Конспект урока «Древние сюжеты сказок о животных»
Тема урока: Древние сюжеты сказок о животных.
Сказка «Откуда пошли болезни и лекарства».
Цели: формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать сказку о животных от волшебных сказок; располагать сказки о животных по временному признаку на ленте времени:
1) самая древняя сказочная история;
2) просто древняя;
3) менее древняя сказочная история; находить особенности самых древних сказочных сюжетов (историй):
объяснение причины взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида; находить особенности просто древних сказок (ум и хитрость героя); находить особенности менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; распознавать сказки с бродячими сюжетами и сравнивать «бродячие сказочные истории» разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев.
Ход урока
Организационный момент
Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Новую тему мы начинаем,
Что в ней таится, пока мы не знаем.
Но чтобы название темы узнать,
Надо вам запись расшифровать.
Отгадайте слова.
Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. (Постигаем.)
Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.)
Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». (Сравнение.)
Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя. («Постигаем секреты сравнения».)
(Учитель читает текст на с. 64.)
Что же мы будем изучать?
Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. (В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)
Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)
Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».)
Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)
Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жители Северной Америки.)
Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.
По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.
Работа по теме урока
Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.
Вам понравилась эта сказочная история? Чем?
В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.
Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)
Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)
Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.
(Примерный ответ.
Медведи предложили объявить войну.
Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.
Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.
Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.)
Кто вступился за человека? (Бурундук.)
Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)
Посмотрите на изображение бурундука.
(Учитель выставляет рисунок.)
Кто решил помочь человеку? (Растения.)
Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.
Какие лекарственные травы вы знаете?
Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.
Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)
Прочитайте, как они это объясняют.
(Чтение текста на с. 67.)
Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.) А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)
Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.
Рефлексия
Подведение итогов урока
Какую тему мы начали изучать?
С каким произведением познакомились?
Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)
Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?
Домашнее задание
Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).