12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крючкова Анастасия Константиновна92
Россия, Ханты-Мансийский АО, Белый Яр

Муниципальное казённое учреждение культуры

«Сургутская районная централизованная библиотечная система»

Белоярская детская библиотека

«Учимся понимать друг друга»

Урок толерантности

 

Крючкова А.К.

Гл. библиотекарь

пгт Белый Яр, 2017г.

Урок толерантности «Учимся понимать друг друга»

(звучит песня «я, ты, он, она, вместе целая страна»)

Библиотекарь: [слайд 1] Ребята, вы прослушали слова одной очень популярной песни в 80-е годы. Как вы думаете, о чем она? Правильно. Мы все такие разные: и в школе, и дома, и на улице. Ростом и весом, умом и характером, цветом волос и кожи, а также национальными традициями, религиозными и политическими убеждениями. И нам нужно уметь строить наши отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире, т.е. быть толерантным. Сейчас понятие «толерантность» очень модное и это слово можно часто услышать. Как вы думаете, почему сегодня мы будем обсуждать именно эту тему? (варианты ответов)

[слайд 2] В 1996г. Генеральная Ассамблея ООН (организация объединенных наций) предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. По-другому этот день называется днем толерантности. Кто знает, что такое толерантность? (варианты ответов)

Понятие связано с именем Талейрана Перигора, князя Беневентского, бывшего министром иностранных дел при разных французских правительствах: и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем, не ущемляя интересы других людей. При этом он сохранял свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Толерантность - это терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; она необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

[слайд 3] Давайте посмотрим, как оно переводиться с разных языков мира:

- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо. (Русский)

- способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский)

- готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение (Арабский).

(диалог с детьми)

Какое из определений вам ближе?

А вы считаете себя толерантными?

Какими качествами должен обладать толерантный человек?

Что нужно для того, чтобы стать толерантным? (варианты ответов)

Что бы стать толерантным человеком нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто остался один, кому плохо. Ведь все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия мы принадлежим к роду человеческому и каждый из нас неповторим и значим.

По этому поводу есть замечательное стихотворение [слайд 4]

«Молитва о встрече»

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я- это я, а ты – это ты.

Но если мы встретили и поняли друг друга - То это прекрасно!

Как вы его понимаете? (Каждый человек имеет право на индивидуальность и нужно уважать это право) (варианты ответов)

[слайд 5] Многие произведения классической литературы затрагивают проблемы толерантности и взаимопонимания. Например, «Маугли» (Киплинг), «Гадкий утенок» (Андерсен), «Сказка о царе Салтане» (Пушкин), «Малыш и Карлсон», также знаменитый русский баснописец Крылов писал, как его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…». Писатели стараются показать, что толерантность – важнейшая черта в становлении личности.

Предлагаю вашему вниманию 2 короткометражных мультфильма с особенным смыслом, который мы обсудим чуть позже. (просмотр мультфильмов, обсуждение)

- каким был главный герой? - почему над ним смеялись? и тд.

В жизни часто встречаются ситуации, когда человек бывает отвергнут окружающими, он остается один, его считают «белой вороной», все над ним смеются, никто его не понимает. Знакома вам такая ситуация? А задумывались ли вы над тем, что чувствует человек в такой ситуации? Хотели бы вы оказаться на его месте? Чем закончилась история? Почему все были счастливы? (варианты ответов)

Хочу поведать вам притчу «Всё оставляет свой след»

«Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. Затем количество забитых гвоздей уменьшалось, так как юноша делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз когда не потеряешь терпения».

Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: — Сын, ты справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда останется рана. И будет не важно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

Чему учит эта притча? (варианты ответов) Необходимо быть терпимыми друг к другу.

Давайте закрепим сегодняшнее мероприятие творческой 5-минуткой. Перед вами пазлы (распечатанный на 8 листах плакат «Детство – завтрашний твой день, Земля!») и карандаши. Предлагаю каждому из вас вспомнить всё, о чем мы сегодня говорили и, объединившись сделать плакат, сложив пазлы в одну картину и раскрасить их в яркие цвета. (ребята создают плакат, играет оптимистичная детская музыка про дружбу)

Итак, сделаем вывод: как стать толерантным?

(ответы детей)

- Уважайте людей со всеми их различиями;

- Умейте чувствовать рядом с собой человека;

- Каждый имеет право на индивидуальность;

- Помните, что сделав добро, человек сам становиться лучше, чище, светлее.

И закончить мне бы хотелось словами замечательного поэта и философа А. Н. Радищева «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».

Ребята приглашаются на обзор книжной выставки «Все разные, но все нужны».


 

Использованная литература:

Березина, Н. Л. Мой первый урок толерантности / Н. Л. Березина // История «Первое сентября». - 2002. - №20. - С. 12-13.

Васильева - Гангнус, Л. Азбука вежливости / Л. Васильева - Гангнус. - Москва : Педагогика, 1989. – 144 с. : ил.

Лихачева, Т. И. Толерантность подростков: комплексная характеристика и проблемы формирования / Т. И. Лихачева // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Книга 11. - Воронеж, 2006. - С. 203-208.

Риэрдон, Бетти Э. Толерантность - дорога к миру / Бетти Э. Риэрдон. - Москва : Бонфи, 2001. - 304 с. : ил.

Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник // Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М. : Генезис, 2002. – 208 с. : ил.

 Трубина, Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия / Л. Трубина // Воспитание школьников. - 2003. - № 3. - С. 33-35.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

Ссылки и электронные ресурсы:

Википедия // Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/

Мир толерантности // Портал межнационального взаимопонимания, уважения и добрососедства. [Электронный ресурс]. URL: http://mirtolerantnosti.ru/

Муравьева Н. Язык толерантности, язык интолерантности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/Yazyk-tol-intol.php?PrPage=SMI

ООН. Декларация принципов терпимости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtm

 
толернстность
  1. мульт про птичек. толерантность.
    MP4 / 13.69 Мб

  2.  

мульт про птичек. толерантность.
MP4 / 13.69 Мб

 

Опубликовано


Комментарии (3)

Шестакова Айгуль Инсафовна, 14.06.17 в 15:11 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок!
Джиоева Лейла, 17.11.17 в 21:54 0Ответить Пожаловаться
Мульт просто супер! Смеялась столько) Очень позитивно)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.