Логопедическое занятие «Предпосылки формирования звукового анализа в рамках темы "Домашние птицы"» (1 класс)
1 кл. Общее недоразвитие речи.
Тема: Предпосылки формирования звукового анализа в рамках темы «Домашние птицы».
Цель: Формировать звуковой анализ.
Задачи:
обучающая: формировать звуковой анализ, учить различать гласные и согласные звуки, закреплять понятия « домашние птицы», «птицеферма»
коррекционно-развивающая: развивать подвижность артикуляционного аппарата и мелкую моторику рук, развивать внимание, мышление, память, зрительный гнозис, развивать связную речь, обогащать словарь.
воспитательная: воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, мячик, фишки, схемы и картинки для звукового анализа, буквы разной высоты, наложенные изображения домашних птиц и их детенышей, схема для рассказа-описания, цветные карандаши, зеркала.
Этапы урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы.
3.Артикуляционная гимнастика
4.Развитие мелкой моторики
5.Определение линейного ряда
6.Развитие зрительного гнозиса
7.Развитие мелкой моторики
8.Развитие звукового анализа
9.Развитие связной речи.
10.Итог занятия
Этапы урока |
Содержание урока |
Приложение |
1.Организационный момент. |
-Повторите, какой звук вы услышали несколько раз. Пи-ти-ми (и) Ыс-ым-ыт (ы) Ту-та-то (т) Ца-це-цо(ц) Па-по-пу (п ) Буквы вывешиваю на доску, они разной величины. -Расположите буквы по порядку, начиная с самой высокой. -Прочитайте слово. |
|
2.Сообщение темы. |
-Послушайте загадки и отгадайте названия птиц. Ходят в развалочку Плавают, ныряют, На дне пруда корм добывают. (Утки).
В воде купались Сухими остались. (Гуси). Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крылышко собирает. (Курица). Не царь, а в короне Не всадник, а со шпорами Не сторож, а всех будит. (Петух). Рассыпаю картинку индюка. -Ребята, помогите мне собрать картинку -Кто это? (индюк) -Перечислите только тех птиц, название которых начинается с согласного звука (гуси, курица, петух). -Назовите из них только те, которые начинаются с твердого согласного звука (гуси, курица.) -Куры, утки, гуси, петух, индюк что это за птицы? (домашние) -Почему их так называют? -Где живут домашние птицы?(на птицеферме) -Кто за ними ухаживает? (птичница) -А кто из домашних птиц встает раньше всех? (петух) -Как называется часть суток когда просыпается петух?(утро) -Какая часть суток наступает после утра? (день) -Что наступит когда закончится день? (вечер) -Как называется часть суток, которая наступает после вечера (ночь). |
|
3.Артикуляционная гимнастика |
-Однажды летом язычок приехал в деревню. Было солнечное утро. Он вышел из домика погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (“блинчик”). Вдруг подул легкий ветерок, язычок поежился (“змейка”). А на дворе солнце спряталось за тучи и забарабанил по крыше дождь (д-д-д). Дома язычок не скучал, он решил накормить котенка. Котенок стал с жадностью лакать молоко (изобразить). Когда молока не осталось, котенок облизнулся, сладко зевнул и лег спать. Язычок убрал чашку, посмотрел на часы, они тикали тик-так (“часики”) и подумал: «Пора и мне спать». |
«Блинчик» - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно. «Змейка» - улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта. Затем спрятать. «Часики»- улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз. |
4.Развитие мелкой моторики |
-Птицеферма закрыта . Давайте откроем замок. Замок На двери висит замок Кто его открыть бы смог Потянули, покрутили, Постучали и открыли.
-Птицы и их птенчики очень любят когда светло и тепло . Давайте зажжем фонарики. Фонарики Мы фонарики зажжем А потом гулять пойдем Пусть фонарики сияют Нам дорогу освещают. |
Пальцы рук переплетаются, сжимаясь в замок Локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными.
Кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцы. Постукивают друг о друга основания ладоней.
Пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны.
На «раз»-пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. На «два»-пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. |
5.Определение линейного ряда |
-Я называю птицу, а вы её детеныша. Курица – цыпленок Утка – утенок Гусь – гусенок Индюк – индюшонок |
Игра с мячом |
6.Развитие зрительного гнозиса |
-Кто изображен на картинке? -Кого не хватает на картинке? (индюшонка) |
|
7. Развитие мелкой моторики. |
Наши уточки с утра Кря-кря-кря /2раза Наши гуси у пруда Га-га-га /2раза Наши курочки в окно Ко-ко-ко /2раза А наш Петя-петушок Рано-рано по утру Нам споет ку-ка-ре-ку. |
|
8.Развитие звукового анализа |
-Совместите схему слова с картинкой (утка, хвост, гуси, лапка, крыло, петух)
-для какого слова не хватило схемы? -Нарисуйте звуковую схему для слова “петух”. |
|
9.Развитие связной речи. |
-Составьте рассказ-загадку по схеме о той домашней птице, которая вам больше всего понравилась. |
|
10.Итог занятия |
-Молодцы! Хорошо занимались. Что мы сегодня учились делать? Вспомним что куры, утки, гуси – это домашние птицы. Домашние – потому, что живут около человека, и он за ними ухаживает, а они приносят человеку пользу. Составляли звуковые схемы слова. Загадывали загадку-рассказ. Что такое птицеферма? |