«СЮРПРИЗЫ» ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА
Жизнь – бесконечное познанье.
Возьми свой посох и иди!
И я иду – и впереди
Пустыня, ночь и звезд мерцанье…
Максимилиан Волошин
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БЕСЕД
Подростковый возраст
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10–11 до 14–15 лет. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни. И это возраст физиологических перемен. Давайте посмотрим, что определяет физиологическое здоровье подростка.
Это нужно знать!
Все органы и ткани растут и развиваются в соответствии с принципом гетерохронии, открытым А. Н. Северцовым. Гетерохронией называют неравномерность темпов развития различных систем и органов. Быстрее растут кости конечностей, мышцы, сосуды, периферические нервы, репродуктивная система, медленнее – мозг, кости черепа.
Гетерохрония, возникающая в деятельности функциональных систем, определяет прежде всего адаптивные возможности организма, она обеспечивает приспособительный эффект в различные периоды онтогенеза. Это обусловливает степень зрелости, а следовательно, и специфику организма на разных этапах его развития. В темпах развития прослеживаются генетически детерминированные различия.
Планируя психические и физические нагрузки для подростка, следует учитывать степень зрелости отдельных его органов и систем. При этом надо принимать во внимание специфику их морфофункцинального взаимодействия. У подростков повышена чувствительность организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Так, 14–15-летние подростки более чувствительны к кислородной недостаточности, чем дети и взрослые, менее выносливы в скоростном беге, у них дольше протекают восстановительные процессы после плавания с максимальной скоростью.
Интенсификация развития проявляется ускорением темпов физического и (или) полового созревания у отдельных лиц (чем отличается от акселерации как тенденции, характерной для поколения), когда, независимо от времени начала, весь процесс созревания протекает за 2–3 года. У таких подростков возникает ряд психических и соматических проблем, в частности, более высока, чем в популяции, распространенность артериальных гипертензий, нарушений опорно-двигательного аппарата, а также функциональных расстройств внутренних органов.
Интенсивный рост, резкие изменения метаболизма и структуры органов в пубертате способствуют возникновению повышенной реактивности организма подростка относительно различных факторов внешней и внутренней среды.
У подростков особенно важно учитывать наряду с календарным и так называемый биологический возраст. Дело в том, что соматометрические и физиометрические показатели больше определяются индивидуальными особенностями роста и развития, чем календарным возрастом.
Это интересно!
По прогнозам физиологов и врачей, средний рост человека в будущем будет составлять 175–180 см, потому что, как правило, большинство современных акселератов перестает расти по достижении этого роста. В связи с этим повышается и средний вес человека на 8–10 кг. «Если современный мужчина, как правило, выше ростом, чем женщина, то в дальнейшем это различие несколько сгладится. Темпы акселерации женщин сегодня выше, следовательно, не исключено, что средний рост женщин в будущем… будет равен росту мужчин и даже превзойдет его».
В половом развитии разрыв между созреванием мальчиков и девочек в настоящее время составляет 1,5 года, а в будущем, возможно, еще со-кратится до 1 года или еще менее. Это создаст условия для более быстрого формирования личности, раннего усвоения знаний, произойдет полный пересмотр системы образования и воспитания молодежи.
«Человек живет не одним днем. И сегодня, пытливо изучая явления акселерации, он видит в ней объективные предпосылки для дальнейшего увеличения средней продолжительности жизни, сохранения более длительной трудоспособности, физического и физиологического совершенствования организма».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Сформулируйте определения понятий:
Подросток –
Возрастные особенности –
2. Заполните таблицу, используя справочную литературу:
|
Ребенок |
Подросток |
Взрослый |
Анатомо-физиологические |
|||
Проявления |