Урок-исследование «Векторная графика»
Пояснительная записка к презентации
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №69»
векторная графика
План - конспект урока
по информатике и ИКТ
8 класс
подготовила
учитель информатики и ИКТ
Некрасова Татьяна Александровна
Оренбург, 2017
План-конспект урока
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 8
Номер урока: 26 (5 урок в разделе «Графическая информация и компьютер»)
Тема урока: Векторная графика
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и способов деятельности
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представления о различиях компьютерной графики – векторной и растровой.
Задачи
Образовательные:
формирование у обучающихся представления о принципах построения растровых и векторных изображений;
формирование умения создавать изображения с помощью инструментов графического редактора.
Развивающие:
научить каждого ученика добывать знания;
продолжить формирование умения работать с информацией, обобщать полученные результаты, делать выводы.
Воспитательные:
формирование адекватной самооценки;
формирование навыков самостоятельной работы
умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Методы работы: частично-поисковый, репродуктивный, практический, сравнительный, самостоятельная исследовательская работа.
Формы работы: групповая, индивидуально-обособленная, фронтальная.
Средства обучения:
технические:
компьютер с установленной операционной системой Windows;
мультимедийный проектор;
экран;
программные:
программа для создания презентаций MS PowerPoint;
растровый графический редактор Paint;
текстовый процессор MS Word.
раздаточные материалы:
таблица «Сравнение растровой и векторной графики»;
задания практической работы;
растровые и векторные изображения.
План урока
Организационный момент 1 мин
Этап проверки домашнего задания и выполнения теста 10 мин
Актуализация субъектного опыта учащихся
(формулировка темы и постановка цели урока) 3 мин
Этап изучения новых знаний и способов деятельности 10мин
Физкультминутка 2 мин
Этап применения изученного 10 мин
Этап информации о домашнем задании 2 мин
Этап подведения итогов урока 3 мин
Рефлексия 3 мин
ХОД УРОКА |
|||||
Этапы |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
Организационный момент |
Подготовка учащихся к работе на уроке: -обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии; -психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии |
Приветствие, пожелание хорошего настроя на работу, просьба назвать отсутствующих: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга! Желаю Вам успехов в работе сегодня на уроке! Присаживайтесь. Назовите отсутствующих |
Приветствуют учителя и друг друга, дежурный называет отсутствующих |
||
Проверка домашнего задания |
-выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения -устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы |
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке Проверка домашнего задания. Учащимся предлагается: устная работа, опрос – 3 мин Вопросы для отвечающих устно: Что входит в понятие компьютерной графики? Что такое пиксель? Что такое глубина цвета? Назовите базовые цвета известных вам цветовых моделей. Сколько цветов будет содержать палитра, если каждый базовый цвет кодировать 2 битами? Какой формулой Вы воспользовались? выполнение теста на листочках Давайте поменяемся листочками с соседом и проверим тест (слайд 2) выводятся ответы на экран Выставьте себе баллы в соответствии с тем, как вы работали на этом этапе |
Отвечают на вопрос о теме предыдущих уроков: «Принципы кодирования изображения и Растровая графика» Учащиеся: отвечают на вопросы подготовленные учителем: Ответы учащихся: раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических объектов точка на экране компьютера длина двоичного кода цвета пикселя RGB: красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue) 4 цвета, K=2b выполняют тест; взаимопроверка, проверяют ответы теста выставляют баллы. |
||
Актуализация субъектного опыта учащихся. Формулировка темы урока. Целеполагание |
- подготовить к активному и осознанному усвоению нового материала. - постановка учебной задачи - целепологание |
Проходит в форме эвристической беседы. Вопросы для беседы: Рассмотрите рисунки, которые находятся на слайде. Что их объединяет? (слайд 3, 4) Да, ребята, одно из изображений более «гладкое», а другое состоит из мелких точек Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Давайте уточним термины. Вспомните из предыдущих лет обучения, как называется такое изображение? Сформулируйте тему в соответствии с этим термином. Запишите эту тему в тетрадь (слайд 5) А что бы вам хотелось узнать об этом виде графических изображений? Какие задачи вы поставите перед собой сегодня? Я хочу Вам задать вопрос: Нужны ли разные виды графики? (проблемный вопрос) Предполагается, что ответ учащиеся выведут самостоятельно после изучения нового материала |
Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты. Возможные ответы учащихся:
векторное изображение Векторное изображения Записывают тему урока в тетради
узнать о достоинствах и недостатках векторной графики узнать, где применяется векторная графика где можно создавать векторные изображения |
||
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности |
-обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала; - содействовать усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению) - создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения уч-ся изучаемого материала |
Векторные изображения получаются с помощью графических редакторов векторного типа (их еще называют пакетами иллюстративной графики) (слайд 6) Эти пакеты предоставляют в распоряжение пользователя набор инструментов и команд, с помощью которых создаются рисунки. Прямые линии, окружности, эллипсы и дуги являются основными компонентами векторных изображений. Одновременно с процессом рисования специальное программное обеспечение формирует описания графических примитивов, из которых строится рисунок. Эти описания сохраняются в графическом файле. (слайд 7) Векторные изображения формируются из элементов – точка, линия, окружность, прямоугольник и др. Для каждого элемента задаются координаты, а также цвет. Элементы векторного изображения называются графическими примитивами. Достоинством векторной графики является то, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Это возможно, так как увеличение и уменьшение изображения происходит с учетом формулы. (слайд 8, 9) К достоинствам векторной графики можно отнести следующие ее свойства. Графические файлы векторного типа имеют относительно небольшие размеры. Рисунки, состоящие из тысяч примитивов, занимают дисковую память, объем которой не превышает нескольких сотен килобайтов. Векторные изображения легко масштабируются без потери качества. Например, для увеличения или уменьшения эллипса достаточно изменить координаты левого верхнего и правого нижнего углов прямоугольника, ограничивающего этот эллипс. (слайд 10) |
Учащиеся слушают рассказ учителя о векторной графике, отдельные моменты записывают в тетрадь (конспект) |
||
Физкультминутка (выполнение упражнений для снятия усталости с глаз и при помощи музыкальной физминутки идет этап первичного закрепления изученного материала. (слайд 11) |
|||||
Этап закрепления изученного и выполнения исследовательской работы |
- обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу; - обеспечить в ходе закрепления повышения осмысление изученного материала, глубины его понимания, заполнения таблицы исследовательской работы |
А теперь приступаем к выполнению мини-исследовательского проекта. Разделитесь на пары Вам необходимо выполнить практическое задание в растровом и векторном графических редакторах (слайд 12) и заполнить таблицу, которая лежит на столах. Пересаживайтесь за компьютеры. Ваполняем задания и результаты заносим в таблицу (слайд 13) После выполнения задания учащиеся обратно переходят за столы. Выберите члена группы, который озвучит результаты поиска информации. (каждая группа озвучивает один пункт из таблицы) Их ответы дополняют другие группы. Давайте обобщим все сказанные отличия. (слайд 14) Давайте сравним: В каком редакторе Вам было легче создать изображение? Почему? Где изображение можно сделать более красочным? Как изменялось изображение при изменении масштаба? Какое изображение заняло больший объем памяти? Вернемся к проблемному вопросу. Как Вы думаете, нужны ли разные виды графики? Зачем? (слайд 15) Верно, векторная графика используется для создания логотипов, эмблем ил высокоточных чертежей, а растровая для создания сложных красочных изображений и позволяет получить фотографическое качество |
Выполняют задания за компьютерами Находят сравнительные таблицы, работают с соответствующим практическим заданием и заполняют графы таблицы Представляют результаты своей работы, по каждой характеристике рассказывают об отличиях графики, записывают дополнения других групп в таблицу Возможные ответы учащихся: Создавать векторное было легче, т.к. есть готовые заготовки объектов и объекты векторного изображения можно группировать; в растровом редакторе; растровое – искажалось, а векторное – не изменялось; растровое нужны, т.к. один вид графики (растровый) применяется для создания более красочных изображений; а другой вид графики (векторный), когда нужно создать более точное изображение |
||
Этап информации о домашнем задании |
-обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
На экране слайд с домашним заданием. Вы можете выполнить любое задание на выбор либо несколько заданий (по желанию) (слайд 16) |
Просматривают домашнее задание, задают вопросы, если что-то непонятно. |
||
Этап подведения итогов учебного занятия |
- дать оценку работы класса и отдельных уч-ся |
Вы оценивали свою деятельность на каждом этапе, сдайте мне лист с таблицей, которую можете в зависимости от ответов товарищей оценить. Под таблицей прошу нарисовать смайлик оценивания вашего состояния на уроке. Оценки за урок я выставлю на основании теста и таблицы. (слайд 17) Комментарий работы выполненной детьми |
Смотрят свои работы, на каких этапах урока работали лучше. Рисуют смайлики |
||
Рефлексия |
- инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками - обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Продолжите предложения: На уроке мне запомнилось… Новым на уроке для меня было… У меня вызвало затруднение… Мне больше всего понравились виды работы… Мне хотелось бы еще… |
Продолжают предложения |
Тест «Графика» (один верный ответ) Вариант 1
- Презентация к уроку "Векторная графика"
PPTX / 3.11 МбНаименьшим элементом изображения на графическом экране является:
Курсор
Символ
Картинка
Пиксель
Линия
В состав видеоадаптера (видеокарты) входят:
-
Видеопамять и центральный процессор
Видеопамять и дисплейный процессор
Монитор и видеопамять
Монитор и сканер
Видеопамять, дисплейный процессор, центральный процессор и монитор
Сканер – это устройство … графической информации
-
Вывода
Ввода
Просмотра
Кодирования
Преобразования
К устройствам вывода графической информации относится:
-
Дисплей
Мышь
Клавиатура
Сканер
Графический редактор
Графическим редактором называется программа, предназначенная для
Сколько цветов содержит палитра, если глубина цвета 2 бита:
Инструментами в графическом редакторе являются ...
-
Редактирования графического изображения символов шрифта
Построения диаграмм
Работы с графическими изображениями
Создания графического образа текста
Просмотра фотографий
8
6
4
9
1
линия, круг, прямоугольник
карандаш, кисть, ластик
выделение, копирование, вставка
наборы цветов (палитра)
Тест «Графика» (один верный ответ) Вариант 2
Наименьшим элементом изображения на графическом экране является:
В состав видеоадаптера (видеокарты) входят:
Сколько цветов содержит палитра, если глубина цвета 3 бита:
Плотер – это устройство … графической информации
Примитивами в графическом редакторе называются ...
- Разрешающая способность экрана в графическом режиме определяется количеством
строк на экране и символов в строке
пикселей по вертикали
объемом видеопамяти на пиксель
пикселей по горизонтали и вертикали
пикселей по горизонтали
- Перечислите три основных базовых цвета
Желтый, красный, зеленый
Красный, синий, желтый
Красный, зеленый, синий
Коричневый, синий, зеленый
Красный, синий, белый
Курсор
Символ
Картинка
Пиксель
Линия
Видеопамять и центральный процессор
Видеопамять и дисплейный процессор
Монитор и видеопамять
Монитор и сканер
Видеопамять, дисплейный процессор, центральный процессор и монитор
8
6
4
9
1
Вывода
Ввода
Просмотра
Кодирования
Преобразования
линия, круг, прямоугольник
карандаш, кисть, ластик
выделение, копирование, вставка
наборы цветов (палитра)
Практическая работа - исследование
Задание 1
Нарисовать рисунок. Для рисования факела
использовать инструмент Многоугольник
Завершив рисование двойным щелчком
Увеличить размер рабочего поля Файл – Свойства до 2000х2000 пикселей
Сохранить рисунок в свою папку 8 класс под именем Факел, при сохранении выбрать тип файла .bmp.
Увеличить рисунок, записать результат наблюдения в таблицу. Вернуть старое состояние рисунка, записать результаты
При необходимости снова Сохранить рисунок в свою папку 8 класс под именем Факел
Задание 2
Создайте аналогичный рисунок в редакторе текстового процессора. Для рисования факела использовать инструмент Кривая линия.Завершив рисование двойным щелчком
Поэкспериментируйте с размерами рисунка.
Сделайте вывод.
Сохраните рисунок в свою папку 8 класс под именем Факел
Задание 3
Сделайте вывод. Результаты запишите в таблицу
Заполните остальные строки таблицы, для справочной информации можно воспользоваться учебником §18, 21 и рабочая тетрадь
Мини исследование
«Сравнительная характеристика растровой и векторной графики»
Фамилия, имя |
|||
№ |
Критерий сравнения |
Растровая графика |
Векторная графика |
1 |
Из каких элементов строится изображение |
||
2 |
Какая информация об изображении сохраняется в памяти |
||
3 |
Объем памяти (размер) |
||
4 |
Масштабирование и вращение |
||
5 |
Группировка и разгруппировка |
||
6 |
Форматы |
||
7 |
Сферы применения |
||
Источники:
-
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 175 с.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Леонтьев В. Новейшая энциклопедия компьютера – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2011 – 960 с.
Л.А. Залогова Компьютерная графика: учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 215 с.
Изображения:
http://gorod.tomsk.ru/uploads/24419/1249995774/sys.jpg - солнечная система
http://gallery.forum-grad.ru/files/4/1/0/9/6/01-02.gif - бабочка
http://www.interface.ru/iarticle/img/27110_65486469.gif - дельфин
http://www.weblancer.net/files/portfolio/1445/144550/661574.jpg - овощи
http://www.linuxcookbook.ru/books/textbooks/schooljunior/images/pic4-8.png - векторная графика
http://corelphoto-paintx5.pp.ua/images/input_vector_bitmap.jpg - масштабирование
http://coolclip.ru/albums/nature/waterfalls/normal_waterfalls%20030.jpg - природа
http://tavenga-taksa.narod.ru/4f33fffd650e.jpg - собачки
http://www.slingsby.n-yorks.sch.uk/images/2346893_blog.jpg - детский рисунок
http://warexru.com/uploads/posts/2009-08/1249985307_1.jpg - мультипликация
http://newsliga.ru/images/news/metro_moskov_1.jpg - схема метро
http://reshebniki.org.ua/uploads/posts/2012-02/1329867617_kran-sharovoy.png - чертеж
http://cdn.trinixy.ru/pics4/20100823/awesome_street_art_32.jpg - граффити
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=346289248-39-72&n=21 – цветок
3