12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
дьячкова Татьяна валерьевна301
Дьячкова Татьяна Валерьевна-учитель начальных классов МАОУ" Гимназия56"г.Ижевск.
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Научно-практическая конференция

«Первое открытие»













Автор Тронина Стэфания, ученица 4 класса В











«Дружба белков, жиров и углеводов

в молоке.»







Руководитель

Дьячкова Т.В.





Образовательная организация

МАОУ «Гимназия №56»






Ижевск, 2020





Оглавление

Введение……………………………………………………………………

3

Актуальность темы……………………………………………………..

3

Цель работы, задачи……………………………………………………

3

Объект, предмет, методы исследования……………………………...


Состав молока…………………………………………………………..

4

5

Анкетирование…………………………………………………….

10

Опыты и наблюдения……………………………………………………..

16

Выводы……………………………………………………………………..

28

Литература…………………………………………………………………

29

Приложения………………………………………………………………..

30





























1.Введение

История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. В Древнем Египте, Греции, Риме молоко называли «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».

Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.

Известно, что молоко - полезный продукт. В нем содержатся легкоусвояемые микроэлементы, аминокислоты, кальций, фосфор, а кисломолочные продукты являются источником необходимых для пищеварения бактерий. Современные врачи-диетологи также считают молоко важнейшим продуктом питания.

А что же с белками, жирами и углеводами, без которых невозможна нормальная деятельность организма. Всё живое на земле содержит белки! Белки – основной материал для образования мышц, клеток, тканей и органов. Белок отвечает за перенос кислорода ко всем клеткам и другие необходимые функции. Углеводы- источник энергии. Они необходимы для образования новых клеток, участвуют в регулировке деятельности центральной нервной системы.

Жиры-запас энергии в организме, способствуют усвоению белков, поддерживают иммунитет организма и выполняют ещё достаточно много функций.

А как увидеть, понюхать, поближе познакомиться с этими удивительными веществами?

На помощь нам пришло молоко!

1.1. Актуальность темы

Молоко - продукт достаточно специфический. Мы все знаем его пользу, благодаря насыщенности огромным количеством самых разных необходимых нашему организму веществ. Но также известно и его неспособность усваиваться и нормально перевариваться в организме многих взрослых людей.  Всё это следствие именно состава молока.

Актуальность моей работы заключается в том, что в домашних условиях я постараюсь выяснить количественный состав белков, жиров и углеводов и наличие других веществ в молоке. Полученные результаты можно применить на уроках окружающего мира и дополнительных занятиях.

1.2. Цель, задачи работы

Цель моей работы, заключается в том, что в ходе исследования я хочу изучить состав молока. Выяснить действительно ли в молоке содержатся все основные вещества пищи – это белки, жиры и углеводы.

Задачи работы:

Изучить литературу по теме исследования.

Исследовать состав молока .

Провести опрос-анкету среди учеников 4 «В» класса.

Сделать выводы.

1.3. Объект, предмет, методы исследования

1.3.1.Объект исследования: молоко коровье домашнее, молоко магазинное жирностью 3,4%-6%, молоко магазинное жирностью 2,5 %, сливки жирностью 10%, сливки жирностью 20%.

1.3.2. Предмет исследования: количественный состав белков, жиров и углеводах в молоке разной жирности.

Гипотеза: я предполагаю, что, чем выше жирность молока, тем больше в нём, соответственно, белков, жиров и углеводов.

Методы исследования:

1.Изучение литературы.

2. Опрос и анкетирование.

3.Эксперимент, наблюдение, сравнение.

2. Состав молока

Если Вас спросить, что такое молоко, и на что оно похоже, Вы сравните его с водой, только белой. Так и есть, как и любая жидкость в природе, молоко -это водный раствор определённого набора веществ. В свежем коровьем молоке воды содержится почти 88%. И лишь небольшая оставшаяся часть – это все остальные компоненты, которые определяют все свойства этого продукта. Из растворённых компонентов в сыром молоке больше всего белка. Здесь разные его типы составляют не менее 3%. Причём эта цифра подвержена колебаниям в зависимости от видовой принадлежности животного, от которого молоко получается. Белок содержит все незаменимые аминокислоты. Аминокислоты образуются в результате расщепления белков, они служат для построение клеток. Белки молока можно разделить на две группы: казеин и сывороточный белок.

Жиры тоже играют большое значение, они являются источником энергии и выполняют функции защиты органов.

Из углеводов в молоке преобладает молочный сахар- лактоза (источник энергии). Лактоза способствует развитию полезной микрофлоры в кишечнике ребенка.

Что касается минеральных веществ, то в молоке особенно много кальция и магния. Молочные продукты- поставщики кальция в нашем питании. Молоко обеспечивает нас и некоторыми витаминами.

Кроме того, помимо полезных веществ, из чего состоит молоко, оно может содержать и различные вредные примеси. Это могут быть тяжёлые металлы, антибиотики, гормоны и радионуклиды. Содержание их определяется в первую очередь экологической чистотой местности, в которой содержатся дойные животные. Несмотря на высокую полноценность молока, не все люди хорошо переносят его. Оно вызывает у них расстройство работы кишечника. У некоторых людей аллергия к молоку. Возможны также заболевания - сахарный диабет и сердечно-сосудистое заболевание.

Кисломолочные продукты -это кефир, сметана, творог, сыр. Они ценны прежде всего тем, что содержат в своем составе микроорганизмы, которые и сами по себе полезны для деятельности пищеварительных органов человека. В составе сыров много жира и белка. В сыре много кальция и фосфора, витаминов. В твороге содержится в 12 раз больше белка, чем в молоке, и он усваивается лучше, чем молочный белок.

Вкус свежего молока приятный, слегка сладковатый, цвет желтовато-белый. Консистенция молока жидкая, при нагревании молоко становится более жидким, при охлаждении уплотняется.

Человек употребляет молоко таких животных, как коровы, козы, овцы, лошади, верблюда, оленя. На 1 месте стоит коровье. Второе место занимает козье молоко. Оно содержит много калия, полезно для нашей сердечно сосудистой системы. Овечье в 1,5 раза больше содержит белков и жира, чем коровье, но его в цельном виде не употребляют, оно в основном идёт на приготовление сыров. Кобылье, наоборот, в 1,5 раза меньше белков и жира, чем в коровьем, его применяют при изготовлении кумыса. Оленье в 4 раза превышает по калорийности коровье, его разбавляя водой пьют местные жители Севера. Верблюжье, похоже по составу на коровье, но в нем больше жиров и белков, тоже пьют местные жители.

Состав молока показан на рисунке №1 (Приложение №1).

3. Анкетирование.

Я провела опрос среди учащихся моего 4 класса, с целью определения как относятся к молоку мои одноклассники. Результаты я занесла в таблицу №1, которую можно посмотреть в приложении №2. Диаграммы я оформила в программе Excel, которые показаны на рисунке № 2, в приложении №3.

Из проведенного опроса можно сделать следующие выводы: большинство одноклассников пьют молоко, 18 из них его любят, и 14 пьют каждый день. Большинство предпочитают мороженное (23) и сыры (21), меньше всего кефир (10). То есть все одноклассники знают молочные продукты. По значимости молока большинство, 6 одноклассников, ответили, что молоко полезное и 5 ответили, что молоко укрепляет кости, остальные не знают или не ответили, среди ответов также были, что молоко полезно пить с медом, что молоко -это продукт питания и что в нем есть кальций. А вот по жирности молока и по составу не все знают ответ на эти вопросы, поэтому предлагаю своим одноклассникам разобраться и знать какое молоко они пьют, а по составу я сегодня рассказала во второй части своей работы. На вопрос какое молоко предпочитают магазинное или домашнее большинство, 11 одноклассников, ответили, что магазинное. Из проведенного опроса можно сделать выводы, что не все знают состав молока. Постараюсь, эту тему сегодня раскрыть.

4. Опыты и наблюдения

Для опыта я купила: образец №1 молоко коровье жирностью 2,5 % (магазинное), образец №2 молоко коровье 3,2 % жирности (магазинное), образец №3 молоко коровье сырое (деревенское), образец №4 сливки 10% и образец №5 сливки 20%. (Фото в приложении №4).

Для проведения опыта у меня есть набор юного химика. Я взяла следующее оборудование и химические составы: пробирки, штатив для пробирок, мерный стаканчик, горелку, сухое горючее, зажим, фильтрованная бумага, линейка, пипетки, марля. Медный купорос, щелочь, уксусная кислота. Опыты все проводила под наблюдением папы, Тронина Дениса Александровича. (Фото в приложении №4).

Определение жира

В пробирки налила все виды молока. Наблюдала несколько дней, так как жир не отделяется сразу. Молочный жир находится в молоке в виде шариков, которые защищены прочными упругими оболочками из белка, поэтому не слипаются. Ждала, когда жир всплывет на поверхность- это сливки. На фильтрованную бумагу пипеткой капнула все образцы молока. Замерила линейкой каждое пятно. В методичке в «Юном химике» прочитала, что можно оценивать размер пятна по 5 бальной шкале, у меня получилось, самое большое 5 баллов, самое маленькое 2 балла. Результаты отразила в таблице (Приложение № 5).

Выводы по первому опыту: больше всего жира в образце №5, меньше в образце №2. Жира больше в образце, где больше жирность, указанная производителем, в сливках 20%.

Определение белка

В пробирки налила все виды молока. Добавила раствор медного купороса и немного раствора щелочи. Молоко окрасилось в фиолетовый цвет, что говорит о наличии белка в исследуемых продуктах. Оценивала также по 5 бальной шкале, где цвет более насыщенный 5 баллов, где менее 2 балла. У меня получилось, что у образца №5 больше всего баллов- 5, у образца №1-меньше всего балллов-2. Результаты отразила в таблице №3 (Приложение №5). Фото также в приложении №5.

Выводы: больше всего белков в образце №5, меньше в образце №2. Белков больше в образце, где больше жирность указанная производителем, в сливках 20%.

Определение казеина

В молоке содержится несколько видов белка, основной- казеин, из которого образуется творог. Когда молоко прокисает, оно становится более густым (простокваша), если его нагреть, выпадает белок- так получается творог. Для ускорения процесса добавила уксусную кислоту, в результате перемешивания получились белые хлопья-осадок казеина. Получилось, чем жирнее молоко, тем больше осадок казеина. Оценивала также по 5 бальной шкале, в пробирке где больше осадок 5 баллов, где меньше 2 балла. У меня получилось, что у образца №5 больше всего баллов- 5, у образца №1-меньше всего балллов-2. Результаты отразила в таблице №4 (Приложение №5). Фото также в приложении №5.

Выводы: больше всего казеина в образце №5, меньше в образце №2. Казеина больше в образце, где больше жирность, указанная производителем, в сливках 20%.

Получение сыворотки

Для получения молочной сыворотки я взяла марлю, стакан, перелила составы из всех пробирок, в марле остался казеин, а в стакане молочная сыворотка, в которой содержатся белки и лактоза. В таблице №5 описаны характеристики внешнего вида (Приложение №5).

Проверим, остался ли белок в сыворотке, для этого добавляем голубой раствор медного купороса и 10% раствор щелоча.

Выводы: данный опыт показал, что белок содержится во всех образцах. Судя по окраске меньше всего в образце №2, больше всего в образце №5, что говорит о большом количестве белка в сливках.

Фото, проведенного опыта в приложении №5.

Выявление углеводов.

Полученную сыворотку нагреваю на огне, с помощью зажима, пробирки, горелки и сухого горючего. Наблюдения показали наличие углеводов во всех образцах, так как после испарения жидкости сыворотки появляется сладкий запах. В пробирке №5 запах был более сладкий, поэтому поставила 5 балов. Менее ощутим в пробирке №1. Фото проведенного опыта в приложении №5.

Выводы: больше всего углеводов в образце №5. ( Приложение 5)





5.Выводы


В результате опытов, мною были получены следующие данные:

- образец №1 молоко коровье жирностью 2,5 % (магазинное)-меньше всего белков, жиров и углеводов, по оценке 2 балла

- образец №2 молоко коровье 3,2 % жирности (магазинное)- белков, жиров и углеводов больше, чем в молоке, с жирностью 2,5 %, меньше чем в остальных образцах

- образец №3 молоко коровье сырое (деревенское)- показатели такие же, как и в образце №4, сливки 10%- больше, чем в образцах №1 и №2- меньше, чем в образце №5, сливках 20%.

- образец №4 сливки 10%- показатели такие же, как и в образце №3, молоко коровье сырое (деревенское)- больше, чем в образцах №1 и №2, меньше, чем в образце №5, сливках 20%.

- образец №5 сливки 20% по всем проведенным опытам больше всего белков, жиров и углеводов, чем в остальных образцах.

Тем самым я подтвердила свою гипотезу, чем выше жирность молока, тем больше в нём, соответственно, белков, жиров и углеводов.

В результате опыта я убедилась, что во всех продуктах молочного происхождения содержатся белки, жиры и углеводы, необходимые для полноценного функционирования организма.

С полученными данными я познакомила учеников четвертых классов нашей гимназии.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по изучению молочных продуктов. Планирую посмотреть, как измениться количественный состав белков, жиров и углеводов при изготовлении кисломолочных продуктов из различных видов молока.





6. Список используемой литературы

6.1. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. Издательство «Педагогика-

Пресс», М., 1993.

6.2. Энциклопедия. Все обо всем. Компания «Ключ-С», М., 1995

6.3. Энциклопедия. Все обо все. Компания «Ключ-С», М., 1994

6.4. Энциклопедия. Все обо все. Компания «Ключ-С», М., 1993

6.5.Детская энциклопедия. Химия. Я познаю мир.Издательство «АСТ-ЛТД», М., 1997

6.6. Тайная история еды. Издательство «Книжный Клуб 36.6», М., 2008

6.7. Биохимия молока и молочных продуктов. К.К. Горбатова, М., 1980

6.8. Молоко и молочные продукты. П.В. Кугенев., Издательство «Россельхозиздат», М., 1981

6.9. Масло, сыр и молоко. Т.И. Ильичева. Издателство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006

6.10. Технологии пищевых производств. А.П. Нечаев, И.С. Шуб, О.М. Аношина, издательство «КолосС», М., 2005

































Приложения.































Приложение №1

Рисунок №1. Состав молока

t1636903013aa.gif

Жиры



t1636903013aa.gift1636903013aa.gif

Молочный сахар

Белки







t1636903013ab.gift1636903013ac.gift1636903013ad.gif







t1636903013ae.gif



Молоко





t1636903013af.gift1636903013ag.gif

t1636903013ah.gif







t1636903013ai.gift1636903013aj.gift1636903013ak.gif

Минеральные вещества: кальций, фосфор, калий, натрий, магний, хлор

Витамины А, В, С, D

Вода















Приложение №2


Таблица №1. Итоги опроса о молоке одноклассников 4 «В» класса


Вопросы

Варианты ответов

Результаты

Выводы

Любите ли вы молоко? Почему?


-

Да –18, из них: полезное и вкусное -15, не ответили почему-4

Нет- 8, из них аллергия 1, не ответили почему- 6, невкусное 1

18 одноклассников пьют молоко, потому что оно вкусное и полезное, один не пьет, потому что аллергия, одни не пьет потому что считает, что молоко не вкусное, 4 не ответили почему не пьют



Как часто вы употребляете молоко?


каждый день

иногда

никогда

каждый день -14

иногда -11

никогда-1

14 одноклассников пью каждый день, 11 иногда, 1 не пьет (думаю у кого аллергия)



Как употребляете молоко?

пью

каши

молочные продукты

все варианты

пью-3

каши-2

молочные продукты-8

все варианты-18

18 одноклассников употребляют все варианты, 8 в виде молочных продуктов, 2 -каши, 1- пьет молоко (наверное перед сном)








Какие еще молочные продукты вы употребляете в пищу?

сыр

йогурт

кефир

творог

сметана

масло сливочное

мороженное

другой вариант

сыр - 21

йогурт - 20

кефир – 10

творог -20

сметана -19

масло сливочное -15

мороженное-23 другой вариант: все молочные продукты

23 одноклассника любят мороженное, 21 сыр, 20 йогурт и творог, 19 сметану, 15 масло сливочное, 10 кефир, 1- все молочные продукты

Какое значение имеет молоко для человека?


-

полезное-6

с медом помогает выздороветь -1

не ответили-5

кальций-1

укрепляет кости -5

витамины -2

большое -1

помогает расти -1

не знаю- 3

как продукт питания -1

человек не может без молока -1

На первом месте вариант -полезное- ответили 6 одноклассников, на втором месте – укрепляет кости, ответили 5, 5 – не ответили, 3- не знают значение, по одному ответу, что с медом полезно пить, как продукт питания, кальций, помогает расти и человек не может без молока














Какой жирности молоко вы пьёте?


2,5%

3,2%

не знаю

другой вариант:

2,5% -9

3,2% -4

не знаю -11

другой вариант-1,5%, 3,4%, 4,2%

Большинство, 11 одноклассников, не знают какой жирности молоко они употребляют, 9 -2,5%, 4- 3,2 %, и по одному ответу, что пьют молоко жирностью 1,5%, 3,4% и 4,2 %

Знаете ли Вы состав молока ?

-

нет – 23

не ответили -2

витамины, жиры -1

23 одноклассника не знают состав молока, 2 не ответили и один ответ витамины и жиры, сегодня я рассказала более подробно о составе молока

Какое молоко Вы предпочитаете: домашнее или магазинное


-

домашнее -4

магазинное - 11

не ответили - 1

и то и другое - 5

никакое -3

не пью -1

11 одноклассников предпочитают магазинное, 4 покупают домашнее, 5 любят и то и другое, 1 не ответил, 1 не пьет






















Приложение №3


Диаграммы к опросу о молоке одноклассников 4 «В» класса


t1636903013al.gift1636903013am.pngt1636903013an.gift1636903013ao.gif


t1636903013ap.gift1636903013aq.gif

Рис.2. Диаграммы по таблице №1.










Приложение №4

Фото к п.4. «Опыты и наблюдения»

t1636903013ar.jpg

t1636903013as.jpg

t1636903013at.jpg

t1636903013au.jpg















Приложение №5

Таблица №2. Результаты опыта №1

Наименование

Образцы (оценка размера пятна по 5 бальной шкале)

1

2

3

4

5

Жир

2

3

4

4

5



Таблица №3. Результаты опыта №2

Наименование

Образцы (оценка фиолетового цвета по 5 бальной шкале)

1

2

3

4

5

Белки

2

3

4

4

5



Фото к опыту №2.

t1636903013av.jpg

t1636903013aw.jpg

t1636903013ax.jpg

t1636903013ay.jpg





Таблица №4. Результаты опыта №3

Наименование

Образцы (оценка осадка казеина по 5 бальной шкале)

1

2

3

4

5

Казеин

2

3

4

4

5



Фото к опыту №3.
t1636903013az.jpg

t1636903013ba.jpg





Таблица №5. Образцы (описание внешнего вида). Опыт №4.

Наименование

1

2

3

4

5

Сыворотка

более желтоватого оттенка, самое густое

Более прозрачная

Белый

цвет

Более белый, чем образец №2 и 3

Самый белый оттенок, как молоко



Фото к опыту №4.

t1636903013bb.jpg

t1636903013bc.jpg

t1636903013bd.jpg

t1636903013be.jpg

t1636903013bf.jpg

t1636903013bg.jpg

t1636903013bh.jpg



Фото по опыту №5.



t1636903013bi.jpg

30


Автор материала: С. Тронина (4 класс)
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.