Классный час, посвящённый Дню матери «Спешите делать добрые дела»
Пояснительная записка к презентации
МБОУ «Тонкинская СШ»
Сценарий тематического классного часа ко Дню матери
«Спешите делать добрые дела»
по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» 8 класс
Подготовила учитель русского языка и литературы
Смирнова Татьяна Афанасьевна
Описание мероприятия:
Классный час ко Дню матери «Спешите делать добрые дела» рассчитан на учащихся 8 класса.
Разговор о внимательном отношении к матери строится на основе рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». На мой взгляд, это произведение совершенно необдуманно убрали из школьной программы по литературе ( предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной). Небольшой, но очень пронзительный рассказ. Нельзя, чтобы такие вещи проходили мимо ребят. К мероприятию рассказ прочитан учащимися заранее. Беседа по содержанию текста должна привести учащихся к размышлению о собственном поведении. Итогом мероприятия будут телеграммы учеников со словами признательности своим мамам. Материал мероприятия можно использовать и для урока внеклассного чтения. Мероприятие не предполагает полного литературоведческого анализа рассказа.
Цели:
- познакомиться с содержанием рассказа;
- формировать умение понимать тему и основную мысль, опираясь на текст произведения;
- воспитывать чувство уважения, внимания по отношению к своим родителям
Оборудование:
- портрет К. Г. Паустовского
- презентация по рассказу «Телеграмма»
- видеоролик о мамах
- бланки телеграмм
Ход мероприятия:
Вступление (ученица читает стихотворение):
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я отвечу прямо:
Это МАМА, МАМА, МАМА!
Слово учителя
Дорогие ребята, мы не случайно начали наш классный час с этого небольшого, но очень нежного детского стихотворения. В нем прозвучали два главных слова, которые должны быть в жизни каждого из нас: доброта и мама. Это слова-синонимы, слова-спутники, потому что там, где мама, всегда доброта, безграничная и бескорыстная.
Наш классный час называется «Спешите делать добрые дела». И это тоже не случайно.
Вы должны учиться не только получать добро, но и уметь дарить его другим, в первую очередь, своим мамам. (слайд №1)
Многие писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма».
С творчеством этого писателя вы знакомы по рассказам : «Теплый хлеб», «Подарок», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Мещерская сторона». В каждом из своих произведений он открывает нам, читателям, удивительный мир природы. И герои его тоже очень тонко чувствуют и понимают природу.
Беседа по содержанию рассказа
Вот и рассказ «Телеграмма» начинается с неяркого, серого пейзажа. Давайте послушаем это описание.
(подготовленный ученик читает текст) (слайд № 2,3)
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах… Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником…
- Зачем нужна такая пейзажная зарисовка?
(Такое начало помогает понять душевное состояние Катерины Петровны: грусть, одиночество)
Среди серости «никак не мог доцвесть подсолнечник у забора».
- Но почему не подсолнух?
(в слове подсолнечник мы слышим и ощущаем солнце, которое словно надеется на что-то)
- На что же надеется и чем живет героиня рассказа Катерина Петровна?
(Ответы учеников: живет в селе Заборье, отец – известный художник, последняя обитательница «мемориального» дома, из родных только дочь Настя, которая живет в Ленинграде. Не с кем поговорить о картинах, о прошлой жизни, а ведь когда-то она жила с отцом в Париже, видела похороны Виктора Гюго – известного французского писателя, а теперь, маленькая, сгорбленная, она молча сидит на диване, перебирает какие-то бумажки, тихонько плачет, не знает, как дожить до утра, но не теряет надежды на приезд дочери)
- Давайте послушаем отрывок, где особенно остро ощущается состояние Катерины Петровны в ожидании своей дочери.
(Читает подготовленный ученик) (слайд №4)
Как-то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.
Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову теплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.
Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:
– Кто стучит?
Но за забором никто не ответил.
– Должно быть, почудилось, – сказала Катерина Петровна и побрела назад.
Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо. (слайд №5)
«Ненаглядная моя, – писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
- А что же Настя? Почему не едет к матери? Где она?
- Сообщение ученика: (слайд №6)
А Настя живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников, устраивает выставки, заботится о молодом скульпторе Тимофееве, которому, якобы, не дают развернуться, а матери раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей, последний раз приезжала домой три года назад. Даже письмо от матери прочитала не сразу, а только вечером после работы и сказала: «Куда там ехать! Две недели возилась с выставкой».
И снова не ответила, и снова не поехала… некогда.
А через две недели во время выставки получает телеграмму: (слайд №7)
«Катя умирает. Тихон»
Не сразу, но все-таки встрепенулась, выбежала в сквер, заплакала и впервые за последний год произнесла слово «мама». Поняла, что никто ее не любил так, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка. Но поздно… не успела… не простилась…И теперь уже никто «не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.»
- В рассказе, как предостережение, звучат слова сторожа Тихона, обращенные к деревенской девочке Манюшке, которая по доброте душевной помогала Катерине Петровне: «Не будь пустельгой».
- Что значит «пустельгой»? Какие нравственные заповеди, адресованные нам, читателям, скрываются за этими словами?
Вывод: дети должны помнить о своих родителях, чаще писать, звонить, навещать – это святая обязанность перед теми, кто подарил тебе жизнь. Спешите делать добрые дела, спешите за добро платить родителям добром. (слайд №8)
- А теперь давайте посмотрим на ваших мам, какие они красивы, молодые, счастливые Пусть, как можно дольше они остаются такими. (слайд №9 - видеоролик)
- Ребята, скоро вы совсем повзрослеете, уедете учиться в город, а ваши мамы останутся здесь, будут переживать за вас, скучать по вас, не спать долгими ночами в тревогах и волнении. Пожалуйста, не забывайте их, пишите, звоните и приезжайте, не дожидаясь телеграмм…
Ученица читает стихотворение:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и твердила:
"Детки, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать - старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели часто до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот поди же, всех вас собери".
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
"Дети, срочно! Дети, очень срочно!!
Приезжайте, заболела мать!"
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Так зачем же дали вы разлуке
Так надолго между вами встать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады,
В жаркие бессонницы ночей.
Неужели горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
- Сейчас я предлагаю вам написать телеграммы своим мамам. Пусть они знают, как вы их любите.
( Дети пишут на бланках телеграмм (слайд №10) слова признательности своим мамам)
Использованная литература:
Беленький Г. И. Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений М., «Мнемозина», 2010
Паустовский К. Г. «Золотая роза» Киев, 1984
Журнал «Литература в школе» 2008 - №1
Журнал «Литература в школе» 2005 - №10