Тест по русскому языку «Лексика. Фразеология»
Тест на тему «Лексика. Фразеология»
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология».
Задачи:
1. Образовательные:
обобщение сведений о лексике и фразеологии как разделах лингвистики.
2. Воспитательные:
воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в решении задач.
3. Развивающие:
развитие ключевых компетенций учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение; развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса.
Межпредметные связи: история.
Аудитория: 1 курс (10 класс).
Оборудование: Толковый словарь, фразеологический словарь (любое издание).
Задания:
1. Установите соответствия.
1) однозначные слова
2) синонимы
3) антонимы
4) лексическое значение
5) многозначные слова
6) омонимы
7) паронимы
a слова одной и той же части речи со сходным лексическим значением.
b слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
c слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
d слова, имеющие несколько лексических значений.
e слова, совпадающие по написанию (произношению), но разные по значению.
f слова, имеющие одно лексическое значение.
g внутреннее содержание слова.
| |
| |
| |
| |
2. Лексическое значение какого слова определено неверно?
1 Сажень - древнерусская мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.
2 Вершок - старая мера длины, равна 4.4 сантиметра.
3 Пядь - старинная мера, расстояние между большим и указательным пальцами руки.
4 Косая сажень - древнерусская мера длины, расстояние от пальцев одной вытянутой руки до конца пальцев второй вытянутой руки.
3. Отметьте строку, в которой все слова являются неологизмами:
1 кольчуга, кистень, камзол
2 скейт, смайл, скутер;
3 вакация, рация, сепарация
4 менеджмент, монокль, мем
4. Установите соответствия.
1 Длань
2 Перст
3 Зеница
4 Ланита
a Глаз
b Щека
c Ладонь
d Палец
5. Соотнесите слова и группу слов, к которой эти слова относятся:
1 Жаргонизм
2 Неологизм
3 Просторечие
a Глючит
b Выкобениваться
c Стукач
d Промоутер
e Копирайтинг
f Укокошить
6. Распределите слова по группам:
1 Архаизмы
2 Историзмы
a рыбарь
b кокошник
c уповать
d городничий
e барщина
f салоп
g одр
h алкать
7. О каких фразеологизмах идет речь?
1. Это выражение с ироничным оттенком, означающее «показной блеск, представление чего-либо в лучшем виде, чем есть на самом деле», связывают с именем Г.А. Потемкина, который распорядился построить временные декоративные деревни к приезду императрицы, чтобы показать таким образом процветание России.2. Автор этого выражения - царь Алексей Михайлович. В XVII веке была широко распространена соколиная охота – «потеха». По указанию царя был составлен свод правил охоты, где он также сделал приписку со словами о том, чтобы после охоты не забывали о государственной службе.
3. Этот фразеологический оборот, выступающий в значении «застыть на месте; стать неподвижным», восходит к жестокому акту возмездия, имевшему место во время правления на Руси царя Алексея Михайловича (XVII в.): женщину, посягнувшую на жизнь мужа, живой закапывали в землю по самые уши и оставляли на мучительную смерть.
4. Так говорится о человеке, по внешнему виду которого можно определить его состояние, черты характера, намерения. Возникло в результате метафоризации свободного сочетания, отражающего жестокие обычаи XVII века: клеймение на лице бунтовщика буквы Б.
Ключ к тесту:
- 1 F 2 A 3 C 4 G 5 D 6 E 7 B
- 4
- 2
- 1 C 2 D 3 A 4 B
- 1 A C 2 E D 3 B F
- 1 A C G H 2 B D E F
- 1 Потемкинские деревни 2 Делу время – потехе час 3 Стоять как вкопанный 4 На лбу написано