Урок окружающего мира «Берёза - символ России»
1.Тема: «Берёза - символ России»
2.Задачи:
Обучающие:
Раскрыть роль берёзы в жизни каждого человека (духовное, эстетическое и здоровьесберегающее влияние);
Способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы;
Познакомить с экспозицией изделий из берёзы;
Познакомить с легендой о берёзе;
Учить детей определять возраст берёзы.
Развивающие:
Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы, умение видеть, слышать;
Развивать диалогическую речь;
Развивать творческие способности, литературный вкус, речь;
Развивать поисковую деятельность детей;
Развивать воображение, творческую индивидуальность.
Воспитывающие:
Воспитывать осознанное, бережное отношение к берёзке.
Формировать ответственность за окружающую среду.
Воспитывать желание беречь и охранять родную природу, помогать ей.
Прививать чувство любви к родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты,
Способствовать созданию эмоционально – благоприятной атмосферы на занятии.
4.Время работы над проектом: краткосрочный проект.
Предварительная работа:
1.Материально-техническое обеспечение и методическое оснащение:
Компьютер;
Спилы берёзы, лупы (по числу детей );
Презентация: « Берёза – символ России»;
Изделия из берёзы и бересты;
запись музыки «Во поле берёзка стояла», «От чего так в России березы шумят»;
пособие « Подари берёзе…».
использование «Детской энциклопедии» для расширения знаний.
Знания и умения, необходимые для проведения проекта:
знание стихов, песен, пословиц, примет о берёзе, её внешний вид.
Предполагаемые результаты:
Новые знания и умения:
формирование представления у детей о русской берёзе - символе России, бережного отношения к дереву.
НОД:
I. Вводная часть:
1.Психологический настрой: тренинг «Подарим друг другу улыбку».
2.Вхождение в проблему:
1).Ребята, сегодня я вам расскажу интересную легенду ( сопровождается слайдами).
Жила в лесном озере прекрасная русалка. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее.
Так и осталась она навеки стоять, превратившись в дерево.
2). Ответьте на вопрос, в какое дерево превратилась русалка.
Стоит девица, ой, нарядная:
Вся-то стройная, вся-то ладная.
Белый, чёрный шит сарафан на ней.
Ветер к ней спешит, чешет кудри ей,
Зелена коса развивается, В ярком солнышке она купается. ( ответы детей)
- Верно в белоствольную красавицу березу.
3). Беседа.
С давних времён на Руси существует праздник, где люди прощаются с весной и встречают лето этот день стал днём рождения берёзы.
- А как называется этот праздник? Когда он проходит? ( 3 июня день святой троицы)
-Троица - праздник почитания цветущей растительности и плодородия. Берёзка была центром внимания на этом празднике. Ветки берёзы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего праздника, как оберег здоровья и счастья, живущих в доме.
3. Постановка задач (уточнение проблемы)
- Березу любят и ценят за ее неприхотливость. Она может расти на любых почвах.
- Где растёт берёза ( на лугу, в поле, в лесу, в парке)
(Даже у нас в Арзгире тоже можно встретить березы, они есть и в нашем д/с)
- Сегодня мы попытаемся взглянуть на березу другими глазами, попытаемся рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России.
II. Основная часть:
1. Беседа:
Березка – радостное, нарядное дерево. Наши далекие предки ласково называли ее “веселкой”. От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе.У берёзки есть сестрички ,всего в мире насчитывается 140 видов берез, 70 из них встречается на территории нашей России.
- А какие наиболее распространенные разновидности берёзы вы знаете? ( береза пушистая, повислая и береза карликовая, ребристая)( слайды)
- Русское слово "береза" очень древнее.
- А как вы думаете, что оно означает?( "светлый" и "белый").
Березка и в самом деле дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого растения не встретишь.
- Скажите, а чем берёза отличается от других деревьев? (У берёзы – единственного в мире дерева – белая кора.) Разве это не чудо? Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Плохо пришлось бы березе без этого вещества, т.к. кора у нее тонкая и поэтому дерево могло бы получить ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом не трудно убедиться.
- Что можно ощутить, если в жаркий день прикоснуться к стволу березы?(ответы детей)
- Да, действительно даже на солнце он остается прохладным. Защитный покров дерева – это береста. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.
2. Практическое экспериментирование:
1). Игра – эксперимент: «Спил берёзы».
Пройдёмте в нашу лабораторию, где мы рассмотрим берёзовые спилы.( берут лупу и рассматривают). Давайте рассмотрим бересту.
- Что вы видите на бересте?( чёрные точечки) Научное название их "чечевички".
- А как вы думаете, для чего на березе нужны черные черточки? (Это специальные отдушины, через которые проходит воздух. )
- Интересно ли вам узнать, сколько лет этой березе, тогда посчитайте годичные кольца на этом спиле. За один год древесина увеличивается на одно кольцо, сколько колец, столько и лет.
2). Издревле березу любили не только за красоту.
- Ребята, а как ещё использовали березу наши предки? ( изготавливали посуду, игрушки, фанеру)
- А сейчас я вас приглашаю пройти в Музей изделий из берёзы. Какие предметы посуды вы видите и для чего они? А какие ещё вам знакомы изделия? А что здесь есть из игрушек? А вы знаете, что даже гитары изготавливают из берёзы.
3). Динамическая пауза:
- Березка полюбилось нашему народу, девушки выходили в берёзовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них берёзовые ветки, а потом , пели песни, водили хороводы посвящённые берёзке. Ребята, давайте представим, как это было. Вот у нас есть такой веночек.
Хоровод с детьми «Во поле березка стояла»
Берёза щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про её достоинства загадки, пословиц, поговорок, приметы.
Мы сейчас их вспомним, а веночек нам поможет, кому я дам его, тот и будет продолжать примету.
4.) Словесная игра: « Продолжи предложение» .
Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.
Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.
Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба хорошие зерном родятся.
Если листья на берёзе густы и тёмно-зелены — к урожаю и рослому хлебу.
Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
Бела береста — да дёготь чёрен.
Тонка берёза, да разуму учит.
-А я знаю, ещё одну пословицу:
5). С одного дерева да четыре пользы: ( слайды)
Первая – мир освещать,
- Что это за предмет? (ответы детей)
Верно, это лучина «ты гори, гори моя лучина» - пелось в народной песне.
В длинные зимние вечера избу освещала лучина. Та лучина была берёзовой.
- Как вы думаете, почему именно берёзовая? (Она горела ярко, но сгорала не быстро.) При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины.
Вторая - некопаный колодец,
Догадайтесь, что это? (полезный и целебный для здоровья берёзовый сок.)
- А как его собирают? ( чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок.)
- А чтобы берёза не истекала соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землёй.
Третья – больных исцелять,
Вы узнали, что это? ( берёзовые почки)
Настой из берёзовых почек и листьев употребляют как лекарство.
На стволах березы встречается березовый гриб , как он называется?– чага
Из него тоже готовят лекарство - Берёзовый дёготь.
Четвёртая – чистоту соблюдать,
Как вы думаете из чего сделан этот веник?
- Для чего он нужен?( в бане парились берёзовыми вениками. Считалось, что запах берёзы придаёт человеку бодрость, настроение, чистоту.)
- Вот мы и рассмотрели все 4 пользы берёзы, а какой можно сделать вывод ( берёза не только красивое дерево, но и полезное)
6. Игра - импровизация : « Я - листочек» ( музыка )
- Что это? Это за окнами шумит осенний шаловливый ветерок, который срывает с деревьев последние листочки. А хотели бы вы побыть красивыми листочками? Ну тогда давайте превратимся в них. Закройте глазки. Я считаю: « раз, два, три». Вот вы и листочки. Живут наши листочки на берёзе. Осеннее солнышко пригревает, листочкам очень приятно ( дети показывают дерево, становятся в круг, берутся за руки и поднимают в верх. Лицо тянут к «солнцу»). Но вдруг подул сильный ветер и все листочки запели песенку:
«Дует, дует ветер, дует задувает, желтые листочки с дерева сдувает».
От сильного ветра листочки стали падать на землю. Падают плавно, не слышно.( Дети, опускают руки и покачивают туловищем в разные стороны)
Легли на землю и отдыхают. А ветер тут как тут, а ветер подхватил их и подгоняет, листочки опять запели свою песенку: « ..и летят листочки прямо по дорожке, падают листочки прямо нам под ножки». ( Дети садятся на корточки. ) И очутились листики на беседке детского сада. Забились они в угол, чтобы ветер их не нашёл. И так там и уснули.( Дети собравшись вместе, прижавшись друг к другу, приседают)
А нам пора возвращаться. Закройте глазки, я считаю до трёх, и вы их откроете: « раз, два, три». Вот мы и вернулись с нашего путешествия.
Ребята, посмотрите один листочек залетел к нам в зал, а он с какого дерева? ( с берёзки)
Нет дерева милее и роднее. Люди всегда называют берёзку самыми ласковыми словами. Сейчас и мы попробуем назвать берёзку ласково.
7. Д/И: «Передай листочек и назови ласково» ( стройная, кудрявая, тонкая, белая, душис-тая, веселая, мудрой юная девушка, заколдованная, красавица, доченька, белоствольная, бело-лицая, благородная, добрая, милая)
-Ребята, берёзка услышала, что вы её так красиво называли и пришла к вам в гости, вот она(плакат).
-Милая берёзка , а наши дети тебе ещё и подарки приготовили.
- Ребята, давайте мы их вручим берёзке.
8. Д/И: « Подари берёзке…»
Я дарю тебе: птицу, она будет тебе другом; облачко, пусть тебя напоит; солнышко согреет, дождевого червяка, пусть сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя; зелёные листочки, пусть у тебя их вырастет много – много, они будут укрывать меня от жаркого солнца; кормушку, пусть к тебе прилетят много твоих друзей - птиц; травку, чтобы вокруг тебя было красиво; грибы подберёзовики, чтобы тебе было не скучно; землю, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит тебя; бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках.
- Прислушайтесь, ребята, берёзка зашумела своими листочками, это она говорит вам спасибо. А чтобы она всегда была весёлой, вы должны знать, что вредно для берёзки и ни в коем случае этого делать нельзя.
А я хочу добавить символы, а вы их назовите.
9. Игра - смекалка : « Правила в природе»
(жечь, резать ножом, обрывать листочки, серёжки, почки, ломать веточки)
Молодцы, ребята, вы настоящие экологи- защитники природы.
III. Заключительная часть:
1. Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного о березе. И в завершении нашего проекта, я предлагаю вам сделать книгу, а вот и странички, нам нужно их собрать по порядку.
2. Презентация «Берёзы»: Воспитатель предлагает взглянуть на предмет творчества.
Дети рассматривают, выражают свое мнение. Какая у нас получилась познавательная книга. А как мы её назовём? Давайте сейчас представим, что интересного мы собрали в этой книге.(дети читают стихи о берёзе).
Наши дети молодцы
Смастерили книгу в раз
Книга наша просто класс
Быстро, здорово сейчас
Мы представим её для вас.
Белоствольная Берёза,
Ты символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей
Зеленые косы Береза
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой.
Любо слушать нам берёзка
Капли звонкие твои
Напои же нас берёзка
Вешним соком напои
Согреваешь всех в морозы,
Гонишь из тела в бане хворь.
Разгоняет тьму – лучина,
Лечит язвы ран – кора,
Уходит прочь кручина;
Берёза – лекарь. Это да!
Исцеляют - сок и почки,
И лист, и дёготь бересты,
От любой болезни точно
Отыщешь в ней лекарство ты.
Береста пригодна в деле:
Плели лапти и корзины
Берёза – людям божий дар.
России символ, красоты,
О тебе поём песни славные,
Ты - кладезь сил и доброты!
3. Рефлексия.
- Кому на занятии было грустно, не уютно, поднимите руки?
- А теперь кому было интересно, кто узнал много полезной информации и кто решил посадить дома это замечательное дерево – берёзу, похлопайте в ладоши. Вот какие молодцы, настоящие экологи, вы заслужили значки « Знатоки природы».