Классный час «Сыны Отечества - Защитники Земли Русской»
Пояснительная записка к презентации
Классный час «Сыны Отечества – Защитники Земли Русской»
Цели: познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, расширить представления учащихся о Вооружённых силах России, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Задачи:
образовательная: дать представление о значимости государственного праздника.
развивающая: показать роль самовоспитания в формировании стойкости мужественности, нравственности; развивать познавательный интерес учащихся; формировать чувство гражданской ответственности за настоящее и будущее страны и народа.
воспитательная: воспитание патриотизма как глубокого чувства любви к родине, готовности служить ей, укреплять и защищать её, поддержка преемственности поколений, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны.
Оборудование: проектор, экран, презентация, видеоролик «Наша армия»
Ход классного часа:
«Защитник Отечества – мир на Земле,
Вода в роднике, свежий хлеб на столе,
Надежда, уверенность в завтрашнем дне,
Стабильность и счастье в огромной стране»
Ученик 1. (Слайды 1-2)
Дата есть особого значенья –
Сыновей отважных день рождения.
Весь народ российский в эту дату
Шлет привет матросу и солдату.
Ученик 2.
Праздник всех солдат наших –
Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
Ведь любой из них мечтает
Защитить детей, семью,
Покорить хоть что-то в мире
И найти свою судьбу!
Учитель. Когда отмечается День защитника Отечества?
Ученик 3.
23 февраля – День Российской Армии!
Вверх орудия палят, всех салютом балуют.
Шлют они от всей страны благодарность воинам,
Что живем мы без войны, мирно и спокойно.
Дед мой в армии служил. У отца – награды.
Вот и я давно решил, что пойду в солдаты!
Знаю, надо подрасти...Нужно стать взрослее...
Но ведь я себя вести по-мужски умею!
Защищаю во дворе маленьких и слабых
И справляю в феврале День Армейской славы.
Я сумел бы выполнять, как солдат, задания.
Попрошу меня принять в армию заранее!
Учитель. Почему День защитника Отечества мы отмечаем 23 февраля?
Ученик 4. ( Слайд 3)
Это было в феврале восемнадцатого года. Республике Советов шел всего четвертый месяц. На Петроград надвигались германские войска. Утром 23 февраля 1918 года под древним городом Псковом закипел первый бой. И в честь первых побед Красной Армии над противниками революции в феврале 1918 г. и был установлен этот праздник. На протяжении нескольких десятилетий его отмечали как день рождения Красной Армии.
До 1991 г. этот праздник назывался День Советской Армии и Военно-Морского флота.
Сегодня 23 февраля – День защитника Отечества – посвящен тем, кто когда-то в бою отстаивал свободу своей Родины и погибал за нее, тем. Кто сейчас охраняет наши рубежи, и тем, кому еще предстоит стать защитником Отечества.
Учащиеся исполняют песню “По долинам и по взгорьям...”
Учитель. (слайд 4) Ежегодно 23 февраля мы отмечаем важный государственный праздник – День Защитника Отечества. И в этот день принято поздравлять мужчин – пап, дедушек, братьев. Мужчины по праву считаются защитниками нашей родины, нашего Отечества. Недаром даже слова «отец и Отечество» начинаются одинаково: они близки друг другу по смыслу. Отечество – это наша страна, родина. Это так же день памяти всех тех, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу.
Выступление девочек:
1.День этот славный каждый свято чтит.
В нем налицо все мужества черты.
Любой мужчина хрупкий мир хранит,
Служа Отчизне, с доблестью «на ты».
2.Не всякий подвиг может совершить,
Тем более – в потоке мирных дней,
Но всякий должен Родине служить,
Болеть душой и сердцем лишь о ней.
3.Великий праздник нам февраль принес.
Защитникам Отечества – виват!
Убережет от бури и от гроз
Россию воин – доблестный солдат.
Учитель. Славится Русь людьми отважными, умными, сильными духом. Много раз нападали враги на нашу землю. Но доныне жива Русь – матушка. Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли её в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках, но среди них выделялись сильные и мужественные войны, которых мы называем богатырями. Кто же это?
Учитель. Отгадайте загадки. О ком идет речь? (слайды 5-8)
1.Долго могучая сила в нём зрела,
А пробудилась от горя она.
Встал богатырь за Отчизну
И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец)
2.Доброе имя носил богатырь –
Врагов не жалел, Отчизну любил.
Вместе с Муромцем служил,
Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)
3.Храбрый и смелый – отважный смельчак.
Рода поповского наш весельчак.
Самый младой из троих богатырь,
Русь защищал, врагов он разил. (Алёша Попович)
Учитель. Давайте посмотрим, сможете ли вы ответить на вопросы викторины.
- Кто самый старший и самый младший из богатырей?
- Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
- Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)
- Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня – добрый, великий, Никитич – победитель, блестящий)
- Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)
- Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)
- Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
- Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)
Учитель. Долгие века наша родина отражала бесконечные нападения врагов со всего света. Сначала на Русь рвались половцы, затем неисчислимая татаро-монгольская орда, потом с запада тяжелой стеной шли рыцари – крестоносцы. Мчались на Москву поляки и литовцы, и всегда шел защищать свою землю простой солдат. В Отечественной войне 1812 года проявилось геройство русского солдата. Именно благодаря ему «застрял» под Москвой непобедимый Наполеон. Вспомним тех, кто стал героем, защищая нашу Родину. Это Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.
Определите, какой полководец, какой битвой знаменит? (слайды 9-12)
(ребята разбиваются на группы и работают над вопросом)
Учитель: Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы. С каждым днём растёт мощь и сила нашей Армии. Днём и ночью стоят на страже наших рубежей люди в военной форме, охраняя покой российских людей. Вот они военные профессии.
(выступления мальчиков с эмблемами разных родов войск)
Ученик 1. Моряк (Слайд 13)
На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!
Ученик 2. Танкист (Слайд 14)
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен броней
И сможет встретить бой!
Ученик 3. Летчик (Слайд15)
Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надежна и крепка!
Ученик 4. Подводник (Слайд 16)
Вот дивная картина –
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат.
Границу берегут!
Ученик 5. Десантник (Слайд17)
Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут темный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.
Ученик 6. Сапер (Слайд 18)
Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает. Среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придет сапер,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слез, и боли!
Ученик 7. Военный врач (Слайд 19)
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасет,
Он перевяжет раны!
Врач извлечет из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: “Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!”
Учитель. День защитника Отечества возник в 1918 году, как день рождения Красной Армии. Дата праздника – 23 февраля – установлена в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 году для защиты Отечества от германских войск. Мужество простых русских людей, вступивших в ряды Красной Армии, и их готовность сражаться за свою Родину спасли Россию в тот исторический момент от гибели. А позднее красноармейцы защищали молодую страну Советов от врагов, которые хотели вернуть прежние времена.
Началось строительство новой жизни. Мирно трудились советские люди. Из отсталой и разрозненной страны Россия превращалась в сильную Державу. Но тут опять на страну, только что вставшую на ноги, надвинулась новая беда.
22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И огромная страна встала на защиту Родины. Началось великое сражение русского народа за свою Родину. В жестоких боях с немецкими оккупантами Советская Армия проявляла самоотверженность, готовность к самопожертвованию, к преодолению нечеловеческих трудностей. Так же ясно сквозь дым пожарищ Великой Отечественной звучала песня «Священная война».
(Звучит песня «Священная война» , муз. А. В. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача.)
1 ученик Герой не тот, что грудь горою.
А голос – во! И руки – во!
Не громким голосом героя мы измеряем рост его,
Другой, глядишь, и скажет скупо,
И вид не тот, и ростом мал,
Но как высок его поступок!
Как звонок мужества металл!
2 ученик И если славой он увенчан,
То он всегда по росту ей;
У нас людей высоких меньше,
Чем героических людей.
И мы теряемся порою,
И нелегко бывает нам
Все подвиги и всех героев
Назвать стране по именам…
Учитель: Чтобы выстоять и победить в этой трудной войне, пришлось пройти солдату немало дорог. Победил солдат фашистов и дошел до Берлина.
– Слава русскому солдату! – говорили жители Берлина. А когда ушёл из далекого города домой, поставили ему памятник. С девочкой на одной руке, с мечом – в другой. Чтоб всегда помнили люди, кто спас землю от фашистов.
Вернулся на Родину солдат. Бросил он на брусчатку взятые в грозных боях фашистские знамена.
– Слава тебе, родной! – говорили люди.
(В записи залпы салюта.) (слайд №20-21)
1 ученик Что солдату нужно? Родину любить!
Что солдату нужно? Родину хранить!
2 ученик Что может быть прекрасней в мире,
Чем без тревоги – в мире жить,
Растить семью в своей квартире
И грамоте детей учить!
Из них готовить нашу смену,
Которая Отчизну-мать
В труде прославит непременно,
А надо – будет защищать!
Учитель: С 10 февраля 1995 года праздник называется «День защитника Отечества».
Поздравлений заслуживают те, кто в разные годы защищал нашу Родину, и те, кто сейчас оберегает наш спокойный сон.
-Человек немыслим без Родины, края, места, где он рождается. Ну, а если есть Родина, Отечество, где мы живем, где жили наши предки, значит, нужны и люди, которые смогут ее защитить. Я считаю, что наши мальчишки тоже встанут на защиту, если это потребуется.
(мальчики в солдатской форме)(слайд №22)
Ученик 1. Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Ученик 2
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Шелестят берёзы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границе,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.
Учитель: Армия России до той поры будет сильна, пока вырастают в наших городах и селах юные мальчишки, готовые в случае опасности встать на защиту земли русской. Мы верим в то, что наши мальчики будут умелыми, смелыми, сильными, отважными защитниками Отечества, будут знать историю России, её славных героев.
Ученица: Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города.
Мир нужен на земле всегда.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Исполнение учащимися песни «Наша Армия» (слайд №23-25)
Ученик 1 За давностью лет не забыты
Страницы листов наградных.
Везде они ищут по свету
Былых адресатов своих.
Героев не двое, не трое...
И строки приказов звучат.
Награды находят героев –
Герои не ищут наград!
Ученик 2 В седых переулках Арбата,
В заснеженных далях страны
Живут ветераны-солдаты
Никем не забытой войны.
Мы в прошлое дверь приоткроем,
Там строки приказов звучат.
Награды находят героев –
Герои не ищут наград.
Ученик 3 Вручают их детям и внукам
За Родину павших бойцов.
Берут их в надежные руки
И нет утешительных слов.
Порой неизвестна могила,
Но строки приказов звучат.
Награды находят героев –
Герои не ищут наград!
В дисциплинированной, профессиональной армии наша страна нуждается до сих пор. Поэтому каждый год объявляется призыв в армию, где ребята получают военные знания, воспитывают в себе смелость, отвагу, терпение, любовь к Родине, становятся защитниками Отечества. А дети мечтают, чтоб без войны все в мире жить могли.
(Песня “Несовместимы дети и война” слова М.Садовского, музыка О. Хромушина)(слайд 26)
Учитель: Итак, ребята, мы узнали много нового об истории создания такого важного праздника для нашей страны как День защитника Отечества. А сейчас нашим мальчикам, будущим защитникам нашей Родины, девочки приготовили 2 задания, с которыми, я надеюсь, они с честью справятся.
Задание №1 Зачитывается фраза, произнесенная одним из выдающихся людей, полководцев и ставшая впоследствии крылатой. Необходимо объяснить смысл фразы. (слайд 27)
1. "Побеждают не числом, а умением". (А.В. Суворов)
2. "Промедление смерти подобно". (Петр I)
3. "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". (Александр Невский)
Задание №2 На доске записаны пословицы об армии, войне, службе. Но слова перепутались. Ваша задача – поменять слова местами, чтобы получилась пословица. (слайд 28)
1. В учении, в бою, тяжело, легко (Тяжело в учении, легко в бою).
2. Русскую, знай, в бою, заповедь, не зевай (Русскую заповедь знай – в бою не зевай).
3. Правое, за, дело, смело, стой (За правое дело стой смело).
4. Кто, примерен, Родине, верен, тот, в бою (Кто Родине верен, тот в бою примерен).
5. К нам, кто, с мечом, от меча, придет, тот, и погибнет (Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет).
6. Мужественный, а трусливый, на себя, пеняет, на товарища (Мужественный пеняет на себя, а трусливый – на товарища).
Ученица: (Поздравительная открытка) - День защитника Отечества – это всенародный праздник, вселяющий в нас радость. В этот день чествуются все защитники от мала до велика. Мальчики нашего класса - будущие защитники, поэтому все девочки нашего класса хотели от всего сердца поздравить вас, мальчики, с мужским праздником. Мы приготовили для вас поздравительную открытку. Но слова на ней получались какие-то формальные. Мы договорились хорошенько подумать дома, а сегодня с утра дописать. Да не успели, забот перед праздником было много. Пожалуйста, давайте вместе завершим начатое. Мальчики, помогите подобрать нужные прилагательные для поздравительной открытки, прилагательные должны быть яркими, звонкими, точными. Мы впишем их в текст и затем прочитаем, что получилось. Пожалуйста, предлагайте! Больше выдумки, больше чувства! (Мальчики называют прилагательные)
Итак, вот какая получилась поздравительная открытка: (слайд 29)
…….. и …… наши мальчики! В этот ……и …… день мы от всей души поздравляем вас с ……. и ……. праздником! Мы осознаём, что вы представляете самую громкую часть нашего класса. Мы гордимся, что учимся с такими …….. и …….. людьми. Мы нисколько не сомневаемся, что в ……. будущем вы сумеете сделать жизнь класса и школы ещё более …….. и ………. Желаем вам ……….. оценок, ……… радостей и…….. успехов в личной жизни. Оставайтесь такими же ………. и ………, какими мы вас знаем. Ваши ……. одноклассницы. |
Защитник Отечества! Как гордо звучат эти слова! Защищать Родину долг каждого гражданина, почётная обязанность каждого мужчины. (слайд 30)
Неля Владиславовна
Ковалева Вера Петровна