БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Доклад
Автор публикации: В. Долганова, студентка 1 курса
БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор публикации | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» |
5. | Название ресурса | Блок Александр Александрович. |
6 | Вид ресурса | Доклад. |
7. | Тематика ресурса | Великие люди России. |
8. | Студент, автор доклада | ДОЛГАНОВА ВИОЛЕТТА. |
9. | Курс, группа | 1 курс, группа 9ТД-14к |
10. | Специальность СПО | 38.02.08 Торговое дело. |
11 | Количество знаков без пробелов | 11618 (без учёта заглавия, плана и списка информационных источников). |
12 | Дополнительно | Чтобы текст доклада отражался по заявленным требованиям конкурса - шрифт — Times New Roman, размер — 14 кегель, междустрочный полуторный интервал — дополнительно прикреплен файл в формате Word c текстом и иллюстрациями доклада. |
13 | Файл с текстом и иллюстрациями доклада формате Word | |
Блок Александр Александрович
План доклада:
1. Введение.
2. Биография.
3. Литературная деятельность.
4. Стиль письма.
5. Вклад в русскую культуру.
6. Заключение.
7. Список использованных информационных источников.
Здравствуйте! В данном докладе я хотела бы рассказать вам о одной довольно интересной личности, если быть точнее, то об Александре Блоке, менее известном, чем Пушкин, но в то же время, не менее талантливом и интересном.
Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Александр Блок — старший, — был дворянином и приват-доцентом (учёное звание нештатного преподавателя высшей школы) кафедры государственного права Варшавского университета, а мать Александра — дочерью ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. После рождения сына родители Блока расстались. В 1883–1884 годах Александр Блок жил за границей, в Италии — с матерью, тетей и бабушкой. Официально брак родителей Блока был расторгнут Синодом в 1889 году. Прочную духовную связь Блок испытывал с Матерью на протяжении всей жизни: «Мы с мамой – почти одно и то же». Так же важную роль в воспитании Саши сыграл дедушка по матери Андрей Николаевич Бекетов, известный ботаник и ректор Санкт-Петербургского университета. Своё детство Блок провёл в дедовском доме, выезжая на лето в подмосковное имение Шахматово, где рос в атмосфере высоких духовных интересов и изысканных культурных запросов семьи. Среди близких знакомых Бекетовых были семейства Боткиных, Тютчевых, Бакуниных. Мальчик рос, окружённый любовью и заботой, не соприкасаясь с бытовыми неурядицами и нехваткой внимания. Родные отмечали чуткость и впечатлительность ребёнка. В девять лет, когда мать второй раз вышла замуж, Биба – так звали Сашу Блока домашние – переехал на квартиру отчима, гвардейского офицера Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха, но продолжал часто бывать у деда.
В 1891 году Александра Блока отдали сразу во второй класс Введенской гимназии. К тому времени мальчик уже пробовал сочинять — и прозу, и стихи. Учился Блок без особых проблем, закончив курс девятым по отметкам среди однокашников. Латынь – извечный бич гимназистов – была для него любимым предметом. Он играючи переводил фрагменты из Овидия и Горация, за что всегда удостаивался похвалы преподавателя. Русская словесность, напротив, давалась не так легко: учитель требовал зубрёжки правил, а преподаватель по литературе полагал, что Лев Толстой – лишь заурядный писатель, и предостерегал молодых людей от сочинительства. К последнему совету Блок оказался глух. Дома он создавал рукописные «журналы» – тетрадки в линейку, исписанные собственными стихами. К игре подключилась мать Александра в роли «цензора» и два кузена, которые заведовали научным и беллетристическим отделом. Помимо поэзии, юный Блок самозабвенно увлекался театром. В Шахматове он ставил любительские спектакли, несколько лет в старших классах посещал драматический кружок и даже задумывался о карьере актёра. Тем не менее, по окончании гимназии юноша выбрал, явно не по зову сердца, более соответствующую общественному положению стезю и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Здесь он закончил два курса, но осенью 1900 года перевёлся на славяно-русское отделение филологического факультета. Александр учился с перерывами и окончил университет только в 1906 году, но с дипломом первой степени, сдав и письменные, и устные экзамены на «отлично». К тому времени он уже обладал репутацией первоклассного поэта.
Гении не годятся в примерные мужья — это правило почти не знает исключений. И все же мало кто из поэтов так долго (23 года!) и так преданно любил одну и ту же женщину, к тому же собственную жену, как Александр Блок. Он ее любил, а она ему изменяла — во всяком случае именно так до недавнего времени принято было считать. Теперь же, когда опубликованы многие документальные материалы, в том числе и дневники Любови Дмитриевны Менделеевой-Блок, стало понятно, что эта история гораздо сложнее и трагичнее… Люба Менделеева, а с недавнего времени — Менделеева-Блок, в тот зимний вечер 1904 года впервые переступила порог «литературного святилища» — издательства «Гриф», где собирался весь цвет московской художественной мысли. На взгляд двадцатитрехлетней Любы, «цвет» этот выглядел довольно странно: был там какой-то изможденный человек с черными кругами вокруг глаз: по всему видно, кокаинист, какие-то студенты, барышня в цыганском монисто с демоническим смехом и вдруг какой-то присяжный поверенный — на вид очень приличный... Молодой человек, только что отрекомендовавшийся Блокам как «теософ Эртель», блеснувши осатанелыми глазами, воскликнул: «Москва, вся объятая теургией, преображается!» Вдруг забасил присяжный: «Господа! Стол трясется!» «Саша! — шепнула Люба на ухо мужу. — Кажется, он представляет себе преображение мира как спиритическое столоверчение. Как это все забавно!» Блок, казалось, не слышал. Он, только-только принятый в этом изысканном обществе как начинающий, но уже модный поэт, следил за происходящим с самым искренним интересом. Блоки приехали в Москву в январе 1904 года, через полгода после свадьбы. Любовь Дмитриевна боготворила своего мужа, восхищалась его умением воспринимать жизнь мистически, видеть в самых обыденных вещах отображение Извечной Природы, ждать каких-то неясных, но непременно грядущих мировых катастроф и радоваться их приближению. Впрочем, была во всем этом одна сторона, которую Любовь Дмитриевна ни понять, ни принять не хотела. Сразу после свадьбы Блок растолковал ей: физическая сторона любви — это не для них, это разврат, «темное», это астартизм. Он рассказывал Любе об отталкивающих, грубо-чувственных ритуалах служителей Астарты — древней богини любви, не знающей стыда. И о Той, другой Богине — о Душе Мира, Премудрой Софии, вечно непорочной и лучезарной. И о том, что свести вместе эти полюса нельзя. И, наконец, последний аргумент: физические отношения между мужчиной и женщиной не могут быть длительными. В молодости от Блока буквально веяло здоровьем, силой и красотой. Врачи отмечали лишь повышенную возбудимость поэта, граничащую с неврастенией, а потому прописывали ему санаторный отдых, морские купания и физические нагрузки. Зимой и весной 1920 года Блок перенёс тяжёлую форму гриппа. Видевшая его тем летом Надежда Чулкова, супруга приятеля поэта, вспоминала: «Блок огрубел, постарел, глаза тусклые». Следующей зимой болезнь повторилась. Появились боли в ногах, одышка, покалывания в сердце. Осмотр московскими врачами дал неутешительные результаты: сердечная болезнь, шумы, удушье. В июне после консилиума доктора объявили диагноз – острый эндокардит и психастения. Лечение ни к чему не привело. Последние два месяца поэт провёл в постели, последние две недели – в полузабытьи. Ходатайство А. М. Горького о вывозе Блока на лечение за границу было одобрено, но оказалось запоздалым: 7 августа 1921 года Александр Блок скончался в возрасте 40 лет в своей петроградской квартире на улице Декабристов, бывшей Офицерской. Похороны великого поэта состоялись 10 августа. Несмотря на то, что объявление о похоронах опубликовать не успели, а только расклеили несколько афиш, собралось около 1000 провожавших. Гроб от дома Блока до Смоленского кладбища несли на руках. В сентябре 1944 года прах поэта перезахоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища, на могиле установили обелиск из чёрного мрамора.
Хотя складывать строки Блок начал рано, а его лирические опыты поощрялись матерью, впоследствии «серьёзное писание» он сам относил к 17-летнему возрасту. Александр Блок начал писать стихи в пять лет. В подростковом возрасте вместе с родственниками участвовал в создании семейного рукописного журнала "Вестник". Значительное влияние на формирование творческой личности литератора оказало его знакомство в 1902 г. с поэтами-символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус.
В марте 1903 г. Александр Блок дебютировал в печати: петербургский журнал "Новый путь" опубликовал цикл "Из посвящений", включавший десять стихотворений. В том же году началась его переписка с поэтом Андреем Белым, которая длилась более 15 лет и является одним из наиболее примечательных объектов эпистолярного наследия Серебряного века (личные отношения литераторов складывались противоречиво, в них чередовались периоды взаимного уважения и неприязни, вплоть до вызовов на дуэль).
В октябре 1904 г. в московском издательстве "Гриф" вышел первый поэтический сборник Александра Блока "Стихи о прекрасной даме". Следование автора лирико-символистской традиции сочеталось в нем с художественным осмыслением идей философа Владимира Соловьева о смысле любовного чувства. С 1905 г. в творчестве поэта усилилось внимание к социально-политическим процессам. Широкую известность получило стихотворение "Девушка пела в церковном хоре..." (1905), написанное под влиянием событий Русско-японской войны. Кризис символистского периода в творчестве Блока отразила первая пьеса "Балаганчик" (1906). В том же году режиссер Всеволод Мейерхольд инсценировал ее в петербургском Театре Веры Комиссаржевской. Актриса этого театра Наталия Волохова (1878-1966), к которой поэт испытывал романтическое влечение, вдохновила женские образы его лирического цикла "Снежная маска" (1907). В конце 1906 г. Александр Блок выпустил поэтический сборник "Нечаянная радость" (включал одно из наиболее известных стихотворений - "Незнакомка"), в 1908 г. - поэтический сборник "Земля в снегу" и сборник пьес "Лирические драмы". Важное место среди произведений 1908 г. занимают стихотворение "Россия" ("Опять, как в годы золотые...") и цикл "На поле Куликовом". В 1909 г. совершил поездку по Европе, впечатления от нее воспроизвел в цикле "Итальянские стихи". В 1911 г. московское издательство "Мусагет" напечатало сборник поэзии Александра Блока "Ночные часы". В 1911-1912 гг. это же издательство выпустило трехтомное собрание его стихов. В 1912-1913 гг. Александр Блок работал над своим наиболее крупным драматическим произведением - пьесой "Роза и крест" (в 1916-1918 гг. подготовку спектакля по ней вел Московский художественный театр, однако премьера не состоялась из-за военных, а затем революционных событий).
Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая "тревоги своего времени". На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи
В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два "магических" слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях цикла о Прекрасной Даме, "Незнакомка", "Нечаянная радость". Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов. Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например, в "Незнакомке", перед нами один символический ряд: "шляпа с траурными перьями", "перья страуса склоненные", скрывающаяся "в туманном... окне", за "темной вуалью", "незнакомка". В позднем стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом. Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: "твое лицо в простой оправе". Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: "я бросил в ночь заветное кольцо", "синий плащ", "летели дни, крутясь проклятым роем". В стихотворении упоминается единственная деталь туалета — "синий плащ". Его не просто надевает любимая — в него "она печалью завернулась". Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. "... В сырую ночь ты из дому ушла", — уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов. Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто "цыганщины", а большого литературного стиля.
Александр Блок оказал значительное влияние на русскую литературу. Он взаимодействовал с такими поэтами, как Андрей Белый и Валерий Брюсов, и стал одним из основоположников символизма в России. Его творчество вдохновило многих писателей XX века, таких как Осип Мандельштам и Анна Ахматова. Блок также повлиял на развитие театра и драматургии. Его пьесы, такие как "Балаганчик", стали важными шагами в развитии русского театра.
Александр Блок — это не просто поэт, а целая эпоха в русской литературе. Его творчество продолжает жить и вдохновлять новые поколения читателей. Мы можем видеть, как его стихи отражают глубину человеческих чувств и сложность жизни. Наследие Блока остается актуальным и сегодня, его произведения изучаются в школах и университетах, а его стихи продолжают звучать в сердцах людей.
Cписок использованных информационных источников:
1. Новиков В. Александр Блок. – М.: Молодая гвардия, - 2010.
2. Фокин П. Блок без глянца. – СПб.: Амфора, - 2008.
3. https://www.culture.ru/persons/8190/aleksandr-blok
4. https://histrf.ru/read/biographies/aleksandr-aleksandrovich-blok
5. https://24smi.org/celebrity/3455-aleksandr-blok.html
7. https://www.livelib.ru/author/172595/top/work-aleksandr-blok
Медведева Татьяна Петровна
Калягина Ирина Владимировна
Медведева Татьяна Петровна