Учебный модуль «Общие сведения о современной музыке»
Пояснительная записка к презентации
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
1. Общие сведения об учебном модуле:
Тема учебного модуля |
Вид занятий в модуле |
Возраст обучающихся детей |
Продолжительность занятий |
Форма контроля результатов |
Общие сведения о современной музыке |
Групповые |
12-18 лет |
3 по 45 минут |
Проведение викторины |
Цель учебного модуля: формирование у детей целостного представления о современной музыке.
Задачи учебного модуля:
- ознакомить детей с историей развития современных музыкальных направлений;
- изучить отличительные особенности различных музыкальных направлений и выявить их взаимосвязь;
- на примере прослушанных произведений, сформировать у детей представления об особенностях звучания различных музыкальных направлений;
- сформировать у детей систему структурного представления сложившегося, в настоящее время, музыкального пространства;
- познакомить детей с величайшими, зарубежными и отечественными, композиторами и авторами песен.
Материально-техническое обеспечение учебного модуля:
- устройство для воспроизведения аудиоматериалов (аудиоматериалы можно найти по ссылке http://www.audiopoisk.com/, список прилагается);
- мультимедиа – система, для показа учебной презентации (учебная презентация прилагается на методическом диске);
- раздаточный материал;
2. Конспект учебных занятий:
ЗАНЯТИЕ № 1
№ п\п |
Время (мин.-мин.) |
Действия педагога |
Действия детей |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП |
|||
1 |
0-1 |
Педагог приветствует детей: - здравствуйте, ребята! (педагог отмечает присутствующих на занятии в журнале) |
Дети отвечают: - здравствуйте! |
2 |
2-3 |
Педагог объявляет детям тему и цель занятия |
Дети слушают |
3 |
4-5 |
Педагог рассказывает детям ход учебного занятия, интересуется, имеются ли вопросы? (При наличии вопросов от детей отвечает на них) |
Дети задают вопросы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ |
|||
1 |
6-7 |
Педагог рассказывает детям о современной музыке, ее общих характеристиках (слайд № 3) |
Дети слушают |
2 |
8-17 |
Педагог включает детям аудиоматериал |
Дети прослушивают аудиоматериал (композиции № 3-1, 3-2, 3-3) |
3 |
18-19 |
Демонстрация слайда № 4 с пояснениями |
Дети слушают |
4 |
20-25 |
Педагог включает детям аудиоматериал к слайду № 4 |
Дети прослушивают аудиоматериал (композиция № 4-1) |
5 |
26-28 |
Педагог дает краткий пересказ пройденного этапа занятия, слайд № 5 (При наличии вопросов от детей отвечает на них) |
Дети задают вопросы |
6 |
29-33 |
Педагог рассказывает детям об эстрадной музыке, слайд 6-8 |
Дети слушают |
7 |
34-37 |
Педагог включает детям аудиоматериал к слайду № 8 |
Дети прослушивают аудиоматериал (композиция № 8-1) |
8 |
38-39 |
Педагог рассказывает детям об основных инструментах эстрадного ансамбля, слайд № 9 |
Дети слушают |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ |
|||
1 |
40-42 |
Педагог дает краткий пересказ пройденного занятия, подводит итоги |
Дети слушают |
2 |
43-44 |
Педагог отвечает на вопросы детей |
Дети задают вопросы |
3 |
45 |
Педагог объявляет об окончании первого занятия: - ребята, на этом, наше занятие закончено, перерыв 10 минут. |
Дети выходят на перерыв |
ЗАНЯТИЕ № 2
№ п\п |
Время (мин.-мин.) |
Действия педагога |
Действия детей |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП |
|||
1 |
0-1 |
Педагог объявляет начало занятия: - ребята, мы начинаем вторую часть нашего занятия. |
Дети рассаживаются, готовятся к занятию |
2 |
2-3 |
Педагог объявляет детям тему и цель занятия |
Дети слушают |
3 |
4-5 |
Педагог рассказывает детям ход учебного занятия, интересуется, имеются ли вопросы? (При наличии вопросов от детей отвечает на них) |
Дети задают вопросы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ |
|||
1 |
6-9 |
Педагог задает детям вопросы по пройденному материалу |
Дети отвечают на вопросы |
2 |
10-13 |
Слайд 10-11, педагог рассказывает детям об основных направлениях эстрадной музыки |
Дети слушают |
3 |
14-28 |
Педагог включает детям аудиоматериал (после каждой композиции педагог дает пояснения об их особенностях) |
Дети прослушивают аудиоматериал (композиции № 10-1, 10-2, 11-3, 11-4) |
4 |
29-32 |
Педагог рассказывает детям о рок-музыке, слайд 12-14 |
Дети слушают |
5 |
33-35 |
Педагог включает детям аудиоматериал, слайд 13 |
Дети прослушивают аудиоматериал (композиция № 13-1) |
6 |
36-40 |
Педагог рассказывает детям о рок-музыке, слайд № 15-18 |
Дети слушают |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ |
|||
1 |
41-43 |
Педагог дает краткий пересказ пройденного занятия, подводит итоги |
Дети слушают |
2 |
44-45 |
Педагог отвечает на вопросы детей |
Дети задают вопросы |
3 |
45 |
Педагог объявляет об окончании второго занятия: - ребята, на этом, наше занятие закончено, всем спасибо! |
Дети отвечают: - спасибо! |
ЗАНЯТИЕ № 3
№ п\п |
Время (мин.-мин.) |
Действия педагога |
Действия детей |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП |
|||
1 |
0-1 |
Педагог приветствует детей: - здравствуйте, ребята! (педагог отмечает присутствующих на занятии в журнале) |
Дети отвечают: - здравствуйте! |
2 |
2-3 |
Педагог объявляет детям тему и цель занятия |
Дети слушают |
3 |
4-5 |
Педагог рассказывает детям ход учебного занятия, интересуется, имеются ли вопросы? (При наличии вопросов от детей отвечает на них) |
Дети задают вопросы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ |
|||
1 |
6-12 |
Педагог дает краткий пересказ пройденных занятий, задает детям вопросы по пройденному материалу. |
Дети отвечают на вопросы |
2 |
13-40 |
Педагог включает детям аудиоматериал (после каждой композиции педагог дает пояснения об их особенностях) |
Дети прослушивают аудиоматериал (композиции № 16-1, 16-2, 16-3, 16-4, 17-5, 17-6) |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ |
|||
1 |
40-42 |
Педагог подводит итоги занятия |
Дети слушают |
2 |
43-44 |
Педагог отвечает на вопросы детей |
Дети задают вопросы |
3 |
45 |
Педагог объявляет об окончании занятия: - ребята, на этом, наше занятие закончено, перерыв 10 минут. |
Дети выходят на перерыв |
По окончанию трех занятий с детьми проводится «Рок-викторина». Правила викторины и необходимый материал представлены ниже.
РОК-ВИКТОРИНА
по итогам учебного модуля «Общие сведения о современной музыке»
Правила викторины:
Викторина состоит из двух частей. В первой части дети отвечают на вопросы ведущего (список вопросов прилагается), во второй, детям предлагается прослушать 6 музыкальных композиций и соотнести их с определенными направлениями рок-музыки (бланк ответов прилагается). С учетом «размытости» и отсутствия однозначного разграничения в рок – музыке, по результатам второй части викторины, детям предлагается обосновать их выбор.
Победителем викторины признается игрок, ответивший на большинство вопросов первой части и наиболее точно обосновавший свое решение по второй части викторины.
Вопросы для викторины:
1. Назовите музыкальное направление, обладающее, в настоящее время, преемственностью по отношению к Европейской музыке XVII – XIX в.в.? (Академическая музыка);
2. Какой период времени называется периодом расцвета «Классического рока»? (1966-1969 год.);
3. Какое направление эстрадной музыки предшествовало появлению рок-музыки? (Рок-н-ролл);
4. Сочетание, каких музыкальных направлений положено в основу рок-н-ролла? (Блюз, джаз, кантри);
5. Что означает понятие Фолк-музыка? (Народная музыка, музыка с элементами народного творчества);
6. В рамках какого музыкального направления развивается большинство жанров современной музыки? (Эстрадная музыка);
7. Установленные музыкальные границы имеют однозначный или условный характер и почему? (Условный, т.к. многие музыкальные произведения сочетают в себе признаки разных направлений музыки);
8. Что включает в себя понятие «Классический рок»? (Рок-музыка, периода 1965-1979 года);
9. Когда появился жанр Хард-рок? (Начало 1970 г.);
10. С музыкальными группами, каких стран традиционно связывают появление рок-музыки? (США и Великобритания);
11. Назовите основные инструменты эстрадного ансамбля? (Гитара, бас-гитара, ударные инструменты, синтезатор);
12. Какой музыкальный жанр зародился на Юго-востоке США, среди афроамериканского сообщества и в какое время? (Блюз, конец XIX в.);
13. В чем заключается главное отличие эстрадной музыки от академической? (В упрощенной гармонической модели произведений и усилении роли ритм - секции);
14. Какой период времени можно отнести к термину «Современный рок»? (с 1980 года по настоящее время);
15. Что значит смешанные направления рок-музыки? (Соединение рок - жанров с академической, народной и отличными от рока направлениями эстрадной музыки);
16. В какое время рок-н-ролл получил наиболее популярное распространение? (с середины 1950 г.);
17. В какое время и в результате смешения каких жанров появился классический хэви-метал? (В середине 1970 годов в результате смешения хард-рока и классического рока);
18. В чем заключается отличие хард-рока от классического и современного рока? (В преобладании ритмической основы композиции, гитарного рифа, упрощенной мелодической модели, что делает звучание хард-рока более «жестким»);
19. Что означает слово рок, в контексте жанра рок-музыка? (В переводе с англ. качать, укачивать – указывает на характерные ритмические ощущения от прослушивания рок музыки);
20. Несет ли рок - музыка только эстетическое удовольствие от ее прослушивания или Вам известны другие ее функции?
21. Назовите характерные черты джазовой музыки? (Импровизация, сложные ритмические модели, основанные на синкопах);
22. Что означает рок – музыка в обобщающем значении? (Одно из направлений эстрадной музыки);
23. К какому периоду времени относится становление и развитие современных метал – направлений эстрадной музыки? (с середины 1980 по настоящее время);
24. Назовите известные Вам направления рок-музыки? (классический рок, современный рок, хард-рок, классический хэви-метал, современные метал - направления, смешанные направления рок-музыки и др.).
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф.И.О. ____________________________________________________________
«___» _________ 20 ___ г.
После прослушивания музыкальной композиции, просим Вас отметить знаком «+» тот музыкальный жанр, к которому, по Вашему мнению, относится прослушанная композиция.
Номер композиции |
Музыкальные направления |
|||||
Классический рок |
Хард-рок |
Современный рок |
Классический хэви-метал |
Современные метал - направления |
Смешанные направления рок-музыки |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф.И.О. ____________________________________________________________
«___» _________ 20 ___ г.
После прослушивания музыкальной композиции, просим Вас отметить знаком «+» тот музыкальный жанр, к которому, по Вашему мнению, относится прослушанная композиция.
Номер композиции |
Музыкальные направления |
|||||
Классический рок |
Хард-рок |
Современный рок |
Классический хэви-метал |
Современные метал - направления |
Смешанные направления рок-музыки |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
БЛАНК РЕЗУЛЬТАТОВ РОК - ВИКТОРИНЫ
«___» ______________ 20 ___ г.
№ п\п |
Ф.И. обучающегося |
Количество ответов по первой части |
Результат прохождения второй части (процент) |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
Педагог дополнительного образования / /
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
№ п\п |
Номер в презентации (слайд - номер) |
Название аудиозаписи |
|
Для показа презентации |
Для проведения рок - викторины |
||
1 |
3 - 1 |
Эдвард Григ - Утро |
Black Sabbath - Headless cross |
2 |
3 - 2 |
Duran Duran - What Happens Tomorrow |
Cold - When Angels Fly Away |
3 |
3 - 3 |
Кельтская музыка |
Michael Jackson - DIRTY DIANA |
4 |
4 - 1 |
Yngwie Malmsteen - Angels Of Love |
Rainbow - I Surrender |
5 |
8 - 1 |
Круиз - Послушай, человек! |
Slot -Nebo |
6 |
10 - 1 |
B.B. King - I Get So Weary |
Zombies - Time of the season |
7 |
10 - 2 |
Louis Armstrong - Dream A Little Dream Of Me |
|
8 |
11 - 3 |
Chuck Berry - Johnny B. Good |
|
9 |
11 - 4 |
Queen - The Show Mast Go On |
|
10 |
13 - 1 |
The Kinks - You Really Got Me |
|
11 |
16 - 1 |
Foreigner - Urgent |
|
12 |
16 - 2 |
Whitesnake - Fool For Your Loving |
|
13 |
16 - 3 |
HIM - Killing Loneliness |
|
14 |
16 - 4 |
Accept - Metal Heart |
|
15 |
17 - 5 |
Amatory - Дыши со мной |
|
16 |
17 - 6 |
Ария - Потерянный Рай с симфоническим оркестром |
|
/data/edu/files/a1463061055.pptx (Презентация к учебному модулю)