12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Свистула Таисия Николаевна60
Увлечения вне профессии: чтение художественной литературы, путешествия, цветоводство. Мое педагогические кредо: «Дарить детям знания, веру, любовь И с каждым ребёнком расти вновь и вновь".
Россия, Ставропольский край

1.Тема: «Берёза - символ России»

2.Задачи:

Обучающие:

Раскрыть роль берёзы в жизни каждого человека (духовное, эстетическое и здоровьесберегающее влияние);

Способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы;

Познакомить с экспозицией изделий из берёзы;

Познакомить с легендой о берёзе;

Учить детей определять возраст берёзы.

Развивающие:

Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы, умение видеть, слышать;

Развивать диалогическую речь;

Развивать творческие способности, литературный вкус, речь;

Развивать поисковую деятельность детей;

Развивать воображение, творческую индивидуальность.

Воспитывающие:

Воспитывать осознанное, бережное отношение к берёзке.

Формировать ответственность за окружающую среду.

Воспитывать желание беречь и охранять родную природу, помогать ей.

Прививать чувство любви к родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты,

Способствовать созданию эмоционально – благоприятной атмосферы на занятии.

4.Время работы над проектом: краткосрочный проект.

Предварительная работа:

1.Материально-техническое обеспечение и методическое оснащение:

Компьютер;

Спилы берёзы, лупы (по числу детей );

Презентация: « Берёза – символ России»;

Изделия из берёзы и бересты;

запись музыки «Во поле берёзка стояла», «От чего так в России березы шумят»;

пособие « Подари берёзе…».

использование «Детской энциклопедии» для расширения знаний.

Знания и умения, необходимые для проведения проекта:

знание стихов, песен, пословиц, примет о берёзе, её внешний вид.

Предполагаемые результаты:

Новые знания и умения:

формирование представления у детей о русской берёзе - символе России, бережного отношения к дереву.

НОД:

I. Вводная часть:

1.Психологический настрой: тренинг «Подарим друг другу улыбку».

2.Вхождение в проблему:

1).Ребята, сегодня я вам расскажу интересную легенду ( сопровождается слайдами).

Жила в лесном озере прекрасная русалка. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее.

Так и осталась она навеки стоять, превратившись в дерево.

2). Ответьте на вопрос, в какое дерево превратилась русалка.

Стоит девица, ой, нарядная:

Вся-то стройная, вся-то ладная.

Белый, чёрный шит сарафан на ней.

Ветер к ней спешит, чешет кудри ей,

Зелена коса развивается, В ярком солнышке она купается. ( ответы детей)

- Верно в белоствольную красавицу березу.

3). Беседа.

С давних времён на Руси существует праздник, где люди прощаются с весной и встречают лето этот день стал днём рождения берёзы.

- А как называется этот праздник? Когда он проходит? ( 3 июня день святой троицы)

-Троица - праздник почитания цветущей растительности и плодородия. Берёзка была центром внимания на этом празднике. Ветки берёзы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего праздника, как оберег здоровья и счастья, живущих в доме.

3. Постановка задач (уточнение проблемы)

- Березу любят и ценят за ее неприхотливость. Она может расти на любых почвах.

- Где растёт берёза ( на лугу, в поле, в лесу, в парке)

(Даже у нас в Арзгире тоже можно встретить березы, они есть и в нашем д/с)

- Сегодня мы попытаемся взглянуть на березу другими глазами, попытаемся рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России.

II. Основная часть:

1. Беседа:

Березка – радостное, нарядное дерево. Наши далекие предки ласково называли ее “веселкой”. От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе.У берёзки есть сестрички ,всего в мире насчитывается 140 видов берез, 70 из них встречается на территории нашей России.

- А какие наиболее распространенные разновидности берёзы вы знаете? ( береза пушистая, повислая и береза карликовая, ребристая)( слайды)

- Русское слово "береза" очень древнее.

- А как вы думаете, что оно означает?( "светлый" и "белый").

Березка и в самом деле дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого растения не встретишь.

- Скажите, а чем берёза отличается от других деревьев? (У берёзы – единственного в мире дерева – белая кора.) Разве это не чудо? Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Плохо пришлось бы березе без этого вещества, т.к. кора у нее тонкая и поэтому дерево могло бы получить ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом не трудно убедиться.

- Что можно ощутить, если в жаркий день прикоснуться к стволу березы?(ответы детей)

- Да, действительно даже на солнце он остается прохладным. Защитный покров дерева – это береста. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.

2. Практическое экспериментирование:

1). Игра – эксперимент: «Спил берёзы».

Пройдёмте в нашу лабораторию, где мы рассмотрим берёзовые спилы.( берут лупу и рассматривают). Давайте рассмотрим бересту.

- Что вы видите на бересте?( чёрные точечки) Научное название их "чечевички".

- А как вы думаете, для чего на березе нужны черные черточки? (Это специальные отдушины, через которые проходит воздух. )

- Интересно ли вам узнать, сколько лет этой березе, тогда посчитайте годичные кольца на этом спиле. За один год древесина увеличивается на одно кольцо, сколько колец, столько и лет.

2). Издревле березу любили не только за красоту.

- Ребята, а как ещё использовали березу наши предки? ( изготавливали посуду, игрушки, фанеру)

- А сейчас я вас приглашаю пройти в Музей изделий из берёзы. Какие предметы посуды вы видите и для чего они? А какие ещё вам знакомы изделия? А что здесь есть из игрушек? А вы знаете, что даже гитары изготавливают из берёзы.

3). Динамическая пауза:

- Березка полюбилось нашему народу, девушки выходили в берёзовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них берёзовые ветки, а потом , пели песни, водили хороводы посвящённые берёзке. Ребята, давайте представим, как это было. Вот у нас есть такой веночек.

Хоровод с детьми «Во поле березка стояла»

Берёза щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про её достоинства загадки, пословиц, поговорок, приметы.

Мы сейчас их вспомним, а веночек нам поможет, кому я дам его, тот и будет продолжать примету.

4.) Словесная игра: « Продолжи предложение» .

Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба хорошие зерном родятся.

Если листья на берёзе густы и тёмно-зелены — к урожаю и рослому хлебу.

Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

Бела береста — да дёготь чёрен.

Тонка берёза, да разуму учит.

-А я знаю, ещё одну пословицу:

5). С одного дерева да четыре пользы: ( слайды)

Первая – мир освещать,

- Что это за предмет? (ответы детей)

Верно, это лучина «ты гори, гори моя лучина» - пелось в народной песне.

В длинные зимние вечера избу освещала лучина. Та лучина была берёзовой.

- Как вы думаете, почему именно берёзовая? (Она горела ярко, но сгорала не быстро.) При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины.

Вторая - некопаный колодец,

Догадайтесь, что это? (полезный и целебный для здоровья берёзовый сок.)

- А как его собирают? ( чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок.)

- А чтобы берёза не истекала соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землёй.

Третья – больных исцелять,

Вы узнали, что это? ( берёзовые почки)

Настой из берёзовых почек и листьев употребляют как лекарство.

На стволах березы встречается березовый гриб , как он называется?– чага

Из него тоже готовят лекарство - Берёзовый дёготь.

Четвёртая – чистоту соблюдать,

Как вы думаете из чего сделан этот веник?

- Для чего он нужен?( в бане парились берёзовыми вениками. Считалось, что запах берёзы придаёт человеку бодрость, настроение, чистоту.)

- Вот мы и рассмотрели все 4 пользы берёзы, а какой можно сделать вывод ( берёза не только красивое дерево, но и полезное)

6. Игра - импровизация : « Я - листочек» ( музыка )

- Что это? Это за окнами шумит осенний шаловливый ветерок, который срывает с деревьев последние листочки. А хотели бы вы побыть красивыми листочками? Ну тогда давайте превратимся в них. Закройте глазки. Я считаю: « раз, два, три». Вот вы и листочки. Живут наши листочки на берёзе. Осеннее солнышко пригревает, листочкам очень приятно ( дети показывают дерево, становятся в круг, берутся за руки и поднимают в верх. Лицо тянут к «солнцу»). Но вдруг подул сильный ветер и все листочки запели песенку:

«Дует, дует ветер, дует задувает, желтые листочки с дерева сдувает».

От сильного ветра листочки стали падать на землю. Падают плавно, не слышно.( Дети, опускают руки и покачивают туловищем в разные стороны)

Легли на землю и отдыхают. А ветер тут как тут, а ветер подхватил их и подгоняет, листочки опять запели свою песенку: « ..и летят листочки прямо по дорожке, падают листочки прямо нам под ножки». ( Дети садятся на корточки. ) И очутились листики на беседке детского сада. Забились они в угол, чтобы ветер их не нашёл. И так там и уснули.( Дети собравшись вместе, прижавшись друг к другу, приседают)

А нам пора возвращаться. Закройте глазки, я считаю до трёх, и вы их откроете: « раз, два, три». Вот мы и вернулись с нашего путешествия.

Ребята, посмотрите один листочек залетел к нам в зал, а он с какого дерева? ( с берёзки)

Нет дерева милее и роднее. Люди всегда называют берёзку самыми ласковыми словами. Сейчас и мы попробуем назвать берёзку ласково.

7. Д/И: «Передай листочек и назови ласково» ( стройная, кудрявая, тонкая, белая, душис-тая, веселая, мудрой юная девушка, заколдованная, красавица, доченька, белоствольная, бело-лицая, благородная, добрая, милая)

-Ребята, берёзка услышала, что вы её так красиво называли и пришла к вам в гости, вот она(плакат).

-Милая берёзка , а наши дети тебе ещё и подарки приготовили.

- Ребята, давайте мы их вручим берёзке.

8. Д/И: « Подари берёзке…»

Я дарю тебе: птицу, она будет тебе другом; облачко, пусть тебя напоит; солнышко согреет, дождевого червяка, пусть сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя; зелёные листочки, пусть у тебя их вырастет много – много, они будут укрывать меня от жаркого солнца; кормушку, пусть к тебе прилетят много твоих друзей - птиц; травку, чтобы вокруг тебя было красиво; грибы подберёзовики, чтобы тебе было не скучно; землю, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит тебя; бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках.

- Прислушайтесь, ребята, берёзка зашумела своими листочками, это она говорит вам спасибо. А чтобы она всегда была весёлой, вы должны знать, что вредно для берёзки и ни в коем случае этого делать нельзя.

А я хочу добавить символы, а вы их назовите.

9. Игра - смекалка : « Правила в природе»

(жечь, резать ножом, обрывать листочки, серёжки, почки, ломать веточки)

Молодцы, ребята, вы настоящие экологи- защитники природы.

III. Заключительная часть:

1. Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного о березе. И в завершении нашего проекта, я предлагаю вам сделать книгу, а вот и странички, нам нужно их собрать по порядку.

2. Презентация «Берёзы»: Воспитатель предлагает взглянуть на предмет творчества.

Дети рассматривают, выражают свое мнение. Какая у нас получилась познавательная книга. А как мы её назовём? Давайте сейчас представим, что интересного мы собрали в этой книге.(дети читают стихи о берёзе).

Наши дети молодцы

Смастерили книгу в раз

Книга наша просто класс

Быстро, здорово сейчас

Мы представим её для вас.

Белоствольная Берёза,

Ты символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей

Зеленые косы Береза

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

У берёзоньки кудрявой

Ствол покрытый берестой.

Любо слушать нам берёзка

Капли звонкие твои

Напои же нас берёзка

Вешним соком напои

Согреваешь всех в морозы,

Гонишь из тела в бане хворь.

Разгоняет тьму – лучина,

Лечит язвы ран – кора,

Уходит прочь кручина;

Берёза – лекарь. Это да!

Исцеляют - сок и почки,

И лист, и дёготь бересты,

От любой болезни точно

Отыщешь в ней лекарство ты.

Береста пригодна в деле:

Плели лапти и корзины

Берёза – людям божий дар.

России символ, красоты,

О тебе поём песни славные,

Ты - кладезь сил и доброты!

3. Рефлексия.

- Кому на занятии было грустно, не уютно, поднимите руки?

- А теперь кому было интересно, кто узнал много полезной информации и кто решил посадить дома это замечательное дерево – берёзу, похлопайте в ладоши. Вот какие молодцы, настоящие экологи, вы заслужили значки « Знатоки природы».

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.