Урок-экскурсия «Касли и его достопримечательности»
Конспект урока с использованием ИКТ
Тема: Касли и его достопримечательности.
Цель:
· продолжать изучение Каслинского района;
· воспитывать любовь к Родине, родному краю;
· познакомить обучающихся с достопримечательностями города Касли.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
№ п/п |
Этапы учебного занятия / организационно – методического мероприятия |
Деятельность педагога / руководителя |
Деятельность обучающихся / участников |
Технологическое сопровождение (слайды презентации) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Организационный момент Вступительное слово |
Беседа, |
Обучающиеся отвечают |
|
2 |
Новый материал |
Рассказ учителя, Вопросы |
Обучающиеся слушают,отвечают, индивидуальные сообщения |
Слайды 5-24 |
3 |
Закрепление |
Беседа по теме |
Отвечают на вопросы |
Слайд 26 |
4 |
Рефлексия |
Стихи, загадки, скороговорки, считалки о собаках |
По очереди рассказывают скороговорки |
Слайд 27 |
5 |
Домашнее задание |
Беседа по теме |
Отвечают на вопросы |
Слайд 28 |
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверка отсутствующих. (Отчет старосты.)
2. Новый материал
Вступительное слово учителя: «Дорогие ребята, сегодня мы с Вами совершим экскурсию в замечательный город» (Слайд 1) «Какой?»- Ответы обучающихся (Касли) Постановка целей урока (слайд 3)
Рассказ учителя: На всю Россию и даже за ее пределами прославился своим художественным литьем из чугуна и бронзы небольшой город Касли, расположившийся на восточном склоне Уральских гор, между озерами Большие и Малые Касли, Иртяш, Сунгуль и Киреты, в 198 километрах к северо-западуот Челябинска.
Поселок Каслинский образовался в 1747 году при строительстве Акинфием Демидовым чугуноплавильного и железоделательного завода на озере Большие Касли. Статус города он приобрел только в 1942 году. С 1944 года – центр Каслинского района, с 1965 года – город областного подчинения.
Город Касли знаменит Каслинским заводом, который с середины XIXвека занялся художественным чугунным литьем. Для международной выставки в Париже в 1900 году на предприятии был отлит ажурный павильон из металла, (слайд 5) который ныне находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Однако в 1914 году, в связи с переходом завода на выпуск военной продукции, литье художественных изделий в Каслях прекратилось.
После долгого перерыва в начале 20-х годов ХХ века начались первые художественных отливки – мемориальные доски с портретами Маркса, Либкнехта, Луначарского и других деятелей. В 1922 году в городе Касли был установлен памятник героям революции, отлитый на заводе. Также открылась заводская школа, в которую принимались дети рабочих, и в 1934 году организуется регулярный выпуск художественного литья. Каслинское архитектурное литье применялось в оформлении общественных зданий и московского метрополитена, а также при строительстве набережных и мостов. После 1944 года ассортимент продукции пополняется темой Отечественной войны. В конце 1980-х ассортимент каслинского завода включал 130 произведений, среди которых работы, выполненные по моделям XIX века и современных скульпторов.
А сейчас, ребята, мы познакомимся с Вами с его достопримечательностями поближе.
Итак, начнем:
Каслинский историко-художественный музей (Каслинский музей художественного литья) (слайд 6)
Адрес: 456830, Челябинская область, г. Касли, ул. Советская, 38
Режим работы: вторник, среда, четверг, пятница с 9.00 до 17.00; понедельник, суббота с 9.00 до 16.00; воскресенье - выходной (возможна работа по предварительным заявкам). Первая пятница каждого месяца - санитарный день.
Телефон: (35149) 2-21-69
Каслинский историко-художественный музей – муниципальное учреждение, созданное на базе Каслинского музея художественного литья и Дома-музея скульптора А. В. Чиркина. Музей основан в 1962 году постановлением бюро Каслинского райкома КПСС по инициативе педагогов К.А. Плотинновой и 3.И. Головановой; открыт в 1963 году как историко-краеведческий музей на общественных началах. Музей находится в доме купца Лежнева (постройка середины XIX в.). В 1968 году музей включен в сеть государственных музеев Министерства культуры РСФСР. В музее имеется три отдела: истории, природы и каслинского художественного литья. С середины 70-х годов XX века значительно пополнилась уникальная коллекция чугунного художественного литья, в результате чего в 1977 году произошло перепрофилирование учреждения: музей был преобразован в Каслинский музей художественного литья. В 1989году музей стал обладателем творческого наследия талантливого каслинского скульптора А.В. Чиркина, чья усадьба с мастерской имеет теперь статус единственного в Челябинской области дома-музея. В 1995 году Дом-музей в качестве отделения Каслинского музея художественного литья был открыт для посещения. В мае 1999 года Каслинский музей художественного литья был преобразован в МУ «Каслинский историко-художественный музей».
Каслинский музей − единственный в России специализированный музей художественного литья. Основу его собрания составляет уникальная коллекция чугунных отливок, выполненных в XIX—XX вв. на Каслинском заводе. Завод был основан в 1747 году тульским купцом Я.Р. Коробковым.
Приступив к освоению фигурных изделий из чугуна в первой четверти XIX в., предприятие во второй половине прошлого столетия превратилось в главный центр художественного литья. Редкие свойства местных формовочных материалов, особый состав чугуна и замечательное мастерство каслинских умельцев обеспечили феноменально высокое качество отливок: скульптуры малых форм, предметов декоративно-прикладного и архитектурно-декоративного искусства. В основу стилистики каслинских изделий легли графическая четкость силуэта в сочетании с тщательной проработкой деталей. Лучшие образцы каслинского литья создавались по оригинальным моделям выдающихся русских скульпторов − П.К. Клодта, П.И. Либериха, Е.А. Лансере, А.М. Опекушина; известных европейских авторов − К.Ф. Шинкеля, Э.М. Фальконе, Ж. Готье, а также самобытных народных лепщиков — В.Ф. Торокина, К.Д. Тарасова, Д.И. Широкова и многих других.
Участие Каслинского завода в российских и международных выставках отмечено множеством золотых, серебряных и бронзовых медалей и дипломов. Всоветское время традиции художественного литья были продолжены такими мастерами скульптуры, как Н.В. Томский, М.Г. Манизер, К.А. Клодт, П.С. Аникин, С.П. Манаенков,А.С. Гилев, А.В. Чиркин, О.А. Скачков и другие.
Богатая история литейного центра с достаточной полнотой воплощена в экспозиции Каслинского музея, Бытовые и культовые отливки дают представление об этапах становления фигурного литья в Каслях (1810−1830 гг.). Образцы мебели, подсвечники и ажурные тарелки иллюстрируют фазу перехода от фигурного литья к собственно художественному (1830 - 1940 гг.). Широко представлена скульптура малых форм, освоенная в 1850 − 1860 годах. Этот раздел знакомит с отливками, которые созданы по моделям русских, зарубежных и народных мастеров пластическогоискусства. Особое место в экспозиции занимают чугунные миниатюры: уникальная часовая цепочка, подобной которой нет ни на одном из российских музейных собраний, и крошечные размером от 1 до 1,5 см брелки с ювелирно-тонким изображением животных, которые Д.И. Менделеев называл настоящим чудом литейного искусства.
Исключительный интерес представляет коллекция авторских работ из собрания музея. Здесь хранятся почти все произведения П.С. Аникина, О.А. Скачкова, значительная часть лучших пластических созданий А.С. Гилева, С.П. Манаенкова, В.П. и О.А. Игнатьевых и других.
Всего в фондах музея более 21 тыс. единиц хранения, в том числе в основном фонде −около 12 тыс. единиц хранения, основную часть которых составляют образцы художественного литья. Кроме того в музее представлены: нумизматические коллекции, этнографические экспонаты, изделия прикладного искусства. В научном архиве музея хранятся личные фонды скульпторов, документы, фотографии, свидетельствующие об этапах развития Каслинскогозаводада. В научной библиотеке свыше 6 тыс. книг, в том числе редкие издания. Музей проводит научно-исследовательскую работу в рамках программы «Живой чугун», основные направления которой − изучение музейных коллекций, истории Каслинского завода. Совершенствуется и расширяется постоянная экспозиция, отражающая историю возникновения, становления и развития художественного литья из чугуна.
Дом-музей скульптора А.В. Чиркина (слайд 7)
Адрес: 456830, Челябинская область, г. Касли, ул. Памяти 1905 года, 86
Режим работы: ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья
Телефон: (35149) 2-24-07
Дом-музей скульптора А.В. Чиркина является филиалом Каслинского историко-художественного музея. В 1989 при поддержке Главного управления культуры и искусства Челябинской области музеем был приобретен у наследников дом, в котором в 1973 − 1989 гг. проживал талантливый скульптор А. В. Чиркин. В 1995 году Дом-музей в качестве отделения Каслинского музея художественного литья был открыт для посещения. Здесь сохранена подлинная обстановка (мебель конца 19 − середины 20 вв., культовые предметы, личная библиотека А.В. Чиркина и др.). Экспонируется более 100 скульптурных произведений («П.П. Бажов», «Литейщик», «Углевоз», «Данила-мастер», «Ветераны»), живописные и графические работы, личные вещи скульптора и его родителей, документы, фотографии, предметы быта. В составе филиала также скульптурная мастерская А.В. Чиркина.
Памятник И.М. Захарову (слайд 8-10)
Каслинский скульптор С.П. Манаенков в 1957 году создал памятник революционеру И.М. Захарову — потомственному рабочему из Каслей, инициатору ежегодных маевок в городе, первому комиссару труда, расстрелянному белогвардейцами в 1918 году. Долгое время был установлен по улице Советской,недалеко от машиностроительного завода, в настоящее время располагается по улице Ленина на дворцовой площади ДК им. Захарова. Реалистическая манера, историческая достоверность облика героя, стремление романтизировать образ — эти признаки заметны в произведении. К сожалению, в последующие годы скульптор не выступал в сфере монументальной пластики, и памятник И.М. Захарову остался единственным в его творческой биографии. Бюст отлит в чугуне, имеет высоту один метр. Постамент (архитектор Н.А. Горских) выполнен из гранита. Общая высота равна 3,35 метра. Следует отметить высокую техническую культуру исполнения.
Мемориальный комплекс (слайд 11)
«Наказ матери» (слайд12)
При въезде в город Касли по улице Ленина к 40-летию Победы был установлен памятник «Наказ матери», выполненный местным мастером А.С. Гилевым.
Отражение событий войны в произведении дано «ретроспективным» методом. Скульптор изображает волнующую жизненную сцену: мать прощается с уходящим на фронт сыном и напутствует его. С большой полнотой выражены чувства расстающихся: тревога и нежность матери, ласковое ответное движение сына. Произведение строится на развернутой повествовательности, которая характерна для многих произведений советской скульптуры.
Среди памятников военной темы, решенных в виде круглой статуарной скульптуры, «Наказ матери» относится к редким в Челябинской области композициям из двух фигур на общем пьедестале.
Памятник отлит из чугуна на Каслинском заводе. Высота фигур – около трех метров. Общая высота монумента – 4,5 метра.
Мемориальный комплекс (слайд 13)
Мемориальный комплекс расположен на каслинском городском кладбище. В 2000 году постановлением Законодательного собрания Челябинской области объявлен памятником истории и культуры областного значения. В состав комплекса включены 80 захоронений с надгробиями, а также часовня в честь Святого Преподобного Серафима Саровского, сторожка смотрителя кладбища и каменная ограда.
В виде бюстов выполненных в чугуне решены надгробия: садовода В.И. Смирноваработы А.В. Чиркина, бюсты Баха, М.Д. Панаева и П.К. Клодта работы А.С. Гилёва.
Из самых ранних скульптурных надгробий, исполненных на высоком профессиональном уровне, следует назвать надгробие Аиды Иовлевой. Его выполнил в1949 году местный мастер П.С. Аникин. Бюст умершейродственен по манере исполненияпортретнымскульптурным творениям эпохи классицизма. Это представление поддерживается,например, легким характерным разворотом головы, едва выступающей в выражении лица улыбкой, элементами декоративности, которые создаются характером прически, завитками волос, рюшами на одежде. Произведение отлито в чугуне, высота его– 0,63 метра.
Наиболее масштабным является надгробие С.М. Гилева.Умерший был известным мастером чугунного художественного литья. Он изображен в минуты творчества, сидящим и сосредоточенным, в руках у него декоративная шкатулка. Отмечая полную уместность подобного решения надгробия в духе жанровой сцены (выполнено оно сыном умершего – А.С. Гилевым). Общая высота этого персонифицированного мемориального сооружения (три метра) превращает его в монумент. Скульптурная часть отлитаиз специального сплава, основой ей служит массивнаягранитная плита. Памятник выполнен в 1972—1974 годах.Архитектор В. П. Чертовиков.
Частью мемориального комплекса является могила Николая Романовича Баха, выполненная в виде каменной глыбы, надпись на камне гласит: «Моему незабвенному мужу академику скульптуры Николаю Романовичу Бах. Родился в Петербурге 27 января 1853 г., умер в Каслях 18 января 1885 г.» Следует отметить, что при проектировании мемориала надгробный камень был перенесен сюда с непосредственного места захоронения.
На территории каслинского городского кладбища расположена часовня в честь Святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца, входящая в мемориальный комплекс. Она была построена в 1904 году на средства А.И. Шелегова – старосты Вознесенской церкви.
Каслинский заводской госпиталь (слайд 14)
КАСЛИНСКИЙ ЗАВОДСКОЙ ГОСПИТАЛЬ (Касли), памятник истории и культуры, образец позднего классицизма, памятник архитектуры федерального значения (с 1995 г.). Расположен в исторической части Каслей (ныне ул. Коммуны). Построен предположительно по проекту М.П. Малахова между 1810 и 1827 гг., когда Каслинский завод был унаследован дочерьми Л.И. Расторгуева – Е.Л. Зотовой и М.Л. Харитоновой; курировал строительство Г.Ф. Зотов. «Больница на 12 человек» (1827 г.) располагалась в одноэтажном Н-образном в плане кирпичном оштукатуренном здании, возведенном на высоком цоколе и доминировавшем над окружающей застройкой. Здание состоит из двух симметрично расположенных объемов, соединенных галереей. Общее декоративное решение сдержаное: центральные оси на главном и дворовом фасадах подчеркиваются портиками, имеющими по четыре колонны дорического ордера с широким антаблементом и треугольными фронтонами. Фронтон портика главного (западного) фасада имеет пластичные декоративные детали – наклонные выступы под выносной плитой карниза (мутулы). В центре портиков – невысокие лестницы, ведущие к входным дверям; площадка крыльца главного фасада ограждена чугунными перилами. Боковые объемы на главном фасаде выделены ризалитами (выступами), также завершающимися треугольными фронтонами. Ступени и ограждения лестницы (со стороны северного бокового фасада) отлиты из чугуна на Каслинском заводе. Служебные помещения и больнич ные палаты расположены вдоль осевого коридора (галереи). Во всех элементах сооружения проявляются черты русского классицизма; в декоре крыльев здания присутствуют элементы барокко (разорванные линии карнизов под фронтонами, слуховые окна – люкарны, детали оформления арочных проемов). В 1920-1930-е гг. перед главным фасадом было поставлено ограждение из чугунных решеток на ленточном фундаменте.
В. М. Свистунов
Энциклопедия Челябинская область
Церковь в честь Вознесения Господня (слайд 15)
ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ (Касли), православный храм.Построен по проекту архитектора Э.X.Г. Сарториуса. Заложен 29 июня (12 июля) 1843 г. на добровольные пожертвования граждан и ежемесячные рублевые отчисления из жалованьяработниковКаслинского железоделательного завода. Руководил строительством заводской приказчик М.И. Дунаев. Освящение приделов храма состоялось: 28 июня (11 июля) 1852 г. – южного (во имя Святого Пророка Илии); 28 июня (11 июля) 1855 г. – северного (во имя Священномученика Харлампия); 1 (14) июля 1855 г. – главного (в честь Вознесения Господня). Первым священником стал отец Алексей (Серебренников, 1830-1897 гг.), который прослужил в храме более 40 лет. Храм 1-этажный, крестово-купольный, с 1 апсидой, 5 куполами и колокольней. Сложен из кирпича, оштукатурен. Шлемовидные купола покрыты листовым оцинкованным железом. Диаметр главного купола – 11 м,высота колокольни с крестом – 56 м. Общая площадь храма – 154 м2. Ядром архитектурной композиции является 4-столпный четверик с сильно выступающей апсидой. К четверику с севера и с юга примыкают прямоугольные приделы. Центр, купол поднят на мощном цилиндрическом световом барабане с двенадцатью оконными проемами. Малые купола также располагаются на высоких цилиндрических барабанах с четырьмя световыми проемами на каждом. Все оконные проемы арочные. Закомары имеют килевидную форму. К основному массиву храма с запада присоединен четверик притвора, над которым возвышается трехъярусная колокольня, выполненная как «два восьмерика на четверике» и увенчаная шлемовидной главкой. Первый ярус колокольни завершается литой ажурной решеткой. Входные порталы располагаются на центральных осях западного, северного и южного фасадов. Наружные декоративные элементы постройки (дорические и ионические пилястры, полуколонны, фризы, килевидные арки, наличники окон) выполнены низкорельефной кирпичной кладкой, дополнены гипсовой лепниной и деталями в профилированной штукатурке. В начале XX века внутренняя часть храма была окрашена голубой масляной краской, покрыта орнаментами и украшена стенной живописью. Росписи соответствовали канонической топографической символике: в главном куполе – Христос, на парусах евангелисты, на столпах – святые угодники. Каждый престол имел свой высокий иконостас. Храм располагал большим количеством утвари из драгоценных металлов. Первые полвека храм не отапливался. Летом 1904 по инициативе церковного старосты А.И. Шелегова были сложены так называемые голландские печи, которые служат до сих пор. В оформлении храма использовано каслинское чугунное литье. Полы паперти, притвора и средней части храма выстланы узорчатыми плитами. Здание расположено на возвышенности и является главной высотной доминантой города. Храм был закрыт в марте 1930 г.; из него изъяли материальные ценности, разрушили иконостасы, сняли колокола и кресты. В здании разместили зернохранилище. В 1943 г. храм был вновь освящен и возвращен верующим. Первые масштабные ремонтно-реставрационные работы инициировал настоятель архимандрит Серафим (Урбановский, 1908–1996), который прослужил в храме 26 лет. При нем в 1977 г. группа московских художников воссоздала высокий иконостас главного алтаря, в 1989 г. колокольня храма была вновь оборудована отлитыми в Воронеже колоколами. С 1998 г. поэтапно реставрируется здание храма: впервые в его истории перекрыты главы, заново оштукатурены колокольня и барабаны куполов. В начале 2000 г. начаты работы по замене кровли и реставрации наружных стен. Настоятель храма с 1998 г. отец Георгий (Головкин).
Л. П. Столбикова
Энциклопедия Челябинская область
Официальный сайт каслинского прихода: http://kasli.prihod.ru
Церковь во имя Святого Николая Чудотворца (слайд 16)
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯ ТОГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (город Касли), православный храм. Церковь построена после 1853 г. рядом с церковью Вознесения Господня. Здание каменное однокупольное. У Никольской церкви находилось первое городское кладбище, оно было обнесено высокой каменной оградой, соединенной с церковной. В 1848 году в связи с эпидемией холеры кладбище было закрыто. В советский период церковь была переоборудована под кинотеатр «Победа». C 1997 г. церковь начали восстанавливать, отремонтировали здание, восстановили купол. В зимний период в Никольскую церковь переносятся богослужения из Вознесенской церкви.
Официальный сайт каслинского прихода: http://kasli.prihod.ru
Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (слайд 17)
ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (город Касли), православный храм. Самое старое храмовое сооружение в Каслях − построена около 1730 г. Во время Крестьянской войны под предводительствомЕ. Пугачева деревянное здание церкви было сожжено, огнем была уничтожена вся церковная утварь. В 1777−1785 гг. владелец Каслинского завода Н.Н. Демидов на деньги, выделенные государственной казной, и пожертвования выстроил каменный храм. В 1930-х гг. обезглавленное здание церкви было переоборудовано под цех; ныне помещение арендует ООО «Каменный пояс». Кроме всего перечисленного можно добавить, что (слайд 18)500 фонарей украшают Имеретинскую набережную. Она проходит вдоль моря, мимо олимпийской деревни, ледовых дворцов парка и новых гостиниц, окаймляя береговую полосу. Общая протяженность – почти семь километров.
Как отмечает генеральный директор Каслинского завода архитектурно-художественного литья Владимир Киселев, это был ответственный и ко многому обязывающий проект.
- Несмотря на трудности, завод выполнил заказ в рекордно короткое время — четыре месяца, с неизменно высоким качеством продукции, которая уже успела выдержать испытание стихией, – говорит Владимир Киселев.– Во время сильного шторма волны разрушили добрую сотню метров инженерной защиты территории Имеретинской набережной. На снимках, присланных на сайт завода, видны пальмы, вырванные с корнем, разломанные бетонные плиты, некоторые из них перетащило на несколько метров вглубь прогулочной зоны, и только чугунные фонари с клеймом «Каслинский завод» не пострадали и прочно стоят на своем месте.
Высота одного фонаря – 3,5 метра, вес – 211 килограммов. Каждый фонарь состоит из девяти деталей, которые прошли долгий путь от эскиза и создания модели до формовки, обработки и покраски.
Продукцию Каслинского завода можно увидеть во время Олимпиады и в выставочном павильоне Уральского федерального округа, где разместятся изделия народных промыслов. Значительная часть экспозиции отведена художественному литью, да и сам павильон оформлен в стиле каслинского литья.
Учитель раздает материал для выступления. Обучающиеся подготавливают материал.
Церковь в честь Святой Троицы (слайд 20-24)
ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (село Ларино Каслинского района), пра вославный храм. Освящен 19 февраля 1867 г. Здание деревянное, в 1882 г. обнесено каменной оградой с мраморными столбиками и железными решетками. В 1893 г. прихожане храма самостоятельно приступили к постройке нового каменного здания, в 1897 г. закончили кладку и покрыли железом. В 1899 г. здание оштукатурено, в 1900 г. начаты работы по внутренней его отделке, установлены кресты. В 1930-е гг. церковь закрыли. И хотя до кононца XX в. использовали ее не по назначению, она хорошо сохранилась: уцелели росписи, фрески, окна, решетки, рамы, двери, пол. Наполовину цел иконостас, место престола. В рабочем состоянии находятся дымоходы. В 2000 г. настоятелем вновь созданного Ларинского прихода был назначен Л.А. Слободчиков. Членами общины (около 50 человек) проведена уборка в храме, начато юридическое оформление документации по его восстановлению. Помощь настоятелю в решении организационных и финансовых вопросов оказывают жители села Т.М. Сарафанова, Н.Л. Попова и староста храма М.А. Чудинов. В 1999 г. постановлением Законодательного собрания Челябинской области церковь объявлена памятником архитектуры (№ 89).
М. Л. Еременко
Энциклопедия Челябинская область
3.Закрепление (слайд 26)
Выполнение заданий обучающимися –назвать достопримечательности по картинкам . Выставление оценок.
4. Рефлексия. (слайд 27)
Высказывания записывают на листочках, проговаривают, сдают учителю.
5. Домашнее задание. (слайд 28)
Сообщение или презентация о своем селе.