«К духовному просвещению - через добрые дела»
Программа индивидуального развития учащихся
«К духовному просвещению - через добрые дела»
Автор программы : Толстова Т. Н.
К духовному просвещению – через добрые дела
"Плохое воспитание есть начало злу, которое от поколения к поколению возрастает. Только духовно-нравственное воспитание может избавить общество от зла, выработать твердость характеров, чистоту нравов, благородство, добросовестность во всем".
Схиархимандрит Иоанн Маслов
Жизнь человека зависит от различных потребностей, с которыми нам постоянно приходится сталкиваться: это пища, одежда, жилище, духовные потребности. Если человек бедный, он всеми силами стремится избавиться от бедности, если человек богатый, его начинают одолевать тщеславие и самомнение. Материальные ценности – это далеко не самоцель в жизни человека, и он не должен переступать границу морали в процессе приобретения материальных благ.
Всё-таки главное в жизни человека – это достижении духовности, духовное развитие. Жадный человек никогда не удовлетворяется тем, что имеет. Есть такая пословица: “Богатство подобно соленой воде: чем больше её пьёшь, тем большую жажду испытываешь”. Действительно жадный никогда не удовлетворяется тем, что имеет. Некоторые люди склонны думать, что деньги, богатство – это источник исполнения многих желаний. К сожалению в нашем обществе, где всё порой покупается и продаётся, деньги становятся мерилом всего и вся. Ценность богатства понимают лишь те, кто знает, как добываются деньги, каким трудом. Много примеров когда родители оставляют большие сбережения детям. А дети начинают тратить их, бросают учиться, работать, ведут аморальный образ жизни и в конце концов оказываются на дне общества, потому что не научились ценить заработанные родителями блага. Человек в этой жизни должен опираться на знания и разум, а не на золото и серебро: ибо лишь надежды находятся в их власти.
Классный коллектив работает по программе развития по теме: " К духовному развитию – через добрые дела". В результате работы по этой программе должна быть достигнута основная цель — воспитание личности с большим духовно-нравственным потенциалом. В осуществлении задуманного работает классный коллектив единомышленников под руководством классного руководителя, педагогов-предметников, школьного психолога, социального педагога и др.
Цель данного проекта:
формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.
Задачи:
- Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
 - Предоставление личности широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации.
 - Организация воспитательного пространства через детские объединения, кружки, секции, где учащиеся развивают свои способности и склонности
 
Основная работа ведется через единые классные часы духовно-нравственного воспитания, которые проходят еженедельно. Эти часы проводит классный руководитель. В классе проводятся разнообразные мероприятия, направленные на формирование всесторонне развитой, преданной своей Родине, интеллектуально и духовно богатой, творческой личности.
Проводятся трудовая деятельность по благоустройству территории школы. С целью организации досуга учащихся и повышения интеллектуального уровня проведены конкурсы «Знаешь ли ты закон», «Семь китов здоровья»и т. д. Организовываются экскурсии учащихся в музеи, Выставочный Центр «Радуга, в Центр Семейного Чтения, театр оперы и балета.
Систематически проходят классные часы с представителями правоохранительных органов с целью профилактики правонарушений, наркомании, СПИДа и борьбы с терроризмом на темы: «Дисциплина-основа эффективности профессиональной деятельности», «Моя профессия», «Знакомство со специальностью», «Это наша с тобой биография», устраиваются просмотры видеофильмов по здоровому образу жизни, по борьбе с наркоманией и по патриотическому воспитанию.
Особое внимание уделяется работе с трудновоспитуемыми, педагогически запущенными учащимися, а также родителями из неблагополучных семей, ведется совместная работа с Советом Профилактики по предупреждению правонарушений.
Ведется спортивно-массовая и оздоровительная работа с привлечением учащихся в спортивные секции, творческие клубы и кружки. Организовываются и проводятся спортивные соревнования по различным видам спорта среди учащихся школы, городские, областные, республиканские турниры. В школе действует несколько спортивных секций ( футбол, шахматы, баскетбол, настольный теннис, волейбол).школа тесно сотрудничает со стадионом «Волга»и 8 учащихся класса посещают секцию футбола .Они являются призерами городских и республиканских турниров.
С целью воспитания чувства доброты и милосердия в подрастающем поколении среди учащихся проводятся акции «Милосердие» по поддержке сирот, инвалидов и малообеспеченных учащихся. Класс ежегодно участвует в акции «Шоколадный дом».
При проведении мероприятий используются новые современные педагогические технологии, направленные на борьбу против терроризма и экстремистских течений.
Основные действия педагогов направлены:
- на формирование семейной бытовой культуры, чувства причастности к историческому прошлому и настоящему нашей Родины, своего народа,
 - на воспитание бережного отношения к окружающему миру;
 - раскрытие духовных основ Отечественной культуры
 - воспитание толерантности и бережного отношения к национальным традициям и духовному наследию великих предков.
 
Направления духовно - просветительской работы.
- Организационная работа
 - Идейно-политическое воспитание
 - Военно-патриотическое воспитание
 - Спортивно-оздоровительная работа
 - Нравственно-правовое воспитание
 - Воспитание толерантности
 - Эстетическое воспитание
 - Экологическое воспитание
 - Трудовое воспитание
 - Санитарно-просветительская работа
 - Профилактика правонарушений
 - Профориентационная работа
 
Структура программы проекта
«К духовному просвещению – через добрые дела»
1-е направление « Я и мои интересы»
- Создание условий для развития личности вовлекая их во внеклассную деятельность
 - Организация активной и насыщенной интересными и полезными делами жизни классного коллектива с помощью разных мероприятий таких как КВНы, интеллектуальные игры , конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы
 - Повышение уровня воспитанности и толерантности
 - Создание условий для воспитания нравственного, независимого уверенного в себе школьника
 
2- е направление «Я и творчество»
- Выявление потребностей, интересов, талантов и склонностей школьников
 - Вовлечение детей в различные кружки и творческие объединения школы и города
 - Стимулирование развития творческих способностей школьников.
 
3- е направление «Я – патриот своей страны»
- Ознакомление с традициями, праздниками, историей своей страны, своего края, города и своей школы
 - Участие в патриотическом движении своего города
 - Чествование ветеранов и шефство над ними
 
4- е направление «Я и окружающие»
- Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям
 - Знакомство с творчеством и историей знаменитых людей республики, школы
 - Формирование доброго отношения к людям, своему коллективу, окружающим
 - Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувства долга, товарищества, заботы о ближнем.
 
5 -е направление «Я и природа»
- Формирование у коллектива представлений о единстве человека и природы, о человеке как части природы
 - Включение школьников в экологическую деятельность и участие в экологических акциях
 - Воспитание бережного отношения к окружающему миру
 - Участие в уборке и облагораживании пришкольной территории
 
6 -е направление «Я и моя семья»
- Организация совместного досуга детей и родителей через совместные праздники, дела, поездки и экскурсии
 - Тематические родительские собрания
 - Изучение прав и обязанностей ребенка
 
7 - е направление « Я – культурный человек »
- Освоение школьниками многообразия культурных ценностей через посещение выставочных центров, театров, музеев
 - Развитие способности школьников соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением
 - Раскрытие духовных основ Отечественной культуры
 - Воспитание толерантности и бережного отношения к национальным традициям и духовному наследию великих предков.
 
8-е направление « Я и спорт»
- Воспитание здоровой и спортивной личности
 - Вовлечение коллектива в школьные, городские спортивные мероприятия, турниры, эстафеты
 - Создание условий для посещения спортивных секций и кружков
 - Участие в военно-спортивной игре «Зарница»
 
Мероприятия, которые проводятся в рамках программы
1-е направление « Я и мои интересы»
- Игры(школьные, районные, городские) «Умники и умницы», «Самый умный»
 - Олимпиады по предметным неделям
 - Конкурсы сочинений, стихов, рисунков
 - Выполнение творческих проектов
 - Участие в научно-практических конференциях школы, города, района
 - Участие в играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чувашская ласточка», «Британский бульдог»
 - Участие в школьных концертных программах ко Дню учителя, к Новому году, на 8 Марта и т. д.
 - Анкетирование, беседы, классные часы
 - Встреча и со школьным психологом и консультации
 - Работа в кружках и секциях
 - Подготовка и участие в научно-практической конференции
 
2- е направление «Я и творчество»
- Конкурсы на лучший рисунок, стих собственного сочинения, на лучшего чтеца
 - Конкурс сочинений «Моя мама», «Что такое добро?»
 - Конкурсная программа «Мисс и Мистер Осень», «Звезда танцпола»
 - Конкурс валентинок, пасхальных яиц, поделок из осенних материалов
 - Новогодний маскарад
 - День святого Валентина. Конкурсы, игры.
 - День смеха. Шутки, конкурсы.
 - Участие в школьном конкурсе инсценированной песни
 - Участие в районном конкурсе экологических сказок
 - «Доброта спасет мир» Конкурс рисунков
 - «Мама милая моя » (мероприятия, посвященные дню Матери, дню 8 марта)
 - Творческие выступления учащихся на школьной сцене, дворовых площадках микрорайона школы.
 - Оформление плакатов и участие в конкурсах рисунков
 - Выпуск стенгазет, оформление классного уголка, портфолио класса.
 - Работа в кружках и секциях
 - Участие в сборе материалов и помощь в выпуске школьной газеты, работа в школьном пресс-центре
 - Классный час «Хобби и творчество – это одно и тоже», «Порядочность и честность в классном коллективе»
 
3- е направление «Я – патриот своей страны»
- Участие в конкурсе патриотической песни
 - Сбор материала по созданию музея школы №7
 - Встреча с ветеранами войны и труда ПО имени В.И. Чапаева совместно с советом ветеранов ПО имени В.И. Чапаева
 - Активное участие в проведении митинга памяти ,посвященному 9 мая
 - Участие в республиканских и городских месячниках
 - Посещение музея В.И.Чапаева
 - Посещение Центра Семейного чтения и встреча с чувашской писательницей Л.Сарине
 - «Зарница» (военно-спортивный праздник ко Дню защитника Отечества)
 - Участие в акции ко дню пожилого человека «Спешите делать добро»
 - Изучение истории школы
 - Классный час «Школьные традиции»
 - Участие в Дне памяти Олега Беспалова
 - Смотр строя и песни
 - Классный час «Гражданское самоопределение. Идолы и идеалы»
 
4- е направление «Я и окружающие»
- Поздравление учителей с Днем учителя
 - Выпуск стенгазет и плакатов
 - Участие в социальных проектах
 - Акция «Ветеран живет рядом»
 - Участие в «школе лидеров» Московского района г. Чебоксары
 - Классный час «Мои права и обязанности»
 - Трудовой десант по сбору макулатуры, металлолома.
 - Организация и контроль дежурства в школе, классе, в столовой
 - «Мама милая моя » (мероприятия, посвященные дню Матери, дню 8 марта)
 - Анкетирование «Что мы ценим в людях?»
 - Участие в республиканских и городских месячниках
 - Выбор актива класса и школы и работа с ней
 - Классный час «Я не такой, как все, и все мы разные».
 - Классный час «Познай свое Я», «Толерантность, что это такое»
 
5 -е направление «Я и природа»
- Проведение генеральных уборок в классе, оклейка окон
 - Участие в экологических субботниках и месячниках
 - Благоустройство территории поселка, школьной территории
 - ( посадка деревьев и кустарников, уборка территории)
 - Участие в республиканских и городских месячниках
 - Участие в конференциях, семинарах и проектах, связанных с защитой окружающей среды
 - Походы на природу
 - Конкурс творческих работ по теме «Окружающая среда», «Экология»
 
6 -е направление «Я и моя семья»
- Внеклассные мероприятия с родителями (по отдельному плану)
 - Встречи с выпускниками
 - Конкурс творческих работ «Я и моя семья», «Мое генеалогическое дерево», «Моя мама - лучшая на свете»
 - Поездки, экскурсии
 - Проведение родительских собраний
 - Совместная беседа с родителями и детьми «Права и обязанности ребенка в семье»
 - «Летопись моей семьи» тематический классный час
 - Спортивная игра «Мама, папа, я – спортивная семья»
 - Классный час «Профессии моих родителей»
 - Классный час «Правила этикета в коллективе»
 
7 - е направление « Я – культурный человек »
- Проведение бесед о культуре поведения и воспитанности
 - «Книжкина больница» (помощь в ремонте книг Центру семейного чтения, школьной библиотеке
 - Театр - детям (к международному дню театра). Посещение театра оперы и балета
 - Знакомство с творчеством чувашских писателей и художников
 - Экскурсия в Выставочный Центр «Радуга»
 - Участие в республиканских и городских месячниках
 - Анкетирование «Толерантность, что это такое?»
 - Сбор пословиц, поговорок, стихов о добре, милосердии, духовности
 - Исследование слов духовность, добро, доброта
 
8-е направление « Я и спорт»
- Прогулки в лес, игры на свежем воздухе
 - Подготовка и активное участие в «Дне Здоровья»
 - Организация и проведения похода
 - Участие в игре «Зарница»
 - Классный час «Здоровый образ жизни нашего коллектива. Из чего он складывается»
 - Изучение правил поведения в опасных для жизни ситуациях
 - Участие в месячнике «Скажи наркотикам нет»
 - Беседа «Вредные привычки – алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье»
 - Беседы по санитарии и гигиене(по плану)