Автор публикации: В. Сафронова, ученица 4В класса
Достопримечательности Суздаля (Экскурсия для дошкольников)
В микрорайоне
Город Суздаль совсем небольшой, но знаменитый. Его ещё называют «Музеем под открытым небом», потому что здесь сохранилось много старинных построек, посмотреть которые приезжают гости со всего мира. Но мы сейчас видим только современные дома, да и то какие-то маленькие. Так жители города сделали специально. Для того, чтобы туристы видели только старинный Суздаль, новые дома построили подальше от древнего города и они не выше 3-х этажей, чтобы не закрывать вид на красивые церкви. В Суздале совсем нет больших заводив и фабрик, зато много музеев, гостиниц, ресторанов, сувенирных магазинов.
Суздаль – наш город старинный, Часто встречает гостей. Есть здесь красивые церкви, Много монастырей. Всходит над городом солнце, Ярко лучи горят. «Как же красив наш Суздаль!» - Жители говорят.
Ул. Ленина
Это – главная улица Суздаля, она проходит через весь город. На ней стоят и храмы и дома, в которых живут люди. Суздаль в старину был разделён на три части. Самая древняя и главная часть называлась Кремлём. В Кремле жил князь и владыка церкви митрополит. Около Кремля строился посад с торговой площадью в центре. На посаде жили купцы и мастера. А на краю города находились монастыри, в которых жили монахи. Чтобы враги не смогли захватить Суздаль, люди окружили Кремль и посад со всех сторон валами – высокими горами из земли. На валах стояли деревянные стены. Под валами люди вырыли ров и заполнили его водой. Монастыри же были защищены высокими стенами с башнями. Вот валы, которые окружают Кремль. А деревянных стен нет, они сгорели при пожаре.
На берегу Каменки
Город был построен на реке, которая называется Каменка, потому что вытекает из-под большого камня. По этой реке в старину проходил торговый путь к Чёрному морю. Суздальские купцы плавали на небольших кораблях и вывозили лес, мёд, красивые меха, а из заморских стран привозили дорогую посуду, шёлковые ткани, ковры, духи. Как-то суздальскому князю привезли в подарок живого верблюда. В чистой воде Каменки когда-то водился речной жемчуг, которым мастерицы украшали свои вышивки.
Какая красота, простор тут и покой. Люблю я постоять над Каменкой-рекой! Руками я взмахну, взлечу и обниму Весь суздальский свой край, родную сторону.
Музей деревянного зодчества
А здесь создан музей деревянных построек, которые были привезены для показа и охраны из деревень, находящихся около Суздаля. Все они мастерски срублены без гвоздей, одними топорами. Не даром иностранцы говорили: «Русский мужик топором и часы починит». Большая церковь выстроена в виде пирамиды. На нижней части, сложенной из сосновых брёвен, возвышаются восьмиугольные башенки, уменьшающиеся кверху. Главки церкви покрыты дощечками из осины, которые могут красиво блестеть на солнце. Маленькая церковь выстроена «кораблём», стоят рядом её алтарь, куб храма и колокольня. В таких деревенских церквях проходили все основные события жизни крестьянина, часто в них устраивались школы. В музее есть и жилые дома: двухэтажный дом богача и изба крестьянина среднего достатка. В таком небольшом доме могла жить семья из 20 человек. Хозяин строил дом сам, старался успеть за лето, а осенью дом был готов. Когда дом начинали строить, под нижние брёвна на углы для счастливой жизни люди клали: крестик – чтобы не водились черти, монету – чтобы жить богато, соль – чтобы не болеть и шерсть домашних животных – чтобы было много скотины. Когда нужно было строить у дома крышу, на сруб поднимали огромное бревно – матицу, на котором держалась крыша. Тут хозяин звал себе помощников и готовил матичное угощение. Поднятую матицу было принять «обсевать». Для этого мальчик-севец поднимался на бревно и шёл по нему, бросая вниз зерно и говоря пожелания: «Жить вам 100 годов, нажить 100 коров, коней табунок, свиней закуток, овечек стадо, гусей стаю, курей на забор, собак полон двор, тараканов печурку и блох шкатулку». Также на матицу привязывали горшок с кашей, севец верёвку обрезал, горшок падал и по рассыпавшейся каше и осколкам горшка судили, как будут жить люди в новом доме. Если каша разлеталась в разные стороны, значит и в семье начнётся разлад, а если шлёпалась кучкой, семья будет жить дружно. А на сколько кусочков разбивался горшок, значит, столько родится сыночков. Когда дом был готов, в нём на первую ночь оставляли ночевать барана, на вторую ночь – петуха, а затем пускали кота и наблюдали за его поведением. Хорошо, если кот принимался есть и шёл знакомиться с новым жилищем и плохо, если он стремился выскочить назад. После перевозили домового – хранителя дома. Хозяйка брала новую скатерть и заворачивала в неё горшок с горящими углями, взятыми из старой печки. Рядом с горшком она приглашала сесть домового. Угольки потом клались в новую печь, а скатерть стряхивалась на четыре угла, чтобы домовой сам выбрал, где ему поселиться. Только после этого в дом вносили иконы. Рядом с домом у хозяина был двор, где стояли сани и телеги, хранились дрова. В музее есть и хозяйственные постройки: бани, овины, амбары, мельницы. Для чего нужны были мельницы? Мельницы, на которых мололи зерно, строились в виде столба, на котором закреплялся шатёр и крылья. Для сушки зерна нужны были овины, а хранили зерно в амбарах. Вот они, амбары. Почему они стоят около реки, на таких высоких столбиках? Амбары стоят далеко от жилья и около воды, чтобы при пожаре не сгорело зерно, которое крестьянин очень берёг и вешал на амбар огромный замок, хотя дом свой не запирал. Люди говорили: «Каково в амбаре, таково и в кармане». А на столбиках амбары для того, чтобы вода не замочила зерно при разливе реки. Русские люди любили часто мыться, поэтому бани были у каждого дома. В старину верили, что рядом живут разные волшебные существа. Как их звали? В доме жил домовой, самый добрый друг и помощник. Он и лицом был похож на хозяина дома, только весь заросший шерстью и с коготками на лапах. Во дворе жил дворовой, в бане банник, который имел вид голого старичка с заплесневелой бородой и мог быть опасен – мог наслать обморок, обжечь. Особенно не любил банник, когда люди в бане друг друга подгоняли. Чтобы задобрить банника, ему оставляли свежий веник и ушат чистой воды. В овине жил овинник - существо, у которого одна рука была холодной и голой, а - другая мохнатой и тёплой. Девушки гадали в овине на жениха. Надо было в полночь просунуть голую руку в окно овина и ждать – погладит овинник мохнатой лапкой по руке, значит, жених будет богатый, а голой лапкой - будет бедный. В воде водился водяной, являвшийся пучеглазым и ластоногим стариком, с левой полы одежды которого всегда стекала вода, а в лесу жил леший, который мог представиться и великаном и карликом, но его волосы зеленоватые, нет ресниц, бровей и леший никогда не подпоясывался. Чтобы откупиться от лешего, надо оставить на пеньке лакомства, которых нет в лесу, а когда заблудишься, надо всю одежду надеть наизнанку, тогда он перестанет шутить и выведет на дорогу. В поле тоже водились диковинные существа. Полудица, красивая девушка в белой рубахе, не любила, когда люди работали в полдень. Застав их в поле, она загадывала им загадки и кто не мог их разгадать наказывался солнечным ударом. Полевик, сопливый старичок, просил при встрече вытереть себе нос голой рукой, и если человек не брезговал, у него в руке оказывалась горсть серебра.
У дома купца Агапова
Это – старинный дом суздальского купца. Часто нижняя часть у домов каменная – там у хозяев была лавочка с товарами, кладовка, кухня, мастерская, а в верхней, деревянной части люди жили. Около дома всегда имеется огород и сад. Люди поселились на Суздальской земле давным-давно. Что же им здесь понравилось, почему они решили построить здесь город? Для чего были нужны река, лес, земля? Здесь было всё необходимое людям для жизни - протекала река, был лес и много свободной земли для того, чтобы выращивать хлеб. Название города – Суздаль – в переводе с языка древних племён значит «песня девушек». Город – это то, что огорожено. Вспомним, какие укрепления построили люди, чтобы защитить свой город от врагов? (Ров –от слова «рыть», вал - от слова «наваливать»). Сначала был построен Кремль, его можно найти там, где возвышается самый старинный в городе собор с синими главами. Посад разросся там, где видно длинное здание с колоннами - торговые ряды. А монастырь можно найти там, где видна самая высокая в городе колокольня. И там, и тут видны церкви, которые строили богатые суздальские купцы. Какой красивый вид! Как много разных храмов! Поэтому в Суздале часто снимаются исторические фильмы. А прямо перед нами луг, где паслись стада. На этом лугу в Ильин день жители устраивали праздник: водили хороводы, плели венки, прыгали через костры. Огонь для таких костров нужно было зажечь трением, иначе он не считался чистым.
К Ризоположенскому монастырю
А сейчас мы поедем в монастырь. Кто жил в монастыре? В самые древние времена люди верили в разных богов – Ярилу, Перуна и многих других, но вот князь Владимир выбрал другую веру – Христианскую. После этого на Руси стали появляться церкви и монастыри. Когда-то в Суздале было 15 монастырей, сейчас осталось только 5. Зачем же нужны монастыри? Верующие люди считают, что Царство небесное, в Рай, может попасть только тот, кто не грешит – не совершает плохих поступков, помогает людям, ведёт скромную жизнь и всё время трудится. Для того, чтобы быть подальше от грешного мира, люди уходили в пустынные места, там молились, а постепенно к ним собирались другие верующие. Так и появлялся монастырь. Уходя в монастырь, человек посвящал себя Богу, отказываясь от семьи, монахам не разрешалось жениться и выходить замуж, поэтому монастыри были мужские и женские.
Ризоположенский монастырь
У каждого монастыря обязательно были стены и башни. Для чего? Вход в монастырь был через Святые ворота или надвратную церковь. Проходя под сводами Святых ворот в монастырь, человек очищался от всех своих грехов. Также в монастыре был собор, чтобы монахи собирались в нём на молитву (собор – от слова «собираться»). Собор больше церкви по размерам и похож на человека в белой рубахе: у человека сверху голова, а у собора – главка или несколько глав, у человека под головой шея, а у собора под главкой барабан, ниже - как плечи – полукруглые закомары. Вход в собор называется «притвор», а с восточной стороны, откуда всходит солнце, у собора имеется алтарь – часть, где служит священник и куда обычным людям заходить нельзя. Главки у собора в форме шлема воина и покрыты деревянными осиновыми дощечками. Ещё была в монастыре особая церковь, которая называлась «Трапезная» (трапеза значит «еда»). В ней монахи обедали и ужинали и в ней же молились перед едой. В этом монастыре трапезная церковь не сохранилась, есть только трапезная палата. Жили монахи в келейном корпусе, в комнатах, которые назывались «кельи». Для главного монаха, настоятеля, строился отдельный дом. Рядом с настоятельским домом здесь было построено здание церковной школы. Обязательно в монастыре была колокольня. На ней звонили в колокола, призывая монахов на молитву, на трапезу, были праздничные и набатные звоны (набат звучал в случае большого пожара, нашествия врагов). Как же жили монахи в монастыре? При встрече мы сразу можем узнать монаха или монахиню. У них и летом и зимой особая длинная одежда чёрного цвета, голову закрывает чёрный головной убор, закрывающий волосы. По монастырским правилам монахи должны были жить скромно, есть простую пищу и трудиться. Трудовой день в монастыре начинается в 5 часов. Монахи идут на молитву, берут кусок хлеба и бутылку молока, кваса и расходятся на работы. В обед все собираются на трапезу, едят густой суп – «варево», затем даются рыба, яйца, овощи, фрукты. На ужин подаётся каша – «сочиво», потом творог, выпечка. Мясо в монастырях есть нельзя. Нельзя также есть потихоньку от других в своей келье. В монашеских кельях мебели немного – лавка, полочка с иконами, коврик для молитв. Телевизор, радио, зеркало в монастырях иметь не разрешается. В баню монахи ходят только один раз в месяц. Этот монастырь женский, монахинь здесь немного -12 человек. Живут монахини в келейном корпусе. Они уже пожилые и им уже трудно наводить в монастыре порядок, но они стараются создать здесь уют и чистоту. Монахини работают на огородах, ухаживают за коровами и курами. Стены, колокольня и церковь разрушаются, но видимо, нет денег на их ремонт. Как же становятся монахами и монахинями? Сначала надо пожить в монастыре 3 года послушником, привыкнуть к монашеской жизни. Потом происходит пострижение, после которого монаху даётся другое имя. Будущий монах три раза подаёт настоятелю ножницы, на третий раз настоятель их берёт и выстригает прядь волос. При этом монах обещает слушаться во всём настоятеля, отказывается от богатства и от вступления в брак. Трудно быть монахом! Они уходят от семьи, живут не так, как им хочется, а как приказывает настоятель, постоянно работают и молятся, не видя никаких развлечений. Если человек стал монахом, он уже не может вернуться к обычной жизни - это большой грех. Этот монастырь, древнейший в Суздале, называется Ризположенский. Есть такой праздник «Положение ризы Богородицы». По легенде два брата пошли помолиться в древний город Константинополь. По дороге они остановились в доме, где хозяйка зажигала свечи перед ящичком. Она сказала, что в нём хранится одежда – «риза» Богородицы, от которой происходят чудеса – излечиваются больные люди. Братья перенесли ризу в Константинополь, где для неё построили храм. Ризположенский монастырь был местом жизни святой Евфросинии, которая считается хранительницей не только своего монастыря, но и всего Суздаля. Что значит быть Святым? Святой человек может своими молитвами творить чудеса, за это его прославляют люди. Евфросинию до монашества звали Феодулия, она была дочерью Черниговского князя Михаила. Ещё в детстве маленькая она хотела стать монахиней, но родители не хотели для любимой дочери такой жизни. Когда девочка подросла, ей нашли жениха в Суздале и Феодулия поехала к нему. Но её жених внезапно умер, и княжна решила не возвращаться домой, а поступить в недавно открытый Ризположенский монастырь. Скоро новая монахиня заслужила уважение людей своей жизнью. Она всё делала своими руками, помогала больным, жила самой скромной жизнью. Один богатый суздальский купец, видя бедную одежду Евфросинии, подарил ей шубу, но она отказалась от подарка, сказав: «Зачем мне это? Как рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и даже бывает вкуснее, так и мы, монахини, если терпим холод, крепнем духом и бываем угодны Богу». Святая Евфросиния могла своими молитвами излечивать болезни, поэтому к ней в монастырь приходило множество людей. Евфросиния также совершила чудо спасения своего монастыря. На Суздаль тогда напали татары, и монахи покидали свои монастыри, спасаясь за кремлёвскими стенами. Но и они и их монастыри были захвачены. Только Ризположенский монастырь уцелел. Евфросиния не ушла из монастыря и горячо молилась за его спасение. Татары же не могли приблизится к монастырю – какая-то сила держала их. Когда Евфросиния умерла, у её могилы продолжали совершаться чудеса, поэтому её почитали, как святую.
В Ризоположенском соборе
Для чего был нужен собор? Для молитв в соборе везде располагаются иконы. Кто на них изображён? Полностью из икон состоит стена, которая отделяет алтарь, эта стена называется «иконостас». Есть в соборе особые иконы: это икона, на которой нарисован праздник положения ризы и икона, где изображена святая Евфросиния. Эту икону в монастырь отдала я, а ко мне она попала во время ремонта старого суздальского дома. В соборах обязательно были предметы, необходимые для службы: храм освещали люстры – паникадила, около икон стояли подсвечники.
К Кремлю
Мы опять выехали на главную улицу города. Здесь стоит удивительная церковь, которую жители построили за один день. Как-то в Суздале люди заболели чумой, многие умерли. Чтобы Бог избавил город от болезни, жители решили собраться вместе и построить церковь. Утром начали строить, а вечером в храме уже молились. После этого болезнь покинула город.
На торговой площади
Вот и старая торговая площадь, вымощенная камнем. Для чего она была нужна? На ней торговали разными товарами, но особенно славились суздальские огурцы, хрен и лук. Огурцы не только солили, но и варили в меду. Из хрена и лука делали порошок и отправляли его в Париж - для приготовления знаменитого французского соуса. На торговой площади стоит церковь, которую построили богатые суздальские купцы и торговые ряды, где у купцов были лавки и магазины. На воротах торговых рядов видна птица сокол, которая изображена и на суздальском гербе. Улица, которая ведёт к Кремлю, так и называется – Кремлёвская. На ней когда-то жили мастера-оружейники и ювелиры. Вот уже видны кремлёвские валы и рвы. Здесь, между валами, стояли когда-то ворота, ведущие в Кремль.
В Суздале колокольни церквей часто завершали шатром в форме перевёрнутой дудки, считали, что такая форма шатра придаёт звонам особую громкость.
У Рождественского собора
Это самый древний храм Суздаля – Рождественский собор. Он был построен из белого камня, когда ещё все постройки в городе были деревянными. Белый камень привозили с берегов Москва - реки и здесь мастера-камнесечцы высекали из каменных глыб прямоугольные плиты, из которых строили стены. Из белого камня высекались и украшения для храма. Это были растительные узоры, изображения людей и животных. Мы уже видели деревянные церкви. Почему люди стали строить церкви и соборы из камня? Вспомним, из каких частей состоял собор. У человеке голова, а у собора (главка), у человека шея, а у собора (барабан), ниже идут плечики, которые называются (закомары), вход назывался (притвор), а с востока был (алтарь). У Рождественского собора ровно посередине есть красивый поясок из резного камня. Рядом с собором была построена колокольня с часами, которые и сейчас показывают время. Чем эти часы необычны? На них вместо цифр старинные буквы: аз, веди, а буквы «буки» нет, она считалась плохой. Время, обозначенное на часах, отзванивают колокола. Самый большой колокол с молотом отбивает часы. Когда-то в Кремле рядом с собором стоял деревянный княжеский дворец. Но потом князья и цари стали жить в Москве, а в Суздале поселился главный священник, глава церкви митрополит. Для митрополита были построены роскошные палаты. Здесь были покои митрополита, жили его слуги, размещалась его церковь и зал для праздников.
Серебрякова Татьяна
Татьяна Зубкова