Автор публикации: А. С, ученик 6 класса
Исследовательская работа:
«Алеша Попович – защитник Земли Русской?!»
Автор: Артем С., ученик с ОВЗ, 6 класс
МКОУ Судайская средняя школа
Руководитель: Е. А. Бурилова, учитель чтения
Год выполнения работы: 2021-2022 уч.г.
Актуальность: занимаясь на уроках чтения, учительница рассказала нам интересные фрагменты из жизни былинных героев, пришедших к нам из глубины веков. В былинах воспеваются русские богатыри, которые по зову сердца вставали в тяжелые времена на защиту Отечества. Их главными качествами были беззаветное служение Родине, отвага, справедливость. На монументальных примерах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича народ десятилетиями прививал детям любовь к родной земле. Именно в этом виде народного фольклора берет начало русский патриотизм.
Сегодня многие мои сверстники предпочитают лучше посмотреть современные мультфильмы о богатырях, чем почитать о них книги. Однако в сюжетах мультиков современная трактовка образа самого младшего богатыря выглядит совершенно иначе. Поповский сын изображен каким-то недотепой, а не идеальным защитником страны. Меня настолько заинтересовал данный герой, что этот вопрос лег в основу моего исследования.
Цель: выявление схожих, отличительных черт русского богатыря Алеши Поповича в древнерусских былинах и отечественной мультипликации
Задачи:
- ознакомиться с необходимой литературой по данной тематике;
- сравнить характеристики былинного и мультипликационного богатыря;
- узнать уровень осведомленности о герое у одноклассников и их родителей;
- оформить полученные результаты в виде исследовательской работы.
Гипотеза: предполагаю, что персонаж кинематографа Алеша Попович отличается от героя былин не только внешностью, но и внутренним содержанием.
Предмет научного познания: личностные характеристики героического персонажа
Методы исследования: обзор литературных источников, описание, сравнение, открытое анкетирование, анализ и обобщение
Теоретическая часть:
Для того, чтобы сопоставить образы, я перечитал былины, посмотрел мультфильмы. В процессе определил характерные черты героя.
1) в былинах:
- Алеша – неграмотный, книг не читал;
- отличается хитростью, находчивостью, смекалкой;
- сильный, ловкий, храбрый;
- готов прийти на помощь любому, кто в этом нуждается;
- веселый, добрый, честный;
- иногда легкомысленный;
- в речи использует эпитеты;
- «добрый» конь является средством передвижения, снаряжается хозяином по-княжески;
- один отправляется на смертный бой с врагом;
- побеждает страшное чудище Тугарина Змеевича, пышущего огнем;
- подвиги никогда не оканчивались провалом;
- вызывает уважение, почитание со стороны народа;
- величают ясным соколом.
2) современная интерпретация образа дружинника в мультипликационных фильмах:
- глупый, недалекий персонаж;
- обладает недюжинной, но грубой физической силой;
- несдержанный, лихой, решающий проблемы с помощью кулаков;
- тратит силу на глупые поступки, например, калечит бабку, ломает деревья;
- по сюжету его называют Алешкой непутевым;
- не умеет ориентироваться на местности, плутает;
- увидев врага, сначала пугается и прячется;
- некоторые героические поступки оказывались неудачны;
- коня «осовременили» сделав в сюжете умным, говорящим, но слабым, который не может удержать седока (конь Юлий).
Сопоставив выявленные характеристики, можно отметить, что к сходствам относится лишь имя героя, неграмотность, наличие силы богатырской и сражение с чудищем. Современная версия карикатурна, она вызывает у нас только смех.
Практическая часть:
Поработав с информационными ресурсами, решил узнать мнение одноклассников и их родителей о русском богатыре. На вопросы отвечали 25 детей и 16 взрослых. Обработав анкеты, получил следующие результаты:
- все респондентам знаком Алеша Попович;
- 35% школьников, 94% мам и пап знают содержание былин о данном персонаже;
- 100% детей, 51% взрослых смотрели о нем мультфильм;
- 100% участников опроса назвали Алешу не настоящим богатырем, а смешным, глупым недотепой.
Заключение: цель и задачи реализованы. Предположение, выдвинутое в начале работы, полностью подтвердилось. Современный персонаж совсем не похож на богатыря-патриота, являющегося символом героизма, мужественности, самопожертвования. Вместо примера для подражания перед нами на экране предстает комический, самонадеянный неудачник.
Создатели мультфильмов сделали упор не на героизме, а на развлекательности, юморе. Авторы тем самым разрушают первоначальную идею, заложенную в былинных произведениях, – воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения. Поэтому лучше прочитать литературные произведения, чтобы узнать реальные исторические события, а не искаженный вариант.
Интернет-ресурсы: