Лекция на тему «Русская культура в XVII веке»
Пояснительная записка к презентации
ЛЕКЦИЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА 17 В(1 слайд)
Форма занятий Лекция
План Лекции
1 «Обмирщение культуры» как отражение перехода к культуре нового времени
2 Начало формирование культуры русской нации
3Направление в русской культуре просвещение литература и живопись
1 «Обмирщение культуры» как отражение перехода к культуре нового времени(2слайд)
В 17 в происходит Обмирщение культуры –распространение светских элементов ,этому противилась церковь (как думайте почему?т к церковь теряла свое влияние)
2Начало высвобождения искусства от церковно-религиозной регламентации
3 Разрушение религиозного средневекового мировоззрения ,
4 Распространение научных знаний ,
5Усиление социального звучаний произведений литературы и искусства ,
6 Расширение связей с другими культурами ,
7Усиление личностного начало
Тазанович в своей диссертации писал из-за Смутного времени происходило влияние
европейцев на русскую культуры
2 Начало формирование культуры русской нации(3 слайд)
1Начало складывание всероссийского рынка,
2 ликвидация местного самоуправления,
3 рост национального самосознания,
4Общность культуры
3Направление в русской культуре просвещение литература и живопись
Просвещение
Во второй половине 17 в было создано несколько гос школ .Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений ,для Печатного двора ,Аптекарского приказа и др
Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражор единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике .
Увеличивается число грамотных людей.Рыбаков пишет ,что об этом можно судить по подписям на различных документах:челобитных ,подавшихс я в правительственные учреждения ,показаниях на суде ,частных актах.Обращаясь к Рыбакову мы просматриваем его суждение о том что грамотность росла не только среди мужчин ,но и женщин Рыбаков не согласен с тем ,что женщины в 17 в.,как и раньше были почти поголовно неграмотными.Это до известной степени справедливо в отношении провинции ;например в семье крупных «именитых людей как Строгановы, женщины не умели читать и писать.Но в Москве было по- другому .Из московских посадских женщин обычно набирались учительницы для обучкеия царевен.
Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды)(3 cл). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках.
· Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин)(4 слайд), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение)(5 слайд). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).
Литература и театр(6 слайд)
Созданы последние официальные летописные сочинения . «Новый летописец»(30-е годы излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии на русский престол
В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине.
· При Алексее Михайловиче в России был образован театр, в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.
Создание учебника по Истории России и Украины Синопсис
При Алексее Михайловиче в России был образован театр, в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. Театр просуществовал 4 года
В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов. В нем играли немецкие актеры .
Мужские и женские роли играли мужчины .
В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр –театр скоморохов(странствующие актеры) и Петрушки(главный герой народных кукольных представлений).
Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор ,обличавший пороки власть предержащих.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Примерно XVII столетием датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обмена стали условиями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города. Сосредоточение больших масс населения в крупных, по тому времени, городах, начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь, развитие торговли, общения с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.
Светские элементы в культуре XVII века становятся более заметными, они проникают в церковное зодчество, в живопись, в прикладное искусство, науку и другие сферы жизни общества. Происходит смешение и бурный рост различных отраслей народного хозяйства.
События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудия же земледельческого хозяйства остались прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.
В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как и прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.
Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством изготовлялись сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного и холодного оружия.
Русские мастера-крестьяне в 20-х годах XVII века сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.
Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и многое другое. Важное значение имела чеканка монет. В середине XVII века по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов.
Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские плотники умели строить прочные и удобные не только речные, но и морские суда. Большого прогресса достиг в XVII веке смоляной промысел, а также производство поташа. Возникли центры массового производства изделий изо льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде, Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи.
Гораздо большее развитие, по сравнению с предшествующими временами, получило каменное строительство. В XVII веке в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня. В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.
Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.
В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством.
ЗОДЧЕСТВО
Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.(7 слайд).
Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624-1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид.
Живопись и скульптура
Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике. Фактически мы замечаем стремление церкви сохранить свое влияние.
Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития.
Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в котором художник изобразил классически правильное лицо, а также большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г. С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".
Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаических традиций.
А в самой русской скульптуре развивалось искустно резьба
скусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.
Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней сохранилось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в плоскостной манере
Заключение
Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси.
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.
И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Со второй половины 17 в Рыбаков пишет стали расширяться культурные связи России с зарубежными державами :За границей издаються ряд пособий по русскому языку. В Силезии вышел в 1690 г.русский букварь Г.Давида .В 1696г .в Англии издана «Русская грамматика» Г.Лудольфа (10 слайд).Вскоре она перепечатана в Гермнии .Многие представители русской знати обучали своих детей в частных школах у учителей иноземцев ,а также посылали их учиться за границу.
Происходил обмен знаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Орлов и Георгиев История России
2 Орлов и Георгие в История России в схемах
3 Зуев История России для школьников старших классов и поступающих в вузы
4 https://studfiles.net/preview/1636385/page:2/
5 Тузанович, Николай Борисович.
Процесс формирования секулярной личности в российском обществе первой половины XVII века.
Автореферат кандидата исторических наук
33 стр
6)Рыбаков История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 3. Превращение России в великую державу. Народные движения XVII-XVIII вв
СЕММИНАРСКИЕ ВОПРОСЫ
Цель:
Образовательная: расширение кругозора
Развивающая: научить студентов лучше искать ,анализировать источники ,размышлять
Воспитательная:научить чтить уважение к русской культуре.
Развитие Отечественной культуры 17 века
1Предпосылки разрушения средневековых мировоззренческих традиций
2Роль запада в развитии русской культуры 17 века
3 формирование культуры русской нации
4 развитие направлений в Отечественной культуры
Методические рекомендации
Ответ на 1 в .Предпосылки разрушения средневековых мировоззренческих традиций
должен содержать следующее как рассматривались культурно-политические связи .
Что создаются и какие архитектурные сооружения создаются западными архитекторами в России в 15-16вв.
Приглашение в Москву западных культурных деятелей.
Ответ на 2 в . Роль запада в развитии русской культуры 17 века
Что привлекало нас в Западной культуре ,новшество и в чем мы отставали это Запада.
отошлетись к 1 в.
Ответ на 3 в. формирование культуры русской нации
1 рассмотрите «обмирщение русской культуры
2 начало формирования культуры русской нации
Ответ на 4 в развитие направлений в Отечественной культуры
(разделитись на группы один человек берет просвещение ,другой литературу,третий берет живопись ,4 театр , 5ЗОДЧЕСТВО)
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)Орлов и Георгиев История России
2) Орлов и Георгие в История России в схемах
3) Зуев История России для школьников старших классов и поступающих в вузы
4) https://studfiles.net/preview/1636385/page:2/
5) Тузанович, Николай Борисович.
Процесс формирования секулярной личности в российском обществе первой половины XVII века.
Автореферат кандидата исторических наук
33 стр
6)Моя лекция
7)cyberleninka.ru/article/v/predposylki-sekulyarnyh-protsessov-v-rossii-vtoraya-polovina-hv-pervaya-tret-xvi-v
8) Рыбаков История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 3. Превращение России в великую державу. Народные движения XVII-XVIII вв
русская культура 17 в
PPTX / 7.58 Мб