Литературная гостиная «Рукописи не горят» по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе
конкурс «Литературная гостиная»
МБОУ «ПИСАРЁВСКАЯ СШ» ФРОЛОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ» ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
ПО РОМАНУ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» в 11 классе.
АВТОР: Медведева Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
ЦЕЛИ:
развитие познавательного интереса старшеклассников к творчеству М.А.Булгакова, расширение кругозора школьников, приобретение учащимися навыков постижения мира с помощью проектной методики, формирование ключевых компетенций старшеклассников; воспитание вдумчивого читателя.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедиа, портрет М.Булгакова; иллюстрации Н.Ге «Что есть истина», «Тайная вечеря», «В Гефсиманском саду»; предметы для «черного ящика» : глобус, подкова, карты, перстень, монеты, платок, тюльпан, очки, щетка, записка, крем, голова, червонцы, шапочка, рыба, желтые цветы, телеграмма, афиша, масло; таблица «Роман «Мастер и Маргарита»; музыкальное сопровождение; жетоны; грамоты: «Самый внимательный читатель», «Знаток романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»».
методические рекомендации к мероприятию:
1.Группы учащихся представляют ТВОРЧЕСКИЙ проект «За что Воланд наказывает человечество?», мини-проект "Бюро литературных находок".
2.Литературная игра как элемент гостиной проводится как личное или командное первенство. За правильный ответ игроки получают жетоны. В конце игры жетоны подсчитываются. Победитель определяется максимально набранным количеством жетонов. Если игра проводится как соревнование команд, то желательно, кроме победителя, отметить наиболее активных школьников.
Ведущий 1: Дорогие ребята! Добро пожаловать в мир самого противоречивого и самого современного классика 20 столетия – Михаила Афанасьевича Булгакова.
Мы прочитали бессмертный роман «Мастер и Маргарита». Великое и мелкое, чудесное и обычное перемешал Булгаков в произведении.
Ведущий 2. Вот прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на казнь Иешуа Га-Ноцри, а рядом живут, спешат, суетятся, совершают подлости, приспосабливаются, любят вполне земные граждане, населяющие Москву.
Ведущий 1: Любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь соседствуют в романе Булгакова так же, как и в жизни. Здесь есть счастливая атмосфера творчества и фантазии. Здесь правит великий бал Сатана, и вдохновленный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман.
Ведущий 2. «Рукописи не горят», - утверждает Воланд. Сегодня мы перелистаем страницы бессмертного произведения
и приглашаем вас в
« Бюро литературных находок»
Группа учащихся представляет мини-проект «Бюро литературных находок»:
мы подобрали предметы (можно из черного ящика), предлагаем вам
рассказывают историю, связанную с этим предметом в романе, и ответить на вопрос: «Каким действующим лицам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» принадлежат эти предметы?»
Глобус
( «Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой, и освещенный с одного бока солнцем глобус…, сделанный столь искусно, что синие океаны на нем шевелились, а шапка на полюсе лежала, как настоящая, ледяная и снежная.»)
Золотая подкова с алмазами
(Воланд подарил Маргарите. «Так возьмите же это от меня на память», -сказал Воланд и вынул из-под подушки небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами.).
Перстень
( Понтий Пилат отдал Афранию за погребение или за Иуду).
Тридцать тетрадрахм
(история с Иудой).
Карты
(Фокус на сеансе в Варьете: «Атласная змея фыркнула, Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал»)
Платок с синей каемкой
(история Фриды, которая удушила своего ребенка этим платком. Маргарита просит Воланда помиловать Фриду: «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка».)
Белые тюльпаны
(Маргарита стояла на них на балу).
Очки
(Абадонна в очках – смерть, которая воюет сразу на две стороны, поэтому погибших в войнах бывает одинаково много).
Щетка
(на щетке летала Маргарита, став ведьмой: «половая щетка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и рвалась в окно. Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щетку верхом.»)
Записка
(Маргарита, улетая, оставила мужу записку: «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита.»)
Крем
( «Азазелло, вынув из кармана круглую золотую коробочку, протянул ее Маргарите» Крем помог Маргарите стать ведьмой и отправиться на бал.)
Голова
(а) отрезанная трамваем голова Берлиоза, внезапно исчезнувшая с церемонии похорон;
(б) за вранье оторванная на сеансе в Варьете голова Бенгальского;
(в) голова кесаря, которая привиделась Понтию Пилату в сцене допроса Иешуа.
Червонцы
(на сеансе черной магии в Варьете зрители получили волшебные червонцы, которые могли превращаться в этикетки от минеральной воды).
Осетрина 2 свежести
(продается у буфетчика Андрея Сокова)
Шапочка
( печальная черная шапочка с желтой буквой «М» подарена Мастеру Маргаритой)
Желтые цветы
( Из рассказа Мастера о первой встрече с Маргаритой: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто… Нехороший цвет.»)
Телеграмма
( а)«Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз.» - телеграмма, отправленная дяде Берлиоза Максимилиану Андреевичу Поплавскому
(б) «Умоляю верить брошен Ялту гипнозом Воланда молнируйте угрозыску подтверждение личности Лиходеев»)
Подсолнечное масло
(«Аннушка уже купила подсолнечное масло…и даже и разлила»)
Афиша
( «На зеленых листах крупными красными буквами было напечатано: Сегодня и ежедневно в театре Варьете сверх программы: Профессор Воланд. Сеансы черной магии с полным ее разоблачением»)
Ведущий 2. Мы внимательно познакомились с романом и хорошо знаем, что последует после выступления Воланда. У нас в классе группа ребят взяла для исследовательской работы вопросы Воланда и наказания.
Ведущий 1: Представление учебного проекта.
Тема: «Дабы воздать каждому по делам его»
Основной вопрос: «За какие пороки и как наказывает человечество Воланд» «-Так кто же ты?
-Я - часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
(Гете «Фауст»)»
Нас заинтересовал роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Характеры героев обрисованы так живо, что нам захотелось больше узнать об особенностях произведения, героях, их судьбах. В ходе работы над проектом мы сформулировали основной вопрос: «За какие пороки и как наказывает человечество Воланд?»
Актуальность работы обусловлена вниманием наших современников к роману. Вечное противостояние добра и зла, милосердия и жестокости, войны и мира, светлого в душе каждого человека и темного – все это рассматривает в своем романе автор. Как известно, «рукописи не горят». Для всего есть свой черед.
«Ибо близок суд и воздаяние, а он (сатана) имеет власть лишь на короткое время» - так толкуется Апокалипсис святого Иоанна Богослова. «Воланд прибывает в Москву как ревизор и как наблюдатель. А отчасти и как судья. Функции судьи доверены бесу?», - предполагает литературовед Игорь Золотусский.
В романе Булгакова Воланд говорит: «Ну что ж, они - люди как люди, любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы они ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.. Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
В ходе своей работы мы постарались выяснить, какой грех у современного общества кажется Воланду непростительным? Кого наказывает Воланд в романе? В результате внимательного (с карандашом в руке) чтения мы получили следующие данные. Материалы нашей работы мы представили в виде таблицы.
Кого наказывает Воланд |
За что |
Как наказывает |
Берлиоз Михаил Александрович (председатель МАССОЛИТа, редактор журнала) |
атеизм |
отрезали голову (глава 3) уход в небытие: «вы станете чашею» (глава 23) |
Бездомный Иван Николаевич (Понырев) (поэт) |
атеизм, «дурные стихи» |
шизофрения (глава 6) |
Лиходеев Степан Богданович (директор театра Варьете) |
пьянство |
выселил в Ялту (глава 7) |
Римский Григорий Данилович (финдиректор Варьете) |
карьеризм |
«обнаружен прячущимся в платяном шкафу 412 номера «Астории» (глава27) |
Варенуха Иван Савельевич (администратор Варьете) |
карьеризм, хамство, ложь |
исчез (глава 12), стал «человеком без тени» (глава 14), помилован в главе 24 |
Бенгальский Жорж (конферансье) |
вранье |
оторвали голову (глава12) |
Семплеяров Аркадий Аполлонович (председатель акустической комиссии московских театров) |
вранье, неверие в магию |
разоблачили при всех (глава 12) |
Босой Николай Иванович (председатель жилищного товарищества) |
взяточничество |
попался на валюте (глава 9), сумасшествие (глава 12) |
Ласточкин Василий Степанович (бухгалтер Варьете) |
трусость |
арест (глава 17) |
Прохор Петрович (председатель комиссии) |
«чертыхался» |
стал «костюмом» (глава 17) |
Заведующий городским филиалом |
«очки втирал начальству» |
«грянули пение» (глава 17) |
Андрей Фокич Соков (буфетчик Варьете) |
обман, мошенничество |
умрет от рака печени через 9 месяцев (глава 18) |
Латунский (литературный критик) |
«он погубил Мастера» |
погром, устроенный Маргаритой в его квартире (глава 21) |
Николай Иванович |
покоритель женских сердец |
стал боровом (глава21) |
Алоизий Могарыч (жилец, вселившийся в квартиру Мастера) |
улетел в окно: «нет документов, нет человека» (глава 24) |
|
барон Майгель (служащий зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы) |
наушник и шпион |
смерть на балу у Сатаны (глава23) |
Максимильян Андреевич Поплавский (дядя Берлиоза из Киева, экономист-плановик) |
квартирный вопрос |
выселен из Москвы |
Многие литературоведы писали, что «Берлиоз обречен на смерть, поскольку самонадеянно полагал, что его знания позволяют безоговорочно отрицать и Бога, и дьявола, и сами живые, не укладывающиеся в рамки теорий, основы жизни. Воланд предъявил ему "седьмое доказательство" от противного: литератора настиг рок в виде Аннушки-Чумы, нерасчетливо пролившей подсолнечное масло на рельсы, и девушки-вагоновожатой, не сумевшей поэтому затормозить».
Учащиеся делают выводы, указывают литературу, представляют свою работу в форме компьютерной презентации и буклета.
Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Анатоль Франс утверждает: "Зло необходимо. Если бы его не существовало, то не было бы и добра. Зло - единственная причина существования добра». «Без гибели не было бы смелости, без страдания - сострадания. На что бы годились самопожертвование и самоотвержение при всеобщем счастье? Разве можно понять добродетель, не зная порока, любовь и красоту, не зная ненависти и безобразия. Только злу и страданию обязаны мы тем, что наша земля может быть обитаема, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Поэтому не надо жаловаться на дьявола. Он создал по крайней мере половину вселенной. И эта половина так плотно сливается с другой, что если затронуть первую, то удар причинит равный вред и другой. С каждым искорененным пороком исчезает соответствующая ему добродетель".
Ведущий 1: Вспомним строки из пушкинской сказки: «Вмиг по речи те узнали, что царевну принимали». Мы знаем, что речь – важнейшая характеристика человека.
ТУР «Узнай героя по речи»
1. «Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает».
(Иешуа)
2. «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер».
(Воланд)
3. «Бегут минуты, и я … нахожусь на Лысой горе, а смерти все нет!.. Бог! За что гневаешься на него? Пошли ему смерть!.. Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!»
(Левий Матвей)
4. «Не хочу больше в особняк! Ни за инженера, ни за техника не пойду! Мне господин Жак вчера на балу сделали предложение».
(Наташа)
5. «Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем».
(Коровин)
6. « Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!»
(Маргарита)
7. «Я не пьян, я болен, со мной что-то случилось, я болен… Где я ? Какой это город?»
(Степа Лиходеев, попавший в Ялту.)
Ведущий 2.
Викторина
Чем награжден Мастер?
(«Он не заслужил света, но награжден покоем». Булгаков переносит своего героя в иной мир, где с системой ценностей - полный порядок.)
Как наказан в романе Понтий Пилат?
(«Бессмертие … пришло бессмертие.…Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке.»)
Сколько языков знает Воланд?
(«О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков».)
3. «Я не пьян, я болен, со мной что-то случилось, я болен… Где я ? Какой это город?» – хрипло спросил Степа.
(«Ну, Ялта»)
Как Воланд узнает последние новости?
( «Я не люблю последних новостей по радио. Сообщают их всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест… Мой глобус гораздо удобнее, тем более, что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там начинается война.»)
Кто такой Абадонна? На чьей стороне он сражается?
(Это смерть. Когда он снимает черные очки, человек умирает «Никогда не было случая, чтобы Абадонна появился перед кем-нибудь преждевременно… Он на редкость беспристрастен и равно сочувствует обеим сражающимся сторонам. Вследствие этого и результаты для обеих сторон бывают всегда одинаковы.»)
Во время погрома Маргарита отчаянно мстила за Мастера. Но в какой-то момент «неожиданно дикий разгром прекратился». Почему?
(Маргарита увидела в одной из квартир мальчика лет четырех. Он испугался: «Мама, я боюсь». Испуганный ребенок остановил Маргариту)
В каком качестве пригласили Маргариту на бал?
( «Мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете. Нужна хозяйка.»)
Почему именно Маргарита стала хозяйкой бала?
( «Установилась традиция: хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты, во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой. А мы…путешествуем и в данное время находимся в Москве. Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве, и, верите ли, ни одна не подходит. И, наконец, счастливая судьба… Вы не откажитесь принять на себя эту обязанность?»)
Кто дирижирует оркестром на балу у Воланда?
(Иоганн Штраус)
«И заметьте, ни один не заболел и ни один не отказался» играть на балу. А какие гости появляются на балу у Воланда?
( Фальшивомонетчик, государственный изменник, алхимик, убийца, детоубийца, хозяйка публичного дома, короли, герцоги, шулеры, палачи, тюремщики, самоубийцы, висельники, безумцы, растлители, шпионы и др.)
11. Какой танец исполняется на балу?
(Полонез)
12. Что такое шизофрения?
(В романе это заболевание дает Воланд Ивану Бездомному. В психиатрической клинике, куда попадает поэт Бездомный, этот диагноз подтвердят врачи.)
13. Еще один медицинский термин. Гемикрания. К кому из героев имеет отношение эта болезнь?
(«Непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения», - так думает Понтий Пилат, рассматривая при приступе болезни дело Иешуа Га-Ноцри. Интересно, что в современной медицине так же нет действенных средств, чтобы вылечить мигрень. Это болезнь умных, сильных, волевых, очень ответственных людей. Мигренью страдал и Михаил Булгаков.)
Ведущий 1: «Что это за место?»
Лысая Гора
(В романе так называется место казни Иешуа. В Библии это Голгофа)
2. Квартира №50
(Квартира неожиданно погружалась во тьму, появлялась бесконечная лестница. Здесь Маргарита попала на бал к Воланду.)
3. «Дом Грибоедова»
( здесь располагается МАССОЛИТ, «членам которого завидует всякий посетитель».)
4. Патриаршие пруды
(События романа начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах»)
Ведущий 2. « Искусство на страницах романа М.А.Булгакова »
Библия
Картины Н.Ге «Что есть истина», «Тайная вечеря», «В Гефсиманском саду»
«Дом Грибоедова» - здесь располагается МАССОЛИТ. Членам МАССОЛИТа все равно: жила в этом доме тетка Грибоедова или не жила, читал Грибоедов здесь свою бессмертную комедию или нет. У посетителей «Дома Грибоедова» фамилия классика ассоциируется только с рестораном или с получением каких-либо благ за свой «литературный талант». Булгаков показывает привилегированное литературное общество, способное раздавить любой дар.
Здесь можно показать фрагменты из фильма (режиссер Бортко)
Ведущий 1: « Все дело в деталях»
Задание: определите героя по детали.
«Белый плащ с кровавым подбоем»
( «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»)
«На спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотой рукоятью…»
(Воланд)
«Теперь на шее у него оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы его были вызолочены.»
(Кот Бегемот)
4. «Человек лет двадцати семи.. был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны…»
(Иешуа Га-Ноцри)
5. Говорят, глаза – зеркало души человека. О глазах одного героя в романе говорится следующее: «мученические глаза, оба больные глаза, в них появились всем знакомые искры». Какой герой в романе так смотрит на нас?
(глаза Понтия Пилата)
Ведущий 1: Кроссворд
1.Народное название пути (Голгофа)
2. Место представления программы Воланда (Варьете)
3. В одном филиале пели: «Славное … священный Байкал» (море)
4. Это должна была дарить на балу Маргарита (улыбочка)
5. Воланд спрашивает у буфетчика: «Вы когда умрете? ….через 9 месяцев, в … , от рака». Назовите месяц (февраль)
6. Дворец, в который мечтает вернуться Маргарита с Мастером (подвал)
«Подведем некоторые итоги»
Ведущий предлагает школьникам прокомментировать таблицу
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» (1928 -1940)
СЮЖЕТ
Вечные проблемы:
Что есть истина?
Человек и власть
Внутренняя свобода человека
Добро и Зло
Верность и предательство
Милосердие и всепрощение
ТУР ДЕСЯТЫЙ. Подведение итогов. Выводы. Рефлексия.
Литература:
Булгаков М.А. Романы: Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. – М.: Современник, 1988
Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.
Интернет-ресурсы.
Это авторский материал, опубликован в журнале «Русский язык и литература. Все для учителя»
Исаева Лиана Вахтанговна