ТЕМА УРОКА: КИСЛОТЫ. (8 класс).
ЦЕЛИ: сформировать знания учащихся о составе, названиях,классификации кислот; продолжить формирование знаний об индикаторах.
ОБОРУДОВАНИЕ: растворы кислот HCl, H2SO4, HNO3, индикаторы.
Пробирки, стаканчик, комнатный термометр. Рисунок хвоща полевого.
На доске записаны формулы веществ: NaOH, KOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2, Fe(OH)3, Al (OH)3, Cu(OH)2.
ХОД УРОКА.
I. Актуализация знаний учащихся.
1. Индивидуальный опрос.
1 учащийся. Разделите вещества на группы по растворимости. Дайте определение основаниям.
2 учащийся. Разделите вещества на группы, используя для классификации значение степеней окисления металла, входящего в состав соединения. Назовите вещества.
3 учащийся. Определите количество гидроксида натрия, если его масса равна 8 г. Сколько ионов каждого вида будет содержать это количество?
2. Работа с классом.
На столах учащихся карточки с химическими формулами: CuO, NaOH, HCl, P2O5, H2CO3, SO2, Ca(OH)2, Fe(OH)3, HNO3, MgO, H2S, ZnO, H2SO4. Разделите вещества на классы. Назовите вещества. Определите степени окисления элементов.
II. Изучение нового материала.
1. Понятие о кислотах. Беседа по вопросам.
Какие из карточек остались лишними? Почему?
Чем эти формулы похожи друг на друга?
Как вы думаете, почему эти вещества стали называть кислотами?
(Техника безопасности: пробовать на вкус нельзя!)
Как называются вещества, с помощью которых доказывается наличие другого вещества? (Индикаторы).
2. Качественные реакции на кислоты. Лабораторный опыт. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Инструктаж по технике безопасности. Заполнение таблицы. Беседа.
Индикатор |
Среда |
|
Нейтральная |
Кислотная |
|
Лакмус |
Фиолетовый |
Красный |
Фенолфталеин |
Бесцветный |
Бесцветный |
Метиловый Оранжевый |
Оранжевый |
Красный |
3. Классификация и название кислот.
У учащихся на столах карточки с формулами кислот и их названием.
Задание: разделите формулы веществ на группы. Беседа.
Классификация кислот.
По растворимости:
а) растворимые;
б) нерастворимые.
По наличию кислорода в кислотном остатке:
а) кислородные;
б) бескислородные.
По основности:
а) одноосновные;
б) двухосновные;
в) трехосновные
Учитель дополняет:
по стойкости:
а) стойкие
б) нестойкие.
4. Знакомство с некоторыми кислотами.
1) серная кислота. Рассказ учителя, демонстрация растворения концентрированной серной кислоты, беседа.
2) соляная кислота. Сообщение учащегося.
III. Домашнее задание.
Домашний эксперимент. Используя уксус или раствор лимонной кислоты, исследуйте ее действие на фруктовые и овощные соки. Оформите результаты исследований.
IV. Закрепление изученного материала.
1. В романе В. Дудинцева «Белые одежды» есть фрагмент:
« -Так ты ж врешь все, врешь. Ты же не как люди. На тебя самого нужно капать индикатором. Фенолфталеином. Покраснеешь ты или посинеешь… А потом, надо ж еще подобрать индикатор». Какая химическая ошибка здесь допущена?
2. Ребята, посещающие экологический лагерь, обратили внимание на то, что хвощ полевой растет не повсеместно, а в определенных местах. Местные жители уверяют, что хвощ растет только на кислых почвах, т.е. является биологическим индикатором кислотности почвы. Нам предстоит с вами доказать, верно это или нет. Перед вами на столах вытяжка из почвы, на которой рос хвощ. С помощью индикаторов определите кислотность. Будьте осторожны при работе с химическими реактивами! Обратите внимание на знаки «ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ».
Учащиеся выполняют лабораторную работу, делают выводы.
Подведение итогов урока.