12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72128
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
14

Занятие 14. Удивительные способности птиц. «Жизнь птиц»



 

Разработка занятий и викторин " Жизнь птиц"

 

Тип занятия: комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Структура занятия:

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала (фильм)

 

Удивительные способности птиц

 

 

 

 

 

Презентация "Удивительные способности птиц"

 


Презентация "Удивительные способности птиц"
PPTX / 6.03 Мб

 

В настоящее время пернатые стали привлекать к себе особое внимание этологов. Это вызвано относительно недавно открывшейся способностью птиц не только к целесообразной пластичности поведения, к обучению, но и к рассудочной деятельности. Причем такие качества птицы проявляют и в естественной среде обитания, и в условиях эксперимента.

Наконец, стало рушиться предубеждение против рассудочных способностей птиц и других животных. Ведь со второй половины ХIХ века исключительное значение ученые придавали именно анатомии. А иначе трудно было бы расставить всех живых существ на «ступенях лестницы» по уровню их сложности: от «простейших» и до обезьян. Поскольку сложное поведение живых существ, даже беспозвоночных, не укладывалось в заданные рамки этой последовательности, то ему перестали уделять должное внимание. При этом серьезные этологические и зоопсихологические исследования были широко развернуты лишь в отношении приматов.

Что касается птиц, то орнитологи полагали, что они наделены только инстинктами, ибо считалось, что «кора головного мозга у пернатых неразвита».

И только с середины ХХ столетия мнение по отношению к птицам поменялось на совершенно противоположное.

Эксперименты показали, что они обладают прекрасной памятью, способностью к обучению и выработке условных рефлексов. Поэтому большинство пернатых легко поддается дрессировке.

Более того, по своей рассудочной деятельности птицы, например вороновые (или врановые), не уступают так называемым «высшим» млекопитающим, а во многом и превосходят их.

Рассмотрим на некоторых примерах поведенческие возможности и способности птиц.

Наследственные проявления памяти

Способность отыскать родной дом и пищевые источники. 

Многие птицы по возвращении на родину из дальних стран благодаря памяти отыскивают родные гнезда.

Так, грачи по прошествии зимы издалека прилетают на прежнее место и вьют гнезда по соседству со старым гнездом.

Даже куры способны узнавать свой курятник спустя несколько лет.

Или же мухоловки-пеструшки. Самцы у них точно возвращаются в начале мая в те же места, где вывели потомство год назад. Самки же мухоловок-пеструшек и молодые птицы менее привязаны к дому и гораздо реже, чем взрослые самцы, возвращаются к своим гнездовьям.

Память позволяет им находить свои дуплянки и синичники, а ведь путь у этих пичуг не близок – из Африки. За время путешествия они пролетают над тридцатью странами мира, а вернувшись, легко отыскивают родную дуплянку.

Некоторые вороновые птицы осенью устраивают запасники пищи, а зимой и весной их быстро находят.

Мухоловка пеструшка.

 

 

 

 

 

Запасы делает и муравьиный дятел – штучным способом. Он проделывает в коре дерева отверстия и в каждое из них закладывает по желудю. Эти маленькие кладовые могут быть так многочисленны, что охраняются целой семьей, однако птицам удается запомнить каждый запасник и затем воспользоваться им в голодное время.

Птицы, питающиеся нектаром цветов тоже отличаются хорошей памятью. Так, гавайские древесницы знают основные источники пропитания и хорошо помнят те места, где они уже побывали и выпили цветочный нектар. Поэтому они никогда не тратят время на бесполезные поиски.

Врожденная способность к подражанию. 

Многие птицы способны сохранять в памяти следы всего услышанного и увиденного от родителей, собратьев по стае и даже от представителей других видов.

Способностью к звукоподражанию наделены попугаи, скворцы, вороновые, она не изменяет им и в природных условиях и в неволе.

Например, обыкновенный скворец запоминает и умеет точно воспроизводить голоса таких птиц, как дрозд, иволга, зяблик, галка, вертишейка, тетерев. Собственно из частей их песен и слагается его песня, слушая которую интересно угадывать очередную мелодию. То он защебечет ласточкой, то закричит пустельгой, а то и закудахчет курицей.

Скворец включает в свою песню и другие подслушанные им звуки, издаваемые животными – кваканье лягушки, ржание жеребенка, лай собаки, а также звуки из нашей обыденной жизни – рев двигателя, скрип двери, звон ведер и даже стук пишущей машинки. Живя в неволе, скворец может заучить отдельные слова человеческой речи и короткие предложения.

Значение подражания в птичьем сообществе до сих пор полностью не изучено.

Скворец обыкновенный.


 

 

 

 

 

 

Скворец певчий

 

 

 

 

 

Среди наших певчих птиц выдающимся путешественником и лингвистом, обладающим превосходной памятью, с полным правом можно назвать болотную камышевку. Ей даны удивительные способности быстро «схватывать», надолго запоминать и точно воспроизводить звуки, издаваемые другими пернатыми.

Эта маленькая коричневая пичуга всего лишь два месяца живет на родине, в Центральной Европе, и большую часть года проводит в Замбии. Ее путь в Северную Африку лежит через Ближний Восток, Аравийский полуостров, Красное море. И не смотря на то, что камышевки начинают свое странствие длиной в 8 тысяч километров в совсем юном возрасте, они хорошо знают ориентиры к родным местам и никогда не сбиваются с пути, прилетая из года в год к одним и тем же кустарникам.

Кроме того, при перелетах память позволяет птицам запоминать крики множества птиц, встречающихся им по пути. Камышевка способна подражать голосам более чем 210 видов птиц. Как показали наблюдения, одна болотная камышевка в течение 35 минут смогла сымитировать голоса 76 различных видов пернатых. Вернувшись из южных краев в Европу, эти птички еще три-четыре дня подражают чужим «языкам», а лишь затем переходят на свой родной. Поэтому нередко в европейской местности в первые дни после прилета этих удивительных «полиглотов» можно услышать вполне правдоподобную имитацию пения многих южных экзотических птиц.

Камышевка.

 

 

 

 


 

Способность к обучению

То, что птицы прекрасно обучаются и наделены элементарной рассудочной деятельностью, существенно расширяет норму их поведенческой реакции, делая поведение пластичным и гибким, адекватным постоянно меняющимся условиям среды.

Обучаемость, гармонично вплетаемая в естественное поведение пернатых в природных условиях, служит предметом изучения орнитологов. Ее тщательно анализируют. Наблюдая за своими родителями, птицы обучается добыванию пищи. Так, одни из них стучат по раковинам, разбивая их, в то время как другие бьют по местам соединения створок, заставляя их раскрыться. Как только молодая птица освоит одну из этих методик, она использует ее уже всю жизнь.

Способности птиц различных видов к обучению подтверждаются как наблюдениями за их поведением в естественной среде обитания, так и специальными исследованиями в лабораторных условиях.

Музыкальная память и обучение. На острове Тасмания обитает ворона-органист. Услышав ее пение, вполне можно поверить, что играет настоящий орган. Эта ворона легко приручается, и в неволе ее можно научить высвистывать различные мелодии.

Прекрасным музыкальной памятью наделен скворец обыкновенный. Интересно, что свое пение он подобно дирижеру сопровождает ритмичными взмахами крыльев. Известно немало забавных случаев из жизни этого умелого имитатора. Один большой любитель пернатых научил своего скворца насвистывать «Марсельезу». А когда он отпустил птицу на волю, то вскоре стал свидетелем уникального события – многоголосый хор скворцов дружно исполнял этот французский гимн. То есть птица не только выучила мелодию, но передала ее собратьям.

Яркие проявления музыкальной памяти демонстрируют и попугаи. Один знаменитый попугай жако выучил и умел высвистывать многие популярные партии из опер и оперетт. Он отлично помнил и отсчитывал мелодии и такт, а если случайно фальшивил, тотчас останавливался, как бы задумывался, и повторял эту мелодию сначала.

Другой попугай, живущий в одной московской семье, собрал в своей памяти и высвистывал мелодии таких песен, как например, «Смело товарищи в ногу», «Зачем вы, девочки, красивых любите», и даже знал детскую песенку крокодила Гены.

Способность к имитации человеческой речи. Как ни парадоксально, но именно птицы являются единственными представителями животного мира, которые обладают врожденной способностью выучить воспроизвести членораздельную человеческую речь. Хотя их голосовые органы устроены принципиально иначе, чем у всех млекопитающих и человека. А человекообразные обезьяны, чей голосовой аппарат по своему устройству, казалось бы, не отличается от нашего, не могут внятно произнести ни единого слова.

Относительно точно воспроизводить человеческую речь могут научиться многие представители семейства вороновых – вороны, грачи, сойки и галки. С незапамятных времен на Руси принято было держать говорящих скворцов.

Лучшими способностями к произнесению слов обладают близкие их родичи – индийская и среднеазиатская майны. Устойчивые популяции майн сейчас известны и в европейской части нашей страны. Родоначальниками этих колоний были птицы из Таджикистана, приобретенные в зоомагазинах любителями для обучения их русскому языку. Майны действительно обладают такими способностями, но держать в квартире столь шумную птицу удовольствия не доставляет. Поэтому большинство этих говорливых пичуг рано или поздно оказывались на улице, дав начало популяции майн, в той же Москве.


 

Отличные имитаторы и говоруны являются, конечно же, попугаи. Наиболее знаменит среди них – жако, или серый попугай, – обитатель тропических лесов Западной и Центральной Африки. Благодаря памяти в его лексиконе содержатся сотни слов, множество фраз, отрывков из стихотворений, музыкальные произведения.

Попугаи не только все это запоминают и воспроизводят, но и точно копируют звучание голоса. Акустический репертуар жако вовсе не исчерпывается звуками человеческой речи. Они способны имитировать и точно воспроизводить сотни других звуков самой разнообразной природы. От – кукареканья петуха, мяуканья кошки, лая собаки, пения диких и комнатных птиц до телефонных и дверных звонков.

говорящая птица Тайланд

 

 

 

 

 

 


 

Голубиная «почта». Как только не использовали люди голубей, в том числе и весьма прозаично – в качестве объекта питания. Но прежде всего прирученные голуби служили «почтальонами». Птицы избранных пород работали в этом качестве еще во времена фараонов в древнеегипетских храмах. В Европе XI – XIII веков почтовый голубь стоил не меньше, чем чистокровный арабский жеребец. Ведь рыцари с помощью пернатых курьеров поддерживали деловую связь между замками или вели личную переписку.

Почему использовались именно голуби? Ответ прост: они хорошо приручаются, имеют прекрасную память, привязанность к местам гнездования и отличные навигационные способности.

Передаваемые голубями важные письменные сообщения так и назывались – голубеграммы. Выведением и селекцией голубиных «почтальонов» в основном для военных целей специально занимались в Древнем Египте, Древней Греции, в Римской империи.

Множество голубей «служили в армии» и в более поздние времена. Так, за годы франко-прусской войны (1870 – 1871) почтовые голуби доставили более миллиона писем. Голуби из осажденного немцами Парижа летели с депешами сквозь шрапнель и ружейную стрельбу и порой добирались до своих голубятен израненные и даже потеряв зрение. Для перехвата пернатых курьеров немцы бросили на фронт «эскадрильи» соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но французы оригинально решили проблему, снабдив голубей оружием устрашения – к их хвостам стали крепить крошечные свистки. Нападать на свистящих птиц соколы боялись.

В России в Первую мировую войну голуби разносили почту по всем фронтам. Военно-полевых голубей обучали необходимым навыкам и окольцовывали в питомнике, который находился в Останкино, бывшем в те годы селом.

Даже во время Великой отечественной войны, несмотря на совершенство технических средств связи, многие военные донесения передавались на голубиных крыльях. Так, в 1942 году глубинными бомбами фашисты повредили английскую подводную лодку. Та не могла оторваться от грунта и погибла бы, если бы на ней не держали пернатую пару – голубя и голубку. Их выпустили на поверхность в маленькой капсуле через торпедный аппарат. Голубя, очевидно, захлестнула штормовая волна, а голубка все-таки сумела добраться до базы. Благодаря голубеграмме экипаж подводной лодки был спасен, а пернатому «почтальону» позже поставили памятник.

Военные взяли на вооружение и принцип особого зрения голубя. Его глаза могут выбирать из всего поля зрения только нужную информацию. Эту особенность изучили и использовали специалисты одной из авиационных фирм США. Благодаря этому был разработан «электронный глаз», а вернее – модель сетчатки глаза голубя (145 светочувствительных фоторецепторов и 386 «нейронов» – искусственных нервных клеток). Такой «глаз» способен определять направление и скорость движения объекта, его форму и размеры. Он может, например, распознать бомбардировщик и ракету, не замечая другие летающие объекты.

Почтовые голуби — надёжное средство связи

 

 

 

 

 

Помощь пострадавшим и больным. На основании того что, зрение у голубя во много раз острее, чем у человека, Американское общество спасения на водах готовит программу использования обученных голубей для розыска людей в открытом море. Птицы будут летать на вертолетах вместе с командами спасателей и, увидев оранжевый флаг (общепринятый сигнал о помощи), подавать условный сигнал.

А еще голуби используются в терапевтических целях. Известен позитивный опыт больниц, где между койками с прикованными к постели людьми, разгуливают эти замечательные птицы. Рядом с отделением специально расположена голубятня. Больные, постоянно наблюдая за ухоженными и здоровыми птицами, обсуждают впечатления о них, о природе. Всё вместе – лекарства, чистый воздух, нежно воркующие голуби и воспоминания больных о красоте и удивительных проявлениях в мире живого способствуют их выздоровлению.

Работа контролера. Одним из интересных применений способности голубей прочно удерживать в памяти представление об образе является использование этих птиц при контроле готовой продукции. Это посоветовали зоопсихологи, так как голуби, во-первых, отлично помнят эталон объекта, во-вторых, имеют прекрасное зрение, в-третьих, не тяготятся однообразным трудом и работают сосредоточенно и старательно.

Сложную профессию контролера голуби осваивали за 3 – 4 дня. Клетку с птицей, в дно которой были вмонтированы две пластинки, ставили возле конвейера с готовыми лекарствами. Когда двигалась хорошо закрытая коробочка, голуби клевали одну пластинку, а если с браком – другую. Птицы проявили себя на редкость наблюдательными контролерами. Сортируя контейнеры для лекарств, они не пропускали ни одной плохо закрытой коробочки. Голуби находили даже такие незначительные дефекты, которых человек просто не мог увидеть.

Голубей-контролеров с их редкими способностями привлекали и на сортировке шариков для подшипников на конвейере московского завода. После краткосрочных курсов они запомнили и образ эталонной детали и свои задачи: когда по конвейерной ленте движется должного качества деталь, нужно вести себя спокойно, если же деталь имеет отклонения, следует клюнуть рычажок. Механизм сбросит эту деталь с ленты, а перед клювом на некоторое время откроется кормушка.

В первый день голуби работали нормально, а на следующий начали браковать все шарики подряд. Выяснилось, что птицы быстро «повысили свою квалификацию» – стали отправлять в брак шарики со следами пальцев. Чтобы птицы не сочли их дефектными, пришлось протирать шарики, прежде чем предъявлять их пернатым контролерам.

Голуби способны видеть не только тончайшие дефекты на поверхности отшлифованных деталей, но и крошечные трещины в стекле.

Заинтересовались удивительными способностями голубей и представители других профессий. Например, тем, что цветное зрение голубей лучше человеческого. Голуби различают малейшие оттенки цвета, ускользающие от взгляда даже высококлассных специалистов-текстильщиков, сортирующих ткани.

 

Эксперты картин художников. Японские зоопсихологи провели интереснейший эксперимент, обучив голубей отличать полотна импрессионистов от полотен кубистов. Пернатый эксперт, приученный «распознавать» определенную творческую школу, «клевал» только соответствующие ей картины. При предъявлении обученному голубю работ Моне и Пикассо ошибка не превышала и 10 %, даже если птице показывали ранее не виденные его полотна. Когда же экспериментаторы ознакомили голубей с творчеством Сезанна и Ренуара, то «эксперты» легко и правильно отнесли их к той же категории, что и Моне. Картины импрессионистов от произведений таких кубистов, как например Жорж Брак, голуби отличали без видимого труда.

По мнению профессионального искусствоведа, голуби просто научились распознавать простейшие признаки, присущие этим школам – наличие или отсутствие в изображениях острых углов или четких и ярких красок, свойственных кубизму. Ведь импрессионизму присущи смазанные контуры и пастельные тона, что и должно бросаться в глаза птице.

Однако ученые поставили эксперимент, подтверждающий, что голуби являются безошибочными экспертами. Птицы узнавали стиль, когда им показывали специально «размазанные» или воспроизведенные в черно-белых тонах репродукции. Птицы, как и мы, люди, при восприятии образа использовали не один, а целый комплекс признаков.


 

Одним из наиболее убедительных свидетельств разумной орудийной деятельности послужило поведение голубой сойки.

Подопытная сойка была оставлена на некоторое время без пищи. Когда перед клеткой положили еду, она стала целенаправленно изготавливать себе приспособление, чтобы до этой еды добраться. Птица отрывала полоски бумаги от лежавшей в клетке газеты, и, придерживая их лапами, ловко сгибала клювом пополам. Изготовив таким способом бумажные «клюшки», сойка просовывала их через прутья и подгребала к клетке лежащие невдалеке кусочки пищи.

Существует много других свидетельств подтверждающих способности вороновых не только к разумному использованию предметов в качестве орудий в непредвиденной ситуации, но и к другим сложным поведенческим проявлениям.

 

Весна Грачи прилетели вьют гнёзда

 

 

 

 

 

10 ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЖИВОТНЫХ

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсы:  Рик Моррис « Тайны живой природы» Часть5.  Мир рептилий Дженифер Оуэн

http://umdobro.ru/interesnye-stati/kto-umnee/dlya-mladshikh-shkolnikov-6plus/udivitelnye-sposobnosti-ptic

Источник: https://ferma.expert/pchely/vidy/afrikanskie-pchely/ © Ферма.expert

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

 Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (18)

сменить сортировку
Артеменко Елена Николаевна, 01.05.19 в 08:50 6Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ материал!!!! В копилку!!! Сколько способностей можно наблюдать у птиц!!!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 01.05.19 в 11:02 5Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, за внимание к моим публикациям.
Красильникова Ирина Сергеевна, 01.05.19 в 09:40 6Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна, материал, как всегда, безумно интересный!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 01.05.19 в 11:02 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к моим публикациям.
Синяк Татьяна Ивановна, 01.05.19 в 10:04 6Ответить Пожаловаться
Очень интересный объемный материал!
Панагушина Елена Аркадьевна, 01.05.19 в 11:03 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Ивановна. Я очень рада, что разработка понравилась
Ватолина Светлана Анатольевна, 01.05.19 в 10:12 6Ответить Пожаловаться
Удивительные способности птиц!!! Елена Аркадьевна, спасибо за представленный материал, занятие как всегда тщательно продумано и грамотно оформлено!!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 01.05.19 в 11:04 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна за оценку.
Марголис Ольга Викторовна, 01.05.19 в 10:21 5Ответить Пожаловаться
Да, птицы действительно обладают отличной памятью, проверено лично! Елена Аркадьевна, спасибо за материал! С удовольствием посмотрела!
Панагушина Елена Аркадьевна, 01.05.19 в 11:06 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Николаевна, за внимание к публикациям.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.