Современный сад для современных детей
Современный сад для современных детей
Дошкольное детство – это важнейший этап для становления личности ребенка, человека. Уже проводились исследования о том, что современные дошкольники отличаются от дошкольников прошлого столетия. Мы работаем с другими детьми. И дети растут в иных условиях, нежели 30-40 лет назад. Е.О. Смирнова проводила исследования, в которых доказала такие проблемы, как дефицит самостоятельности, маркетизация детства, а самое, пожалуй, главное – это угасание сюжетно-ролевой игры. Вместе с тем, закономерности дошкольного возраста никто не отменял. Игра продолжает оставаться ведущим видом деятельности дошкольника. Перед современным садом встает острый вопрос: как соединить игру и информационную среду, как неотъемлемую часть современного общества.
Современный детский сад глобально перестраивается на новый вид образовательной деятельности. Образовательный процесс должен полностью соответствовать ФГОСу. При этом зачастую дошкольное образование подменяется подготовкой к школе. Кто из нас не видел занятия в детском саду, похожие на школьные уроки? Дети сидят, слушают, смотрят, записывают в тетради по образцу. В таких условиях произвольность формируется намного дольше. Для построения эффективных занятиях на помощь педагогу приходят игра и интерактивные технологии.
Всем ребятам и взрослым нашего детского сада повезло: в нашем саду очень много разнообразного интерактивного оборудования, которое можно использовать на любых занятиях. Самой актуальной проблемой является необходимость объединения интерактивного оборудования и игровой деятельности. Это не всегда удается. Современных детей редко удается чем-то удивить, они растут в насыщенной информационной среде, слишком большой объем информации поступает ежедневно. Педагогу необходимо быть неким виртуозом, чтобы поддержать интерес каждого ребенка, сохранить преимущество игры, дозировать информационный поток как на занятиях, так и в течение всего дня.
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В процессе своей работы я выделила несколько рекомендаций, которые помогают мне достичь эффективности занятий и поддерживать благоприятное психоэмоциональное состояние детей:
1. Проведение утренних кругов в группах. Такие круги мы проводим перед занятием. Дети встают в круг, и мы вместе выполняем несколько игровых упражнений: выясняем настроение друг друга, делаем нейрогимнастику, зрительную и дыхательную гимнастику. Такие утренние круги формируют у детей умение слушать и помогать друг другу при ошибках.
2. Структура занятия однообразна. Я использую элементы планирования: визуальное расписание для дошкольников, которое формирует регулятивные умения. Например, визуализация психолого-педагогического занятия для старших дошкольников включает этапы: игра дружбы, тренировка ума, рисование, интерактивная игра.
3. Интерактивное оборудование включаю в занятие последним этапом как желаемую деятельность для дошкольников. Она позволяет поддерживать познавательный интерес на протяжении всего занятия.
Таким образом, образовательный процесс в детском саду заключается не в присмотре и уходе, а в грандиозной педагогической работе, направленной на формирование хрупкой личности маленького человека.
Список использованных источников:
1. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства. \\ Национальный психологический журнал. – 2019. - №2. – С. 25-32
2. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. – М., Дрофа, 2008.
Шабанова Алёна
Смирнова Анжела Викторовна