«К духовному просвещению - через добрые дела»
Программа индивидуального развития учащихся
«К духовному просвещению - через добрые дела»
Автор программы : Толстова Т. Н.
К духовному просвещению – через добрые дела
"Плохое воспитание есть начало злу, которое от поколения к поколению возрастает. Только духовно-нравственное воспитание может избавить общество от зла, выработать твердость характеров, чистоту нравов, благородство, добросовестность во всем".
Схиархимандрит Иоанн Маслов
Жизнь человека зависит от различных потребностей, с которыми нам постоянно приходится сталкиваться: это пища, одежда, жилище, духовные потребности. Если человек бедный, он всеми силами стремится избавиться от бедности, если человек богатый, его начинают одолевать тщеславие и самомнение. Материальные ценности – это далеко не самоцель в жизни человека, и он не должен переступать границу морали в процессе приобретения материальных благ.
Всё-таки главное в жизни человека – это достижении духовности, духовное развитие. Жадный человек никогда не удовлетворяется тем, что имеет. Есть такая пословица: “Богатство подобно соленой воде: чем больше её пьёшь, тем большую жажду испытываешь”. Действительно жадный никогда не удовлетворяется тем, что имеет. Некоторые люди склонны думать, что деньги, богатство – это источник исполнения многих желаний. К сожалению в нашем обществе, где всё порой покупается и продаётся, деньги становятся мерилом всего и вся. Ценность богатства понимают лишь те, кто знает, как добываются деньги, каким трудом. Много примеров когда родители оставляют большие сбережения детям. А дети начинают тратить их, бросают учиться, работать, ведут аморальный образ жизни и в конце концов оказываются на дне общества, потому что не научились ценить заработанные родителями блага. Человек в этой жизни должен опираться на знания и разум, а не на золото и серебро: ибо лишь надежды находятся в их власти.
Классный коллектив работает по программе развития по теме: " К духовному развитию – через добрые дела". В результате работы по этой программе должна быть достигнута основная цель — воспитание личности с большим духовно-нравственным потенциалом. В осуществлении задуманного работает классный коллектив единомышленников под руководством классного руководителя, педагогов-предметников, школьного психолога, социального педагога и др.
Цель данного проекта:
формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.
Задачи:
- Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
- Предоставление личности широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации.
- Организация воспитательного пространства через детские объединения, кружки, секции, где учащиеся развивают свои способности и склонности
Основная работа ведется через единые классные часы духовно-нравственного воспитания, которые проходят еженедельно. Эти часы проводит классный руководитель. В классе проводятся разнообразные мероприятия, направленные на формирование всесторонне развитой, преданной своей Родине, интеллектуально и духовно богатой, творческой личности.
Проводятся трудовая деятельность по благоустройству территории школы. С целью организации досуга учащихся и повышения интеллектуального уровня проведены конкурсы «Знаешь ли ты закон», «Семь китов здоровья»и т. д. Организовываются экскурсии учащихся в музеи, Выставочный Центр «Радуга, в Центр Семейного Чтения, театр оперы и балета.
Систематически проходят классные часы с представителями правоохранительных органов с целью профилактики правонарушений, наркомании, СПИДа и борьбы с терроризмом на темы: «Дисциплина-основа эффективности профессиональной деятельности», «Моя профессия», «Знакомство со специальностью», «Это наша с тобой биография», устраиваются просмотры видеофильмов по здоровому образу жизни, по борьбе с наркоманией и по патриотическому воспитанию.
Особое внимание уделяется работе с трудновоспитуемыми, педагогически запущенными учащимися, а также родителями из неблагополучных семей, ведется совместная работа с Советом Профилактики по предупреждению правонарушений.
Ведется спортивно-массовая и оздоровительная работа с привлечением учащихся в спортивные секции, творческие клубы и кружки. Организовываются и проводятся спортивные соревнования по различным видам спорта среди учащихся школы, городские, областные, республиканские турниры. В школе действует несколько спортивных секций ( футбол, шахматы, баскетбол, настольный теннис, волейбол).школа тесно сотрудничает со стадионом «Волга»и 8 учащихся класса посещают секцию футбола .Они являются призерами городских и республиканских турниров.
С целью воспитания чувства доброты и милосердия в подрастающем поколении среди учащихся проводятся акции «Милосердие» по поддержке сирот, инвалидов и малообеспеченных учащихся. Класс ежегодно участвует в акции «Шоколадный дом».
При проведении мероприятий используются новые современные педагогические технологии, направленные на борьбу против терроризма и экстремистских течений.
Основные действия педагогов направлены:
- на формирование семейной бытовой культуры, чувства причастности к историческому прошлому и настоящему нашей Родины, своего народа,
- на воспитание бережного отношения к окружающему миру;
- раскрытие духовных основ Отечественной культуры
- воспитание толерантности и бережного отношения к национальным традициям и духовному наследию великих предков.
Направления духовно - просветительской работы.
- Организационная работа
- Идейно-политическое воспитание
- Военно-патриотическое воспитание
- Спортивно-оздоровительная работа
- Нравственно-правовое воспитание
- Воспитание толерантности
- Эстетическое воспитание
- Экологическое воспитание
- Трудовое воспитание
- Санитарно-просветительская работа
- Профилактика правонарушений
- Профориентационная работа
Структура программы проекта
«К духовному просвещению – через добрые дела»
1-е направление « Я и мои интересы»
- Создание условий для развития личности вовлекая их во внеклассную деятельность
- Организация активной и насыщенной интересными и полезными делами жизни классного коллектива с помощью разных мероприятий таких как КВНы, интеллектуальные игры , конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы
- Повышение уровня воспитанности и толерантности
- Создание условий для воспитания нравственного, независимого уверенного в себе школьника
2- е направление «Я и творчество»
- Выявление потребностей, интересов, талантов и склонностей школьников
- Вовлечение детей в различные кружки и творческие объединения школы и города
- Стимулирование развития творческих способностей школьников.
3- е направление «Я – патриот своей страны»
- Ознакомление с традициями, праздниками, историей своей страны, своего края, города и своей школы
- Участие в патриотическом движении своего города
- Чествование ветеранов и шефство над ними
4- е направление «Я и окружающие»
- Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям
- Знакомство с творчеством и историей знаменитых людей республики, школы
- Формирование доброго отношения к людям, своему коллективу, окружающим
- Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувства долга, товарищества, заботы о ближнем.
5 -е направление «Я и природа»
- Формирование у коллектива представлений о единстве человека и природы, о человеке как части природы
- Включение школьников в экологическую деятельность и участие в экологических акциях
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру
- Участие в уборке и облагораживании пришкольной территории
6 -е направление «Я и моя семья»
- Организация совместного досуга детей и родителей через совместные праздники, дела, поездки и экскурсии
- Тематические родительские собрания
- Изучение прав и обязанностей ребенка
7 - е направление « Я – культурный человек »
- Освоение школьниками многообразия культурных ценностей через посещение выставочных центров, театров, музеев
- Развитие способности школьников соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением
- Раскрытие духовных основ Отечественной культуры
- Воспитание толерантности и бережного отношения к национальным традициям и духовному наследию великих предков.
8-е направление « Я и спорт»
- Воспитание здоровой и спортивной личности
- Вовлечение коллектива в школьные, городские спортивные мероприятия, турниры, эстафеты
- Создание условий для посещения спортивных секций и кружков
- Участие в военно-спортивной игре «Зарница»
Мероприятия, которые проводятся в рамках программы
1-е направление « Я и мои интересы»
- Игры(школьные, районные, городские) «Умники и умницы», «Самый умный»
- Олимпиады по предметным неделям
- Конкурсы сочинений, стихов, рисунков
- Выполнение творческих проектов
- Участие в научно-практических конференциях школы, города, района
- Участие в играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чувашская ласточка», «Британский бульдог»
- Участие в школьных концертных программах ко Дню учителя, к Новому году, на 8 Марта и т. д.
- Анкетирование, беседы, классные часы
- Встреча и со школьным психологом и консультации
- Работа в кружках и секциях
- Подготовка и участие в научно-практической конференции
2- е направление «Я и творчество»
- Конкурсы на лучший рисунок, стих собственного сочинения, на лучшего чтеца
- Конкурс сочинений «Моя мама», «Что такое добро?»
- Конкурсная программа «Мисс и Мистер Осень», «Звезда танцпола»
- Конкурс валентинок, пасхальных яиц, поделок из осенних материалов
- Новогодний маскарад
- День святого Валентина. Конкурсы, игры.
- День смеха. Шутки, конкурсы.
- Участие в школьном конкурсе инсценированной песни
- Участие в районном конкурсе экологических сказок
- «Доброта спасет мир» Конкурс рисунков
- «Мама милая моя » (мероприятия, посвященные дню Матери, дню 8 марта)
- Творческие выступления учащихся на школьной сцене, дворовых площадках микрорайона школы.
- Оформление плакатов и участие в конкурсах рисунков
- Выпуск стенгазет, оформление классного уголка, портфолио класса.
- Работа в кружках и секциях
- Участие в сборе материалов и помощь в выпуске школьной газеты, работа в школьном пресс-центре
- Классный час «Хобби и творчество – это одно и тоже», «Порядочность и честность в классном коллективе»
3- е направление «Я – патриот своей страны»
- Участие в конкурсе патриотической песни
- Сбор материала по созданию музея школы №7
- Встреча с ветеранами войны и труда ПО имени В.И. Чапаева совместно с советом ветеранов ПО имени В.И. Чапаева
- Активное участие в проведении митинга памяти ,посвященному 9 мая
- Участие в республиканских и городских месячниках
- Посещение музея В.И.Чапаева
- Посещение Центра Семейного чтения и встреча с чувашской писательницей Л.Сарине
- «Зарница» (военно-спортивный праздник ко Дню защитника Отечества)
- Участие в акции ко дню пожилого человека «Спешите делать добро»
- Изучение истории школы
- Классный час «Школьные традиции»
- Участие в Дне памяти Олега Беспалова
- Смотр строя и песни
- Классный час «Гражданское самоопределение. Идолы и идеалы»
4- е направление «Я и окружающие»
- Поздравление учителей с Днем учителя
- Выпуск стенгазет и плакатов
- Участие в социальных проектах
- Акция «Ветеран живет рядом»
- Участие в «школе лидеров» Московского района г. Чебоксары
- Классный час «Мои права и обязанности»
- Трудовой десант по сбору макулатуры, металлолома.
- Организация и контроль дежурства в школе, классе, в столовой
- «Мама милая моя » (мероприятия, посвященные дню Матери, дню 8 марта)
- Анкетирование «Что мы ценим в людях?»
- Участие в республиканских и городских месячниках
- Выбор актива класса и школы и работа с ней
- Классный час «Я не такой, как все, и все мы разные».
- Классный час «Познай свое Я», «Толерантность, что это такое»
5 -е направление «Я и природа»
- Проведение генеральных уборок в классе, оклейка окон
- Участие в экологических субботниках и месячниках
- Благоустройство территории поселка, школьной территории
- ( посадка деревьев и кустарников, уборка территории)
- Участие в республиканских и городских месячниках
- Участие в конференциях, семинарах и проектах, связанных с защитой окружающей среды
- Походы на природу
- Конкурс творческих работ по теме «Окружающая среда», «Экология»
6 -е направление «Я и моя семья»
- Внеклассные мероприятия с родителями (по отдельному плану)
- Встречи с выпускниками
- Конкурс творческих работ «Я и моя семья», «Мое генеалогическое дерево», «Моя мама - лучшая на свете»
- Поездки, экскурсии
- Проведение родительских собраний
- Совместная беседа с родителями и детьми «Права и обязанности ребенка в семье»
- «Летопись моей семьи» тематический классный час
- Спортивная игра «Мама, папа, я – спортивная семья»
- Классный час «Профессии моих родителей»
- Классный час «Правила этикета в коллективе»
7 - е направление « Я – культурный человек »
- Проведение бесед о культуре поведения и воспитанности
- «Книжкина больница» (помощь в ремонте книг Центру семейного чтения, школьной библиотеке
- Театр - детям (к международному дню театра). Посещение театра оперы и балета
- Знакомство с творчеством чувашских писателей и художников
- Экскурсия в Выставочный Центр «Радуга»
- Участие в республиканских и городских месячниках
- Анкетирование «Толерантность, что это такое?»
- Сбор пословиц, поговорок, стихов о добре, милосердии, духовности
- Исследование слов духовность, добро, доброта
8-е направление « Я и спорт»
- Прогулки в лес, игры на свежем воздухе
- Подготовка и активное участие в «Дне Здоровья»
- Организация и проведения похода
- Участие в игре «Зарница»
- Классный час «Здоровый образ жизни нашего коллектива. Из чего он складывается»
- Изучение правил поведения в опасных для жизни ситуациях
- Участие в месячнике «Скажи наркотикам нет»
- Беседа «Вредные привычки – алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье»
- Беседы по санитарии и гигиене(по плану)