Человек и зависимость. Трагедия врача наркомана. По рассказу М. А. Булгакова «Морфий»
Автор публикации: П. Климова, ученица 11А класса
Человек и зависимость.
Трагедия врача наркомана.
По рассказу М. А. Булгакова «Морфий»
Москва 2022 г.
Оглавление
1. Зависимость М. А. Булгакова. 4
4. Духовное падение личности в рассказе М. А. Булгакова. 5
5. Рассказ «Морфий» как духовный ориентир для молодого поколения. 6
Список использованной литературы. 8
Введение
Жизнь и смерть — это самая загадочная, таинственная и крайне интересная тематика для человека. Данные определения противоположны друг другу и вместе с тем неразрывно переплетаются. Между ними есть огромное пространство, а именно жизненный путь человека.
«Морфий» — рассказ русского писателя Михаила Булгакова, который был опубликован в 1926 году и соответствует по содержанию, но не входит в его сборник «Записки юного врача».
Этот рассказ является особенно актуальным на сегодняшний день, когда человечеству угрожает катастрофа, у которой много названий, но ее можно назвать «наркоманией». В связи с этим рассказ «Морфий» вполне может стать духовным руководством для человека. Это можно считать историей-предупреждением для людей, которые, возможно, были необоснованно увлечены этим «несчастьем» и в конечном итоге уничтожили себя.
История смерти, которая уже существует на первых страницах как главный герой и как тень человека, сопровождает человека и борется с ним до конца его короткой жизни, одерживая полную печальную победу.
Объектом данной работы является сам рассказ М. Булгакова «Морфий».
Целью данной работы является изучение духовного падения личности врача-наркомана Полякова в рассказе М. А. Булгакова.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- познакомиться кратко с историей создания рассказа;
- изучить духовное падение личности в рассказе.
Сформулированные выше задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
- Зависимость М. А. Булгакова
Для биографов автора наркотическая зависимость писателя не новость. Известно, что Булгаков принимал морфий в юности, когда работал врачом в захолустной больнице. Он делал операцию ребенку, страдающему от дифтерита, сам себе на всякий случай сделал прививку от этой болезни, и после этой прививки у него начались отеки и страшные боли.
Предполагалось, что М. Булгаков окончательно покончил с употреблением морфия в 1918 году, но химический анализ, проведенный в 2016 году группой ученых из Израиля и Италии, рукописи романа «Мастера и Маргариты», над которым писатель работал с 1936 по 1940 годы, показал, что он так и не сумел отказаться от наркотиков[1].
«Морфий» — это рассказ Михаила Булгакова, который был написан в 1921 году и опубликован в 1926 году. Первый рассказ, в котором автор применяет двойную структуру, двух рассказчиков и историю внутри другой истории, с которой он через много лет мастерски справится в «Мастере и Маргарите». Повествование происходит от имени доктора, который ранее работал на отдаленном фельдшерском участке в Горелове, а позднее волею судьбы перебрался на должность педиатра в больницу уездного города. Период зависимости Булгакова от морфия пришёлся на время коренных потрясений в государстве, вызванных двумя революциями. В результате, герой его рассказа, как и страна, проживает данный период, пребывая в мрачном состоянии[2].
В основу рассказа положены реальные жизненные обстоятельства автора, а именно его тяга к морфию, которое он имел в период работы врачом в 1916-1917 гг. Стоит отметить, что рассказ в реальности автобиографический. Окончательно отказаться от нее ему удалось в 1918-1919 годах, в большей степени благодаря усилиям его второй половины. Это пагубное отношение писателя стало известно широкой публике только в 1977 году, по книге «Неизданный Булгаков» под редакцией Элендеа Проффер. После выхода этой книги Татьяна Кисельгоф стала более подробно рассказывать об этом обстоятельстве из биографии Булгакова. В конце XIX в начале XX века в аптеках абсолютно открыто продавались такие препараты как: героин в порошке как средство для лечения бронхита, астмы, настойка опия и, собственно, кристалл морфия. А уже в начале XX века, по статистике 40% европейских медиков и 10% их жен были морфинистами, на широкое использование кристалликов наложили запрет. В то время в 1926 году юный М. Булгаков приехал по распределению в Никольское. Но стоит отметить, что рассказ далек от простого описания клинического процесса, он превратился в пространное рассуждение об уединении и изоляции, к которым Булгакова вынудила его зависимость, и о вине, которая непосредственно связана с процессом моральной деградации в государстве[3].
4. Духовное падение личности в рассказе М. А. Булгакова
Обычно причины приема наркотиков могут быть самыми разнообразными, начиная от простого желания и заканчивая глубокой психологической травмой. В случае, описанном в рассказе, причиной болезни стало сочетание личных и социальных причин. На первую причину может указывать тот факт, что от Полякова ушла любимая жена. Он хочет спрятаться и не думать об этом, и тому есть еще одна причина. Чтобы попытаться сбежать, Сергей Поляков отправляется в отдаленную провинцию и запирается там. Он никому не нужен, и он полностью отключен от внешнего мира. Из-за невыносимых болей в животе медсестре Анне Кирилловне пришлось принять морфий для обезболивания. Поэтому он сделал шаг в пропасть, откуда доктор Поляков не пытался выбраться. За первой инъекцией последовала следующая, которую он уже сделал себе. Можно сказать, что морфий помог Сергею забыться, побороть свои проблемы, он стал забывать все свои беды и горести. После приема морфия у него «началась необыкновенная ясность мысли и взрыв работоспособности», он пытается оправдать уже и без того тягу к морфию и то, что доктор должен испытать действие какого-то лекарства на себе. Но это самообман. Процесс саморазрушения уже начался, болезнь прогрессирует, она, как поток воды, тащит и несет человека все дальше и дальше к окончательной смерти, потому что поражаются его воля и разум, его способность бороться за жизнь. Положение, в котором оказался доктор Поляков, безнадежно[4].
5. Рассказ «Морфий» как духовный ориентир для молодого поколения
У каждой эпохи были свои сложности и трудности. Опыт стран, столкнувшихся с проблемой наркомании гораздо раньше России, показал, что решить ее только с помощью запретительно-правовых ограничений невозможно. Основные усилия должны быть направлены на формирование «внутренних» ограничений, т.е. воспитании личностной устойчивости к наркотическим искушениям. Главной профилактической мерой должно стать знание правды о последствиях употребления наркотиков[5].
Заключение
В жизни каждого человека есть все: взлеты, падения, успехи и неудачи - невозможно представить свою жизнь без них. С самого начала работы я выдвинул гипотезу о том, что рассказ М. Булгакова поднимает вопрос о смысле и целях человеческой жизни.
Этот вопрос в той или иной степени волнует всех. Мы живем в эпоху растущей наркомании, наркозависимости, алкоголизма и курения. В большинстве случаев жертвами этих социальных проблем становятся молодые люди. Психологические травмы, ущерб здоровью и даже смерть являются результатом безответственного образа жизни.
Причина, по которой человек встает на этот путь саморазрушения, кроется в нем самом. Никто не заставляет, не принуждает. Герой рассказа «Морфий» быстро поддался отчаянию, скуке. Поляков никоим образом не пытался разнообразить свою жизнь. Выбирая жизненный путь, каждый должен помнить, что цели, которые он ставит перед собой, должны быть благородными. Человек сам решает, как жить, что оставить: дом, дерево, книгу, детей, добрую память или пустыню, вражду, зло. Ведь и после смерти жизнь продолжается в его творениях, деяниях, подвигах.
Злоупотребление наркотическими средствами – это страшная беда. Человек, употребляющий наркотики, словно «сам стреляет в себя». И пусть печальная история доктора Полякова послужит нам всем уроком, как и судьба самого Булгакова, который одержал величайшую победу над собой, над тяжелым недугом, и уже тем самым может быть поставлен в ряд выдающихся личностей, способных преодолеть непреодолимое.
Публикуя «Морфий», писатель проявил высочайший гуманизм, так как с точки зрения житейской ему бы лучше смолчать. Но М. Булгаков думал не о себе, а о тех, кто мог вступить на гибельный путь нравственного вырождения. И голос Булгакова должен быть услышан нами, молодыми, за кем будущее России.
Список использованной литературы
- Булгаков М. А. Собрание сочинений в пяти томах. — М.: Художественная литература, 2017. 623 с.
- Варламов А. Н. Михаил Булгаков. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 838 с.
- Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 2017. – 64 с.
- Яновская Л. М. Записки о Михаиле Булгакове. — М.: Параллели, 2020. - 413 с.
Электронные ресурсы
- Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный доступ] Михаил Булгаков как социальный диагност URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-bulgakov-kak-sotsialnyy-diagnost (Дата обращения 19.06.2022)
[1] Яновская Л. М. Записки о Михаиле Булгакове. — М.: Параллели, 2020. - 413 с.
[2] Булгаков М. А. Собрание сочинений в пяти томах. — М.: Художественная литература, 2017. 623 с.
[3] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 2017. – 64 с.
[4] Варламов А. Н. Михаил Булгаков. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 838 с.
[5] Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный доступ] Михаил Булгаков как социальный диагност URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-bulgakov-kak-sotsialnyy-diagnost