12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила77
0

Урок исследование «Колокола на Руси. Настроение картины и музыки»



государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Константиновка муниципального района Большеглушицкий Самарской област

 

Урок музыки в 5 классе

                                                    Тема: Урок исследование

«Колокола на Руси.

Настроение картины и музыки»


 


                                                                           Подготовила урок учитель музыки

                                                                1 категории Кузнецова Л.В

с. Константиновка

                                                                    2015г.

                                            Тема урока: 

                                                               « Урок исследование

                                  Колокола на Руси. Настроение картины и музыки»

Цель: Провести исследование, какое значение имеют колокола в жизни человека. Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность музыки

Задачи:

Познакомить с колокольными звонами, как ярким явлением русской православной

культуры.

Определить какой след оставили звоны в русской классической музыке.

Выявить по средствам живописи связь между картиной и музыкой

С помощью изобразительных средств музыки и живописи привить учащимся любовь и интерес к русской православной музыке, культуре и живописи.

                                              Планируемые результаты

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения сопереживания, умение слушать друг друга; воспитание интереса к истории музыки. Воспитание у учащихся чувство уважения к историческому прошлому; способности к формированию собственной жизненной позиции; созданию психологически комфортной среды на уроке; формирование самооценки.

Метапредметные формирование представлений о колокольных звонах как ярким явлением русской православной культуры, формирование представлений о том какой след оставили колокоьные звоны в русской классической музыке, продолжить работу над умением анализировать, обобщать, оценивать исторические факты; устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, делать выводы, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений слушать музыку формирование у учащихся умений составлять рассказ, работать с историческими документами, анализировать, делать выводы, делать анализ музыкальных фрагментов , высказывать своё отношение к музыке и живописи.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная,

                     Материальное, техническое и методическое обеспечение:

План урока, классный журнал, музыкальный центр, кассета с музыкальными фрагментами, флеш-носитель, компьютер, видео- проектор, видео презентация урока, колокольчики. Методическое пособие с электронным носителем «Уроки музыки»

1-8 кл. серия «Современная школа» Москва «Глобус» Золина Л.В. 2008г.

Интернет ресурсы (Викепедия)

                                                             Ход урока

На экране тема урока цель и задачи

Организационный этап ( 2 м.) Звучат колокола.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Что за звуки открыли наш урок?

_Ответы учащихся.

Учитель: Правильно. Это звучали колокола, и сегодняшний наш урок посвящён колоколам. Мы с вами должны провести исследование, какое место занимают колокола в жизни человека.

Основной этап (35м.)

Учитель: А где можно услышать колол?

_ Ответы учащихся.

Учитель: Правильно, на колокольнях.

А ещё? А ещё можно услышать звук колокола на корабле.

Как вы думаете, для чего он нужен?

- Ответы.

Учитель: Правильно. Это морской колокол и называют его рында. По нему отмеряют время вахты.

В предверии какого великого праздника проходит наш урок? Правильно. Праздника Святой пасхи. В этот день мы можем услышать один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола и большие и маленькие.

А как вы думаете, где появились самые первые колокола?

_ Ответы учащихся.

Учитель: Первые колокола упоминались по словам историков у египтян, в праздники Осириуса, также колокола были известны грекам, у афинян при храмах Прозерпины .Ими призывали народ к богослужению Тибул Старбон и Полибий , жившие за 200 лет до Рождества Христова. На Востоке колокола употреблялись весьма редко, в Китае и Японии. При взятии Константинополя Турками колокола были уничтожены и сохранились в немногих местах Сирии и Палестины. Турки запрещали колокола под тем предлогом, что их звон будто бы возмущает покой душ, витающий в воздухе. Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении точно не известно. Первое применение как гласит предание относится к св. Павлину, епископу Ноланскому в ( 353- 431) Как гласит легенда , во сне он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали святому Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении.

На Руси колокола появились с принятием христианства в 988 году в Киеве при Успенской и Ирининской церквах, в храме святой Софии в Новгороде, в самом начале 10 века. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан, размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодроствования и сна, время веселья и скорби. «Малиновые звоны» указывали заблудившемуся путнику дорогу.

Слайд 1 Кижи

«Малиновые перезвоны», как вы считаете, откуда взялось это название?

-Ответы учащихся

Учитель: На самом деле выражение «малиновый звон» западного происхождения. От французского города Мехелна, где издавна отливали колокола

Колокольный звон служит мерилом справедливости и добра. «Голос чище звона», «Слава, что звон», -так говорили о том, что было достойно похвалы.

Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

Люди всегда с большой любовью и уважением относились к колоколам. Послушайте, как сказано в стихах.

(Ученик читает стихотворение Г. Голуб)

Колокола !

Ваш звучный звон

Язык земли

Меня вскормивший

Живёт в вас радость

Клич и стон

Как отголосок

Жизни бывшей

Колокола

Руси венец

Червоным золотом горящий

Ваш звон -

Связующая нить

Меж будущим и настоящим.

Учитель: Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидила вниманием колокола и русская классическая музыка.

Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П. И. Чайковского «1812 г.»

Звучит фрагмент с колокольным звоном из увертюры «1812г.»

Это произведение написал П. И. Чайковский в честь победы русского народа с французами. В этом году мы будем праздновать 200- летие Бородинского сражения.

Слайд 2 П.И.Чайковский


 

Слайд 3 М. П. Мусоргский

Постарайтесь ответить каким вам услышался этот звон, о чём говорил он о празднике или о несчастье?

(Анализ прослушанного фрагмента)

А теперь я предлагаю вам загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит? ( Фрагмент увертюры из оперы Мусоргского «Борис Годунов» колокола.)

-Ответы учащихся.

Учитель: Это была имитация звона колоколов инструментами симфонического оркестра. Имитация означает подражание. Композиторы часто использовали имитацию в своих произведениях. С. В. Рахманинов в сюите «Колокола» изобразил звучание колоколов на 2-х фортепиано Слайд 4 С.В.Рахманинов

У каждого колокола свой особенный неповторимый голос. И тем не менее их можно разделить на несколько групп, по величине, по месту изготовления, по высоте голоса.

Вспомните, как называется низкий мужской голос? (бас)

А высокий? Правильно тенор. А теперь давайте послушаем фрагмент «Музея колоколов»

(Звучит фрагмент «Музей колоколов»)

Учитель: Вы заметили, что голоса колоколов называют также как голоса людей? Это не случайно. К колоколам относились также как к людям. Их наказывали, ссылали в ссылку и даже брали в плен. У побеждённых брали то, что являлось национальной святыней. В 1478 году Великий князь всея Руси Иван Васильевич 3 подавил восстание новгородцев. Месяц провёл он в Новгороде, расправляясь с непокорными противниками Москвы, а когда возвращался домой в Москву, за ним на санях везли вечевой колокол- символ свободы и самостоятельности Новгорода.

Звучит фрагмент песни «Колокол»

Учитель: Колокола находились в специальных помещениях. Посмотрите как оно называлось?

-Ответы. Правильно колокольня или звонница.

А как называли человека, который звонил в колокол?

_Ответы.

Учитель: Правильно, звонарь

А лёгкое ли это дело звонить в колокола.

-Ответы.

Учитель: Конечно трудное.

Представьте себе, что колокольня Ивана Великого имеет в 4-х ярусах 37 колоколов. В народе существует много легенд , связанных с колоколами. В глубокой древности колокола называли билами от слова бить. Они до сих пор так называются на Алтае и в Сибири в старообрядческих скифах. В слободе Плотной, составляющий одно из предместий нынешнего города Пронска, на колокольне тамошней приходской церкви хранится такое древнее било. По преданию заменявшее в старину «вечевой колокол». По рассказам старожилов это било неизвестно зачем переносили несколько раз из Пронска вёрст за 5 в село Ельшину. Но било опять уходило на старое место в Пронск. Предание говорит, что оно принадлежало женскому монастырю, ныне уничтоженному. Сейчас на этом месте стоит церковь.У этой церкви похоронены многие княжны и княгини Пронские. Било это положено кладью в церкви и вечно принадлежало ей и по народному поверью никакой силой невозможно присвоить било с того места, которому оно завещано.

Наполеон Бонапарт разграбив и спалив Москву в 1812 году напоследок решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем….. опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

Слайд 5 колокольня Ивана Великого

По народным поверьям влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, теряло всякую силу волшебство и гадание. Учёные установили реальный факт что в волнах колокольного звона гибнут болезнетворные микробы. Даже безнадёжно больные люди исцелялись. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлеет. Родилось искусство русских звонарей , которое от века к веку усовершенствовали своё мастерство. Существует несколько видов церковного звона.

Сайд 6 ( названия звонов)

Благовест- звон в один большой колокол перед началом службы при котором ударяют в оба колокола.

Трезвон- поочерёдное все голоса друг за другом. Этот звон символ печали. Употребляется при похоронах , в праздник Святого Креста на страстной неделе.

Затравка- нечастый звон в один самый маленький колокол, как преуведомление о начале звона

Переборы- скорые удары по 1разу во все колокола по порядку от большого, после него начинается «красный звон»

Погребальный –медленные до затухания размеренные одиночные удары в колокол поочерёдно и заключительный удар «во сне»

Будничный - в будние дни с использованием малых колоколов

Праздничный- а) Великий- во все колокола

б) Средний- во все колокола без большого

в) Красный- в несколько колоколов без самых больших 5-7

Малиновый- близок к красному, но глубже, ровнее и мягче, звон в отборные колокола.

                                   Слушание Ростовских звонов.

  Учитель:  Колокола празднуют вместе с людьми. Колоколам также приписывается способность чувствовать и переживать а в их звучании слышалась человеческая речь.

По рассказам жителей Ярославской Губернии однажды люди перевозили 2 колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При переправе через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки Второй благополучно довезли и водрузили на колокольню Однако, когда он зазвонил, звуки его были печальны и в них можно было слышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, и мне петь не велит. Многим колоколам давали имена- лебедь, Сысой, Реут. А как называется самый большой колокол в России и где он находится?

Ответы.

Учитель: Правильно. Царь –колокол. Он находится в столице нашей Родины в Москве в кремле.

Слайд 7 Царь колокол

Самые лучшие колокола отливали в России в Суздале. Они настолько родные, певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты, в которых участвуют все колокола. Давайте посмотрим видео фрагмент.

                                    Показ видео «Колокольный звон»

В пасхальную неделю всех желающих приглашают на колокольню. По сей день нас поражают своим величием и красотою колокола Кремлёвских, Суздальских, Покрово-печёрских , Ростовских курантов. Есть в их звоне что-то

Раздольное, богатырское, созвучное широкой русской натуре русского народа.

Учитель: Я вижу вы немного притомились. Давайте сделаем физ. минутку.

                                                     Физ. минука.

Учитель: Встали из-за парт. Руки подняли и имитируем как мы раскачиваясь бьем в большой колокол на колокольне. (учащиеся повторяют движения)

А теперь имитируем как мы звоним в колокольчик. Взбодрились? Продолжаем наш урок.

Но не только композиторы и поэты обращались в своём творчестве к колоколам. Знаменитый художник пейзажист Исаак Левитан написал изумительную картину «Вечерний звон

 

Слайд 8 И.Левитан

                         Слайд 9 репродукция картины «Вечерний звон»

Глядя на эту картину мы чувствуем её настроение, различаем голоса живой природы.

                                                   Слайд 10 (показ вопросов)

1 Внимательно вглядитесь в эту картину и скажите «Тихо» или «Громко» звучит она?

2 Если бы вы писали музыку к картине, какой бы характер вы выбрали Танцевальный маршевый или песенный?

3Что мог по вашему услышать Левитан , изображая тихий уголок России.

Ответы.

Учитель: Послушайте стихи русского поэта Н. Рыленко « все в тающей дымке….»

Ученица читает стихи.

Здесь мало увидеть

Здесь нужно всмотреться

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце

Здесь мало услышать

Здесь вслушаться нужно

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно

Чтоб озарили прозрачные воды

Всю прелесть заснеженной русской природы.

Как вы думаете, если бы эти стихи слышал

Левитан , согласился бы он с поэтом?

Ответы

Учитель: А сейчас мы послушаем русскую народную песню «Вечерний звон» .

            Звучит фрагмент песни «Вечерний звон» в исполнении Козловского.

              Слайд 11 (вопросы)

Учитель: Можно ли назвать эту песню музыкальной картиной?

Почему?

Что в ней изобразительного?

Что более важно: выразительность или изобразительность?

Почему Левитан назвал свою картину «Вечерний звон»?

Сравните её краски и настроение с песней «Вечерний звон»

Ответы

                                                 Итоговый этап (1,5м.)

Учитель: Говорят икона- молитва в красках, храм- молитва в камне, колокол – молитва в звуке. Скажите, так какое же значение имеют колокола в жизни русского человека?

Ответы.

Учитель: Могли мы сегодня это доказать? ДА, могли.

Ответы.

Учитель: Понравился вам сегодняшний урок? Чем и почему?

Ответы.

                                          Рефлексивный этап (1,5 м.)

 Учитель: Сегодня я ставлю самым активным ученикам пятёрки, вы их по праву заслужили. Всех благодарю за внимание и поддержку. У вас на партах лежат колокольчики, если вам понравился наш урок, поднимите его. Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик и на память о нашей удивительной встрече дарю вам вот эти колокольчики.
Презентация колокола
PPTX / 9.36 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.