12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жиренкина Ольга Яковлевна141
Россия, Ставропольский край, п. Рогатая Балка

Тема урока: Древние сюжеты сказок о животных.

Сказка «Откуда пошли  болезни и лекарства».

Цели: формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние ска­зочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясня­ют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их по­ведения и взаимоотношений между собой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать сказку о животных от волшебных сказок; располагать сказки о живот­ных по временному признаку на ленте времени:

1) самая древняя сказочная история;

2) просто древняя;

3) менее древняя сказоч­ная история; находить особенности самых древних сказочных сюжетов (историй):

объяснение причины взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида; находить особенности просто древних сказок (ум и хитрость героя); нахо­дить особенности менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; распознавать сказки с бро­дячими сюжетами и сравнивать «бродячие сказочные истории» разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев.


Ход урока

Организационный момент

Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

Новую тему мы начинаем,

Что в ней таится, пока мы не знаем.

Но чтобы название темы узнать,

Надо вам запись расшифровать.

 

Отгадайте слова.

Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. (По­стигаем.)

Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.)

Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем рас­писной». (Сравнение.)

Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя. («Постигаем секреты сравнения».)

(Учитель читает текст на с. 64.)

Что же мы будем изучать?

Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. (В сказ­ках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)

Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)

Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли бо­лезни и лекарства».)

Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Аме­рики.)

Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жи­тели Северной Америки.)

Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.

По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Про­читаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.

 

Работа по теме урока

Найдите условное обозначение, которое поможет опреде­лить, с чего мы начнем работу.

Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в тол­ковом словаре. (Учитель читает сказку на с. 64—67.)

Вам понравилась эта сказочная история? Чем?

В какие времена происходят события? Найдите подтвер­ждение в тексте.

Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и мень­ше, и люди стали убивать зверей.)

Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, что­бы решить, как наказать людей.)

Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.

(Примерный ответ.

Медведи предложили объявить войну.

Олени предложили наказывать охотников, которые не про­сили прощения у убитых животных.

Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.

Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.)

Кто вступился за человека? (Бурундук.)

Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)

Посмотрите на изображение бурундука.

(Учитель выставляет рисунок.)

Кто решил помочь человеку? (Растения.)

Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и про­читайте его. Расскажите своими словами.

Какие лекарственные травы вы знаете?

Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.

 

Физкультминутка

 

Продолжение работы по теме урока

Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причи­ны появления у животных некоторых внешних признаков.

Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)

Прочитайте, как они это объясняют.

(Чтение текста на с. 67.)

Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему живот­ные имеют такой вид.) А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой ска­зочной истории? (Происхождение болезней.)

Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.

 

Рефлексия

Подведение итогов урока

Какую тему мы начали изучать?

С каким произведением познакомились?

Почему эту сказочную историю можно считать самой древ­ней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух жи­вотных.)

Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так на­звана?

 

Домашнее задание

Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.