Автор публикации: С. Парфинович, ученик 8 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
²Городковическая средняя школа²
Спасского муниципального района Рязанской области
Исследовательская работа
по краеведению
«Рязанская земля в XVIII веке»
Выполнил
Парфинович Семён Эдуардович,
Обучающийся 8 класса
Руководитель
Красавина Елена Александровна
учитель истории и обществознания
с. Лакаш
2024 г.
Паспорт
Исследовательской работы
Наименование исследовательской работы: «Листая времени страницы. Рязанская земля в XVIII веке».
Сроки работы над проектом:
Организационный (декабрь 2023 г.);
Основной (январь 2024 г.);
Итоговый (февраль 2024 г.)
Цель исследовательской работы: сохранение памяти об истории Рязанской земли XVIII века среди подрастающего поколения
Задачи:
Подбор краеведческой литературы;
Сбор и анализ информации по теме работы;
Оформление результатов исследования в форме статьи;
Создание мультимедийной презентации к статье;
Выступление с презентацией результатов работы на внеклассном мероприятии в школе
Участники исследовательской работы:
Автор работы - Парфинович Семен Эдуардович – обучающийся 8 класса МБОУ «Городковическая СШ»
Руководитель - Красавина Елена Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Городковическая СШ»
Актуальность выбора темы
Для России в настоящее время главной задачей является воспитание российского духовного характера, основными чертами которого являются любовь к Отечеству, понимание и ответственное исполнение гражданских обязанностей, национальное самосознание, стремление к справедливости, вера, совесть и честь. В связи с этим представляется актуальным обращение к изучению роли краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Содержание
Введение……………………………………………………………. с.4
Административное устройство земли Рязанской в XVIII…… с. 5
Возникновение первых мануфактур………………………….. с.7
Положение крестьян……………………………………………. с.8
Просвещение и культура ………………………………………. с.10
Талантливые самородки из простого народа………………… с.11
Открытие подмосковного угля………………………………… с. 12
Заключение………………………………………………………….. с.14
Использованные ресурсы………………………………………….. с.15
Введение
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии
своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который
они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их.
Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие,
- значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Академик Д.С. Лихачев
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты - частица истории края, частица истории страны.
Административное устройство земли Рязанской в XVIII веке
В XVIII веке по указу Петра I вводится новое административное деление, создаются губернии и уезды. Сначала город Переяславль-Рязанский вошел в состав Московской губернии (1708), а затем в 1719 году была образована Переяславль-Рязанская провинция с четырьмя уездами.
Административное деление Рязанской губернии
Уезды Рязанской провинции в 1719 году:
Переяславль-Рязанский
Зарайский
Михайловский
Пронский
Заштатные города: Сапожок, Печерников, Гремячев.
Уезды губернии а 1787 году:
Рязанский
Зарайский
Михайловский
Пронский
Скопинский
Раненбургский
Ряжский
Данковский
Сапожковский
Спасский
Егорьевский
Касимовский
Города Егорьевск, Спасск. Скопин, Раненбург преобразованы из экономических селений.
Эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II стала временем, когда власть попыталась перестроить местное управление на рациональных началах. Результатом этого стало проведение губернской реформы 1775 года, которая определила основные черты административно-территориального деления России вплоть до конца 1920-х годов. В ходе реформы были образованы губернии с населением в каждой около 300-400 тысяч ревизских душ. Впоследствии численность населения, как и число губерний, возрастала.
Одной из таких губерний являлась Рязанская губерния, созданная в ходе реализации губернской реформы на основании императорского указа от 28 февраля 1778 года. Согласно данному указу была учреждена сначала Переяславль-Рязанская губерния, которая должна была быть разделена на 11 уездов, а через полгода, 24 августа 1778 года, появился указ «Об учреждении Рязанского наместничества», в котором перечислялись уже 12 уездных центров.
Осуществление губернской реформы требовало значительного времени и постоянного контроля со стороны верховной власти. В связи с этим в годы правления Екатерины II была введена должность генерал-губернатора, которому подчинялось несколько соседних губерний и которая являлась промежуточной инстанцией между губернскими учреждениями и столицей. Поскольку юридическая терминология в России только начинала складываться, то первоначально, даже в официальных документах губернии называли также наместничествами, а губернаторов – наместниками. Постепенно название «наместник» закрепилось за генерал-губернаторами, в подчинении которого находились две и более губернии, составлявшие его наместничество.
Формально власть наместников была велика, но полномочия и круг обязанностей не были четко обозначены. Будучи перегруженными множеством военных и гражданских дел на огромной территории, генерал-губернаторы в последние годы правления императрицы все больше превращались в номинальных представителей власти. При Павле I в 1796 году должность генерал-губернаторов на большей части империи была упразднена, губернские власти стали непосредственно подчиняться императору, высшим и центральным учреждениям.
Подобное административное деление служило целям внутренней политики государства, способствовало укреплению на местах власти дворян, обеспечивало сбор государственных налогов. Оно существовало с момента создания Рязанской губернии в 1778 году и вплоть до свержения монархии в феврале 1917 года.
Возникновение первых мануфактур
Недалеко от нынешнего районного центра Старожилово в селе Истье находится старейшее металлургическое предприятие Рязанщины. Это Истьинский машиностроительный завод. Недавно ему исполнилось 250 лет. Он был основан по указу Петра I в 1713 году. А через некоторое время возникли игольные фабрики в Столицах и Коленцах (в Пронском уезде). Это были первые в нашем крае мануфактуры, то есть промышленные предприятия, основанные на ручном труде. Сырьем для предприятий являлась залегавшая поблизости железная руда. Основателями мануфактур были купцы Рюмин и Томилин.
По царскому указу (1721 год) владельцам мануфактур разрешалось покупать деревни с крестьянами. Для работы на Истьинском заводе, например, были куплены крестьяне ряда сел и деревень (Залепяжье, Клепиково, Тугушево, Бренное).
В течение XVIII века возникло еще несколько небольших чугуноплавильных заводов, в том числе Гусевский, Сынтульский, Кирицкий, Непложский, Ибердусский и др.
В 1737 году открывается полотняная фабрика в селе Голдино Михайловского уезда. В селе Кирицы Спасского уезда была построена крупная зеркальная фабрика (1750 год). Зеркальная и игольные фабрики снабжали в то время своей продукцией многие города России.
В селе Федотьеве Спасского уезда строится в 1761 году первая суконная фабрика. Позже такие фабрики возникли в селах Мурмино, Казарь, Инякино и в других местах. Это были типичные для XVIII века купеческие мануфактуры, на которых использовался подневольный труд крепостных крестьян. Такие мануфактуры, как правило, были недолговечны. Многие из них впоследствии прекратили свое существование, так как не выдерживали конкуренции с заводами и фабриками, где применялся более производительный труд вольнонаемных рабочих.
Положение работных людей на мануфактурах и фабриках было очень тяжелым. Рабочий день длился 12-16 часов. За равный труд с мужчинами женщинам платили в два раза меньше (например, на суконной Фабрике только 9 копеек в день).
Тяжелая, непосильная работа, низкая оплата труда на мануфактурах вызывали массовые волнения работных людей. В 1776 году вспыхнуло восстание на ватной мануфактуре в Спас-Клепиках. Это было первое в нашем крае выступление работных людей крепостных рабочих. Оно было жестоко подавлено. Участников выступления били кнутом, им вырезали ноздри, ссылали в Сибирь на каторжные работы.
Положение крестьян
В XVIII веке усиливается помещичий гнет. Крепостники увеличивают барскую запашку и оброк. Крестьяне превратились в «крещеную собственность» своих хозяев. Их продавали, покупали, проигрывали в карты.
Рязанский архиерей, управлявший всеми церквами и монастырями в губернии, владел тридцатью селами и деревнями. В личной собственности церковного владыки было 18 тысяч десятин пахотной земли, большие площади леса и лугов, множество озер, прудов и мельниц. Ежегодно для архиерея с крепостных крестьян собиралось огромное количество продуктов.
Рязанский архиерей мог без всякого суда наказывать своих крепостных крестьян, сажать их в тюрьму, отнимать землю. Солотчинский монастырь имел тысячи десятин леса, пашни и лугов. Кроме слуг на монастырь работали крепостные крестьяне, которые не только обрабатывали монастырскую землю, но и выполняли много других работ. За ослушание монастырская администрация строго наказывала провинившихся.
Церковные феодалы так же беспощадно эксплуатировали крестьян, как и крепостники-помещики.
Усиление крепостнического гнета, рост крестьянских повинностей приводили к тому, что крестьяне многих сел губернии, несмотря на жестокие расправы, продолжали открыто выступать против крепостнических порядков.
В XVIII веке наиболее крупным было волнение крестьян Новоспасского монастыря (в селах Спасском, Введенском, Кузьминском) Шацкого уезда. Монастырские власти отняли у этих сел почти все земли и сенные покосы, обложили крестьян непосильными денежными налогами. Крестьяне вели длительную и упорную борьбу с монастырскими властями, отказывались выполнять повинности, платить оброк. В 1757 году волнение монастырских крестьян было подавлено с помощью целого полка солдат.
Во время крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева волнения охватили юго-восточные районы Рязанского края. В одиночку и группами пробирались рязанские крестьяне в армию Пугачева. В Шацком уезде крестьяне запахивали в свою пользу помещичьи земли, вырубали заповедные рощи. Среди них распространялась прокламация, начинавшаяся словами: «Пришло время искоренить дворянское лихоимство».
Молва о Пугачеве активизировала выступления крестьян против крепостников-помещиков. Появление в марте 1774 года двух гонцов в селе Каврес Кадомского уезда с вестью о том, что крестьян освобождают, а помещикам головы рубят, стало началом вооруженного выступления крестьян. Они устранили от управления старосту, избрали на сходе своих вожаков, вооружились рогатинами и ружьями, перестали подчиняться установленным крепостническим порядкам.
В село прибыла воинская часть. Правительственные войска открыли огонь. Завязалась перестрелка. С обеих сторон были убитые и раненые. Только сила оружия вынудила крестьян прекратить сопротивление.
Восстание кадомских крестьян продемонстрировало силу и авторитет движения Пугачева не только на Урале и в Поволжье, но и в значительном удалении от основных событий крестьянской войны.
Просвещение и культура
Начало школьному образованию в губернии было положено в 1722 году, когда в Рязани открылась первая цифирная школа. Помещалась она в Симеоновском монастыре (на бывш. Старом базаре, ныне площадь 26 Бакинских комиссаров). Для школы построили две небольшие светлицы. Первоначально было собрано 65 учеников разных сословий. Вскоре число учеников возросло, и школу пришлось перевести в более просторное помещение при Борисоглебском соборе.
Своих учителей не было. Первого учителя, Петра Павлова, прислали из Петербургской академии. Три сторожа-солдата топили печи и караулили школу. Освещалась она по вечерам свечами. Из казны отпускалась бумага, грифельные доски, циркули.
В 1786 году в Рязани было открыто Главное народное уездное училище, а в уездных городах - народные училища. Они состояли из двух классов, а Главное народное из четырех (фактически из пяти, так как в четвертом классе курс проходили за два года).
Училища назывались народными, но обучали в них в основном детей дворян, купцов, духовенства. Основная масса населения- крестьянство- оставалась неграмотной.
В конце XVIII века в Рязани открылся оперно-Драматический театр, один из старейших театров России. Как отмечается в документах, он находился «у самых ворот при въезде из Москвы», на площади напротив нынешнего Дома художников по улице Каширина. Театр назывался Оперным домом. Здание театра было деревянным, двухэтажным. В первые годы в театре исполнялись в основном легкие развлекательные водевили с музыкой и танцами. Впоследствии здесь ставились оперы, комедии и драмы. Постановки лучших классических произведений способствовали культурному росту населения.
Талантливые самородки из простого народа
Из среды простого народа выходили талантливые самородки. К их числу принадлежали кузнец по прозвищу Черная Гроза, фабричный приказчик Островков и подьячий Крякутной. Задолго до изобретения воздушного шара они делали попытки летать. Вот что известно об этих смелых и талантливых людях.
Фабричный приказчик Островков в селе Пехлец Ряжского уезда сделал себе крылья из бычьих пузырей. По сильному ветру его подняло и кинуло на вершину дерева. В селе Ключ, недалеко от Ряжска, кузнец Черная Гроза сделал крылья и взлетел.
В Рязани в 1731 году подьячий (писец) Крякутной поднялся в воздух, надув горячим дымом большой мешок. Как рассказывает старинная рукопись, «подьячий Крякутной сделал фурвин, как мяч большой, надул его поганым и вонючим дымом. От него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударило его о колокольню. Но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив».
Церковники обвинили Крякутного в связи с нечистой силой, намеревались его закопать живым в землю или сжечь на костре. Но ему удалось бежать в Москву.
Открытие подмосковного угля
В XVIII веке в России были открыты крупнейшие угольные бассейны - Донецкий, Подмосковный и Сибири - Кузнецкий.
Указом Петра I было разрешено «всем и каждому... какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах... искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы и каменья». Было создано горное ведомство Бергколлегия, которой предписывалось «иметь старание о прииске каменного уголья...». При Бергколлегии имелись команды рудознатцев, которые направлялись в разные концы России на поиски полезных руд.
Один из этих горных разведчиков, бывший подьячий Григорий Капустин осенью 1721 года нашел уголь на Дону. Так был открыт Донецкий угольный бассейн. А на другую осень два рудоискателя крепостные Иван Палицын и Марк Титов, ученики Капустина, почти одновременно обнаружили уголь неподалеку от Москвы: первый - в Ряжском уезде, а второй - под Переяславлем-Рязанским.
Петр вскоре умер, о находках в Подмосковье забыли. И вот через сорок с лишним лет на том самом месте, где вел разведку Иван Палицын, на реке Туговке у села Петрово, рязанец Максим Котельников снова отыскал ⟪уголье горению способно, как дымит-вонюче, а твердо, аки камень, а горит тлением шипит⟪ Семифунтовый образец был отослан Котельниковым в Петербург с просьбой прислать на Туговку знающих людей. Посылка долго пересылалась из департамента в департамент, пока где-то не затерялась.
Прошло более ста лет, прежде чем начались промышленные разработки угольных месторождений в Рязанской губернии (на Чулковской шахте Скопинского уезда). Имена крепостных рудознатцев Ивана Палицына, Марка Титова и Максима Котельникова - первооткрывателей подмосковного угля достойны благодарной памяти потомков.
В городе Кемерове, на берегу реки первооткрыватель «горючего камня» Томи, воздвигнут обелиск в честь первооткрывателя Кузбасса, а в областном Краеведческом музее ставлена скульптура. На ней изображен типичный крестьянин XVIII века, он прижимает к груди найденный им кусок каменного угля. Это рязанский рудознатец Михайло Волков. Много лет он разведывал руды в центральных районах страны, затем в числе других землепроходцев был послан в Сибирь на поиски руды и камня. Однако этот замечательный разведчик недр был бесправным крепостным. Чтобы уйти на поиски руды в Сибирь, Волков должен был нанять другого крестьянина отрабатывать за него у помещиков барщину.
Долог и тяжел был путь землепроходца в далекие сибирские земли, не раз он подвергался смертельным опасностям. Но мужественный рязанец преодолел все трудности. В 1721 году Михайло Волков на берегу Томи, там, где теперь расположен город Кемерово, обнаружил ⟪горелую гору». Это были трехсаженные пласты угля, вышедшие на поверхность.
«Вот он, горючий камень, ради которого было столько трудов!» - сказал землепроходец. Так был открыт один из крупнейших в мире Кузнецкий угольный бассейн. А через год здесь была найдена и железная руда.
Своим открытием рязанский крепостной крестьянин Михайло Волков внес большой вклад в отечественную геологию.
Заключение
Сегодня очень важно изучать историю малой родины. Малая родина – это не просто географическое место на карте. Это нечто общее, которое способно сплотить людей разных национальностей в единое целое, сделать их настоящими патриотами не только региона, но и всей Родины. Сами по себе ни любовь к Родине, ни ответственность за судьбу родного края возникнуть не могут. Они воспитываются годами. В этом велика роль краеведения, которое благодаря совместному изучению прошлого, сбору и обработке краеведческих материалов способно объединить население края.
Мы получили возможность реально познакомиться с историей родного края в XVIII в.
Работая над проектом, я занимался исследовательской деятельностью, учился анализировать, сравнивать, работать с различной дополнительной литературой. Таким образом, проект формирует активность, обогащает словарный запас, мотивирует к исследованию и познанию родного края, способствует развитию чувства патриотизма.
Используемая литература:
Акульшин , Димперан Л.В., Мельник А.Н., Поздняк Е.Н.,. Пономаренко Н.В, Синельникова Т.П. и др.; под ред. П.В. Акульшина. История рязанской власти. Руководители Рязанского края. 1778-2008. Рязань, 2008
Толченкин А.М., Киреева Н.Н., Чекурин Л.В. История родного края. Учебное пособие для учащихся 7-8 классов школ Рязанской области. Изд. 2-е, доп. М., «Московский рабочий», 1976.
Интернет-ресурсы:
https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-11797
https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/e-learning/tarabrin/30.html
11