Эссе на тему "Смотри и увидишь", посвященное юбилею литературного произведения: 80-летию с момента первой публикации сборника К.Г. Паустовского "Мещерская сторона".
Автор публикации: А. Куликова, ученица 9 класса
Конкурсная работа на Всероссийский конкурс сочинений 2019 г.
Куликовой Анастасии, ученицы 8 класса Муниципального общеобразовательного учреждения Гореловской основной общеобразовательной школы Брейтовского района Ярославской области
Тематическое направление: Книга – это товарищ, это верный друг (В. Соллогуб): юбилеи литературных произведений
Жанр: эссе
Однажды, читая книгу, я заметила, что слежу за развитием сюжета, а описания природы просматриваю быстро и поверхностно, не задумываюсь, как тщательно автор рисует пейзаж, чтобы раскрыть образ героя и создать для него окружающий мир. Так смотришь в книгу и не видишь красоты. Приглядишься лучше и ту же невнимательность замечаешь за собой и в реальности. Живешь в лесу и знаешь, что он зеленый и большой, в нем можно заблудиться, там в июле черника, а в сентябре клюква. И всё. Так смотришь вокруг и не видишь красоты.
Я хочу рассказать о том, как книга научила меня не просто смотреть, но смотреть и видеть.
За сборник «Мещерская сторона» в прошлом году, в седьмом классе, я бралась с неохотой. Думалось, что рассказы о природе мало интересуют современного читателя, потому что в них часто почти ничего не происходит. Но оказалось, что описания природы, которые раньше хотелось пролистать, у Паустовского точные, яркие и глубокие. Это даже не описания, а картины. Эта природа – не фон для героя, она сама – герой. Даже мещерские жители у Паустовского нужны, чтобы читатель лучше понял тот мир, что описывает автор. Косматый дед в поезде рассказывает, как с трудом выкапывали из болота гигантский скелет оленя. Или городской старик, который без конца вздыхает и восхищается природой, но никак не может поймать ни рыбки. Наконец, вытянул все же из реки огромную щуку, залюбовался «голубушкой» и от нее же получил звонкую оплеуху.
Паустовский описывает природу неяркую, скромную, но прекрасную. Нужно почувствовать красоту этих картин, «изящество, алмазный блеск самого простого слова», - как говорил о языке и стиле Паустовского Юрий Васильевич Бондарев. Автор «Мещерской стороны» учит, что стоит только приглядеться к окружающему миру, как он «делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу».
Я живу в лесном краю, и лес начинается сразу за нашим домом. Что я, глядя на лес каждый день, так и не разглядела в нем? Этот вопрос неизбежно задашь себе, когда увидишь красоту в прозе Паустовского.
Лесная дорога от дома к реке ведет в березовый перелесок, переходящий в смешанный лес, который сменяется густым сосновым бором. Иду и, даже не поднимая головы, вижу многое. Мшистые тропинки петляют между густых черничных кустов, приходится раздвигать руками папоротник. Если углубиться в лес в сторону Рыбинского водохранилища, появляются заболоченные места, где никто не ходит: под ногами сырой мох, во вмятинах следов собирается вода. А ближе к высокому берегу реки Чеснавы становится гораздо суше и светлее. Земля покрыта скользким ковром желтых иголок, усыпана шишками. В солнечный день все здесь желтое, янтарное и золотое. Зелень только наверху, ветви разрастаются, пытаются занять все небо.
У корней деревьев лес близкий и вещественный, а поднимешь голову – понимаешь, как мал в лесу ты и как он велик в сравнении с тобой. Наверху ветер и волны, «леса шумят великим океанским гулом». Лес обрывается на крутых берегах реки, вдали над водой заходит солнце. Смотришь на закат и испытываешь какое-то смутное чувство, которое невозможно высказать. Если прав Паустовский, умевший восхищение природой облечь в слова, это и есть «простое и бесхитростное счастье…близости к своей земле».
В одном из дневников писатель говорит о себе: «Бог прислал меня на землю с даром красок. Поэтому – я художник». Не каждому дано быть художником, но научиться видеть красоту может каждый, нужно только открыть глаза. Сколько прекрасного можно увидеть за одну лесную прогулку в несколько километров! А то, что пропустишь сейчас, будет открытием в следующий раз, ведь ты обязательно вернешься. Вернешься не только смотреть, но и видеть. Увидел – понял, понял – научился ценить.
Сборник «Мещерская сторона» был впервые опубликован 80 лет назад. Представляю, как первые читатели, закрыв книгу, оглянулись вокруг и увидели то, что не замечали раньше: «всю прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы». Так же будет и с будущими читателями: «За Паустовского я спокоен. Его будут читать и через сто лет», - пишет Константин Александрович Кедров. Он утверждает: «Некоторые писатели достигли такого уровня, что их книги переросли литературу, стали явлением природы, неотделимой деталью русского пейзажа».
Книги учат и направляют, они как верные друзья, которые старше и умнее нас и лучше разбираются в жизни. «Мещерская сторона» показала мне, что мир, в котором я живу, гораздо глубже и красивее, чем я думала. Эта книга звучит как музыка, она и сейчас говорит мне: смотри и увидишь.
Юлия Васильевна Воробьева
Волкова Надежда Павловна