Тест по русскому языку по теме «Лексика. Фразеология» (10 класс)
Тест по теме «Лексика»
10 класс
Инструкция по выполнению работы
Тест проводится в 10 классе на заключительном уроке по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография». На его выполнение даётся 20 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Задания направлены на проверку знаний, умений и навыков по разделу «Лексика. Фразеология». Задания 1-7 предполагают выбор одного правильного варианта ответа из четырёх предложенных. В заданиях 8-10 необходимо найти правильный ответ и записать его.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
К заданиям № 1-7 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выберите номер правильного ответа. |
1) Укажите значение слова ГАРЬ в данном предложении: Плохо только, что теперь здесь на много-много лет останется мёртвая гарь, и ещё не скоро зазеленеют на месте пожарища первые деревца.
Сыпучие остатки от сгорания каменного угля
Выгоревшее место в лесу
Лес, поваленный бурей
Место, заросшее бурьяном
Ответ: ________________________
2) Укажите слово, которое в данном предложении (задание 1) использовано в переносном значении.
Гарь
Первые
Зазеленеют
Мёртвые
Ответ: ________________________
3) Укажите вариант ответа, в котором оба слова являются однозначными:
Кровля, настоящий
Запомнить, кольцо
Модель, модельер
Отдыхать, низина
Ответ: ________________________
4) Укажите предложение, в котором вместо слова ПЕСЧАНЫЙ нужно употребить слово ПЕСОЧНЫЙ:
ПЕСЧАНЫЙ пляж был усеян отдыхающими.
Большую опасность представляют ПЕСЧАНЫЕ бури.
Старинные ПЕСЧАНЫЕ часы стояли на камине.
Путешественники наконец-то выбрались на ПЕСЧАНУЮ отмель.
Ответ: ________________________
5) Укажите предложение, которое содержит синонимы:
Сытый голодного не разумеет.
Между тем он был уже совершенно разорён, опустошён, пущен по ветру
Ближний сосед лучше дальней родни.
Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.
Ответ: ________________________
6) Укажите предложение, которое содержит фразеологизм.
Тихая Кемь помнит бурное, опасное время – тревожный XVI век.
Новая цивилизация, наверное, не захочет глобальных экспериментов – социальных, экономических, религиозных.
С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает.
Происшествие, свидетелем которого я невольно стал, заставило меня посмотреть на моего юного соседа новыми глазами.
Ответ: ________________________
7) Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка.
Полуграмотные, невежественные люди вряд ли за два года станут хорошими специалистами.
Свита у адмирала состояла из невежественных, несведущих в морском деле людей.
Воспитанного человека легко отличить от невежды.
Сейчас я понимаю, что был тогда круглым невеждой, хотя и закончил техникум.
Ответ: ________________________
При выполнении заданий № 8-10 запишите полученный ответ словами. |
8) Выпишите из данного предложения фразеологизм: Мальчик скользнул взглядом по моей ампутации и с какой-то безнадёжной, недетской тоской спросил: «Дядя, может у вас есть сухарик?»
Ответ: ________________________
9) Замените слово НЕВЕДОМЫЙ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Запишите синоним в начальной форме. Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же!
Ответ: ________________________
10) Выпишите из данного предложения слово, которое имеет омонимы. Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли.
Ответ: ________________________
Вариант 2
К заданиям № 1-7 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выберите номер правильного ответа. |
1) Укажите значение слова МАСШТАБ в данном предложении: Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.
Отношение длины линий на карте к действительной длине
Прочность, основательность
Размах, охват, значение
Расстояние между крайними точками
Ответ: ________________________
2) Какое выделенное слово употреблено в прямом значении?
Потерянный взгляд
Сорванный цветок
Натянутые отношения
Подавленное состояние
Ответ: ________________________
3) Укажите вариант ответа, в котором оба слова являются однозначными:
Масштаб, взгляд
Непогода, суверенитет
Лирика, лирик
Секунда, сиять
Ответ: ________________________
4) Укажите предложение, в котором вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ:
Начинающий писатель ПРЕДСТАВИЛ свой роман на суд читателей.
Абитуриенты ПРЕДСТАВИЛИ аттестаты и медицинские справки.
И она ПРЕДСТАВИЛА себе эти поля под осенним дождём.
Русский язык – это громаднейшая сокровищница, которая ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам безграничные возможности.
Ответ: ________________________
5) В каком предложении не использован синоним существительного БЕСПОКОЙСТВО?
Он бы успокоился на мой счёт; тревога бы у него прошла за меня.
Он посмотрел на свои тонкие пальцы, и старые, загнанные внутрь обиды вспыхнули в нём с новой силой, и душа сжалась в смятении и боли.
Она ждала, тревожно прислушиваясь, и внезапно вздрогнула, когда снаружи донёсся к нам глухой смешанный шум.
В лице её я заметил какое-то нервное волнение.
Ответ: ________________________
6) Укажите предложение, которое содержит фразеологизм.
В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла.
И я всё с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда наконец всполошится всё вокруг от радости обновления.
Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы.
По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно.
Ответ: ________________________
7) Укажите предложение, в котором НЕТ лексической ошибки.
В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография жизни великого актёра.
Гордыня за свой народ, за свою землю помогала нам выдержать самые тяжёлые испытания.
Многие школьники думают, что дворяне вели праздную жизнь.
Продукты, которые кладут на прилавок, упакованы в герметичную упаковку.
Ответ: ________________________
При выполнении заданий № 8-10 запишите полученный ответ словами. |
8) Выпишите из данного предложения фразеологизм: Несправедливо думать, будто представители этих профессий – артисты, благо они сами в этом уверены, тогда как сплошь и рядом между ними менее артистов, чем, например, между кустарями, собственным умом и корявыми пальцами создающими «хитрые штучки».
Ответ: ________________________
9) Замените слово ПОЖЕЛАЕШЬ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним. У тебя будет всё, чего ты только пожелаешь; жить с тобой мы станем дружно и весело…
Ответ: ________________________
10) Выпишите из данного предложения слово, которое имеет омонимы. Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны.
Ответ: ________________________
Ответы:
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
5 |
2 |
3 |
6 |
4 |
1 |
7 |
3 |
1 |
8 |
скользнул взглядом |
сплошь и рядом |
9 |
неизвестный |
захочешь |
10 |
свет |
раздался |
Оценка работ
За каждый правильный ответ заданий № 1-7 ставится 1 балл, за каждое верно выполненное задание № 8-10 2 балла.
«5» - 12- 13 баллов,
«4» - 9-11 баллов,
«3» - 6-8 баллов,