Эссе "Милосердие вчера и сегодня.... (размышления над портретом Елисаветы Феодоровны)

5
0
Материал опубликован 27 October 2019 в группе

Автор публикации: М. Лабуз, ученица 11 класса


q1572154654.png
Елисафета Феодоровна

Фридрих Август фон Каульбах


Передо мной портрет необыкновенно красивой женщины. Он производит на меня неизгладимое впечатление. От него исходит какая-то необъяснимая энергия, тепло, не поддающееся сознательному объяснению. Я вспоминаю, что однажды уже чувствовала нечто подобное. Это случилось, когда я первый раз в жизни переступила порог Церкви. Тогда меня поразило сочетание неземной силы с необыкновенной легкостью, умиротворённостью. И вот, те же ощущения сейчас, при взгляде на совершенно незнакомую женщину, о которой я ничего не знаю, кроме имени Елисавета Феодоровна…

Повинуясь непреодолимому интересу к этой женщине, направляюсь в библиотеку и знакомлюсь с биографией Елисаветы. Полученные сведения ошеломили, и я ещё долго не могу собраться с мыслями, снова и снова возвращаюсь к облику на портрете…

Теперь мне стало понятно, почему я, до настоящего момента, ничего не знавшая о Елисавете, провела «незримую нить» от неё к Церкви, связав их между собой воедино. Такая ассоциация была сделана мной не потому, что Елисавета Феодоровна причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских…  Дело в её жизни, которую Она превратила в Благодеятельность, в жизни, которой Она питала других, отдавая себя без остатка, ничего не получая взамен.

Не каждый человек может ТАК прожить свою жизнь. Таких людей единицы. Это не может быть, тем более в наше время, личной установкой или принципом жизни. Это дано свыше и, может быть,  это и есть Дар Божий? Излагая свои мысли, я совсем не хочу сказать, что все, окружающие нас люди черствы и не способны на Милосердие. Это не так, мы просто слишком заняты собой. Судите сами: человек, начиная с момента рождения, в первую очередь удовлетворяет свои потребности: в еде, одежде; затем, вступив в пору зрелости принимается за стремления: к обучению, продвижению по службе, и,  наконец, на завершающем этапе жизни, человек удовлетворяет потребности и стремления своих потомков. Таким образом, большая часть человеческой жизни направлена на преодоление этого самого «стандартного» жизненного пути по проторенной сотнями поколений, дороге. И в этой жизненной суете, вращающейся вокруг себя, мы, зачастую,  не обращаем внимания на нуждающихся в нашей помощи людей. Потому что мы бессердечны и эгоистичны? Потому что нам нет дела до чужих проблем? Не думаю. Всё дело в том, что у нас нет на это свободного времени, так как наша бренная жизнь рассчитана до конца по минутам. Во всяком случае, нам так кажется... Елисавета Феодоровна же посвятила милосердию, благодеятельности БОЛЬШУЮ часть своей сознательной жизни. Согласитесь, что это нереально огромное количество времени для современного, постоянно занятого человека??! Причём реальная помощь этой Святой Женщины людям имела всеохватывающий, я бы сказала, глобальный масштаб,  ведь она помогла СОТНЯМ(!) человек, как морально, так и материально. Можете ли вы привести пример ПОДОБНОГО проявления милосердия на примере людей, проживающих в нашей с Вами исторической эпохе? Я лично в этом сомневаюсь. К сожалению, случаи проявления  Искреннего Высшего Человеческого Милосердия, единичны.

Бабушка часто говорила мне: «На всё воля Божья и всё, что ни делается, всё к лучшему». Весь смысл этого выражения открылся мне во время знакомства с биографией Елисаветы.

Елисавета была внучкой королевы Виктории, соответственно, Она занимала высокое положение в обществе Дармштадта - первоначальной кровной Родины Русской Небесной Защитницы Руси. Роскошная светская жизнь, посещение балов, блеск и шарм - должны были стать неотъемлемыми компонентами Её жизни. И действительно, можно ли было ожидать чего-то другого от обеспеченной юной особы? Но  Елисавета, вопреки уготованному для неё сценария жизни, вышла замуж за брата императора Александра Второго и переехала в неприветливую Россию, Россию, где впоследствии  она потеряла одного из самых дорогих ей людей – горячо любимого мужа, павшего жертвой революционеров, в Россию, которая перечеркнула всю знатность Её происхождения, в Россию, залитую слезами и кровью,  но в страну, для которой Елисавета стала Святой Заступницей. Никто никогда не сможет объяснить этот сделанный Ею выбор и, тем более, чем он был мотивирован: стремлением молодой души к освоению новых просторов или тем, что Её судьба  была предрешена и заранее ей уготована Всевышним? Как бы то ни было, но появление Елисаветы на Русской земле было не случайно и имело собой единственную цель – творить добро и сеять Благодать, посредством чуждого людям того времени – МИЛОСЕРДИЯ. Её супруг  был глубоко религиозным человеком, очень часто они вместе посещали церковь и, немного погодя,  Елисавета, воспитанная на догмах протестантства, приняла Православную веру, чем все Её иностранные родственники были огорчены. Этот поступок Елисаветы, с моей точки зрения, и определил все Её дальнейшие действия. Она полюбила Россию и весь её народ, гораздо сильнее, чем любой другой русский патриот. Кажется весьма странным  и необъяснимым тот факт, что женщина «чужих кровей» посвятила Себя служению России, Русскому народу, Православной Церкви, в то время как истинные, коренные представители Руси, напротив, бежали за рубеж в поисках новой, более лучшей жизни. А в это время Святая Великомученица Елисавета, мужественно боролась за жизни оставленных на произвол судьбы государством и согражданами, людей. Я не хотела бы заострять внимание на сухой констатации фактов, связанных с личностью Елисаветы Феодоровны. Посредством своей работы, я хочу показать лишь своё собственное отношение к понятию Милосердия, олицетворённого в облике Святой Заступницы Руси.

Начало русско-японской войны было чревато для России тяжелыми последствиями. На фронт были призваны практически все мужчины – кормильцы. На хрупкие женские плечи легли тяжелые мужские обязанности. Далеко не все смогли справиться с этим сложным испытанием. Катастрофически увеличилось количество смертей, на улицах городов появилось множество нищих, обездоленных, детей-сирот, и все они искали пристанища, хлеба, ночлега. В сложившейся ситуации, Елисавета Феодоровна  «работала на два фронта» в прямом смысле этого выражения. Организовывала за свой счёт санитарные рейсы поездов, снабжала наши войска необходимыми медикаментами, одеждой, продовольствием  - с одной стороны;  посещала приюты и больницы, помогала благим делом и добрым словом оставшейся гражданской части населения,  сознательно отрекаясь от мирских забав и развлечений – с другой стороны. В заботе об окружающих, она отыскала Своё Естество…

Затем,  был зверски убит Её муж,  но Великая Матушка, как Её ласково называли, нашла в себе силы жить дальше… для других, относиться к людям ещё терпимей и с ещё большим пониманием.

Меня очень поразил тот факт, что Елисавета просила Николая Второго о помиловании Каляева - убийцы своего супруга. Даже после того, как Она видела, и, более того, собственноручно собирала останки мужа, разорванного бомбой, брошенной в его экипаж, она простила… На такое способны лишь люди, обладающие Ангельским Терпением и Господним Прощением. Я знаю, поступить так, как поступила Великая матушка, я бы не смогла, и моя грешная душа нашла бы своё успокоенье, только если человека, заставившего страдать родных для меня людей, не было бы более на свете. Я знаю, что это неправильно, и, поэтому, преклоняю колени перед Святой Елисаветой Феодоровной.

Ещё до этого момента у этой поистине Святой Женщины,  была возможность вернуться к прошлой, беззаботной жизни, но Она продала всё своё имущество и начала воздвигать Марфо-Мариинскую обитель, Будущее Сердце Русского Милосердия, тем самым, связав себя с Россией навсегда. Но  благое намерение – воздвигнуть Духовную Обитель - столкнулось с рядом  непредвиденных препятствий, связанных с благоустройством, оборудованием, и даже Уставом строящегося учреждения. Но, несмотря ни на что, Марфо-Мариинская Обитель открылась и начала принимать в своё лоно обездоленных, нищих, потерявших всякую надежду, людей. И каждый день Обитель Милосердия в лице 150 сестёр и их Духовной Наставницы оказывала людям необходимую помощь посредством оборудованных в Посаде бесплатной аптеки и столовой, больницы и приюта для девочек, библиотеки. Сюда приходили люди, делившие между собой,  сёстрами и Святой Матушкой не только трапезу и крышу над головой, но и слёзы и улыбки, радость и горе… Мне кажется, что Елисавета приходила в наш мир, с той же функцией, что была у Иисуса Христа - спасти Человечество.

И умерла Она в муках как сын Божий. Святую Великомученицу, вместе с другими людьми, сбросили в глубокую шахту, где она получила тяжелейшие увечья и травмы, но, даже находясь на грани жизни и смерти, Она не отреклась от Своего Дела: превозмогая чудовищную боль, перевязывала раны пострадавшим, поддерживала Словом и Молитвой, ибо знала, что не оскудеет рука дающего.

Вот таким было Милосердие вчера. По сравнению с ним, нынешнее милосердие, имеет весьма плачевный, я бы сказала, критический характер, потому что  искренняя Благодать рождается от Милосердия, а корыстные подачки – от лицемерия.

Милосердие сегодня – это «милосердие»

К сожалению, понятие милосердия в наше время носит весьма условное обозначение. Познакомившись с биографией Елисаветы Феодоровны, я задумалась о том, есть ли Милосердие сейчас вообще? Не осталось ли оно лишь на страницах исторической хроники, как нечто забытое и уже не актуальное? Возможно, не все согласятся с  поднимаемыми мной  вопросами и упрекнут меня в «чрезмерном сгущении красок». Да, действительно, в средствах массовой информации регулярно фигурируют сообщения о проявлении «милосердия» в тех или иных формах: «Господин Т. подарил детскому дому новейшие компьютеры и спортивный инвентарь. Госпожа С. пожертвовала круглую сумму  на проведение благотворительных акций». Поистине благородные поступки, не правда ли? Вот только, если не закрывать глаза на окружающую действительность, выясняется, что в большинстве случаев, человек просто  пытается достичь сугубо своих, личных целей: пополнить послужной список, приобрести репутацию благодетеля и завоевать доверие третьих лиц. Вот только эти цели никак не вяжутся с основополагающей идеей Милосердия – делать добро от души, не преследуя корыстные мотивы. В последнее время получила широкое распространение тенденция заниматься «благотворительностью» с целью искупления грехов. Такие люди, видимо, всерьёз полагают, что купить можно всё, в том  числе и Прощение Господне. Но как сильно они заблуждаются… Благие поступки, связанные с Милосердием, исходят из сердца, зависят от морального  внутреннего стремления помогать окружающим, а не от финансового и экономического положения в стране. Моё мнение можно было бы назвать необъективным, если бы я имела в виду всех благотворцев, не разделяя их на творящих добро во имя корысти и творящих во благо. Надо заметить, что число последних катастрофически уменьшается, и, если так будет дальше продолжаться, сможем ли мы рассчитывать на светлое будущее для своих потомков?

К сожалению, мои размышления по этому поводу, имеют под собой вполне реальную основу, продиктованную рядом случаев, в которых я была задействована в качестве наблюдателя. Приведу один пример. В некотором городе Н получили большой общественный резонанс действия одного кандидата в предвыборной гонке. Человек взял на своё попечение детский дом, оборудовал его по последнему слову техники, отремонтировал корпус здания, пригласил на работу высококвалифицированных воспитателей, установил им довольно высокий оклад, и стал регулярно организовывать  экскурсии по данному учреждению с целью оценить результаты своего труда.  Мне тоже представилась такая возможность побывать там, и я не могла нарадоваться весёлыми и счастливыми личиками ребятишек. Но всё хорошее имеет свойство заканчиваться. Закончилась и предвыборная гонка. По её результатам  доверие было оказано, конечно же, человеку, реально занимающемуся проблемами детей, оставшихся без попечения родителей.  Но как же обстоят дела в детском доме сейчас? Моё повторное появление в данном учреждении было совершенно случайно,   и я поразилась произошедшей за два месяца метаморфозе. Огромный компьютерный зал был абсолютно пуст. Потом мне пояснили, что все компьютеры сломались, и были отправлены в ремонт на неопределённый срок. На месте новой мягкой мебели появился старенький, с потёртой обшивкой мебельный гарнитур, и даже  шторки, придававшие особенный, домашний уют, тоже. непостижимым образом, исчезли. Ещё сильнее меня поразили  лица работающего в детском доме персонала: они вообще ничего не выражали. Хотя ещё только 2 месяца назад, при большом скоплении людей, в  ажиотажном движении предвыборной гонки,  их лица излучали улыбки, пропитанные «неземной» любовью к детям. Можно ли сравнивать этот случай с  Милосердным Служением Елисаветы Феодоровны Человеку, России, Церкви, руководствующейся в своей деятельности, принципом гуманизма? Не думаю.

Таким образом, слово Милосердие людьми в наше время трактуется по-разному. Одни пытаются подстроить его под себя, использовать для достижения собственных целей. Другие – просто Живут, помогают Жить другим, но не из чувства гражданского долга или общественной морали, а по велению Сердца, исполненного Милостью.

Конечно, я никогда не стану Такой, какой была Елисавета Феодоровна. Я знаю, что никогда не смогу покинуть Бытие собственной жизни, ради служения другим людям. Наверное, я слишком эгоистична для этого. Но я никогда не забуду Урок Жизни, который Великомученица Елисавета Преподала Человечеству, в целом,  и мне, в частности.  В недалёком будущем, я возьму из детского дома на воспитание ребёнка. Я  уверена, что сделаю его счастливым и, возможно, приобрету ощущение не зря прожитой жизни. И цель моя будет – воспитать моих детей в духе прошедшего времени, воспитать в них Милое Сердце.

  

Комментарии
Комментариев пока нет.