Статья «Комната психологической разгрузки "Волшебная комната" в "Лесной сказке"»
Комната психологической разгрузки (дети называют её «волшебной комнатой») это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния, осязания. Сочетание различных стимулирующих факторов (света, музыки, тактильных ощущений) способствует нормализации психического, психологического и эмоционального состояния, снимает усталость, стрессы.
Занятия в комнате психологической разгрузки полезны детям любого возраста. Пребывание в комнате способствует улучшению эмоционального состояния. Специальное оборудование комнаты воздействует на все органы чувств. В «волшебной комнате» ребенок не подвергается никаким влияниям извне и ощущает себя в полной безопасности. Кроме того, занятия в комнате психологической разгрузки, обеспечивают быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения к взрослому, настраивает на эффективную и результативную работу
В комнате психологической разгрузки есть:
· Мягкое ковровое покрытие и подушки
Место проведения коррекционно-развивающих игр и упражнений.
· Лампы и светильники
Обогащение сенсорного опыта Развитие зрительного восприятия
· Инсталляция «Зеркальный уголок с пузырьковой колонной»
Помогает снять эмоциональное и двигательное напряжение, развивает зрительное восприятие, оказывает успокаивающее действие. Здесь ребёнок может видеть себя в зеркале. Вода постоянно меняет цвет, плавают пузырьки и рыбки. Дети любят просто сидеть и наблюдать за пузырьками. Пузырьковую колонну можно использовать для развития памяти (ребёнку предлагается ответить на вопросы, какого цвета рыбки, сколько их, дать им имена, придумать сказку). Всё это помогает успокоиться и снять напряжение, развивать зрительное восприятие, концентрировать внимание, плавно прослеживать зрительно-моторную координацию, развивать тактильные ощущения.
· Сухой бассейн
Излюбленное место для детей Пластиковые мягкие шарики в нём принимают форму тела. Можно полностью закопаться в толстый слой шариков. Используются звуки моря. Морская музыка снимает мышечное напряжение.
· Место для проведения песочной терапии
Столик-трансформер, который можно быстро убрать или разобрать. Работа руками и осязательные ощущения играют большую роль в осознании образных представлений. Игры с песком помогают в развитии мелкой моторики, графических навыков Здесь с помощью мелких игрушек дети выстраивают свой мир. Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому использую песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Игры с песком направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков. Дети учатся взаимодействовать друг с другом. Это даёт возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
· Мягкие пуфики
Пуфики наполнены полистирольными гранулами. Они мягкие и принимают тепло тела, потом его отдают. Они обеспечивают поддержку, принимая разнообразные, удобные для ребенка формы. Это способствует снятию негативных эмоций и состояний, снижению агрессивности, побуждению к творчеству.
· Музыкальный центр и аудиотека
В комнате имеется медиатека звуковых фрагментов (релаксационная музыка, звуки природы, популярная классика, детские песни).
При прослушивании музыки обогощается восприятие и воображение детей. Музыка создает психологический комфорт, снижает нервно-психическое и эмоциональное напряжение.
· Зона рисования песком на стекле/data/files/v1477263808.jpg (1920x1440)/data/files/d1477263841.jpg (1920x1440)/data/files/m1477263891.jpg (1920x1440)/data/files/m1477263926.JPG (1024x768)
Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Световой стол предназначен для игровой терапии и развития творческих способностей ребенка. Для этого не требуется дополнительных приспособлений, достаточно применить фантазию и перед ребёнком возникнут картины, нарисованные пальцами. Подсветка стола делает эти картины более эффектными и выразительными. Рисованием на песке занимаются совсем маленькие дети. Развитие моторики на таких занятиях не хуже, чем рисование пальчиковыми красками. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Рисунок не является целью. Важен сам процесс. При помощи песка дети самовыражаются быстрее и эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги
В дошкольном детстве (в три - шесть лет) с помощью оборудования комнаты психологической разгрузки можно стимулировать психические процессы, развивать эмоциональную сферу, способности к произвольной регуляции (снижать импульсивность, учить концентрировать внимание), повышать устойчивость к стрессогенным раздражителям. Все это способствует психоэмоциональной разгрузке.
Комната психологической разгрузки используется, чтобы обучать, расслаблять, успокаивать и наполнять энергией. В комнате уютно, тепло, тихая музыка, можно ходить по мягкому полу, просто расслабиться на мягком пуфике. Можно наблюдать за рыбками или слушать, как журчит фонтан. Обстановка в комнате психологической разгрузки способствует нормализации психического, психологического и эмоционального состояния.