Тест по русскому языку «Лексика. Фразеология»

3
0
Материал опубликован 26 October 2019 в группе

Тест на тему «Лексика. Фразеология»


Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология».

Задачи:

1. Образовательные:

обобщение сведений о лексике и фразеологии как разделах лингвистики.

2. Воспитательные:

воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в решении задач.

3. Развивающие:

развитие ключевых компетенций учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение; развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса.

Межпредметные связи: история.

Аудитория: 1 курс (10 класс).

Оборудование: Толковый словарь, фразеологический словарь (любое издание).

Задания:

1. Установите соответствия.


1) однозначные слова

2) синонимы

3) антонимы

4) лексическое значение

5) многозначные слова

6) омонимы

7) паронимы


a слова одной и той же части речи со сходным лексическим значением.

b слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

c слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

d слова, имеющие несколько лексических значений.

e слова, совпадающие по написанию (произношению), но разные по значению.

f слова, имеющие одно лексическое значение.

g внутреннее содержание слова.









2. Лексическое значение какого слова определено неверно?


1 Сажень - древнерусская мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.

2 Вершок - старая мера длины, равна 4.4 сантиметра.

3 Пядь - старинная мера, расстояние между большим и указательным пальцами руки.

4 Косая сажень - древнерусская мера длины, расстояние от пальцев одной вытянутой руки до конца пальцев второй вытянутой руки.



3. Отметьте строку, в которой все слова являются неологизмами:


1 кольчуга, кистень, камзол

2 скейт, смайл, скутер;

3 вакация, рация, сепарация

4 менеджмент, монокль, мем


         4. Установите соответствия.

1 Длань

2 Перст

3 Зеница

4 Ланита

a Глаз

b Щека

c Ладонь

d Палец


5. Соотнесите слова и группу слов, к которой эти слова относятся:


1 Жаргонизм

2 Неологизм

3 Просторечие


a Глючит

b Выкобениваться

c Стукач

d Промоутер

e Копирайтинг

f Укокошить


6. Распределите слова по группам:

1 Архаизмы

2 Историзмы

a рыбарь

b кокошник

c уповать

d городничий

e барщина

f салоп

g одр

h алкать


7. О каких фразеологизмах идет речь?

1. Это выражение с ироничным оттенком, означающее «показной блеск, представление чего-либо в лучшем виде, чем есть на самом деле», связывают с именем Г.А. Потемкина, который распорядился построить временные декоративные деревни к приезду императрицы, чтобы показать таким образом процветание России.
2. Автор этого выражения - царь Алексей Михайлович. В XVII веке была широко распространена соколиная охота – «потеха». По указанию царя был составлен свод правил охоты, где он также сделал приписку со словами о том, чтобы после охоты не забывали о государственной службе.
3. Этот фразеологический оборот, выступающий в значении «застыть на месте; стать неподвижным», восходит к жестокому акту возмездия, имевшему место во время правления на Руси царя Алексея Михайловича (XVII в.): женщину, посягнувшую на жизнь мужа, живой закапывали в землю по самые уши и оставляли на мучительную смерть.
4. Так говорится о человеке, по внешнему виду которого можно определить его состояние, черты характера, намерения. Возникло в результате метафоризации свободного сочетания, отражающего жестокие обычаи XVII века: клеймение на лице бунтовщика буквы Б.

































Ключ к тесту:

  1. 1 F 2 A 3 C 4 G 5 D 6 E 7 B
  2. 4
  3. 2
  4. 1 C 2 D 3 A 4 B
  5. 1 A C 2 E D 3 B F
  6. 1 A C G H 2 B D E F
  7. 1 Потемкинские деревни 2 Делу время – потехе час 3 Стоять как вкопанный 4 На лбу написано
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.