  часть.

1. Организационный  момент:

Сядет  тот, кто правильно  назовёт  домашнюю  птицу.  Внимательно  слушайте, какую я прошу  назвать  птицу.

– назови птенца индюка;

– назови его  «маму»;

– его  «папу»;

–  «Мама» – гусыня,  а  «папа»…?

– назови  его  птенца;

2.  Объявление  темы  занятия.

Мы  сегодня  продолжим  говорить  о  домашних  птицах  и,  надеюсь,  узнаем  о  них  кое-что  интересное.

II.  Основная  часть.

1. Прослушивание стихотворения  с  инструкцией  выделения  главного  героя(читает логопед).

Логопед:  (Л.:  – далее)  Ребята,  мне  очень  нравится  стихотворение  об одной  домашней птице.  Послушайте,  его  и  скажите  о  ком  оно?

Курица  –  красавица  у  меня    жила.

Ах,  какая  умная  курица  была.

Шила  мне  кафтаны,  шила  сапоги,

Вкусные,  румяные  пекла  мне  пироги.

А  когда  управится,  сядет  у  ворот,

Сказочку  расскажет, песенку  споёт.

Назовите,  а  кто  будет  парочкой  для  моей  курочки?  (Петух)

2. Прослушивание  стихотворения с инструкцией поиска  слов  с заданным звуком(читает ребёнок).

Л.:     Дашенька  Иванова    знает  стихотворение  о  петушке.  Даша  научилась  очень  хорошо  проговаривать  звук   (Ш)  и  сейчас  вам  это  покажет.  Внимательно  слушайте  и  запоминайте  слова  со  звуком  «Ш»

Ребёнок декламирует  стихотворение.

Назовите  слова  со  звуком  «Ш».

А  теперь  давайте  поздравим  Дашеньку (похлопаем)  с  и  порадуемся её  успехам.

3.   Упражнение  «Кто  как  кричит?» (уточнение  глагольной  лексики).

Л.:   Ребята,  мама  у  нас  есть – курица,   папа  –    петух,  а  птенец  у  них  кто?

Петух,  курица,  цыплята  –  очень  голосистые  ребята!

Как  же  они  голос  подают?

Петух…?  – кукарекает,  курица…  –  кудахчет,  цыплёнок  – пищит, и т.д.

4.  Игра  «Догадайся, назови» (развитие логического  мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского  пола)

Л.:  Петушок и курица  очень  заботятся  о  своих  цыплятах,  следят,  чтобы  они  не  потерялись.  Но  не  только  они  такие  заботливые  родители.  Догадайтесь  и  назовите  маму – птицу,  которая  так  обращается  к  своим  малышам.

  • Крякушки  –  детушки,  мои  непоседушки… (утка);
  • Балабочет,  балабочет,  всех  собрать  их  в  кучу  хочет…(индюшка);
  • Гогочу,  гогочу,  всех  собрать  к  себе  хочу… (гусыня);
  • Куд-куда,  куд-куда?

Ну-ка,  ну-ка  все  сюда!

Ну-ка  к  маме  под  крыло!

Куд-куда  вас  понесло?…  (курица)

Называние  взрослой   птицы, с  последующим  уточнением  слова – подсказки (крякушки,  балабочет,  гогочу,  куд-куда).

5. Упражнение  «Кто  живёт  в  птичнике» (уточнение  названий  птенцов  домашних  птиц,  составление предложений с использование м  навыка словоизменения   существительных  по  падежам   –  Винительный падеж).

Л.:  А  кого  же  не  могут  мамы – птицы  собрать  около  себя ?  Давайте  отправимся  в  птичник,  где  живёт  много  птиц  и  расскажем,  кто  там  живёт.

Дети, показывая  на  картинку ,  составляют  предложения  по  образцу:

ОБРАЗЕЦ (даёт логопед): Гусыня  не  может  собрать  своих  гусят.  Курица  не  может  собрать  своих  цыплят.  И  т.д.

Один ребёнок составляет предложение  по  одной  картинке, которую  выбирает  сам.

6.  «Слоговая  задачка» (синтез  слова из отдельных слогов, деление  слова  на  слоги)

Вспомните,  кто  всё  время  пугал  наших  птиц  в  птичнике?  (Кот).  За  кем гоняется  наш  кот – проказник? Как  вы  думаете?  (за мышкой)  А  вы  хотите узнать,  кого  он  поймал?

На  доске  стоят отдельные  слоги слова,  постав те  их  в  нужном  порядке  и  вы  узнаете,  кого  поймал кот.    ШО  –  НОК  –  МЫ (Мы- шо-нок).

7.  Динамическая  пауза  (логоритмическое  упражнение   «Уточка»).

Утром  с  шуткой  –  прибауткой

(пружинистые приседания с полуоборотами туловища  в  стороны)

Прихорашивалась  утка:

(показывание  перед  лицом «зеркала» – две ладони  вместе)

«Я  пригожа  и  стройна

(проведение  руками  по  лицу, затем  по  телу)

И  умом  наделена!

(наклоны головы  вправо – влево, с  ладошками  на  голове)

Плавная   походочка  –

(руки  на  пояс, переход с одной  прямой в колене  ноги  на  другую)

Славная   молодочка!»  (руки  вниз, в стороны)

8. Игра  «Есть   и  нет» (работа  с  раздаточным  материаломсовершенствование навыка согласования существительных  с  числительными в Р.п.).

Л.:   Пока  мы  гуляли  на  как  уточки,  к  каждому  из  вас  прибежали  гости.  Посмотрите,  какие  животные  к  вам  прибежали.

–  Поднимите  карточки, у кого  в  гостях  домашние  животные.  Назови,  кто  к  тебе  прибежал (спрашиваются все дети).

–  Поднимите  те , у  кого  в  гостях  домашние  птицы.  Назови,  кто   к  тебе  прибежал (спрашиваются все дети).

А   сколько  таких  гостей  прибежало  к  вам  подскажут  цифры.  Которые  есть у каждого  из  вас.  Играем  в  игру  «Есть и нет» (дети знакомы с  правилами игры)

Один  ребёнок  говорит: «У  меня  3 цыплёнка».  Другой  ребёнок  ему  отвечает:  «У  меня  нет  трёх цыплят, но зато  есть 5 гусят». Дети  говорят по цепочке.

9.  Коллективное  составление   предложения  с  последующим  составлением  схемы  предложения.

Л.:   Ребята  составьте  схему  предложения.  А  вот  какого?  Я  сама  не  знаю? (провокационное  поведение)  Давайте  составим предложение  вместе.

– О  ком  мы  слушали  сегодня  стихи? (о  курице,  о  петухе  –  уточнение  окончаний  слов).

–  Как  называется  их  птенец? (цыплёнок)

–  Где  они  живут?  (в птичнике)

–  Как  вы  думаете, в  птичнике  живёт  одни  петух,  один  цыплёнок,  одна  курица?

–  Как  нужно  сказать,  если  их  много?  (петухи,  куры,  цыплята)

–  Теперь  кто  соберёт  предложение?  Скажите , кто  и  где  у  нас  живёт.

КУРЫ,  ПЕТУХИ.  ЦЫПЛЯТА  ЖИВУТ  В  ПТИЧНИКЕ.

(дети  составляют  на столах  схемы  предложения)

Производится  проверка.  Один  ребёнок  вслух  проговаривает  каждое  слово  в  предложении.  Переставляя  палец  с  одной  полоски  на  другую  в  схеме.  Все  остальные  дети,  молча,  проверяют  свои  схемы, вместе  с проверяющим,  переставляя  палец по  своей  схеме..

III.  Заключительная  часть.

Л.:  Что  мы  сегодня  делали  на  занятии?  Что  вам  больше  всего  понравилось,  запомнилось?

Комментарии
Комментариев пока нет.