"Крахмал - источник углеводов и его свойства"
Муниципальное бюджетное общеобразовательная
средняя общеобразовательная школа п.Красноглиный
Исследовательская работа
«Крахмал – источник углеводов и его свойства»
Разработчик: Поминова Мария,
ученица 3 класса
п.Красноглинный, 2018г.
Содержание
Ведение
Теоретический этап
Практический этап
Заключение
Литература
Введение
В наше время большое внимание большинство людей уделяют здоровому питанию. Особенно в этом нуждается наш детский организм, который растёт и развивается. На уроке окружающего мира мы изучали тему «Наше питание» ,в ходе которого узнали, что организму человека необходимы питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины). Оказалось, чтобы человек был сильным и активным ему для этого нужна энергия, а её можно получить употребляя углеводы.
Выяснилось, что источником углеводов является продукты в которых находится крахмал. Мне захотелось больше узнать о роли этого углевода в питании, который находится в цветном мешочке на нашей кухне.
Мне стало интересно, а что это за вещество – крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не видим? Как получают крахмал и где используют? Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?
Так я стала работать над темой «Крахмал – источник углеводов и его свойства».
Цель исследования: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.
Задачи исследования:
1. Изучить информацию о крахмале.
2. Изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания.
3. Провести опрос среди учащихся начальной школы о любимых продуктах питания.
4. Провести опыты на наличие крахмала в продуктах питания.
5. Провести анализ результатов опроса.
Объект исследования: крахмал.
Предмет исследования: продукты питания.
Гипотеза: я предположила, что если подробнее изучу крахмал, познакомлюсь с его свойствами, узнаю где применяется крахмал, то эти знания помогут оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения не только в свой рацион питания.
Методы исследования: изучение литературы, опыты, опрос, наблюдения.
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения.
Теоретический этап
Для начала я обратилась к словарям, для того чтобы узнать, что же такое крахмал с научной точки зрения.
В словаре Ожегова: Крахмал - Углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен.
В Энциклопедическом словаре: крахмал - родом из польского языка запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов - амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях. Крахмал - основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и др. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном и других производствах, а также в фармацевтической промышленности.
Из интернет источников я узнала, что крахмал является сложным углеводом, очень необходимым для нормального развития и функционирования человеческого организма. Этот углевод может быть двух видов.
Природный. Данный вид можно смело употреблять в пищу, не беспокоясь о своём здоровье. Такой природный углевод содержат злаки, корнеплоды, картофель, чечевица и крупы.
Рафинированный. Может быть кукурузный, пшеничный, картофельный, ржаной, ячменный и рисовый.
Это вид углевода наполняет организм человека ненужными килокалориями, из-за которых человек полнеет.
Рафинированный крахмал принято использовать для улучшения вкуса, а так же для регулирования консистенции продуктов. Поэтому крахмал добавляют в различные соусы, йогурты, молочные напитки, кондитерские изделия об этом я узнала, проведя опрос среди учителей младших классов.
3. Практический этап
1) попытаюсь выделить крахмал из клубней картофеля ;
2) проверю наличие или отсутствие крахмала в продуктах питания с помощью раствора йода.
Исследование № 1 (получение крахмала):
Для этого не нужно специального оборудования, а всего лишь нож, тёрка, миска и сам картофель. Картофель нужно очистить от кожуры и натереть на крупной тёрке, залить всё это холодной водой и дать постоять, пока крахмал из картофеля не отделится в воду. Затем эту воду процеживаем от остатков картошки и оставляем.Когда вода станет прозрачной на дне мы увидим белый осадок.
Вывод: осевший крахмал остался на дне.
Исследование № 2 (крахмал не растворяется в холодной воде):
Нам понадобится: стакан с холодной водой, крахмал. Беру стакан с холодной водой, кладу в неё крахмал, взбалтываю. Мы видим мутный раствор, крахмал не растворился. Он оседает на дно.
Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде.
Исследование № 3 (при взаимодействии с горячей водой превращается в клейстер):
Крахмал заливаю горячей водой и размешиваю. Раствор начинает густеть, он имеет способность к склеиванию. Так получают клейстер. Это свойство крахмала используется для склеивания, крахмаления белья, приготовления желе, киселей и других блюд. Это свойство я использовала для того чтобы сделать тарелку из папье маше и вазочку из накрахмаленной салфетки.
Вывод. При нагревании раствор превращается в вязкую массу (клейстер).
Исследование № 4 (как проверить присутствие крахмала):
На салфетку я капнула йод, пятно получилось коричневого цвета, рядом на ту же салфетку насыпала немного крахмала и тоже капнула йод, пятнышко получилось фиолетового цвета.
Вывод. Присутствие крахмала можно проверить при помощи йода.
Исследование № 5 (испытание на продуктах питания):
Перед этим исследованием я провела опрос среди учащихся начальных классов о том, какие продукты питания они предпочитают.
Были опрошены 32 учащихся. Среди ответов выделилась группы по большинству ответов:
Арбуз 6человек;
Рыба 5 человек;
Яблоко 3 человека;
Банан 2 человека.
Арбуз не удалось протестировать, так как сейчас зима и его не продают в наших магазинах. В рыбе крахмала не оказалось, так же как и в яблоке, а вот в банане крахмал присутствует.
Исследование № 6 (ещё я решила проверить есть ли крахмал в продуктах, которые мы с мамой употребляем в пищу: творог из магазина, йогурт, колбаса, хлеб):
Вывод: в твороге, йогурте и хлебе крахмал присутствует, а в колбасе частично.
Заключение
В ходе своего исследования я достигла своей цели: нашла крахмал в банане, йогурте и твороге, узнала о его свойствах, узнала способ обнаружения крахмала в продуктах питания.
Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов нельзя. Их должно быть не более20 % в пище.
Как же сделать правильный выбор? Просто нужно придерживаться некоторых правил при использовании продуктов:
Выбирать крупу с целыми зернами, а хлеб – из муки крупного помола или с отрубями.
Поменьше булочек, чипсов, полуфабрикатов.
Больше двигаться и заниматься спортом.
И тогда никакой крахмал не навредит вашему здоровью!
Литература
1.Большая советская энциклопедия: http://slovar.cc/enc/bse/2008594.html
2. Толковый словарь Ожегова
3.Википедия:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%B
4. О том как люди научились готовить крахмалосодержащие продукты. Польза и вред http://sostavproduktov.ru/komponenty/uglevody/krahma