12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Алексей Подрезов63 Россия, Московская обл., Щелково |
Учебный модуль «Общие сведения о современной музыке»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
1. Общие сведения об учебном модуле:
Тема учебного модуля | Вид занятий в модуле | Возраст обучающихся детей | Продолжительность занятий | Форма контроля результатов |
Общие сведения о современной музыке | Групповые | 12-18 лет | 3 по 45 минут | Проведение викторины |
Цель учебного модуля: формирование у детей целостного представления о современной музыке.
Задачи учебного модуля:
- ознакомить детей с историей развития современных музыкальных направлений;
- изучить отличительные особенности различных музыкальных направлений и выявить их взаимосвязь;
- на примере прослушанных произведений, сформировать у детей представления об особенностях звучания различных музыкальных направлений;
- сформировать у детей систему структурного представления сложившегося, в настоящее время, музыкального пространства;
- познакомить детей с величайшими, зарубежными и отечественными, композиторами и авторами песен.
Материально-техническое обеспечение учебного модуля:
- устройство для воспроизведения аудиоматериалов (аудиоматериалы можно найти по ссылке
- мультимедиа – система, для показа учебной презентации (учебная презентация прилагается на методическом диске);
- раздаточный материал;
2. Конспект учебных занятий:
ЗАНЯТИЕ № 1
№ п\п | Время (мин.-мин.) | Действия педагога | Действия детей |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | |||
1 | 0-1 | Педагог приветствует детей: - здравствуйте, ребята! (педагог отмечает присутствующих на занятии в журнале) | Дети отвечают: - здравствуйте! |
2 | 2-3 | Педагог объявляет детям тему и цель занятия | Дети слушают |
3 | 4-5 | Педагог рассказывает детям ход учебного занятия, интересуется, имеются ли вопросы? (При наличии вопросов от детей отвечает на них) | Дети задают вопросы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | |||
1 | 6-7 | Педагог рассказывает детям о современной музыке, ее общих характеристиках (слайд № 3) | Дети слушают |
2 | 8-17 | Педагог включает детям аудиоматериал | Дети прослушивают аудиоматериал (композиции № 3-1, 3-2, 3-3) |
3 | 18-19 | Демонстрация слайда № 4 с пояснениями | Дети слушают |
4 | 20-25 | Педагог включает детям аудиоматериал к слайду № 4 | Дети прослушивают аудиоматериал (композиция № 4-1) |
5 | 26-28 | Педагог дает краткий пересказ пройденного этапа занятия, слайд № 5 (При наличии вопросов от детей отвечает на них) | Дети задают вопросы |
6 | 29-33 | Педагог рассказывает детям об эстрадной музыке, слайд 6-8 | Дети слушают |
7 | 34-37 | Педагог включает детям аудиоматериал к слайду № 8 | Дети прослушивают аудиоматериал (композиция № 8-1) |
8 | 38-39 | Педагог рассказывает детям об основных инструментах эстрадного ансамбля, слайд № 9 | Дети слушают |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | |||
1 | 40-42 | Педагог дает краткий пересказ пройденного занятия, подводит итоги | Дети слушают |
2 | 43-44 | Педагог отвечает на вопросы детей | Дети задают вопросы |
3 | 45 | Педагог объявляет об окончании первого занятия: - ребята, на этом, наше занятие закончено, перерыв 10 минут. | Дети выходят на перерыв |
ЗАНЯТИЕ № 2
№ п\п | Время (мин.-мин.) | Действия педагога | Действия детей |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | |||
1 | 0-1 | Педагог объявляет начало занятия: - ребята, мы начинаем вторую часть нашего занятия. | Дети рассаживаются, готовятся к занятию |
2 | 2-3 | Педагог объявляет детям тему и цель занятия | Дети слушают |
3 | 4-5 | Педагог рассказывает детям ход учебного занятия, интересуется, имеются ли вопросы? (При наличии вопросов от детей отвечает на них) | Дети задают вопросы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | |||
1 | 6-9 | Педагог задает детям вопросы по пройденному материалу | Дети отвечают на вопросы |
2 | 10-13 | Слайд 10-11, педагог рассказывает детям об основных направлениях эстрадной музыки | Дети слушают |
3 | 14-28 | Педагог включает детям аудиоматериал (после каждой композиции педагог дает пояснения об их особенностях) | Дети прослушивают аудиоматериал (композиции № 10-1, 10-2, 11-3, 11-4) |
4 | 29-32 | Педагог рассказывает детям о рок-музыке, слайд 12-14 | Дети слушают |
5 | 33-35 | Педагог включает детям аудиоматериал, слайд 13 | Дети прослушивают аудиоматериал (композиция № 13-1) |
6 | 36-40 | Педагог рассказывает детям о рок-музыке, слайд № 15-18 | Дети слушают |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | |||
1 | 41-43 | Педагог дает краткий пересказ пройденного занятия, подводит итоги | Дети слушают |
2 | 44-45 | Педагог отвечает на вопросы детей | Дети задают вопросы |
3 | 45 | Педагог объявляет об окончании второго занятия: - ребята, на этом, наше занятие закончено, всем спасибо! | Дети отвечают: - спасибо! |
ЗАНЯТИЕ № 3
№ п\п | Время (мин.-мин.) | Действия педагога | Действия детей |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | |||
1 | 0-1 | Педагог приветствует детей: - здравствуйте, ребята! (педагог отмечает присутствующих на занятии в журнале) | Дети отвечают: - здравствуйте! |
2 | 2-3 | Педагог объявляет детям тему и цель занятия | Дети слушают |
3 | 4-5 | Педагог рассказывает детям ход учебного занятия, интересуется, имеются ли вопросы? (При наличии вопросов от детей отвечает на них) | Дети задают вопросы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | |||
1 | 6-12 | Педагог дает краткий пересказ пройденных занятий, задает детям вопросы по пройденному материалу. | Дети отвечают на вопросы |
2 | 13-40 | Педагог включает детям аудиоматериал (после каждой композиции педагог дает пояснения об их особенностях) | Дети прослушивают аудиоматериал (композиции № 16-1, 16-2, 16-3, 16-4, 17-5, 17-6) |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | |||
1 | 40-42 | Педагог подводит итоги занятия | Дети слушают |
2 | 43-44 | Педагог отвечает на вопросы детей | Дети задают вопросы |
3 | 45 | Педагог объявляет об окончании занятия: - ребята, на этом, наше занятие закончено, перерыв 10 минут. | Дети выходят на перерыв |
По окончанию трех занятий с детьми проводится «Рок-викторина». Правила викторины и необходимый материал представлены ниже.
РОК-ВИКТОРИНА
по итогам учебного модуля «Общие сведения о современной музыке»
Правила викторины:
Викторина состоит из двух частей. В первой части дети отвечают на вопросы ведущего (список вопросов прилагается), во второй, детям предлагается прослушать 6 музыкальных композиций и соотнести их с определенными направлениями рок-музыки (бланк ответов прилагается). С учетом «размытости» и отсутствия однозначного разграничения в рок – музыке, по результатам второй части викторины, детям предлагается обосновать их выбор.
Победителем викторины признается игрок, ответивший на большинство вопросов первой части и наиболее точно обосновавший свое решение по второй части викторины.
Вопросы для викторины:
1. Назовите музыкальное направление, обладающее, в настоящее время, преемственностью по отношению к Европейской музыке XVII – XIX в.в.? (Академическая музыка);
2. Какой период времени называется периодом расцвета «Классического рока»? (1966-1969 год.);
3. Какое направление эстрадной музыки предшествовало появлению рок-музыки? (Рок-н-ролл);
4. Сочетание, каких музыкальных направлений положено в основу рок-н-ролла? (Блюз, джаз, кантри);
5. Что означает понятие Фолк-музыка? (Народная музыка, музыка с элементами народного творчества);
6. В рамках какого музыкального направления развивается большинство жанров современной музыки? (Эстрадная музыка);
7. Установленные музыкальные границы имеют однозначный или условный характер и почему? (Условный, т.к. многие музыкальные произведения сочетают в себе признаки разных направлений музыки);
8. Что включает в себя понятие «Классический рок»? (Рок-музыка, периода 1965-1979 года);
9. Когда появился жанр Хард-рок? (Начало 1970 г.);
10. С музыкальными группами, каких стран традиционно связывают появление рок-музыки? (США и Великобритания);
11. Назовите основные инструменты эстрадного ансамбля? (Гитара, бас-гитара, ударные инструменты, синтезатор);
12. Какой музыкальный жанр зародился на Юго-востоке США, среди афроамериканского сообщества и в какое время? (Блюз, конец XIX в.);
13. В чем заключается главное отличие эстрадной музыки от академической? (В упрощенной гармонической модели произведений и усилении роли ритм - секции);
14. Какой период времени можно отнести к термину «Современный рок»? (с 1980 года по настоящее время);
15. Что значит смешанные направления рок-музыки? (Соединение рок - жанров с академической, народной и отличными от рока направлениями эстрадной музыки);
16. В какое время рок-н-ролл получил наиболее популярное распространение? (с середины 1950 г.);
17. В какое время и в результате смешения каких жанров появился классический хэви-метал? (В середине 1970 годов в результате смешения хард-рока и классического рока);
18. В чем заключается отличие хард-рока от классического и современного рока? (В преобладании ритмической основы композиции, гитарного рифа, упрощенной мелодической модели, что делает звучание хард-рока более «жестким»);
19. Что означает слово рок, в контексте жанра рок-музыка? (В переводе с англ. качать, укачивать – указывает на характерные ритмические ощущения от прослушивания рок музыки);
20. Несет ли рок - музыка только эстетическое удовольствие от ее прослушивания или Вам известны другие ее функции?
21. Назовите характерные черты джазовой музыки? (Импровизация, сложные ритмические модели, основанные на синкопах);
22. Что означает рок – музыка в обобщающем значении? (Одно из направлений эстрадной музыки);
23. К какому периоду времени относится становление и развитие современных метал – направлений эстрадной музыки? (с середины 1980 по настоящее время);
24. Назовите известные Вам направления рок-музыки? (классический рок, современный рок, хард-рок, классический хэви-метал, современные метал - направления, смешанные направления рок-музыки и др.).
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф.И.О. ____________________________________________________________
«___» _________ 20 ___ г.
После прослушивания музыкальной композиции, просим Вас отметить знаком «+» тот музыкальный жанр, к которому, по Вашему мнению, относится прослушанная композиция.
Номер композиции | Музыкальные направления | |||||
Классический рок | Хард-рок | Современный рок | Классический хэви-метал | Современные метал - направления | Смешанные направления рок-музыки | |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф.И.О. ____________________________________________________________
«___» _________ 20 ___ г.
После прослушивания музыкальной композиции, просим Вас отметить знаком «+» тот музыкальный жанр, к которому, по Вашему мнению, относится прослушанная композиция.
Номер композиции | Музыкальные направления | |||||
Классический рок | Хард-рок | Современный рок | Классический хэви-метал | Современные метал - направления | Смешанные направления рок-музыки | |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
БЛАНК РЕЗУЛЬТАТОВ РОК - ВИКТОРИНЫ
«___» ______________ 20 ___ г.
№ п\п | Ф.И. обучающегося | Количество ответов по первой части | Результат прохождения второй части (процент) |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
Педагог дополнительного образования / /
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
№ п\п | Номер в презентации (слайд - номер) | Название аудиозаписи | |
Для показа презентации | Для проведения рок - викторины | ||
1 | 3 - 1 | Эдвард Григ - Утро | Black Sabbath - Headless cross |
2 | 3 - 2 | Duran Duran - What Happens Tomorrow | Cold - When Angels Fly Away |
3 | 3 - 3 | Кельтская музыка | Michael Jackson - DIRTY DIANA |
4 | 4 - 1 | Yngwie Malmsteen - Angels Of Love | Rainbow - I Surrender |
5 | 8 - 1 | Круиз - Послушай, человек! | Slot -Nebo |
6 | 10 - 1 | B.B. King - I Get So Weary | Zombies - Time of the season |
7 | 10 - 2 | Louis Armstrong - Dream A Little Dream Of Me |
|
8 | 11 - 3 | Chuck Berry - Johnny B. Good |
|
9 | 11 - 4 | Queen - The Show Mast Go On |
|
10 | 13 - 1 | The Kinks - You Really Got Me |
|
11 | 16 - 1 | Foreigner - Urgent |
|
12 | 16 - 2 | Whitesnake - Fool For Your Loving |
|
13 | 16 - 3 | HIM - Killing Loneliness |
|
14 | 16 - 4 | Accept - Metal Heart |
|
15 | 17 - 5 | Amatory - Дыши со мной |
|
16 | 17 - 6 | Ария - Потерянный Рай с симфоническим оркестром |
|
/data/edu/files/a1463061055.pptx (Презентация к учебному модулю)