Политическое развитие России в XVII веке
Тема урока: Политическое развитие России в XVII в.
Цель урока: познакомить учащихся с изменениями политического строя в России в XVII в.
Основные понятия: сословно-представительная монархия, самодержавная монархия, дьяки, подьячие, воеводы, Соборное уложение, крепостное право.
План изучения новой темы:
Что такое государственный строй?
Государственный строй при царе Михаиле Федоровиче.
Государственный строй при царе Алексее Михайловиче.
Соборное уложение 1649 г.
Ход урока
Проверка домашнего задания Контрольная работа по вариантам Вариант 1
Дайте определение понятия «общество».
Охарактеризуйте феодальное сословие.
Вариант 2
Перечислите главные общественные задачи.
Охарактеризуйте посадское сословие.
Вариант 3
Перечислите главные сферы общественной жизни. Для чего они нужны?
Охарактеризуйте крестьянское сословие.
Вариант 4
Дайте общую оценку российскому обществу в XVII в.
Охарактеризуйте сословие духовенства.
Характеристику сословий ученики должны дать по плану;
Место, которое данное сословие занимало в сословной иерархии общества (высшее, среднее, низшее).
Группы, на которые делилось сословие.
Права и обязанности сословия.
Изучение новой темы
Учитель предлагает учащимся вспомнить понятие «политика». Политика — сфера общественной жизни. Политика — это отношение между людьми по поводу организации и функционирования государственной власти в обществе. В функции политики входит обеспечение порядка и безопасности (записать на доске и в тетрадях).
Учитель сообщает ученикам, что для осуществления политики общество создает специальную организацию — государство. Дадим определение понятия «государство».
Государство — организация власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческой и охранительной функций. Форма государства указывает, как организовано и функционирует государство: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
~ Какие вы знаете формы правления?
Основные формы правления — республика и монархия.
Чем республика отличается от монархии? В республике должностные лица государства, т. е. те, кто управляет, выбираются народом. В монархии верховная власть принадлежит одному человеку и передается по наследству. Эти определения так же необходимо записать на доске и в тетрадях.
Вспомните примеры республиканского и монархического правления.
Пример республиканского правления в истории России — боярская республика в Новгороде.
Пример монархического правления — Российское государство в XVII в.
В разные периоды XVII в. политический строй России был разным. Какой была форма государства в России при царе Михаиле Федоровиче? К какой династии он принадлежал? Михаил Федорович принадлежал к династии Романовых.
Обратимся к с. 48—49 учебника. При царе Михаиле Федоровиче форму государства можно определить как сословно-представительную монархию. Власть наследственного царя опиралась на представителей различных сословий в лице Боярской думы и Земского собора. Запишем на доске и в тетрадях. При этом главную роль в Земском соборе играли дворяне и посадские. Почему? Дворяне представляли военную силу. Посадские платили налоги, которые являлись основным доходом государства. Государство без военной силы и без денег существовать не может.
Боярская дума и Земский собор — органы центрального управления. Как Россия управлялась на местах? Кто правил в отдельных деревнях, городах, уездах? Со времен Ивана Грозного на местах правили выборные от народа излюбленные головы, городовые начальники, земские старосты. Зафиксируем результаты беседы в схеме.
Вопрос: почему при царе Михаиле Федоровиче в России была сословно-представительная монархия? Читаем учебник (с. 49—50).
Комментарий к схеме. Смута привела Россию к экономической разрухе и ослаблению государства. В этих условиях царь, чтобы править Россией, вынужден был опираться на все общество.
После смерти Михаила Федоровича его старшему сыну и наследнику Алексею Михайловичу было всего 16 лет. Молодой царь не имел опыта правления, хотя его готовили к царствованию. Первые три года страной фактически управлял воспитатель царя боярин Борис Морозов. Морозов, чтобы увеличить доходы государственной казны, повысил налог на соль. Цена на соль значительно возросла. В 1648 г. в Москве и некоторых других городах произошли восстания против роста цен на соль. Эти восстания называют Соляным бунтом. Восстания были подавлены, но Алексей Михайлович был ими сильно напуган. Посадские люди были главными участниками Соляного бунта и играли главную роль на Земских соборах. Они стали внушать царю опасения. Царская власть окрепла и перестала нуждаться в поддержке Земских соборов. Царь выбрал в качестве опоры своей власти бояр и, особенно, дворян, т. е. военную силу. В целях обеспечения поддержки дворян и избежание их выступлений против прекращения созывов Земских соборов Алексей Михайлович настоял, чтобы в Соборное уложение 1649 г. — новый сборник законов России — был включен закон, запрещающий крестьянам переход от одного помещика к другому. В России было введено крепостное право.
Алексей Михайлович не мог править огромной страной без помощников. Стало расти число приказов — центральных органов власти, отвечавших за определенную область государственного управления. Это определение нужно записать на доске и в тетрадях. Примеры приказов находим в учебнике на с. 52 — Посольский приказ, приказ Тайных дел, Пушкарский, Ямской приказ и т.п. Служили в приказах дьяки и подьячие — чиновники из дворян. С особенностями деятельности приказов можно познакомиться по тексту документа на с. 55. Продолжала сохранять свою роль Боярская дума. Царь все решения принимал после совета с ней. На местах постепенно ликвидировались выборные органы местного самоуправления. Вместо них уездами и городами стали править воеводы. Воеводы — наместники, которые назначались царем из числа бояр и дворян для управления городами и уездами.
Зафиксируем изложенное в схеме.
Запишем вывод: при царе Алексее Михайловиче Россия превратилась из сословно-представительной в самодержавную монархию.
Что такое самодержавная монархия?
Самодержавная монархия — государство, в котором вся власть сосредоточена в руках монарха (записать на доске и в тетрадях).
Почему общество поддержало установление самодержавной власти в России? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к документу на с. 54—55.
Государство, даже самодержавное, не может существовать по воле одного или многих людей. Обязательно возникнет путаница и беспорядок. А мы знаем, что государство возникает, в том числе для того, чтобы поддерживать порядок в обществе. Государству, чтобы нормально действовать, нужны правила — законы. В 1649 г. при участии царя Алексея Михайловича Земский собор принял новый свод законов России — Соборное уложение. На содержание законов Соборного уложения повлияли Соляной бунт и стремление царя Алексея Михайловича опереться в своем правлении на дворян. Было введено крепостное право и закон о наказаниях за государственные преступления. К последним относились слова и действия, так или иначе направленные против царя и его семьи.
Крепостное право — отношения зависимости крестьян от помещиков (дворян). Зависимость крестьян от помещиков заключалась в следующем. За пользование землей помещика крестьяне несли в его пользу повинности: барщину, оброк и др. Крестьяне прикреплялись к земле помещика, т. е. не могли ее покинуть. Зафиксируем наши рассуждения в схеме:
Закрепление
Учащиеся по записям в тетрадях и схемам повторяют определения понятий «политика», «государство», «политический строй», «форма государственного устройства», «монархия», «сословно-представительная монархия», «приказы», «дьяки», «подъячии», «воеводы», «Соборное уложение»; объясняют, почему в России существовала сословнопредставительная монархия, почему сословно-представительная монархия превратилась в самодержавную монархию; рассказывают о важнейших законах Соборного уложения.
Вывод
В XVII в. Россия из сословно-представительной монархии превратилась в самодержавную монархию. Было установление крепостное право.
Домашнее задание:
Прочитать § 6, записи в тетради.