Классный час «Умеем ли мы слушать и слышать друг друга»

2
0
Материал опубликован 11 February 2020

Володькова Юлия Викторовна

Учитель истории и обществознания, классный руководитель, первая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа № 6

Московская область, город Видное

Классный час по теме

«Умеем ли мы слушать и слышать друг друга»

Разработка данного классного часа предназначена для учащихся 5-7 классов. Она поможет подросткам более чётко разграничить разницу между понятиями «слушать» и «слышать», узнать, что такое активное и пассивное слушание, а также определить посредством различных тестовых заданий и практических упражнений собственное умение слушать других людей, узнать о некоторых полезных советах психолога по данной теме.

«Говорят, что природа для того

каждому дала два уха и один язык,

чтобы говорить меньше, чем слушать».

Плутарх

Мы слышим ушами, это физическая способность человека, данная ему с рождения. Для того чтобы слушать, одних ушей мало, нужны разум и желание. Процесс слушания – результат сознательного выбора. Исследования показывают, что мы слышим половину сказанного (50%), слушаем половину услышанного (50%) и понимаем половину того, что слушали. Слушание – пассивный процесс. Концентрация внимания сохраняется сама собой не более 1 минуты. В это время воспринимаемая нами информация записывается в так называемую кратковременную память. Она имеет ограниченную емкость и защищает наш мозг от перегрузки. Если «записанная» информация не распознается нами как предназначенная для обработки и анализа, она забывается. Человек сам делает выбор, какое значение придавать тому, что он слышит, поэтому процесс слушания требует активного включения и сознательных усилий, порой значительных. Мы слушаем лишь на 25% своего потенциала. Это означает, что мы игнорируем, забываем или понимаем неправильно 75% того, что слышим. Процесс слушания – это комбинация того, что мы слышим, понимаем и запоминаем.

Учёные подсчитали, что из времени, необходимого для общения с окружающими людьми: 9 % - мы пишем, 16 % - читаем, 30% - говорим, 45% - слушаем.

Сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений — слушать другого человека.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более 10 % людей умеют выслушать собеседника. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя.

Игра «Верно-не верно» (верно – поднимаем руку, неверно – руки на столе): при верном утверждении вы поднимаете руку, при неверном – руки лежат на столе.

Сахар кислый, а лимон сладкий (не верно, руки на столе).

Все школьники с нетерпением ожидают наступление каникул (верно, поднятая рука).

Зимой жарко, а летом холодно (верно, поднятая рука).

Яблоко – это овощ, а помидор – фрукт (неверно, руки на столе).

Чтобы съесть банан, надо очистить его от кожуры (верно, поднятая рука).

На красный сигнал начинаем движение, на зелёный – стоим (не верно, руки на столе).

Итак, это простое упражнение показало, на сколько внимательно вы умеете слушать и слышать, чётко воспринимать информацию на слух.

Пример из мультфильма «Большой Ух» об умении слушать и слышать (просмотр фрагмента).

Умение слушать по-настоящему – одно из самых трудных, это – наивысшая форма вежливости!

Без умения слушать эффективное общение невозможно, но в наше время это умение уже пора заносить в Красную книгу. Поскольку общение теперь все больше и больше идет по визуально-текстовым каналам связи (электронная почта, чаты, форумы и т. п.), умение слушать притупляется в нас все сильнее. Слушание включает в себя два аспекта:

- способность понимать слышимое;

- способность анализировать и систематизировать полученную информацию для сохранения ее в памяти и дальнейшего использования.

Слушание можно разделить на два типа (вида): активное и пассивное.

Пассивное слушание.

Это слушание наиболее распространено. Мы слушаем вполуха, улавливая одни фрагменты разговора и пропуская другие. Результатом этого нередко бывают такие ситуации:

«Не забудь, что сегодня вечером мы с тобой собирались куда-нибудь выбраться».

«Неужели? Впервые слышу, ты же мне ничего об этом не говорила».

«Как же не говорила, а два дня назад? Ты просто меня тогда не слушал».

Мы часто пропускаем мимо ушей то, что нам говорят - в особенности те люди, кого мы хорошо знаем и часто видим.

Активное слушание

Такое слушание требует концентрации внимания и мобилизации внутренних сил. В этом случае вы прилагаете настоящие усилия, чтобы понять точку зрения собеседника. Вы слушаете его, воспринимаете то, что он говорит, откладываете полученную информацию в своей памяти, а потом, при необходимости, возвращаетесь к ней. Все эти умения крайне необходимы на торговых переговорах и собеседованиях. Если вы действительно слушаете активно (то есть слушаете по-настоящему), вы вскоре почувствуете, что ваша голова «гудит» от роящихся в ней мыслей.

 Это естественно – ведь в критическом слушании задействованы все ваши мыслительные способности! Как на переговорах, так и на собеседованиях вы должны не только сосредоточиться на том, что говорит другой человек, но и понимать его язык тела, контролировать свое собственное невербальное поведение, продумывать ответы на задаваемые вам вопросы и думать, что спросить самому. Так что ничего удивительного, что в такой ситуации ваша голова начнет «гудеть» от напряжения!

Что мешает слушать активно: лень; разные взгляды, разные точки зрения; сильные эмоции; физическая усталость; желание говорить самому; рассеянность и отсутствие концентрации внимания; отношение к собеседнику (неприязнь, антипатия).

Упражнение «Неиспорченный телефон» (5 человек и ведущий). Зачитывается текст и первый человек второму, пришедшему из коридора пересказывает максимально точно данную информацию. И так по цепочке, а потом сравним с исходным текстом.

«Завуч Ольга Михайловна сказала, что звонила учитель математики. У неё дочь заболела корью, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в среду вместо математики будет русский, на носу конец четверти. Время зря не теряйте, не забудьте, что 11 апреля городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но, чтобы без сюрпризов, а то будет как в прошлый раз. Митрофанов пусть зайдет к завучу лично». Вопрос к первому ученику: «Вы готовы передать информацию?»

Учащиеся заходят по одному и каждый передаёт информацию следующему в том виде, в каком её услышал и воспринял. В итоге сравниваем окончательный вариант с исходным. Делаем выводы по данному упражнению (насколько искажена в итоге информация, переданная через несколько человек, вот так и рождаются слухи, небылицы).

Дидактическая игра «Кто быстрее сообразит и ответит».

2 команды по 3 человека отвечают на вопросы.

А). Человек ложится спать в 9 часов вечера и заводит часы на 10 часов. Сколько спит человек? (1 час)

Б). У Хамида было 10 овец, все, кроме 2-х околели. Сколько овец осталось? (2 овцы)

В). Вы пилот самолёта, который летит в Москву со υ=900 км/ч, время в пути 3 часа, высота 8000 м. Сколько лет пилоту? (вы – пилот)

Г). На руке 5 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Д). У прямоугольного стола отрезали угол. Сколько углов у стола? (пять)

Е). Врач прописал 3 укола через каждый час, сколько времени потребуется на уколы? (2 часа)

Ж). Каждый месяц заканчивается на число 30 или 31. В каком месяце есть число 28? (в каждом)

Все люди говорят по-разному: кто-то кратко и чётко (как называется такая речь? Откуда такое название? Лаконичная, из Древней Спарты). А кто-то слишком длинно и витиевато. Как бы вы по-другому произнесли следующе фразы?

Мама приобрела за деньги настольный осветительный прибор (лампу).

Ваня по небрежности лишился металлического приспособления для запирания и отпирания замка (ключ). ­

Стрекочущая, похожая на ворону, птица села на верхушку сосны, растущей уже сто лет (сорока). ­

Мужчина преклонного возраста обнаружил под вечнозелёным колючим деревом гриб красного цвета с белыми пятнами на шляпке (старик, под елью, мухомор). ­ Тестирование (раздача распечатанных тестов) «А как вы умеете слушать?»

Вопросы теста «А как вы умеете слушать?»:

1. Продолжаете ли вы беседу если тема для вас не интересна?

2. Раздражают ли вас манеры собеседника?

3. Можете ли вы быть резким, если вам не понравилось слово?

4. Беседуете ли вы с незнакомцем? 

5. Можете ли вы слушать, а сами думать о своём?

6. Перебиваете ли вы собеседника?

7. Меняется ли ваш голос в зависимости от собеседника?

8. Легко ли вы меняете тему беседы? 

9. Если собеседник произносит слова неправильно, вы его поправляете?

10. Можете ли вы говорить свысока с собеседником?

Подсчёт результатов:

Всегда – 2 балла

Часто – 4 балла

Иногда – 6 баллов

Редко – 8 баллов

Никогда – 10 баллов

Сумма баллов (подводим итоги): чем больше сумма, тем лучше умение слушать.

Упражнения для совершенствования умения слушать

1. Уделяйте пять минут в день следующему упражнению: сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте раздающиеся вокруг звуки. Идентифицируйте их. Сколько различных звуков вы слышите? Это упражнение не только учит умению слушать, но и помогает расслабиться.

2. Во время разговора выслушивайте человека до конца, прежде чем начать высказывать свои соображения. Если вам нестерпимо хочется перебить, то вначале сделайте паузу и вдохните, а уж затем начинайте говорить. Пауза перед вашими словами придаст им большую значительность.

3. Как можно больше слушайте радио - но не музыку, а программы. Прослушав передачу, ответьте самому себе на вопрос: какую информацию вы получили? Можете ли вы кратко пересказать все только что вами услышанное?

Полезные советы психолога:

- старайтесь начать слушать с первых же слов разговора и затем не ослабляйте внимания;

- отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;

- гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;

- осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, и не забегайте вперед;

- не перебивайте;

- постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;

- оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;

- избегайте делать поспешные выводы и сохраняйте объективность;

- обращайте особое внимание на взгляды, высказываемые вашим собеседником;

- постарайтесь по возможности устранить все отвлекающие факторы;

- вставляйте ответные реплики – в особенности по телефону, например, «да-да, ясно»;

- при личной встрече старайтесь поддерживать зрительный контакт и следите за тем, чтобы язык тела говорил о вашем внимании и заинтересованности.

Подводим итоги и делаем выводы по теме классного часа.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.