12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена335
Являюсь руководителем РМО учителей географии Люблю свою работу!
Россия, Волгоградская обл., р.п.Ерзовка
Материал размещён в группе «Всероссийский педсовет»

Содержание

Введение…………………………………………………………………… .4 стр.

Глава 1…………………………………………………………………….    5 стр.

   1.1.Что за дерево такое?......................................................................…….5стр.

 1.2.Разнообразие видов и форм……..........................................................  .6стр.

1.3.Применение  ...................................……………………………               7 стр.

Глава 2… «Знакомимся с деревом»  ………………………………………..8стр.

2.1. «Изучение флуктуирующей асимметрии листьев

березы для оценки качества  среды»……………………………………… 11 стр.

2.2 Результаты исследования…………………………………….............    13стр.

2.3, 2.4.Практические рекомендации, социологический опрос ………….15-16                 

Заключение ………………………………………………………………     17 стр.

Литература………………………………………                                          18 стр.

 

Введение.

Наша родина – Россия.   Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы   её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга   ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат, подсолнух, похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, это пчела, собирающая нектар – все это моя Родина.

Береза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее всего, потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедро отзывчивой и доброй душе русского человека. Березка стала символом России. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.Нет дерева более близкого русскому человеку, чем береза. Вроде бы ничего особенного - ни ярких цветов,   ни особенных размеров, но, тем не менее, это    дерево по-особенному родное и теплое. Береза часто растет на   очень   бедных   песчаных   почвах,   поэтому бывают березняки очень чистые - без подлеска и с невысокой травой. Куда ни глянь в таких лесах - кругом   теплый   бело-голубой   свет. В ненастную погоду, кажется, что березовые стволы сами   излучают свет.Наша белоствольная береза – единственная в мире растений, с белым стволом. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов. Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы. Чтобы узнать, почему береза является «символом» нашей страны, мы  заглянули  в словарь символов  и  узнал, что ни в одной другой стране нет столько берез, как в России. Поэтому россияне считают это дерево символом своей Родины. Почему белоствольная березка является отражением русской души и русского характера?  Г.А. Бодев "Лесном журнале" за 1844 г. пишет: "Каждому известно, что лучшие березовые деревья и насаждения находятся в лесах России, настоящем отечестве сей древесной породы, и что эта Дева Севера украшает наши мрачные хвойные леса яркой и приятной зеленью своей правильной вершины и белизной коры своего прямого ствола". Береза следует за человеком при освоении необжитых территорий и является его своеобразной спутницей.Это дерево мы считаем своим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно уходит в глубокую древность и означает «блеск», «белизна». Ведь и кора берёзы – береста носит название, связанное с тем же корнем. Но ни водной нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Береза и в песнях, ив загадках, и в сказках. А сколько рек, сел, деревень названо в честь нашей веселой красавицы. Любит наш народ свою березоньку и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит.Однажды,  мы заинтересовались и  спросили и у  себя    “  а почему в нашем  поселке так мало берез?” Так родилась идея   “ исследовать этот вопрос”, о которой нам и хотелось бы сегодня рассказать.

Цель: формирование навыка исследовательской деятельности учащихся через поиск и обработку информации о берёзе.         Обогащение новыми знаниями о березах России и, в частности, березках своей малой родины. Воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе. На примере изучения Березы доказать, что мы дети, можем сохранять и увеличивать численность деревьев.

Задачи: 1. Узнать, что же это за дерево-береза;

2. Какие виды берез существуют и где;

3. Где используются.

4.Провести исследование по изучению березы.

5. Через этот материал привлечь внимание людей к проблеме сохранения деревьев, показав их роль и значение на примере изучения Березы.

 

Нам  стало интересно, о каком дереве, растущем рядом с нами, ребята моего класса знают больше всего. Мы решили собрать материалы о малоизвестных деревьях, которые растут рядом с нами. Проведя творческие работы среди одноклассников, мы выяснили, что больше всего информации ребята имеют о берёзе. Нас  заинтересовало описание этого дерева и возникло желание собрать как можно больше материала именно о нем. 

Планируемый результат: мы определили объект – дерево Береза и в своих исследованиях и творческих работах, хотим  показать значимость её в нашей жизни.

В исследовательской работе использованы такие методы: наблюдение, анализ, описание, опрос, сбор материала о дереве, чтение дополнительной литературы.

Проблема: 
1.Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных 
2.Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. 
3.Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. 
4.Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом. 

Глава 1.

  1.1

Что за дерево такое?

 В  качестве объекта исследования нами была использована берёза повислая, или берёза бородавчатая.       Берёза бородавчатая,  или  повислая - Betula pendula Roth (B. Verrucosa Ehrh.)  дерево с белой корой, достигающее  от 20 до 25м высотой,  из семейства березовых (Betulaceae). Ствол стройный, крона раскидистая. Веточки тонкие, обычно повисающие. Листья черешковые,  голые, треугольно-ромбические, в основании клиновидные, двоякопильчатые, заостренные. Дерево однодомное. Цветки раздельнополые: мужские и женские развиваются на одних и тех же растениях. Цветет в мае. Плоды - мелкие крылатые орешки, (фото 1 ,2.3)

(фото1)

(фото 2)

Береза светолюбива, нетребовательна к почве, быстро заселяет вырубки, гари и другие, не возделываемые участки. Доживает до 100 и даже до 200 лет.   Видовую принадлежность особей определяли по форме листовой пластинки.

  1.2

Разнообразие форм и видов

Существуют множество видов и форм березы. Род береза (Betula) весьма многочисленен и распространен по миру. Он занимает обширные площади во всем Северном полушарии - в Европе, Азии и Северной Америке. По разным данным, насчитывается от 60 до 120 видов березы - у этого дерева, как говорят биологи, очень высокий полиморфизм (разнообразие видов и форм).

( фото 3)семена березы

 Береза карельская (Betula pendula f. Carelica) разновидность березы повислой. Ее розовато-коричневатая древесина имеет необычную извилистую текстуру. Декоративные формы березы повислой: 'Tristis' – с плакучей кроной, 'Gracilis' – со свисающими ветвями и узкими рассеченными листьями, 'Dalecarlica' и 'Laciniata' – с изящными листьями, 'Fastigiata', с вытянутой яйцевидной или колонновидной формой кроны, 'Joungii' – с более мелкими листьями и компактной зонтиковидной кроной, спускающейся до самой земли, 'Purpurea' – с темно-красными или коричневатыми листьями.

Береза пушистая (Betula pubescens) очень неприхотлива и морозостойка, ее ареал заходит далеко на север; единственная территория, где березы пушистой нет, – Дальний Восток. Этот вид может расти в сырых местах. Ствол у нее белый почти до основания, а крона вытянута вверх или распростерта.

Дальневосточная береза ребристая (Betula costata), кора желтоватая. Один из самых теневыносливых видов.

Береза шерстистая (Betula lanata) с сероватой корой, также хорошо выносит тень.

Береза даурская (Betula daurica) родом из Восточной Азии, с темной корой и плотной древесиной. Темно-бурая кора отделяется маленькими чешуйками, образуя вокруг ствола "шубу".

Береза маньчжурская (Betula mandshurica), родом из Восточной Азии, кора серовато-коричневая.

Береза Шмидта, или железная (Betula shmidtii), – растущее на каменистых склонах дерево с темно-серой или бурой корой и древесиной, которая тонет в воде.

Березы наших мест. Живу я в поселке с красивым названием Ерзовка, в котором растёт  очень м ало берёз. Хотелось, чтобы их было больше.

 

 1.3

Применение

Древесина.Для получения крупного хорошего поделочного материала берёза срубается в 60—80 и даже иногда в 100-летнем возрасте; на дрова же, считающиеся лучшим топливом, она пригодна уже в 40—60 лет. На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря развитию грибка Nyctomyces suaveolens (с запахом фиалок). 
Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Цвет — белый, с более жёлтым ядром. Используется для изготовление высококачественной фанеры , лыж , мелких резных игрушек. 
Дёготь . При сухой перегонке белой коры образуется дёготь . Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. 
Береста. Благодаря присутствию смолистых веществ кора ( береста ) отличается чрезвычайной прочностью. 
Береста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, приготовления корзинок, коробок, ковшей, простейшей обуви, служила материалом для письма ( берестяная грамота ). 
Береста прекрасно сохраняется в речных наносах, торфяниках , благодаря чему академик Янин открыл в Новгороде целый клад древнерусских рукописей. 
В прежние времена употреблялась от перемежающейся лихорадки . 
Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти . 
Берёзовый сок. Из надрезов в стволе, сделанных весной, до появления листьев, вытекает значительное количество пасоки , содержащей свыше 2 % сахара и идущей на приготовление разных напитков. Крупная берёза может дать в сутки больше одного ведра пасоки. Явление вытекания наблюдается вслед за первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно, но затем постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума, начинает постепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно прекращается. 
Сок также подкисляют фосфорной кислотой и консервируют. 
Медицинское применение Березовые почки — мочегонное средство.
В северных широтах берёзовая пыльца является самым аллергенным растением, ответственным за 15—20 % проявлений сенной лихорадки у людей с повышенной реакцией на пыльцу.

 

Глава 2.

« Знакомимся с деревом» 

Практическая работа №1

 Паспорт дерева

 
1.  Какой высоты дерево     6 метров   (фото 4)

(фото 4)

 
2. Какова ширина  дерева     20 см

(фото 5)


3. Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые? Есть. Это сирень, вязы.
4. Есть ли у дерева семья?  Нет. Но будут!
5.  Есть ли у дерева "детки"?     Нет, но будут!
-6.Растут ли такие деревья в городе ещё? Да , но мало.  
7.  Сколько на дереве листьев, какая крона? Листьев  примерно – 1.5 тысячи,
 по форме: раскидистая.

(фото 6)

8.  По плотности:   плотная,   
  
  9- Исследование почек березы. 
Цвет почек коричнево-бурый
10. Изучаем кору и ствол:

Находясь около ствола березки, видишь, что ветки ее растут не так, как у других обычных березок, а замысловатыми, тесными переплетениями. Очень много мелких веточек, и все они, крупные и мелкие, направлены вверх. Крона густая, а листья гораздо мельче обычных. Не зря народ прозвал ее «кривой березкой», и она является одним из символов нашего посёлка.   Белую кору, кроме березы, природа ни одному растение не дала. Правда, кора остается гладкой и белой лишь на молодых деревьях.  На старых стволах она сильно растрескивается снаружи и становится черно-серой, особенно в нижней части.

11. Чем покрыт ствол? Стол белый покрыт  тонкой корой,
 
(фото 7)

 

12.  Крона часто плакучая  (фото 7) за счет того, что ветви «повислые» (отсюда и название растения). Молодые ветви красно-бурые, со смолистыми бородавочками, почему и зовут эту березу бородавчатой

13.  Почки маленькие, маслянистые, в них содержатся  много эфирных масел. Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные вет­ром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

14. Листья круглые, зубчатые;  плоды —  орешками. (фото8).

(фото 8)

 Вес 1000 плодов всего  0,1 г. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в соцветия - сережки.

15 .Возраст нашей березы  - 21 год (фото9,10)

(фото 9)

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

(фото 10)

Опубликовано в группе «Всероссийский педсовет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.