Занятие по биологии в 7 классе на изучение птиц «Полет птиц – это закономерность или случайность?»
Савина Наталья Васильевна
-учитель биологии МАОУ «Лицей №9» г.Перми
Тема: «Полет птиц - это закономерность или случайность?»
Предмет: Биология. Животные.
Раздел: Тип Хордовые.
Класс: 7
Комментарии к уроку:
Данный урок рассматривается в рамках раздела «Тип Хордовые» относительно темы: «Внешнее строение птиц». На этом уроке можно выстроить межпредметные связи между биологией и химией. Учащиеся получают новые знания, осмысливают их, проводят опыт и осознают, что для решения задач необходимы комплексные знания.
Цель урока:
Определить, полет птиц-это закономерность или случайность?
Ожидаемый результат:
Учащиеся будут знать внешнее строение изученных птиц и среду их обитания; особенности в строении клювов связанных с питанием; о губительном влиянии нефти при попадании на перьевой покров птиц.
Задачи урока:
I.Мировоззренческие:
Осознать, что все в мире подчиняется единым законам.
II. Предметные:
1.Определить значимость знаний о внешнем строении птиц для человека.
2.Осмыслить взаимосвязь между полетом птиц и законами аэродинамики.
3.Рассмотреть место обитания птиц.
4.Расскрыть и понять связь между строением перьев и выполняемыми функциями.
5.Увидеть сходство и различие во внешнем строении птиц и пресмыкающихся обусловленных эволюционным прогрессом.
6.Определить влияние экономической катастрофы на жизнедеятельность птиц.
III.Метапредметные
1.Формирование научного мировоззрения при решении задач во взаимосвязи биологии и химии.
2.Обобщение интегрированных знаний -это возможность поиска новых путей решения задач.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма и методы урока:
Проблемный урок, урок-исследование. Методы- проблемно-поисковый, наглядный, практический.
Оборудование, средства:
Раздаточный материал (набор перьев, лупы ручные, нефть в чашках Петри, стакан с чистой водой, пинцеты), схема «Питание птиц», чучела птиц, компьютер, проектор, видеоролик «Полет птицы», презентация Power Point «Внешнее строение птицы», презентация «Многообразие птиц».
Ход урока:
этапы урока | время | деятельность учителя | деятельность ученика |
1этап Организация целевого простванства. | 5 мин | Приветствие учителя. Сегодня мы начинаем изучать самых красивых обитателей нашей планеты-птиц. Тема нашего урока : «Строение птиц-это закономерность или случайность?». Просмотр видеоролика «Полет птицы». | После просмотра видеоролика учащиеся высказывают свои предположения. Выстраиваются партнерские равные отношения с учителем. |
2 этап Организация поисково-исследовательского пространства. | 2.1 10 мин 2.2 10 мин 2.3 10мин 2.4 5 мин 2.5 2 мин | Просмотр презентации «Внешнее строение птиц». После просмотра презентации, на чучеле птицы учитель еще раз заостряет внимание на особенностях строения птиц и проводит сравнительный анализ с внешним строением пресмыкающихся. Из просмотренного и прослушанного материала учащиеся узнают, что -тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, конечностей. -тело покрыто перьями. -птицы теплокровные. -цевка-сросшиеся кости стопы. -копчиковая железа-в ней накапливается маслянистая жидкость, которой птицы смазывают перья. -органы чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух). Лабораторная работа №1 «Строение перьев». На каждой парте набор перьев, учащимся предлагается изучить строение разных перьев под лупой, сравнить с рисунком учебника, нарисовать в тетради перо, подписать его части. Во время лабораторной работы учитель просит обратить внимание на строение пуховых перьев, их значении для птиц. Рассказывает о роли разных перьев в жизни птиц. По итогам лабораторной работы учащиеся узнают что, -перо состоит из стержня и расположенного по бокам опахала. -опахало образовано бородками I и II порядка. -пуховые перья не имеют бородок II порядка Лабораторная работа №2 «Влияние нефти на перьевой покров». Учитель предлагает смочить перо в нефти и рассмотреть его под микроскопом. Во время лабораторной работы учитель рассказывает о нефти и ее свойствах. Проводится демонстрационный опыт «Горение нефти». По итогам лабораторной работы учащиеся -узнают о свойствах нефти -о губительном влиянии нефти на птиц, так как нефть не смывается водой, у птиц нарушается процесс теплорегуляции, что приводит к их гибели. Приводится информация о гибели тысяч птиц погибших при разливе нефти в экологической катастрофе. Учитель обращает внимание о взаимосвязи знаний по химии и биологии. Разбор схемы «Питание птиц». На каждой парте есть схема, по которой учащиеся работают. Учитель обращает внимание на многообразие птиц и разные типы питания. Просмотр музыкальной презентации «Многообразие птиц» | После просмотра презентации, учитель наводящими вопросами узнает об усвоенном материале, учащиеся задают интересующие их вопросы. Учащиеся работают с перьями, изучают их строение, зарисовывают в тетради, подписывают части пера, работают с учебником, сравнивая свои перья с рисунком. Учащиеся смачивают перья нефтью, рассматривают под лупой, пытаются смыть нефть в стакане с чистой водой.
Учащиеся обращают внимание на многообразие птиц, связанных с питанием. Выписывают в тетрадь классификацию по типу питания -хищные (орнитофаги, миофаги, ихтиофаги) -насекомоядные -растительноядные -всеядные Учащиеся зрительно знакомятся с многообразием птиц. |
3 этап Рефлексия. Домашнее задание. | 5 мин | -изучив внешнее строение птиц, какие выводы вы сделали для себя? -что осознали, проведя лабораторную работу с нефтью? -используя ключевые слова: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ- СЛУЧАЙНОСТЬ- попробуйте ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока. «Полет птиц -это закономерность или случайность?» Перечисляя особенности строения птиц, связанных с полетом и связывая с законами аэродинамики учитель подводит к выводным знаниям: Все в природе целесообразно и закономерно, подчиняется единым законам природы. | Учащиеся выдвигают свои версии. |