Урок 10
Тема урока: «Рисуем сказку о животных»
Цель урока: создание сюжетной композиции по сказке о животных.
Планируемые результаты:
Предметные: знать о роли художника в оформлении книги сказок; уметь выделять главное в композиции для передачи настроения и своего отношения к героям.
Системно-деятельностные: применять творческое воображение; иметь художественный вкус.
Личностные: проявлять добрые чувства, сочувствие храбрым и добрым сказочным героям.
Материалы и инструменты к уроку
Для учителя: репродукции и иллюстрации к сказкам в исполнении известных художников детской книги Ю. Васнецова, Н. Конашевича и др.; выставка книг в классе - любимые сказки о животных, прочитанные второклассниками.
Для учащихся: альбомные листы, гуашь, простые карандаши, ластик, кисти, баночка для воды.
Межпредметные связи: познание мира, литература.
Примерный ход урока:
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный этап. Сообщение темы и целей урока. Создадим сюжетную композицию к сказкам о животных. |
Подготовка рабочего места. |
2 |
Мотивация учебной деятельности. Вводная беседа. Строится на материале выставки, оформление которой может совпасть для второклассников с подготовкой к уроку-отчету по внеклассному чтению. В беседе отмечает, как много знают дети о сказках. Обращает внимание учащихся на роль художника в оформлении книги сказок. Предлагает рассмотреть репродукции к сказкам, обращает внимание учащихся на то, как художник «выстраивает» иллюстрацию. Художник не пытается изобразить всю сказку в одной иллюстрации, он использует лишь самые важные, значимые моменты произведения. |
Принимают участие в беседе. Высказывают свое мнение. Рассказывают о своих наблюдениях: - Художник-иллюстратор рассказывает нам сказку, рисуя ее. - Художник показывает нам, как выглядят герои сказки. |
3 |
Актуализация учебной деятельности. Чтобы настроить детей на собственное изобразительное творчество на тему любимой сказки, необходимо активизировать их воображение, используя различные приемы восстановления в их памяти прочитанного. Такие приемы, как пересказ, чтение в лицах, представление или живые картинки-загадки по отдельным сказкам, которые неоднократно апробируются учителем на уроках чтения и внеклассного чтения, могут быть успешно применены и на уроке изобразительного искусства. Большой воспитательный эффект имеет не только прием «устного рисования» для уточнения выбранного сюжета, но и работа над поисковыми эскизами композиции. |
Определяют и называют сюжет будущего рисунка. Используя прием устного рисования, описывают выбранный сюжет сказки. |
4 |
Этап практической деятельности. Для индивидуальной работы с детьми дает следующие рекомендации: - тщательно продумать расположение композиции на листе (вертикальное или горизонтальное); - при рисовании не стоит увлекаться мелкими деталями, а помнить о стилизации - подчеркивании только самого важного и яркого; - при раскрашивании не забывать, что цвет тоже несет смысловую нагрузку, помогает раскрыть эмоциональный настрой рисунка. |
После работы над эскизами учащиеся приступают к выполнению иллюстраций. Самостоятельная работа. |
5 |
Рефлексия. Спрашивает у учащихся, что они узнали об иллюстрации, какие приемы работы им понравились и запомнились. |
Осуществляют самооценку полученных знаний: - Я узнал, что есть профессия художника-иллюстратора. - Иллюстрация -это рисунок в книге. - Мне очень понравилось делать иллюстрации. |
6 |
Подведение итогов урока. Коллективный просмотр работ. |
Отмечают наиболее удачные, яркие работы. |
Справочный материал для учителя
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства -изобразительное истолкование литературного и научного произведения. Развитие искусства тесно связано с историей книги. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики. Входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы). Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появились в Китае в VI-VII вв.