Черты тургеневских героинь в облике современной девушки
Автор публикации: М. Борзаковская, ученица 9А класса
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Автор публикации: М. Борзаковская, ученица 9А класса
Предварительный просмотр презентации
ЧЕРТЫ ТУРГЕНЕВСКИХ ГЕРОИНЬ В ОБЛИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕВУШКИ Тургеневские девушки невинные, наивные, Точёные фигурки да шейки лебединые, Сегодня вас, наверное, в природе вовсе нет, Вы века двадцать первого заветный раритет… Валентина Семенчина
У каждого времени есть свои герои, носители идеальных качеств. На протяжении веков летописцы переносили на бумагу образы героинь своего времени.
Особое место в литературе занимают женские образы «тургеневской девушки»
Юрий Владимирович Лебедев - российский литературовед «Главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Его героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах».
Исследователи творчества И.С. Тургенева
Период исследования Исследователи Современники писателя - XIX век В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин, П. В. Анненков, Аполлон Григорьев, В. П. Боткин, Н. Н. Страхов, В. П. Буренин, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Н. К. Михайловский,К. Н. Леонтьев, А. С. Суворин, П. Л. Лавров, С. С. Дудышкин, П. Н. Ткачёв, Н. И. Соловьёв, М. А. Антонович, М. Н. Лонгинов, М. Ф. Де-Пуле, Н. В. Шелгунов, Н. Г. Чернышевский и многие другие. Конец XIX — начало XX столетия С. А. Венгеров, Ю. И. Айхенвальд, Д. С. Мережковский, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. И. Незеленов, Ю. Н. Говоруха-Отрок, В. В. Розанов, А. Е. Грузинский, Е. А. Соловьёв-Андреевич,Л. А. Тихомиров, В. Е. Чешихин-Ветринский, А. Ф. Кони, А. Г. Горнфельд, Ф. Д. Батюшков, В. В. Стасов, Г. В. Плеханов, К. Д. Бальмонт, П. П. Перцов, М. О. Гершензон, П. А. Кропоткин, Р. В. Иванов-Разумник и другие Советский Союз В. И. Ленин, М. И. Калинин, А. В. Луначарский, Г. Н. Поспелов, Н. Л. Бродский, Б. Л. Модзалевский, В. Е. Евгеньев-Максимов, М. Б. Храпченко, Г. А. Бялый, С. М. Петров, А. И. Батюто, Г. Б. Курляндская, Н. И. Пруцков, Ю. В. Манн,Прийма Ф. Я., А. Б. Муратов, В. И. Кулешов, В. М. Маркович, В. Г. Фридлянд, К. И. Чуковский, Б. В. Томашевский, Б. М. Эйхенбаум, Цейтлин А.Г.,В. Б. Шкловский, Ю. Г. ОксманА. С. Бушмин, М. П. Алексеев и так далее. Писатели -эмигранты В. В. Набоков, Б. К. Зайцев, Д. П. Святополк-Мирский Зарубежные писатели и критики Фридрих Боденштедт, Эмиль Оман, Эрнест Ренан, Мельхиор Вогюэ, Сен-Бёв, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Генри Джеймс, Джон Голсуорси, Жорж Санд, Вирджиния Вулф, Анатоль Франс, Джеймс Джойс, Уильям Рольстон, Альфонс Додэ, Теодор Шторм, Ипполит Тэн, Георг Брандес, Томас Карлейль Россия в XXI веке Л.Н. Иссова, Курляндская Г. Б, Полтавец Е. Ю., Григорьев А., Пумпянский Л.В., Шаталов С.Е. Каждые пять лет Гослитмузей И. С. Тургенева в г. Орле совместно с Орловским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проводят крупные научные конференции, которые имеют статус международных. В рамках проекта «Тургеневская осень» в музее ежегодно проходят тургеневские чтения, в которых принимают участие исследователи творчества писателя из России и из-за рубежа. Отмечаются тургеневские юбилеи и в других городах России. Современные исследователи пишут диссертации.
Прототипы женских образов в произведениях И.С. Тургенева Произведения Героини произведений Прототипы «Ася» Ася Незаконнорожденная дочь Полина Брюэр, сводная сестра Варя «Вешние воды» Джемма французская певица Полина Виардо «Первая любовь» Зинаида княжна Е. Л. Шаховская «Дворянское гнездо» Маланья Авдотья Ивановна Ермолаева - московская мещанка, работающая по найму «Рудин» Наталья Лагунская Татьяна Александровна Бакунина «Переписка» Марья Александровна Татьяна Бакунина, Ольга Тургенева «Накануне» болгарин Инсаров и русская девушка Елена Стахова подлинная история взаимоотношений помещика Каратеева и болгарина Катранова с русской девушкой. «Дым» Татьяна Петровна дальняя родственница писателя Ольга Александровна Тургенева "Муму" барыня Варвара Петровна (мать пиателя). стихи «Долгие белые тучи плывут», «Дай мне руку, и пойдем мы в поле», «Когда с тобой расстался я», «Нева», «К***» и поэма «Андрей». Лирическая героиня Ольга Александровна Тургенева рассказ «Татьяна Борисовна и ее племянник» Татьяна Борисовна Ольга Александровна Тургенева «Отцы и дети». Фенечка крепостная горничная Феоктиста
Женщины в жизни писателя Татьяна Бакунина. Портрет работы Евдокии Бакуниной, середина XIX в. Мария Савина Дочь Полина В произведениях Тургенева большое количество женских образов взято непосредственно из жизни Ольга Тургенева Мария Толстая Екатерина Шаховская
Е. А. Плюшар. Портрет П. Виардо-Гарсиа. Около 1853г В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас... И мне радостно сказать Вам... что встретить Вас на своём пути – было величайшим счастьем моей жизни... И.С.Тургенев – П.Виардо 28 октября 1850 г. Полина Виардо-Гарсия (1821-1910), певица, композитор. Автор романсов, комических опер на либретто И.С.Тургенева, её близкого друга.
Образы «тургеневской девушки» «Ася», «Отцы и Дети», «Накануне»
Психологический портрет литературного типа «тургеневская девушка» По утверждениям тургеневедов Цейтлина, Пустовойта и др., основные тургеневские женские характеры можно классифицировать следующим образом: первая группа — те, кто живут собственными интересами, ибо сосредоточены на себе, и вторая группа — это именно «тургеневские девушки». «Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это — верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни». Л.Н. Толстой
Психологический портрет литературного типа «тургеневская девушка» Характеристики Раскрытие в образах общие характеристики гармоничный и цельный внутренний мир, врожденная скромность и простота, но за этой видимостью стоит крепкая воля и непреклонный характер противоречие с существующим семейным укладом или условностями света, однако, каковы бы ни были преграды, в своем желании достигнуть цели эти девушки идут до конца главная черта женственность художественные способы описания образа портретная характеристика, диалог, авторское повествование о детстве и юности героинь, музыка, природа внешние портретные данные обладают «фарфоровой» и даже слегка прозрачной кожей, на которой вспыхивает легкий румянец (стеснительность девушек); всем героиням свойственна утонченность и правильность черт лица, тонкие музыкальные пальцы, природная стройность, тяготение к нежным пастельным тонам в выборе одежды «идеальные» черты характера высокая нравственная чистота, скромность, мечтательность, твёрдость воли, внимательность к себе и к окружающим, вдумчивость, искренность и честность; богатый внутренний мир девушек основывается на чувстве собственного достоинства, воспитании, близости к природе
Психологический портрет литературного типа «тургеневская девушка» Характеристики Раскрытие в образах несовместимые черты робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся в отношениях с любимым мужчиной сильные стороны характера смелы и независимы, жаждут деятельности, подвига, занимают активную жизненную позицию, способность на разрыв с привычной средой, интересуются будущим страны и народа, готовы пожертвовать своим благополучием, положением и даже своей жизнью на благо Родины, если это потребуется возвышенные стороны характера искренность и честность, самопожертвование во имя любви типичные черты характера склонны к самоотвержению ради любимого и его идеалов, способна на глубокую и сильную любовь, буквально перевоплощается, охваченная этим чувством, готова идти со своим избранником до конца принцип в любви всё или ничего, чувства её слишком сильны и она отдаётся им целиком, того же она требует и от мужчины. Честность в отношениях для неё превыше всего отношение к идеалу жизни исполнены радужных, "крылатых надежд", впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей, живущие мечтами
Характеристики образа Ася Анна Елена Прототип Незаконнорожденная дочь Тургенева Полина Собирательный образ дворянки Собирательный образ Внешность Внешне походила на ребенка: невысокого роста, грациозно сложена, черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. Было что-то свое, особенное в складе ее смугловатого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами» "...какая молодая, свежая, чистая..." "...в ее обаятельно стройном и спокойном теле..." "...Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана..." "...как строен показался ему ее стан..." "...у ней такие плечи, каких я не видывал давно..." "...на покатые плечи..." "...протянула обоим свою красивую белую руку..." "...Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр..." "...гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу..." «росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед". Возраст 17 29 21 Происхождение Незаконнорожденная дочь барина и служанки; воспитание домашнее и обучение в пансионе; после смерти матери, воспитывавшей девочку в строгости, Ася поселилась в доме любящего отца, но все время чувствовала «свое ложное положение» Дочь известного дворянина. Отец - крупный карточный игрок, кутила. Воспитанием занимались мать и бабушка Отец -Помещик Артемий Васильевич Мать- Ирина Милопольская Место проживания Германия, за городом З., в винограднике над Рейном. Россия Россия, Москва, дача у Калужской заставы, против Нескучного. Планы на будущее Посвятить себя живописи Размеренная жизнь в свое удовольствие Счастливая семейная жизнь Поведение «Детские выходки», она вела себя несколько неестественно, потому что не знала, как ей себя вести, как держать себя Анна Сергеевна является требовательной женщиной: "...Притом, вы, может быть, слишком требовательны..." "...По моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою..." Она - любопытная женщина: "...она была любопытна..." "...любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, и эгоизм..." "...Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги..." Госпожа Одинцова является "странным существом": "...Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения... Стремясь к любви всем своим существом, Елена обретает ее в Инсарове, которым было поражено ее воображение. С этого момента она ведет себя решительно и целеустремленно. Еще до объяснения, не замечая ничего вокруг, «Елена шла, потупив голову и неподвижно устремив глаза вперед. Она ничего не боялась, она ничего не соображала; она хотела еще раз увидаться с Инсаровым». Полюбив, она считает своим долгом идти за ним теперь же, сейчас, сию минуту останусь у тебя, с тобой навсегда, и домой не вернусь, хочешь? Поедем сейчас, хочешь?» Ее, намеревающуюся остаться у постели больного Инсарова, с трудом отговаривает беспокоящийся о правилах приличия Берсенев. Основные черты характера Непосредственность, естественность, самобытность; любовь к природе; сложность, «странность» внутреннего мира героини: большие духовные запросы, стремление к самосовершенствованию; нравственный максимализм; требовательность в выборе предмета любви; «окрыленность». Она любит порядок и чистоту: "...В доме, видимо, царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким то приличным запахом, точно в министерских приемных..." "...Во всем нужен порядок, – отвечала она..." "...Этому отчасти способствовал порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору..." Одинцова - настойчивая, упрямая женщина Сила воли, решительность, капризность, властность, строптивость, насмешливость, ранимость, противоречивость, скрытность, чувствительность.«То задумчива, то хитра, то беспечна, то манерность сменяет простоту. Способна понимать чужие переживания, рассудительна. Изменчивый характер, девушка-загадка, романтичная Отношения в любви Её избранник -господин Н. Н. совсем не такой, как она, ради любви ей придется измениться. Поняв, что любит, девушка была готова слушаться его советов, читать книги, заняться своим образованием, воспитанием. К сожалению, ее избранник не был готов к этому, он не променял свою спокойную жизнь на искреннюю и чистую любовь, не оправдал надежд девушки, разбил ей сердце. Почувствовав, что молодой человек не уверен в своем чувстве, она уезжает. Ася была обречена на непонимание со стороны других людей. Она другая, не как все. Возможно, она не была бы счастлива с г-ном Н. Н., но им стоило попробовать сделать шаг навстречу чувству. Богатая госпожа Одинцова несчастлива в глубине души: "...А я так знаю о себе, что я очень несчастлива..." "...Я несчастлива оттого… что нет во мне желания, охоты жить..." "...Я очень устала, я стара <...> Позади меня уже так много воспоминаний: жизнь в Петербурге, богатство, потом бедность, потом смерть отца, замужество, потом заграничная поездка, как следует..." Над чувствами своих поклонников потешалась, не принимая в серьёз их ухаживания. Но встретив отца Володи, жившего по соседству, она увидела в нём сильного, властного, взрослого, опытного человека и влюбилась. Его привлекала в ней юность, свежесть, строптивость, ей же льстило внимание взрослого, свободолюбивого мужчины. Она решила, что возымела над ним власть, но жестоко ошиблась. Она способна любить по-настоящему, жертвуя собой и своей честью; искренность, взволнованность и лиризм в выражении чувств; "только любовь вызывает расцвет всего существа, какой не может вызвать ничто другое". Главное в образе - Душа, которую невозможно не полюбить. - Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства. - Устремленность в будущее. Сильный характер, готовность к самопожертвованию. - Активность и самостоятельность в решении своей судьбы. Устойчивость, футлярность. героиня стоит словно "особняком" от других тургеневских героинь. Виновата ли ее холодность и равнодушие или неумение любить? Мы не знаем. Она вызывает презрение и непонимание, жалость и сострадание одновременно. Почему? Может быть потому, что противоречива и ее судьба, ее взгляды и чувства, устои жизни и поступки? Хотя, в конце концов, Одинцова приходит в согласие с самой собой. Елене свойственно действенное сострадание, она с детства испытывала потребность помогать бедным, обездоленным, даже животным. Она беспощадна к себе в нравственной оценке своих поступков, сокрушается в своей холодности к родителям, в категоричности своих оценок, в том, что мало молится и в том, что горда: «Кого же я буду любить, если я к своим холодна? Видно, папенька прав: он упрекает меня, что я люблю одних собак да кошек. Надо об этом подумать. Я мало молюсь; надо молиться, <...> я не умею быть несправедливой вполовину... это правда. Это очень дурно.
Тургеневская девушка в современном мире Характеристики Тургеневская девушка Современная девушка Происхождение (социальный класс) Преимущественно дворянского происхождения Разный, не являются частью одного сообщества Детские годы Дома в семье, с гувернерами Детский сад Воспитание Индивидуальное домашнее воспитание Коллективное воспитание Образование Индивидуальное домашнее обучение Получение общего, специального и высшего образования в спец учреждениях Близкие люди, поддержка Близкие родственники (сводный брат, мать) Семья, родственники, друзья Увлечения, хобби Чтение, музыка, природа, путешествия, рукоделие, творчество Чтение, музыка, природа, путешествия, творчество, Интернет, компьютер, спорт, Внешний вид, одежда Длинные платья, юбки из лёгких, летящих, струящихся, светлых тканей, вьющиеся волосы, шляпки, нежная кожа, стройный стан, яркие, лучистые, необыкновенные глаза. Соответствие требованиям моды своего времени. Выделиться среди сверстниц - в обтяжку, яркие цвета, привлекающий внимание образ продуман до мелочей: с 7-8 лет учится накладывать макияж, делает маникюр; своему облику уделяет очень много времени; разнообразие причёсок; в приоритете внешняя красота. Соответствие требованиям моды своего времени.
Тургеневская девушка в современном мире Характеристики Тургеневская девушка Современная девушка Влюбленность В окружающий мир, природу, домашних животных В себя и свой мир, домашних животных. Отношение к противоположному полу Скрытый интерес, любопытство, ожидание сильного взаимного чувства Излишне пристальное, при этом насмешливо-пренебрежительное, скрытый интерес, ожидание сильного взаимного чувства. Отличительные черты характера Женственность, загадочность, искренность, увлечённость, мечтательность, скромность, решительность, скромность, вежливость, тактичность, воспитанность. Упорство, скромность целеустремлённость, увлечённость, решительность, общительность, вежливость, практицизм, амбициозность, самовлюблённость, тактичность. Цели в жизни Личностное развитие, вклад во благо общества, выйти замуж по любви. Карьера, выгодное замужество, дети, выйти замуж по любви. Поведение Инфантильные, несерьезные, странные поступки или же благородное, даже чопорное поведение Адекватное ситуации, эпатажное – по желанию самовыражения, инфантильные, несерьезные.
Тургеневская девушка в современном мире Характеристики Тургеневская девушка Современная девушка Психотип Интроверт Интроверт и экстраверт Отношение к музыке Любит классическую музыку, вальсы, романсы Любит, увлекается разными направлениями, большее предпочтение отдаёт зарубежной музыке Знание иностранных языков В соответствии с требованиями соц. окружения: немецкий, французский, итальянский. Знание языков приветствуется. В соответствии с требованиями образовательных стандартов: английский; реже – другие языки, в том числе восточные, для личностного роста и карьеры. Знание языков приветствуется. Моральные принципы Высоконравственные устои: жить в ладу со своей совестью, не идти на поводу у «бездушного» общества Диктует общество, законодательное право и рамки приличия. Жизненное кредо Сохранение нравственной чистоты, верность своим идеалам В достижении цели все средства хороши, не отступать и не сдаваться (самореализация), верность своим идеалам Взаимоотношения с обществом Пассивные: отчуждение, взаимное непонимание, стороннее наблюдение Активные: сотрудничество, взаимопомощь, «симбиоз»
Соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе Качества Мальчики (человек) Девочки (человек) Мамы, бабушки (человек) Папы, дедушки (человек) Скромность В большей мере: 0 В большей мере: 9 В большей мере: 7 В большей мере: 1 В меньшей мере:10 В меньшей мере: 13 В меньшей мере: 44 В меньшей мере: 17 Отсутствует: 7 Отсутствует: 0 Отсутствует: 1 Отсутствует: 17 Эмоциональность В большей мере: 11 В большей мере: 18 В большей мере: 40 В большей мере: 31 В меньшей мере: 3 В меньшей мере: 4 В меньшей мере: 12 В меньшей мере: 4 Отсутствует: 3 Отсутствует: 0 Отсутствует: 0 Отсутствует: 0 Замкнутость В большей мере: 0 В большей мере: 5 В большей мере: 1 В большей мере: 1 В меньшей мере: 5 В меньшей мере: 16 В меньшей мере: 43 В меньшей мере: 29 Отсутствует: 12 Отсутствует: 1 Отсутствует: 8 Отсутствует: 4 Инфантильность В большей мере: 8 В большей мере: 13 В большей мере: 20 В большей мере: 6 В меньшей мере: 8 В меньшей мере: 6 В меньшей мере: 31 В меньшей мере: 27 Отсутствует: 1 Отсутствует: 3 Отсутствует: 1 Отсутствует: 2 Количество 17 22 52 35 Общее количество людей, принимающих в опросе: 126 человека
Портреты современных «тургеневских» девушек фотографа Нины Шавиной
Похожие публикации
Кияйкина Наталья Федоровна