Учебный модуль «Общие сведения о современной музыке»

1
0
Материал опубликован 12 May 2016

Пояснительная записка к презентации

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

1. Общие сведения об учебном модуле:

Тема учебного модуля

Вид занятий в модуле

Возраст обучающихся детей

Продолжительность занятий

Форма контроля результатов

Общие сведения о современной музыке

Групповые

12-18 лет

3 по 45 минут

Проведение викторины

 

Цель учебного модуля: формирование у детей целостного представления о современной музыке.

Задачи учебного модуля:

- ознакомить детей с историей развития современных музыкальных направлений;

- изучить отличительные особенности различных музыкальных направлений и выявить их взаимосвязь;

- на примере прослушанных произведений, сформировать у детей представления об особенностях звучания различных музыкальных направлений;

- сформировать у детей систему структурного представления сложившегося, в настоящее время, музыкального пространства;

- познакомить детей с величайшими, зарубежными и отечественными, композиторами и авторами песен.

 

Материально-техническое обеспечение учебного модуля:

- устройство для воспроизведения аудиоматериалов (аудиоматериалы можно найти по ссылке http://www.audiopoisk.com/, список прилагается);

- мультимедиа – система, для показа учебной презентации  (учебная презентация прилагается на методическом диске);

- раздаточный материал;

 

2. Конспект учебных занятий:

ЗАНЯТИЕ № 1

№ п\п

Время

(мин.-мин.)

Действия педагога

Действия детей

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1

0-1

Педагог приветствует детей:

- здравствуйте, ребята!

(педагог отмечает присутствующих на занятии в журнале)

Дети отвечают:

- здравствуйте!

2

2-3

Педагог объявляет детям тему и цель занятия

Дети слушают

3

4-5

Педагог рассказывает детям ход учебного занятия, интересуется, имеются ли вопросы? (При наличии вопросов от детей отвечает на них)

Дети задают вопросы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1

6-7

Педагог рассказывает детям о современной музыке, ее общих характеристиках (слайд № 3)

Дети слушают

2

8-17

Педагог включает детям аудиоматериал

Дети прослушивают аудиоматериал

(композиции № 3-1, 3-2, 3-3)

3

18-19

Демонстрация слайда № 4 с пояснениями

Дети слушают

4

20-25

Педагог включает детям аудиоматериал к слайду № 4

Дети прослушивают аудиоматериал

(композиция № 4-1)

5

26-28

Педагог дает краткий пересказ пройденного этапа занятия, слайд № 5 (При наличии вопросов от детей отвечает на них)

Дети задают вопросы

6

29-33

Педагог рассказывает детям об эстрадной музыке, слайд 6-8

Дети слушают

7

34-37

Педагог включает детям аудиоматериал к слайду № 8

Дети прослушивают аудиоматериал

(композиция № 8-1)

8

38-39

Педагог рассказывает детям об основных инструментах эстрадного ансамбля, слайд № 9

Дети слушают

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1

40-42

Педагог дает краткий пересказ пройденного занятия, подводит итоги

Дети слушают

2

43-44

Педагог отвечает на вопросы детей

Дети задают вопросы

3

45

Педагог объявляет об окончании первого занятия:

- ребята, на этом, наше занятие закончено, перерыв 10 минут.

Дети выходят на перерыв

 

ЗАНЯТИЕ № 2

№ п\п

Время

(мин.-мин.)

Действия педагога

Действия детей

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1

0-1

Педагог объявляет начало занятия:

- ребята, мы начинаем вторую часть нашего занятия.

Дети рассаживаются, готовятся к занятию

2

2-3

Педагог объявляет детям тему и цель занятия

Дети слушают

3

4-5

Педагог рассказывает детям ход учебного занятия, интересуется, имеются ли вопросы? (При наличии вопросов от детей отвечает на них)

Дети задают вопросы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1

6-9

Педагог задает детям вопросы по пройденному материалу

Дети отвечают на вопросы

2

10-13

Слайд 10-11, педагог рассказывает детям об основных направлениях эстрадной музыки

Дети слушают

3

14-28

Педагог включает детям аудиоматериал (после каждой композиции педагог дает пояснения об их особенностях)

Дети прослушивают аудиоматериал

(композиции № 10-1, 10-2, 11-3, 11-4)

4

29-32

Педагог рассказывает детям о рок-музыке, слайд 12-14

Дети слушают

5

33-35

Педагог включает детям аудиоматериал, слайд 13

Дети прослушивают аудиоматериал

(композиция № 13-1)

6

36-40

Педагог рассказывает детям о рок-музыке, слайд № 15-18

Дети слушают

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1

41-43

Педагог дает краткий пересказ пройденного занятия, подводит итоги

Дети слушают

2

44-45

Педагог отвечает на вопросы детей

Дети задают вопросы

3

45

Педагог объявляет об окончании второго занятия:

- ребята, на этом, наше занятие закончено, всем спасибо!

Дети отвечают:

- спасибо!

 

ЗАНЯТИЕ № 3

№ п\п

Время

(мин.-мин.)

Действия педагога

Действия детей

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1

0-1

Педагог приветствует детей:

- здравствуйте, ребята!

(педагог отмечает присутствующих на занятии в журнале)

Дети отвечают:

- здравствуйте!

2

2-3

Педагог объявляет детям тему и цель занятия

Дети слушают

3

4-5

Педагог рассказывает детям ход учебного занятия, интересуется, имеются ли вопросы? (При наличии вопросов от детей отвечает на них)

Дети задают вопросы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1

6-12

Педагог дает краткий пересказ пройденных занятий, задает детям вопросы по пройденному материалу.

Дети отвечают на вопросы

2

13-40

Педагог включает детям аудиоматериал (после каждой композиции педагог дает пояснения об их особенностях)

Дети прослушивают аудиоматериал

(композиции № 16-1, 16-2, 16-3, 16-4, 17-5, 17-6)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1

40-42

Педагог подводит итоги занятия

Дети слушают

2

43-44

Педагог отвечает на вопросы детей

Дети задают вопросы

3

45

Педагог объявляет об окончании занятия:

- ребята, на этом, наше занятие закончено, перерыв 10 минут.

Дети выходят на перерыв 

 

По окончанию трех занятий с детьми проводится «Рок-викторина». Правила викторины и необходимый материал представлены ниже.

РОК-ВИКТОРИНА

по итогам учебного модуля «Общие сведения о современной музыке»

Правила викторины:

Викторина состоит из двух частей. В первой части дети отвечают на вопросы ведущего (список вопросов прилагается), во второй, детям предлагается прослушать 6 музыкальных композиций и соотнести их с определенными направлениями рок-музыки (бланк ответов прилагается). С учетом «размытости» и отсутствия однозначного разграничения в рок – музыке, по результатам второй части викторины, детям предлагается обосновать их выбор.

Победителем викторины признается игрок, ответивший на  большинство вопросов первой части и наиболее точно обосновавший свое решение по второй части викторины.

 

Вопросы для викторины: 

1. Назовите музыкальное направление, обладающее, в настоящее время, преемственностью по отношению к Европейской музыке XVIIXIX в.в.? (Академическая музыка);

2. Какой период времени называется периодом расцвета «Классического рока»? (1966-1969 год.);

3. Какое направление эстрадной музыки предшествовало появлению рок-музыки? (Рок-н-ролл);

4. Сочетание, каких музыкальных направлений положено в основу рок-н-ролла? (Блюз, джаз, кантри);

5. Что означает понятие Фолк-музыка? (Народная музыка, музыка с элементами народного творчества);

6.  В рамках какого музыкального направления развивается большинство жанров современной музыки? (Эстрадная музыка);

7. Установленные музыкальные границы имеют однозначный или условный характер и почему? (Условный, т.к. многие музыкальные произведения сочетают в себе признаки разных направлений музыки);

8. Что включает в себя понятие «Классический рок»? (Рок-музыка, периода 1965-1979 года);

9. Когда появился жанр Хард-рок? (Начало 1970 г.);

10. С музыкальными группами, каких стран традиционно связывают появление рок-музыки? (США и Великобритания);

11.  Назовите основные инструменты эстрадного ансамбля? (Гитара, бас-гитара, ударные инструменты, синтезатор);

12. Какой музыкальный жанр зародился на Юго-востоке США, среди афроамериканского сообщества и в какое время? (Блюз, конец XIX в.);

13. В чем заключается главное отличие эстрадной музыки от академической? (В упрощенной гармонической модели произведений и усилении роли ритм - секции);

14. Какой период времени можно отнести к термину «Современный рок»? (с 1980 года по настоящее время);

15. Что значит смешанные направления рок-музыки? (Соединение рок - жанров с академической, народной и отличными от рока направлениями эстрадной музыки);

16. В какое время рок-н-ролл получил наиболее популярное распространение? (с середины 1950 г.);

17. В какое время и в результате смешения каких жанров появился классический хэви-метал? (В середине 1970 годов в результате смешения хард-рока и классического рока);

18. В чем заключается отличие хард-рока от классического и современного рока? (В преобладании ритмической основы композиции, гитарного рифа, упрощенной мелодической модели, что делает звучание хард-рока более «жестким»);

19. Что означает слово рок, в контексте жанра рок-музыка? (В переводе с англ. качать, укачивать – указывает на характерные ритмические ощущения от прослушивания рок музыки);

20. Несет ли рок - музыка только эстетическое удовольствие от ее прослушивания или Вам известны другие ее функции?

21. Назовите характерные черты джазовой музыки? (Импровизация, сложные ритмические модели, основанные на синкопах);

22. Что означает рок – музыка в обобщающем значении? (Одно из направлений эстрадной музыки);

23. К какому периоду времени относится становление и развитие современных метал – направлений эстрадной музыки? (с середины 1980 по настоящее время);

24. Назовите известные Вам направления рок-музыки? (классический рок, современный рок, хард-рок, классический хэви-метал, современные метал - направления, смешанные направления рок-музыки и др.).

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

Ф.И.О. ____________________________________________________________

«___» _________ 20 ___ г.

После прослушивания музыкальной композиции, просим Вас отметить знаком «+» тот музыкальный жанр, к которому, по Вашему мнению, относится прослушанная композиция.

Номер композиции

Музыкальные направления

Классический рок

Хард-рок

Современный рок

Классический хэви-метал

Современные метал - направления

Смешанные направления рок-музыки

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

Ф.И.О. ____________________________________________________________

«___» _________ 20 ___ г.

После прослушивания музыкальной композиции, просим Вас отметить знаком «+» тот музыкальный жанр, к которому, по Вашему мнению, относится прослушанная композиция.

Номер композиции

Музыкальные направления

Классический рок

Хард-рок

Современный рок

Классический хэви-метал

Современные метал - направления

Смешанные направления рок-музыки

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

  

 

БЛАНК РЕЗУЛЬТАТОВ РОК - ВИКТОРИНЫ

«___» ______________ 20 ___ г.

 п\п

Ф.И. обучающегося

Количество ответов по первой части

Результат прохождения второй части (процент)

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования                             /                           /

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

№ п\п

Номер в презентации (слайд - номер)

Название аудиозаписи

Для показа презентации

Для проведения рок - викторины

1

3 - 1

Эдвард Григ  - Утро

Black Sabbath - Headless cross

2

3 - 2

Duran Duran - What Happens Tomorrow

Cold - When Angels Fly Away

3

3 - 3

Кельтская музыка

Michael Jackson - DIRTY DIANA

4

4 - 1

Yngwie Malmsteen - Angels Of Love

Rainbow - I Surrender

5

8 - 1

Круиз - Послушай, человек!

Slot -Nebo

6

10 - 1

B.B. King - I Get So Weary

Zombies - Time of the season

7

10 - 2

Louis Armstrong - Dream A Little Dream Of Me

 

8

11 - 3

Chuck Berry - Johnny B. Good

 

9

11 - 4

Queen - The Show Mast Go On

 

10

13 - 1

The Kinks - You Really Got Me

 

11

16 - 1

Foreigner - Urgent

 

12

16 - 2

Whitesnake - Fool For Your Loving

 

13

16 - 3

HIM - Killing Loneliness

 

14

16 - 4

Accept - Metal Heart

 

15

17 - 5

Amatory - Дыши со мной

 

16

17 - 6

Ария - Потерянный Рай с симфоническим оркестром

 

 

/data/edu/files/a1463061055.pptx (Презентация к учебному модулю)

Предварительный просмотр презентации

Жанры и направления СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ РОК Подготовил– Подрезов Алексей Владимирович педагог дополнительного образования

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

I. Общая характеристика музыкальных направлений Для классификации музыки, мы будем использовать ее разделение по направлениям. В настоящее время можно выделить 3 основных направления развития музыки: Академическая музыка – музыка, находящаяся в отношении преемственности, прежде всего, к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т.п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу; Эстрадная (популярная) музыка – направление современной музыки, разных музыкальных жанров, вид современной массовой культуры; Народная (фолк) музыка - музыкально-поэтическое творчество народа, существующее, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение;

I. Общая характеристика музыкальных направлений Разделение музыки на 3 основных направления носит условный характер, можно встретить синтез (соединение) разных музыкальных направлений в рамках какого либо произведения (такое произведение будет относиться к категории эстрадной музыки, но при этом обладать признаками как фолк так и академической музыки или одним из них) ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА ФОЛК МУЗЫКА АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ

II. Основные виды и направления эстрадной музыки Рассматривая современные музыкальные направления и в частности рок музыку отметим, что все они развиваются в рамках эстрадной музыки. К основным направлениям эстрадной музыки можно отнести: Блюз; Рок-н-ролл; Рок; Рэп; Джаз; Кантри; Диско; Электронная музыка; RnB; Поп. Большинство из указанных направлений имеют развитую систему поджанров, но так или иначе все они вписываются в перечисленные выше направления эстрадной музыки. 2. Для нас наибольший интерес представляют такие направления эстрадной музыки как: Блюз; Рок-н-ролл; Рок; Джаз.

II. Основные виды и направления эстрадной музыки Основное отличие эстрадной музыки от академической заключается в упрощении гармонической (мелодической) модели эстрадных произведений и усилении роли ритм - секции (бас-гитара, ударные инструменты). В основном, при исполнении эстрадной музыки используются следующие инструменты: бас-гитара; ударная установка; электрогитара; синтезатор. В некоторых случаях классический состав эстрадного ансамбля дополняется духовыми инструментами, а в отдельных направлениях исполнение эстрадного произведения сопровождается симфоническим оркестром.

II. Основные виды и направления эстрадной музыки Несмотря на упрощенную мелодическую модель, глубина и эмоциональный фон (атмосфера) эстрадной музыки не уступает эффектам, создаваемым академической музыкой, а глубокомысленные стихи многих эстрадных произведений несут в себе большой идеологический потенциал, что заставляет слушателя задуматься над различными вопросами, освещаемыми в эстрадных композициях. Под эгидой эстрадной музыки были сформированы и формируются многие общественные движения и субкультуры.

II. Основные виды и направления эстрадной музыки Основные инструменты эстрадного ансамбля:

II. Основные виды и направления эстрадной музыки Блюз – музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты. 2. Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами джаза изначально стали импровизация, сложный ритм, основанный на синкопированных фигурах.

II. Основные виды и направления эстрадной музыки 3. Рок-н-ролл — жанр популярной музыки, получивший распространение в середине 1950-х годов. Оформился из комбинации элементов афроамериканских (джаз, блюз) и европейских жанров (ритм-н-блюз и кантри). Отличительные черты — это чёткий ритм, танцевальный темп, раскованность исполнения. Традиционными инструментами являются электрогитара, контрабас, ударные, фортепиано и саксофон. Для рок-н-ролла характерен размер 4/4 (четыре четверти). В начале 1960-х годов стилистические границы рок-н-ролла расширились, и появился новый самостоятельный жанр — рок-музыка. 4. Рок - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения.

III. РОК-МУЗЫКА

III. Рок - музыка Рок-музыка формировалась под воздействием различных музыкальных направлений 1950-1960 годов ХХ века. Происхождение рок музыки традиционно связывают с музыкальными коллективами США и Великобритании. Рок-музыка является особым субкультурным явлением, такие субкультуры, как рокеры, моды, хиппи, панки,  металлисты, готы, эмо, неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки. Сложно, однозначно сказать о первой музыкальной композиции в стиле рок, т.к. формирование жанра проходило путем синтеза музыкальных направлений на протяжении длительного периода времени. Для точки отсчета мы возьмем композицию группы The Kinks «You Really Got Me» 1964 года, где впервые были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло дисторшн гитары.

III. Рок - музыка Хотя чёткого разделения музыки 1960-х годов не существует, именно период с 1966 по 1969 годы принято считать временем наибольшего расцвета «классического рока» — этот условный термин включает в себя все основные направления музыки 60-х, начиная с «британского вторжения». Музыка 1966—1969 годов заложила основы для всех последующих достижений рок-музыки. Отличительной особенностью рок-музыки является и изменение подходов к ее созданию. Появление рок-музыки явило нам такой феномен как рок-группа, коллективы которых, чаще всего, формировались простыми людьми, имеющими общие музыкальные и идеологические интересы. Что делало рок музыку социальным феноменом имевшим, зачастую, ярко выраженное идеологическое направление.

III. Рок - музыка Рок-музыка включает в себя множество жанров и поджанров, мы будем классифицировать ее по предложенной ниже схеме: РОК-МУЗЫКА КЛАССИЧЕСКИЙ РОК СОВРЕМЕННЫЙ РОК ХАРД РОК КЛАССИЧЕСКИЙ ХЭВИ-МЕТАЛ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТАЛ-НАПРАВЛЕНИЯ СМЕШАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОК-МУЗЫКИ

III. Рок - музыка Классический рок – рок-музыка периода 1965-1979 года;  Хард рок – отдельное направление рок-музыки, возникшее в начале 1970-х годов, главной отличительной особенностью от классического рока того периода является более жесткая и ритмическая основа композиций (увеличение роли гитарного риффа) и упрощенная мелодическая модель произведений; Современный рок – обобщающее название различных рок-направлений в музыке, начиная с 1980-х годов и до настоящего времени. Классический хэви-метал – направление «Тяжелой музыки», возникшее во второй половине 1970-х годов, в результате синтеза хард-рока и ряда направлений классического рока того периода;

III. Рок - музыка 5. Современные метал-направления – группа «тяжелых» направлений рок-музыки возникших в середине 1980-х годов и продолжающих свое развитие в настоящее время (пр. trash metal; speed metal; black metal; metalcore; glam-metal; death metal; hardcore; power metal и др.) 6. Смешанные направления рок-музыки – различные направления рок-музыки, представляющие собой смешение различных рок-жанров с академической, народной и отличными от рока направлениями эстрадной музыки. Предложенная выше система разделения рок-музыки по направления во многих случаях носит условный характер, нередки случаи, когда не возможно отнести музыкальную композицию или творчество музыкального коллектива к какому-либо однозначному направлению.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.