12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лабикова Марина Николаевна60

Агрессия подростков в сети Интернет

Стрижко Богдан,

обучающийся 10б класса

БОУ «Тарская гимназия №1»


Тема подростковой агрессии является актуальной в современном обществе. В первую очередь это объясняется ростом агрессии и насилия среди подростков в мире, а также в сети Интернет. Изучению подростковой агрессивности посвящено множество работ зарубежных авторов, таких как: А. Бандур, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др.

Сегодня Интернет является неотъемлемой частью жизни людей, средой информационной, и средой коммуникативной. Одна из особенностей Интернет-коммуникаций заключается в том, что пользователям дается возможность высказывать свое мнение по ряду вопросов политического, спортивного, культурного характера, общаться друг с другом в социальных сетях, проводить дискуссии на форумах. При этом нередко участники такого общения выступают не от своего реального имени, а под псевдонимом ̶ «ником». Тем самым участник становится анонимным, что существенно сказывается на его чувстве ответственности за свои слова. Это порождает ряд негативных моментов, в том числе агрессивность.

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования агрессивности у подростков показал, что в науке мало исследован вопрос, связанный с подростковой агрессией. Было выявлено множество факторов, которые влияют на появление девиантного поведения: от социально-психологических до биологических, однако причины оказываются индивидуальными к каждому конкретному случаю. В этом и заключается вся проблема сложности агрессивного поведения подростка, при профилактике и коррекции.

В связи с этим у нас сложилась следующая цель нашего исследования: исследовать особенности агрессивного поведения в сети Интернет и гипотеза исследования: существуют различия в формах проявления агрессии у подростков.

Согласно логике исследования, сначала мы обратились к литературе, с целью теоретического изучения проблемы.

Агрессия рассматривается как сложный многоуровневый феномен, как сложное, многомерное поведение, детерминируемое различными факторами. В своем исследовании под агрессией, вслед за Цыгановой Л.Н., мы будем понимать мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, либо психический ущерб людям.

А. Басс и А. Дарки выделяют следующие пять видов агрессии:

Физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

Раздражение (вспыльчивость, грубость);

Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.);

Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.);

Негативизм (оппозиционное поведение).

По мнению А.Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая.

Причины проявления агрессии заложены в физиологических параметрах взросления человека, в его психоэмоциональной сфере. Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Также большое влияние на формирование агрессии подростка оказывает его ближайшее окружение; семья, сверстники, друзья, а также в последние десятилетия усилилось влияние СМИ и сети Интернет. Семья в этом возрасте постепенно уступает позиции окружению сверстников, в котором подросток проводит больше времени и которое является более важным для него. В современном мире помимо реального общения, большое значение влияет виртуальное, с его возможностями для самореализации индивида и перспективами. В ходе интернет-общения подросток формирует свою статусную значимость в его окружении.

В настоящее время наблюдаются различные формы проявления агрессии у подростков, как просоциальные, так и антисоциальные. Конкретных форм агрессивного поведения существует огромное множество. Однако в последнее время, чаще всего подростки демонстрируют агрессию в сети Интернет.

Агрессивное поведение в сети Интернет может проявляться в виде:

Ругательств, оскорблений;

Сравнений с животными, частями тела и т.д.;

Нарочитого прерывания взаимодействия;

Перехода на личности (отрицательная номинация партнеров по коммуникации);

Посланий, призывов к действию;

Проклятий, злопожеланий;

Использования просторечной или специальной лексики с отрицательной окраской;

Риторических вопросов, за которыми скрывается угроза;

Указания на некомпетентность, непрофессионализм.

Видов очень много, у агрессивного поведения в Интернете может быть сколько угодно проявлений и почти любое из них можно посчитать разновидностью энергетического вампиризма.

Отдельно называют такие проявления, как:

Троллинг — от английского «ловлю на блесну»: сообщения носят характер провокации, манипуляции, по природе оскорбительны и направлены на ответные действия, а в итоге — на конфликт.

Астротурфинг — злонамеренная коммуникация, для которой привлекаются специальные технические средства, приложения, программы, сервисы. Сюда относятся и использование ботов, и распространение ложных, дублированных аккаунтов, навязчивая реклама, зачастую вредоносная.

Кибербуллинг — интернет-травля, когда один объект подвергается сознательно продуцируемой и направленной агрессии со стороны группы лиц. Цель — не просто вызвать эмоциональный или психологический ответ жертвы, но и, возможно, довести даже до вреда физического.

Все перечисленные проявления интернет-агрессии, характерны для большинства подростков.



Автор материала: Б. Стрижко (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.