Урок литературы в 9 классе «В.А. Жуковский "Светлана": черты баллады. Образ главной героини баллады»
В.А.Жуковский «Светлана»: черты баллады. Образ главной героини баллады
Радькова Ю.Н.
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цели: рассмотреть народность и поэтичность баллады В.А.Жуковского «Светлана», развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета; воспитывать любовь к произведениям русских классиков.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
- На предыдущих уроках мы неоднократно говорили о том, какую важную роль сыграл В.А.Жуков-ский в истории русской литературы. Сам же поэт оценивал своё творчество так: «У меня почти всё чужое или по поводу чужого, и всё, однако, моё». Как вы понимаете эти слова? Что они означают?
- Действительно, поэт имеет в виду прежде всего баллады – а их у Жуковского 39, и почти все переведены с английского и немецкого языков, но каждую из них Жуковский сделал неповторимым, по-настоящему самостоятельным произведением. Своеобразной «визитной карточкой» поэта являет-ся баллада «Светлана», её название даже стало прозвищем Жуковского в литературном обществе «Арзамас».
О балладе «Светлана» и о главной героине этого произведения и пойдёт речь сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Вспомните, что такое баллада? Что характерно для этого жанра?
Баллада – лиро-эпическое произведение с острым, напряжённым сюжетом, часто фантастичес-ким.
- Жанр литературной баллады появился только в XVIII веке, до этого баллада была исключительно фольклорным жанром. XVIII столетие – это период увлечения УНТ, в котором поэты и исследовате-ли пытаются угадать, понять национальный характер. Это приводит к тому, что произведения УНТ активно собираются и издаются.
С самого начала литературная баллада ориентировалась на фольклор. Поэты насыщали её необык-новенно выразительными эмоциональными приёмами. Всё это сулило балладе большое будущее, и, действительно, возникнув в XVIII веке, баллада прочно укрепилась среди литературных жанров и благополучно существует до нашего времени.
Баллада обладает краткостью и необыкновенной выразительностью, эмоциональной насыщеннос-тью. В фольклорной балладе рассказывалось о страшных вещах: убийствах, кровосмешениях, преда-тельствах. В ней появлялись призраки, ожившие мертвецы и даже сам дьявол.
Таким образом, баллада – это лиро-эпический жанр, в котором от лирики – эмоции и страсти; а от эпоса – повествование, сюжет.
Сюжет баллады содержит:
- фантастические и мистические образы;
- чудеса, необыкновенные истории.
Характерным признаком баллады как жанра является диалог. Иногда это может быть монолог, но всё равно подразумевается безмолвный собеседник.
Жанр баллады родился в России в 1808 году. В девятом номере журнала «Вестник Европы» за этот год было напечатано стихотворение под названием «Людмила». Это было первое произведение В.А.Жуковского, уже прославившегося к тому времени своими элегиями, в жанре баллады. Русские читатели встретили новое произведение восторженно. Белинский впоследствии отмечал: «Тогдашнее общество бессознательно почувствовало в этой балладе новый дух творчества, новый дух поэзии. И общество не ошиблось».
«Людмила» Жуковского была переводом на русский язык баллады знаменитого немецкого поэта Бюргера «Ленора». Эта баллада является литературной обработкой мистического сюжета о том, как к девушке является мёртвый жених. Русская читающая публика XVIII века была воспитана на просветительской литературе, а в Просвещении существовал культ разума, то есть исключалось всё мистическое, необъяснимое. Поэтому можно представить себе, с каким замиранием сердец читали новое произведение Жуковского (особенно барышни).
«Светлана» была всего лишь третьей балладой, написанной поэтом. До неё он написал уже упомянутую «Людмилу» и балладу «Кассандра», которая являлась переводом произведения великого немецкого поэта Шиллера, и речь в ней шла о событиях античной истории.
«Светлана», безусловно, самая знаменитая баллада Жуковского, и хотя в основе её сюжета лежит всё та же история о том, как к девушке является мёртвый жених, эта баллада стала абсолютно оригинальным произведением.
Работа над «Светланой» продолжалась на протяжении четырёх лет (с 1808 по 1812 гг.). Изменился не только сюжет, но и имя героини, что не случайно и очень важно. Замысел поэта – показать героиню с «русской душой», придать балладе русский колорит. Имени «Светлана» не было в русских православных святцах, оно образовано от слова «светлый» и связано с выражением «Божий свет». Героиня Жуковского надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой, наделена чертами русского национального характера – верностью, сердечностью, кротостью, добротой, нежностью, простотой.
Кроме того, выбор имени Светлана мог быть связан и с характером прототипа героини этой баллады, племянницы поэта Александры Андреевны Протасовой-Воейковой, которой произведение было преподнесено в качестве свадебного подарка. Все знавшие Сашу Протасову отзывались о ней как о человеке необыкновенного обаяния и привлекательности. Такой она была с самого детства, и повзрослевшей Сашей восхищались знаменитые русские поэты: Николай Михайлович Языков, Иван Иванович Козлов, Евгений Абрамович Баратынский. Они посвящали ей стихи.
Помимо имени героини, важным мотивом, создающим национальный колорит баллады «Светлана», стало приурочивание происходящих событий к совершенно определённому времени – крещенским святкам. Прочитайте зачин баллады (с.131, 1 и 2 строфы).
- Зачин погружает нас в обстановку русского национального быта. Действие разворачивается в «крещенский вечерок», издавна считавшийся на Руси временем чудес. Баллада полна примет русского быта, традиций и верований: гадание на башмачке, «подблюдные» песни, гадание со свечой и зеркалом. Ведь этот особый, святочный мир, мир гаданий и различных святочных забав был близок и понятен не только в простонародье, крестьянству, но и дворянству. Это действительно был мир общенациональный.
Приобретя национальный колорит, баллада всё равно осталась балладой – произведением, насыщенным иррациональными, мистическими, сверхъестественными событиями. Действие происходит в полночь, в атмосфере мрачной таинственности:
Тускло светится луна
В сумраке тумана –
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
Чем обеспокоена Светлана? Почему она «молчалива и грустна»?
«Милый друг далёко…Год промчался – вести нет». Светлана беспокоится о судьбе своего жениха.
- А дальше перед читателем предстаёт картина гадания перед зеркалом – одного из святочных гаданий, которое было очень популярно и в народной, и в дворянской среде. Зеркало - способ связи с потусторонним миром. Как вы думаете, почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?
Ничего не зная о судьбе жениха, Светлана беспокоится о том, жив ли он: «Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель?», поэтому и обращается к зеркалу.
- Народные представления в душе героини баллады сочетаются с представлениями религиозными, с неиссякаемой верой в Бога и в благость его предначертаний. И хотя Светлана беспокоится о женихе, она верит во встречу с ним и надеется на Божью помощь, постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой:
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель.
Что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?
«С треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок», «Вот… легохонько замком Кто-то стукнул», Светлана «Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами». Светлана слышит шёпот и видит жениха, который зовёт её с собой, чтобы обвенчаться. Они садятся в сани и едут в церковь, но там идёт отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, «и вмиг из очей пропали: кони, сани и жених будто не бывали». Перекрестившись и помолившись, Светлана входит в избушку и видит гроб. «Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; И, с крестом своим в руке, Под святыми в уголке робко притаилась». Неожиданно прилетел белый голубь, который «к ней на перси тихо сел, обнял их крылами». Неожиданно из гроба поднимается мертвец – жених Светланы, но «белый голубочек» защищает её от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и оказываются сном.
- Упование на милосердие Божие спасает Светлану. Таким образом, поэт, внешне сохраняя традиционный сюжет (к девушке является мёртвый жених), отступает от него: с главной героиней не случается никакого несчастья, так как она не ропщет на судьбу и сохраняет глубокую веру в Божью милость, за что ей и воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым. Главная идея баллады - «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…» - звучит в заключительной части произведения.
Новаторство Жуковского—романтика заключалось и в том, что он первым выразил характер человека в его неразрывной связи с обычаями, традициями и верованиями, понял личность как неотрывную часть народа, а народ как совокупность личностей. Вот почему даже не жаловавший поэзию Жуковского за пристрастие к иноземным сюжетам и образам декабрист Кюхельбекер отметил, что стихи «Светланы» несут печать подлинной народности. Пушкин же, ценивший «Светлану», воспользовался тем же, что и Жуковский, приемом. Он включил фантастические балладные мотивы, предвещавшие роковое несчастье в судьбе Татьяны, в ее сон, но не опроверг их в дальнейшем ходе романа, а дал им иное, преображенное истолкование.
4.Д/З: читать комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», подготовить рассказ о замысле комедии , ходе работы над ней и источниках текста (по учебнику, с.144 – 145, 148 – 149).
Литература: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Литература 9 класс. - М.: Просвещение, 2013
Белова Светлана Сергеевна
Легоцкая Вера Сергеевна