Материал на проверке

Интегрированный урок «В день свят суеты спят» (роман И. С. Шмелева «Лето Господне»)

1
0
Материал опубликован 26 September 2015 в группе

 

 

 

                                               «В день свят суеты спят»

(роман И. С. Шмелева «Лето Господне»)

 

Цель:  восстановление связи между настоящим и прошлым, помощь ребенку в осознании себя частичкой вечности, приобщение маленького гражданина к историческим традициям своей Родины.

 

В кабинете оформлен утолок, где в корзине лежат яблоки, на разносах - блины, жаворонки (печенье), пасха, крашеные яйца, веточки березы, ели, вербы.

Нa доске:

1. Размещены плакаты с пословицами  и поговорками о празднике:

«У Бога всегда праздник»;

«У Бога, что ни день, то и праздник»;

«В день свят суеты спят».

2. Круг - календарь, отражающий языческие и славянские названия месяцев.

Нa столах у детей толковые словари В. Даля и Б. Ожегова.

Горят свечи. Звучат мелодии колокольного звона (приложение), частушки, праздничные песни.

 

Учитель: Ребята, вглядитесь во все, что окружает вас сейчас, вслушайтесь в звуки. Какие ассоциации у вас возникают ?

Дети говорят, а учитель записывает на доске, ребята - в тетрадях самые яркие выражения: радость, веселье, вкусно, красиво, ярко, сердце замирает, подарки, святость.

СЛАЙД 1.

Учитель:  Как же все это назвать одним словом? (Праздник)

Все слова, что вы перечислили обозначают праздник на вашем, ассоциативном уровне, давайте посмотрим, как определяют слово праздник С. Ожегов и В. Даль. (Дети работают со словарями.

Дети:

СЛАЙД 2

В. Даль: ''Праздник - день, посвященный отдыху, не деловой, не рабочий, празднуемый по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю".

СЛАЙД 3

Б. Ожегов: "Нерабочий день, установленный государственной властью в честь или в память какого-нибудь выдающегося события ;

2.Выходной, нерабочий день ;

3.День, особо отмечаемый обычаем или церковью;

4.День радости и торжества по поводу чего - нибудь;

5. День игр, развлечений.

Учитель: А что же говорит о празднике народная мудрость? На ваших столах карточки с афоризмами о празднике. Прочитайте и обсудите их смысл. (1. «Когда жизнь - праздник, начинаешь ценить будни»  Борис Крутиер. 2. «Для ленивых всегда праздник» Неизвестный автор. 3. «Самые лучшие праздники - это те, которые внутри нас» Фредерик Бегбедер. 4. «Будет и на нашей улице праздник» Русская народная пословица)

 

 Скажите, какой из афоризмов глубже и ярче отражает суть слова праздник, или просто понравился вам больше всего  (ребята работают в группах, затем высказывают свои мнения).

 

СЛАЙД 4

Учитель: В романе И. С. Шмелева «Лето Господне» перед нами веером проходит целая череда праздников, в которых живет маленький герой романа. Эти праздники он проживает вместе со своей семьей. Праздник — время священное, что чувствуется в самом слове swieto, svateк, svatok, святой день, посвященный божеству.

Мы попытаемся еще и еще раз обратиться к русской традиции. В основу нашего разговора будет положена первая часть романа, которая называется "Праздники".

СЛАЙД 5

    Учитель: Из года в год повторяются русские семейные праздники, повторяются их традиционные особенности - обряды и приметы, и человеческая жизнь подчиняется этому круговороту, течет по кругу, о древней микологии такое движение по кругу являлось образом времени, жизни и смерти. В античной мифологии, Анаке, богиня необходимости, вращает веретено и движет мир, и в исландской мифологии время уподобляется вращающемуся веретену. В Индии колесо считается символом рождения и смерти, недаром в славянской мифологии и языке слова «начало» и «конец» имели один корень.

Роман "Лето Господне" отражает закон вращающегося колеса жизни, кольцевая композиция романа отражает годовой цикл праздников и обрядов: Рождество, Пасха, Масленица, Троица, Рождество...

Для каждого праздника характерна своя цветовая и музыкальная гамма, свои запахи, свой вкус, которые наполняют собой мир.

Чтобы охватить все стороны праздника, мы будем работать по группам.

1. Архивариусы будут знакомить нас с архивными справками об истории праздника.

2. Литераторы приведут примеры отражения традиции праздника в произведениях других писателей и поэтов.

3. Текстологи еще раз обратят наше внимание на текст романа «Лето Господне».

4. Фольклористы покажут нам отражение праздника в народных произведениях. Кстати, знакомясь с романом, мы видели, как широко использует автор фольклорные произведения в своем романе.

5. «Богомазы» (так в старину называли тех, кто рисовал иконы) в своих рисунках покажут нам цвет праздника, давайте мы их назовем «праздникомазами». Получилось не очень звучно, но хочется думать, что ребята отразят суть этого слова (художники).

6. Знатоки - едалы расскажут нам о вкусе и запахе праздников. И все вместе мы попробуем создать некую палитру цвета, вкуса, запаха праздника и отразим ее в таблице:

 

 

СЛАЙД 6.

 

название праздника

цвет

вкус

запах

звук

 

 

А еще попробуйте вместе с таблицей заполнить ваш круг — календарь названиями празд­ников. И если вам хочется, будет интересно, в этом же круге запишите яркие слова о празднике.

 

Нa фоне звучащего Благовеста  (приложение 1)

 Учитель:

«Колокола, на протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время великой скорби и великого праздника…»

Затем учитель берет текст романа и зачитывает : «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - пом - ни,  пом-ни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный Благовест…»

Так начинается роман, так начинается день "Чистoго понедельника" - первого дня Великого Поста. Что же говорит история о празднике, с которого начинается отсчет времени нашего знакомства с героем романа Ваней Шмелевым, глазами которого мы и увидим цепь праздников?

Архивариусы :  ( здесь можно использовать два варианта:

1. Показать видеоролик (приложение 2)

2. Прочитать текст: «Пост - это время приготовления к великому празднику, когда душа очищается от греха» Посты бывают многодневные и однодневные. Многодневные — Великий, Петровский, Успенский и Рождественский, Великий Пост начинается сразу после Масленицы И занимает семь недель, каждая из которых имеет свое название : Первая неделя - Соборная, а понедельник ее Чистый; вторая неделя -Григория Паламы; третья - Крестопоклонная; четвертая - Средокрестие, середина Великого Поста; пятая - Похвальная; шестая - Вербная; а канун Вербного Воскресенья - Лазарева суббота, когда отмечают чудо воскрешения Лазаря Иисусом Христом; последняя неделя Великою Поста - Страстная, самая строгая.

Первая неделя Великого Поста – «сборная», о ней говорят : «Неделя сбор - течет вода с гор, поскольку Великий Пост всегда приходится на март, Понедельник «сборной» недели называют «чистым». В «чистый» понедельник крестьяне совершают по масленице «тужилки», которые сопровождаются... полоскание зубов, кулачными боями для вытряхивания блинов, мытьем в банях. «Соборное» воскресенье особым образом отмечалось только в Москве, Здесь устраивали знаменитый торг певчими птицами собаками и выставку говорящих скворцов и умных собак

Учитель: А теперь посмотрим, как обо всем этом сказал И.С.Шмелев.

Текстологи находят описание праздника в романе :

"Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филенщик» Горкин, сказал вчера, что масляница уйдет — заплачет. Вот и заплакала – кап…кап…кап…»

«Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масляницу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар,— священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный...—так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет.

— Вставай, милок, не нежься...—ласково говорит он мне, всовывая таз под полог.—Где она у тебя тут, масляница-жирнуха... мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильев­ские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься. Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный,— тоже священный, будто. Он еще досвету сходил в баню, попарился, надел все чистое,— чистый сегодня понедельник! — только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону» надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, «для молитвы», сияние от него идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я знаю, что он святой. Такие — угодники бывают. А лицо розовое, как у херувима, от чистоты. Я знаю, что он насушил себе черных сухариков с солью, и весь пост будет с ними пить чай — «за сахар».

"Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина,— «Красавица на пиру»,— закрыта простынею. Преосвященный так посоветовал..." "Все домашние очень строги и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели одеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост; раскатишься — и сломаешь ногу. От масляницы нигде ни крошки, чтобы и духу не было."

Учитель: Да, пост чувствовался во всем; одежде - нельзя носить новое и красивое, поведении - нельзя веселиться, пить вина, петь мирских песен. Какая же музыка звучала в эти дни? (Воспроизводится звучание колокола (приложение 3)

Еще раз в главе Чистый понедельник найдем то место, где автор говорит о голосе поста (дети работают с текстом). Какие слова мы можем занести в нашу таблицу?

(Плачущий, зовущий, жалостный. )

Дело доходило до того, что каждая деревенская хозяйка считала своим долгом иметь постную посуду, т.е. особые горшки, миски и даже ложки, предназначенные исключительно дли постных дней.

Что об этом говорит автор ?

           Текстологи : "В буфете остались одни расхожие тарелки, с бурыми пятнышками- щербинками, великопостные."

Учитель: И конечно большим грехом считалось употреблять скоромную (животного происхождения, жирную ) пищу. Но Ваня не унывает : "Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно".

 

СЛАЙД 7.

А вкусно ли ? ( Далее будут работать знатоки - едалы. Им было дано опережающее задание: составить "кулинарные книги" праздников, желательно с объяснением названий блюд.)

Знатоки – едалы: Вы знаете, когда мы прочитали главу "Постный рынок", нам показалось, что большего-то и не нужно - всего так много!

Мы попробуем рассказать только о небольшой части блюд и продуктов.

А об остальном предлагаем вам самим прочитать в главе "Постный рынок". Ребята рассказывают, о чем они прочитали в главе:

1.  Картофельные котлеты с шепталой

2.  Горох

З.  Маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака

4.         Розовые баранки

5.         "Кресты" на крестопоклонной

6.         Мороженая клюква с сахаром

7.         Заливные орехи

8.         3асахаренный миндаль

9.         Горох моченый

10.Бублики и сайки

11.Изюм кувшинный

12.Пастила рябиновая

13.Постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри

14.Жареная гречневая каша с луком

15.Постные пирожки с груздями

16.Гречневые блины с луком по субботам

17.Кутья с мармеладом

18. Коливо

19. Миндальное молоко с белым киселем

20. Киселек клюквенный с ванилью

21.Великая кулебяка с вязигой

А вот о "крестах" мы расскажем.

Четвертая—серединная—неделя поста называлась «средокрестной», или «крестопоклонной», В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста, а также «наподобие разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны». В кресты, которые пеклись но числу членов семьи, хозяйка закладывала куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или даже человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с каким-либо из этих предметов, считался счастливым. Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля и огороды.

Кое-где кресты использовали для гадания, тогда в них запекали кусочек угля, монетку и пр, и по доставшемуся печенью (по его «начинке») судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае и т, д. Так, уголек сулил печаль, зерно — хороший урожай, лучина — гроб, чаинка — нечаянную жизнь, кусочек  кирпича—плохое житье, овсяное зернышко — благополучие, монетка — богатство.

В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели (выкрикивали) специальные песни и получали за это угощение — те же «кресты», пироги.

 

Фольклористы: А мы тоже кое - что знаем о "крестах" (поют):

Кресты-пророки,

Побежали по дороге,

Увидали Христа,

Заиграли в три листа!

Хрен да редька обломились,

Под гору покатились!

Хозяин с хозяйкой выходите,

По крестику выносите!

        Половина говенья переломилася,

        А другая под овраг покатилася.

        Подавайте «крест», подавайте другой,

        Обмывайте водой!

         Тетушка-лебедушка,

Поветь-то упала,

Коров-то задавила,

Кадка молока опрокинулась,

Христов-от день пододвинулся!

Подавайте крест,

Поливайте хвост!

Тетушка Анна,

Садись на окошко,

В осиново лукошко,

  Чем хошь поливай,

  Только крест подавай!

  Кто не даст креста—

  Упадет изба!

 

          Знатоки – едалы: Мы предлагаем вашему вниманию постную кухню батюшки Гермогена (приложение 4) (Ролик достаточно большой по объему, поэтому используем его выборочно).

 

Учитель: а теперь вновь обратимся к тексту, закройте глаза, успокоитесь.

Послушайте меня и попробуйте представить все, о чем я прочитаю: „Народу гуще. Несут вязки сухих грибов, баранки, мешки с горохом. Везут на салазках редьку и кислую капусту. Кремль уже позади, уже чернеет торгом, доносится гул. Черно,— до Устьинского Моста, дальше, Горкин ставит «Кривую», заматывает на тумбу вожжи. Стоят рядами лошадки, мотают торбами. Пахнет сенцом на солнышке, стоянкой. От голубков вся улица — живая, голубая. С казенных домов слетаются, сидят на санках, Под санками в канавке плывут овсинки, наерзывают льдышки. На припеке яснеют камушки. Нас уже поджидает Антон Кудрявый, совсем великан, в белом, широком полушубке.

— На руки тебя приму, а то задавят,— говорит Антон, садясь на корточки,— папашенька распорядился, Легкой же ты, как муравейчик! Возьмись за шею,. Лучше всех увидишь,

Я теперь выше торга, кружится подо мной народ, Пахнет от Антона полушубком, баней и„. пробками. Он напирает, и все дают дорогу; за нами Горкин, Кричат: «ты, махонький, потише! колокольне деверь!» А Антон шагает— эй, подайся! Какой же великий торг! Широкие плетушки на санях,— все клюква, клюква, все красное. Ссыпают в щепные короба и в ведра, тащат па головах.

—    Самопервеющая клюква! Архангельская клюкыва!..

—    Клюква..,— говорит Антон,— а по-нашему и вовсе журавиха.

И синяя морошка, и черника — на постные пироги и кисели, А вон брусника, в ней Яблочки, Сколько же брусники! — Вот он, горох, гляди... хороший горох, мытый.

Розовый, желтый, в санях, мешками. Горошники— народ веселый, свои, ростовцы, У Горкина тут знакомцы, «А, наше вашим... за пуколкой?» — «Пост, надоть повеселить робят-то... Серячок почем положишь?» — «Почем почемкую—потом и потомкаешь!»—«Что больно несговорчив, боготеешь?» Горкин прикидывает в горсти, кидает в рот.— «Ссыпай три меры». Белые мешки, с зеленым,— для ветчины, на Пасху.— «В Англии торгуем... с тебя дешевле».

А вот капуста. Широкие кади на санях, кислый и вонь-кий дух. Золотится от солнышка, сочнеет. Валят ее в ведерки и в ушаты, гребут горстями, похрустывают — не горчит ли? Мы пробуем капустку, хоть нам и не надо. Огородник с Крымка сует мне беленькую кочерыжку, зимницу,— «как сахар!», Откусишь—щелкнет, А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным, хренным, Играют золотые огурцы в рассоле, пляшут. Вылавливают их ковшами, с палками укропа, с листом смородинным, с дубовым, с хренком, Антон дает мне тонкий, крепкий, с пупырками; хрустит мне в ухо, дышит огурцом.

—        Весело у нас, постом-то? а? Как ярмонка. Значит, чтобы не грустили. Так, что ль?..— жмет он меня под ножкой.

а вот вороха морковки — на пироги с лучком, и лук, и репа, и свекла, кроваво-сахарная, как арбуз. Кадки соленого арбуза, под капусткой поблескивает зеленой плешкой.

- Редька-то, гляди, Панкратыч... чисто боровки! Хлебца с такой умнешь!

—     И две умнешь,—смеется Горкин, забирая редьки. А вон — соленье: антоновка, морошка, крыжовник, румяная брусничка с белью, слива в кадках... Квас всякий — хлебный, кислощейный, солодовый, бражный, давний — с имбирем...

—     Сбитню кому, горячего сбитню, угощу?..

—     А сбитню хочешь? А, пропьем с тобой семитку. Ну-ка, нацеди. Пьем сбитень, обжигает.

—     Постные блинки, с лучком! Гещ-щневые-ллуковые блинки! Дымятся  луком на дощечках, в стопках.

—     Великопостные самые... саххарные пышки, пышки!..

—Грешники-черетенники горрячи. Горрячи грешнички..! Противни киселей — ломоть копейка. Трещат баранки. Сайки, баранки, сушки... калужские, боровские, жиздринские,— сахарные, розовые, горчичные, с анисом – с тмином, с сольцой и маком…перславские бублики, витушки, подковки, жавороночки... хлеб лимонный, маковый, с шафраном, ситный весовой с изюмцем, пеклеванный... Везде — баранка» Высоко, в бунтах. Манит с шестов на солнце, висит подборами, гроздями. Роются голуби в баранках, выклевывают серединки, склевывают мачок. Мы видим нашего Мурашу, борода в лопату, в мучной поддевке. На шее ожерелка из баранок. Высоко, в баранках, сидит его сынишка, ногой болтает.

— Во, пост-то!..— весело кричит Мураша,— пошла бараночка, семой возок гоню.

— Сбитню, с бараночками... сбитню, угощу кого... Ходят в хомутах- баранках, пощелкивают сушкой, потрескивают вязки. Пахнет тепло.

— Ешь, Москва, не жалко!..

А вот и медовый ряд. Пахнет церковно, воском. Малиновый, золотистый,— показывает Горкин,— этот называется печатный, этот — стеклый, спускной…а который темный – с гречихи, а то господский светлый, липнячок – подсед. Липовки, корыта, кадки. Мы пробуем от всех сортов. На бороде Антона липко, с усов стекает, губы у меня залипли. Будончик гребет баранкой, диакон — сайкой. Пробуй, не жалко! Пахнет от Антона медом, огурцом.

Черпают черпаками, с восковиной, проливают на грязь, на шубы. А вот — варенье. А там — стопками ледяных тарелок — великопостный сахар, похожий на лед зеленый, и розовый, и красный, и лимонный. А вон, чернослив моченый, россыпи шепталы, изюмов, и мушмала, и винная ягода на вязках, и бурачки абрикоса с листиком, сахарная кунжутка, обсахаренная малинка и рябинка, синий изюм кувшинный, самонастояще постный, бруски помадки с елочками в желе, масляная халва, калужское тесто кулебякой, белевшая пастила.., и пряники, пряники — нет конца.

— На-тебе постную овечку,— сует мне беленький пряник Горкин..

А вот и масло. На солнце бутыли — золотые: маковое, горчишное, орешное, подсолнечное... Всхлипывают насосы, сопят-бултыхают в бочках.

Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными сада ми,— солнечным туманен, тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах,— милое мое Замоскворечье.

- А вот лесная наша говядинка, грыб пошел. Пахнет соленым, крепким.

Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены вязки сушеного белого гриба. Проходим в гомоне. — Лопаснинские, белей снегу, чище хрусталю! Грыбной елараш, винигретные... Похлебный грыб сборный, ест проопоп соборный! Рыжики соленые-смоленые, монастырские, закусочные... Боровички можайские! Архиерейские грузди, нет сопливей!.. Лопаснинские отборные, в медовом уксусу, дамская прихоть, с мушиную головку, на зуб неловко, мельчей мелких.

Горы гриба сушеного, всех сортов. Стоят водопойные корыта, плавает белый гриб, темный и красношляпный, в пятак и в блюдечко. Висят на жердях стенами. Шатаются парни, завешанные вязанками, пошумливают грибами, хлопают по доскам до звона: какая сушка! Завалены грибами сани, кули, корзины.

— Теперь до Устьинского пойдет,— грыб и грыб! Грыбами весь свет завалим. Домой пора."

 

Учитель: Так каков же вкус поста ? Думаю, что на этот вопрос сразу ответить трудно, поэтому я предлагаю вам интеллектуальную разминку. ( Каждой группе дается заранее приготовленное задание :

1.Каков вкус солнечного света?

2.Каков на вкус вопросительный знак?

 (Используются элементы книги Майкла ЛаБросса «Поиграем-помечтаем)

Ребята работают в группах, затем идет социализация . Учитель на доске, а дети в своих таблицах записывают о вкусе Великого Поста. (Можно записать несколько мнений, потому что к единому здесь прийти трудно.)

А художники слушали и работали. Что у них получилось? Каков цвет Поста?

Художники: (показывают получившиеся работы) для комментария используют текст: "Голый какой - то свет, холодный, скучный"; "серенькая погода"; "даже весенний снег, вчера еще хрустевший, вдруг почернел, стал как толченые орехи, халва-халвой".

Учитель: И все же не совсем серый Пост. Есть в нем одно маленькое цветное облачко. Что это? Ответить на это вопрос можно, найдя ответ еще на один шуточный вопрос: "Когда Воскресенье бывает в субботу?" А ответ будет таким: "Когда оно Вербное" Что же узнали архивариусы об этом празднике?

(На фоне видеоролика (приложение 5)

Архивариусы. В православной церкви Вербное воскресение - двунаде­сятый праздник на шестой неделе Великого Поста, в память входа  Господня, начинавшегося с Елионской горы, в Иерусалим, где воскрес после воскресения Лазаря. Сестра его Мария помазала ноги Иисуса миром и отерла их своими волосами. Еще этот день называют "Вход Господень в Иерусалим", или "Воскресение Святого Лазаря", но это в церкви. А для народа - Вербное воскресенье. Основные обряды, поступки, действия, связанные с вербной неделей, совершались в воскресный день.

Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы. Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным наделенным особой силой. В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине. В костромских селениях пекли «барашки» — печенье в форме вербных почек. Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой с вербного воскресенья.

«Ветки вербы, принесенные из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней грозы,  а в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности.

Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости» но и домой возвращалась исправно, не терялась бы в лесу.

«Наряду с этими общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в некоторых местах, например, в Козловском уезде Тамбовской губ., существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы.

В том же Козловском уезде распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освященной вербы — средство это, если не превратит труса в -героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость".

Учитель. Очень красивые слова подобрал Шмелев для этого праздника. Послушаем текстологов.

 

СЛАЙД 8.

Текстологи: "Все премудро сотворено - радуется на вербу Горкин, поглаживает золотистые вербешки.— Нигде сейчас не найтить цветочка, а верба разубралась. И завсегда так, на св. Лазаря, на Вход Господень. И дерева кланяются Ему, поют Осанну. Осанна-то?.. А такое слово, духовное. Сияние, значит, божественное,— Осанна. Вот она с нами и воспоет завтра Осанну, святое деревцо. А потом, дома, за образа поставим, помнить год цельный будем"

"Он обнимает вербу, тычется головой в нее. И я нюхаю вербу: горьковато - пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце… - никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу – а у                  

Горкина слезы на глазах. И я заплакал, от радости, будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали выходить, а у лужи совсем светло, будто это от вербы - свет"

"Лужа совсем разлилась, как море, половина саней в воде. И в луже розовый свет-румянчик, Верба в санях проснулась, румяная, живая, и вся сияет. Розовые вербешки стали! Куры глядят на вербу, вытягивают шейки, прыгают на санях, хочется им вербешек. И в луже верба, и я, и куры, и старенькие сани, и розовое солнце, и гребешок сарая, и светло - голубое небо, и все мы в нем!..— и все другое, чем на земле.,, какое-то  новое - другое. Ночью был дождь, пожалуй,— на вербе сверкают капельки. Утки с криком спешат на лужу, мычит корова, весело ржет «Кавказка»..,—Может быть, радуются вербе?.. И сама верба радуется, веселенькая такая, в румяном солнце. Росла по Сетуньке, попала на нашу лужу, и вот — попадет к Казанской, будут ее кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут ее по домам, по всей нашей Калужской улице, по Якиманке, по Житной, по переулочкам..,— поставят за образа и будут помнить..."

«Впереди, там, где верба, загораются огоньки свечей. Там уже хлещутся, впереди...—выдергивают вербу, машут...; Тычутся отовсюду вербы, пахнет горьким вербным дымком... дремучим духом?..— где-то горят вербешки. Светятся ясные лица через вербы, все огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах, и в образах на ризах»

Учитель: Ребята, мне кажется вы очень тонко прочувствовали красоту этого праздника. Так ли это ? Вы полностью убедите меня в этом, если побудете сейчас соавторами  И. С.Шмелева и попробуйте восстановить данный вам текст.

(На столах отрывок из текста главы "Вербное воскресение" (последний абзац) с пропущенными словами : "...Ах, какой ...горьковатый запах... вербный! и в этом запахе что-то такое ... и …такое... такое...- было сегодня утром, у нашей лужи, вое... в вербе, в румяном, голубоватом небе...- вдруг осветило и ...

Я пригибаю прутики к огоньку: вот затрещит, осветит, будет опять такое... Вспыхивает, трещит... синие змейки и дымят, и гаснут. Нет, не всегда бывает... неуловимо это, как ...сон."

Дети работают с текстами, затем зачитывают получившиеся работы, Учитель зачитывает оригинал.)

Учитель."Неуловимо все это, как тонкий сон." А смогли ли вы из всего прочитанного уловить цвет праздника ? ("Розовой, румяное"; "розовые вербушки стали".)

Запах? (Радостный, горьковатый; "дремучим духом пахнет";"горьковато - душисто пахнет"; "лесовой горечью живою".)

Вкус? ( Горьковатый. )

Голос? ( Треск загорающейся вербы от огня свеч .)

А почему мы отдельно не говорим о вкусе Вербного воскресенья?

(Дети говорят, что это шестая неделя Великого поста, а о его вкусе мы уже говорили.)

(Далее звучит церковное  Хоровое пение "Да воскреснет Бог"

музыка П. Гребенщикова  (приложение 6)

Учитель. Эта музыка означает прошла верба ! Цитату я взяла из следующей главы "Пасха". Почему же его называют главным, а еще "Христовым днем?"

 (Предлагаем посмотреть видеоролик (приложение 7)

(Далее дети разыгрывают небольшое представление.)

(В класс входят "Яйца" - дети со щитами белого и красного цветов в виде яиц.)

Белое яйцо (хвастливо): А меня только что Курочка Ряба снесла. Правда, я простое, а не золотое, но зато какое полезное!

Первое красное яйцо: А нас только что к Пасхе приготовили, видишь, какие мы красные.

Белое яйцо: К чему вас приготовили?

Первое красное яйцо: К Пасхе. Это самый главный православный праздник. Он наступит в воскресенье. Б этот день христиане всего мира отмечают воскресение Иисуса Христа из мертвых.

Второе красное яйцо: События, в честь которых Пасху праздновали до Рождества Христова, описывается в Ветхом Завете. Я тоже было такое же белое, как и ты. Но сегодня Великий Четверг, и меня сварили, завернув в луковую шелуху. Я теперь - крашенка! Белое: А зачем тебя так покрасили?

Второе красное яйцо I Потому что есть такой обычай - обмениваться крашеными яйцами на Пасху. Чаще всего Яйца окрашивают в красный цвет - цвет крови Христа. По преданию Мария Магдалина после воскресения Иисуса отправилась в Рим. Явившись к императору Тиберию, она поднесла ему простое яйцо, потому что была бедна и не могла делать дорогих подарков. При этом она сказала: "Христос воскрес!" Удивился император: "Как кто-нибудь может воскреснуть из мертвых? В это поверить так же трудно, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!" II пока он это говорил, яйцо становилось красным.

Учитель: Иногда яйца на Пасху не просто красят, а разрисовывают. Такие яйца называются писанками. 

 Ваня Шмелев был счастлив, когда и ему надарили Пасхальных яиц. Давайте вместе полюбуемся ими. В этом нам помогут текстологи.

Текстологи:

( На фоне видеоролика (приложение 8)

"Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него — все волшебное. Вот — с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное... II вот, фарфоровое - отца. Чудесная панорамка в нем... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах,— и чудится мне, в цветах,—живое, неизъяснимо-радостное, святое..— Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко,— и усыпляющий перезвон качает меня во сне.

Учитель: Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церкви провозглашают воскресенье Иисуса Христа. Давайте дадим слово архивариусам.

Архивариусы: "По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным», - писал С. В. Максимов на основе многочисленных наблюдений и сведений.

В то же время находятся смелые люди и озорники, которым все нипочем. Они утверждали, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и «покатить яйцо вдоль по дороге — тогда черти непременно должны будут выскочить и проплясать трепака»; в пасхальное воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять заговоренный творог, встать с ним у церковных дверей и держаться за дверную скобу — ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой».

На Пасху «старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота» серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши», чтобы встретить солнце.

Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха - к свиданию, губа чешется — к поцелуям; бровь стане! чесаться—кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой."

 

Учитель: Как всякий большой праздник, к тому длящийся неделю. Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости.

На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться, обмениваться открытками. Посмотрите, пожалуйста, какие интересные открытки выпускали в прошлые времена ( ребята рассматривают открытки ).

 

СЛАЙД 9.

Учитель: На что вы обратил внимание, рассматривая открытки? (Везде изображены писанки или крашенки. )

Это не случайно. Ведь яйцо у славян - символ новой жизни. С яйцом связано много обрядов, один из них "Хождение волочебников". Это своего рода колядование, приуроченное к Пасхе. Пусть об этом нам расскажут фольклористы.

 

Фольклористы: Ходили волочебники от двора к двору, пели свои песни. А люди давали им за это писанки. Вот это мы и попробуем сейчас сделать. (Поют песню.)

             "Далалынь"

Далалынь, далалынь, по яиченьку!               

Христос воскрес, сын Божий !

Ты дома, не дома, хозяюшко ?

Он не

Комментарии

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА: 1. Татьяна Порохова – Занятие тренинг «День рождения Деда Мороза» 2. Марина Нужина – Психологический тренинг «Техники бесконфликтного поведения» воспитанию школьников «Что значит быть патриотом сегодня?» 3. Ольга Андреева – Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков «Путешествие на остров общения» ПРИЗ ПОЛУЧАЕТ: Татьяна Порохова – Занятие тренинг «День рождения Деда Мороза» В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Компания «Мерсибо» свяжется с призерами в ближайшее время. С уважением, администрация.

5 December 2018